Автор: Рыбченко Елена Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Школа-интернат №30
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: "Дистанционное обучение"
Раздел: начальное образование
ЭЛЕКТРОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ
ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ
ОНЛАЙН
ОБУЧЕНИЕ
Дистанционное обучение
Слайд 1
Весна 2020 года из-за карантина была отмечена ростом популярности различных онлайн-
школ, онлайн-ресурсов для организации дистанционного обучения. Все мы погрузились в
мир новых цифровых возможностей.
Слайд 2
Предлагаю
рассмотреть
три
основных этапа,
через которые проходил
запуск
дистанционного обучения на примере моего 4 «Б» класса, школы- интерната № 30.
Основные этапы запуска дистанционного обучения:
1)
Подготовительный;
2)
Адаптационный;
3)
Основной.
Я остановлюсь на каждом из них.
Слайд 3
Подготовительный.
От того, насколько осознано подойти к запуску дистанционного обучения, зависит
эффективность его проведения.
Прежде всего, надо четко представлять, о какой системе дистанционного обучения
идет речь. Существуют понятия, близкие по смыслу друг к другу, и в простом обиходе
рассматриваемые как синонимы: электронное обучение, дистанционное обучение, онлайн
обучение.
Если их представить кругами Эйлера, то получится следующая схема:
Электронное образование в нашей школе очень хорошо налажено, благодаря прекрасному
оснащению и администрации нашей школы.
Перейдя на дистанционный формат обучения, я столкнулись с немалыми трудностями.
Уровень владения цифровыми ресурсами до эпидемии был невысок, опыт работы с
ресурсами ограничивался лишь скачиванием олимпиадных заданий и дополнительных
учебных материалов.
В ситуации, когда возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для
работы в новом формате, думаю, каждый из нас испытал серьезный стресс и чувство
растерянности.
На подготовительном этапе, кроме тех ресурсов, с которыми мы уже работали,
администрацией школы были даны рекомендации по работе с электронными
образовательными платформами вроде «Якласс», «Российская электронная школа» и др.
Каждая из них изучалась в срочном порядке.
Одновременно вводились правила взаимодействия с родителями и учениками.
Хорошим подспорьем нам в этом стал привычный мессенджер, хорошо знакомый
как детям, так и взрослым -WhatsApp. Он стал основным коммуникационным каналом не
только с учениками, но и с родителями.
Благодаря существующей группе в WhatsApp выяснила, что все у всех моих
учащихся есть необходимые устройства для выхода в интернет. Правда, в семьях, где
несколько детей-школьников, распределение персональных устройств было особенно
трудной задачей.
Были даны временные рамки для выполнения учебных заданий и их контроля.
Так же я понимала, что день в формате дистанционного обучения существенно
увеличится. Поэтому посчитала необходимым организовать собственное рабочее место.
Работая дома, важно разграничивать домашнее и рабочее пространство, т.к. противном
случае они постепенно сольются в одно целое, и уровень усталости будет сильно
повышаться.
Слайд 4
Главной задачей адаптационного периода для меня было понять, все ли технические
системы и системы взаимодействия отлажены, верно ли выбрана площадка, удается ли
поддерживать связь с учащимися и родителями, какие способы регуляции и их действия
работают, а какие необходимо отменить или заменить на более эффективные.
Особенно были важны следующие моменты:
1.
Совпадение с УМК, программой
2.
Возможность создания домашних заданий, которые автоматом проверялись бы
системой, но оставалась бы возможность и ручной проверки.
3.
Наличие качественного теоретического и практического материала.
4.
Наличие тренажеров
5.
Легкость и доступность в использовании.
НАчался период апробации. Чтобы понять какой платформе отдать предпочтение, завела
своеобразный дневник, где после каждых первых 3-5 занятий записывала то, что плохо
удавалось реализовать из-за технических особенностей площадки, и то, что получилось
сделать хорошо.
Образовательная
платформа
Технические особенности
Преимущества
Недостатки
1.
«Якласс»
2.
«Учи.ру»
3.
«Инфоурок»
И т.д.
Возник ряд проблем. Многие из образовательных площадок
колоссально
перегружены и сильно висят. Другие не содержат материалов по всем школьным
предметам, или их программы слабо соотносятся с теми учебными программами, по
которым велись занятия до пандемии.
Не было такой учебной платформы, где были бы все предметы, и все учебные
предметы были в таком качестве и наполнении, что можно было бы взять одну платформу
– и работать, а использование платформ Zoom, Skype с учениками именно начальной
школы было невозможным из-за высокой занятости родителей.
Кроме того некоторые родители стали выполнять домашнюю работу за детей. Появился
вопрос понимания изучаемого детьми материала и качества оценивания работ учащихся.
На этом этапе были приняты следующие решения:
Не привязываться к одной платформе, выбор осуществлять, в зависимости от
содержания и соответствия материала данному уроку. Чтобы максимально мягким
сделать переход от очного обучения к дистанционному, особое внимание в видео уроках
обращала на продолжительность записи, объяснение нового материала, соответствие
программе, схожесть в объяснении видеотьютора и моего.
Рабочие материалы с ссылками на видео, загружать в дневник.ру и дублировать в
WhatsApp (по просьбе родителей) на неделю вперед. Это придавало дополнительную
уверенность детям и родителям, создавало ощущение готовности к предстоящим занятиям
и давало возможность планировать свое время.
Записи дети ведут в своих рабочих тетрадях.
Фото работ присылаются мне на WhatsApp.
Проверка мною письменных работ (русский язык и математика) осуществляется
через подключенный к телефону компьютер в программе для рисования (поинт)Paint.
Условными обозначениями, принятыми во время очного обучения, показываю
место ошибки, не исправляя ее.
Осуществляем обратную связь работы, которую учащийся выполнил с ошибками.
Звуковым сообщением сопровождаю отправку работы с пометками обратно, для
осмысления, исправления и повторения учащимся правил на эту тему. Принятой работа
считается, если все ошибки устранены.
Для оценивания (устных работ) детей используем дневник.ру . Проверка качества
знаний проводится в виде составленных мною тестов, проверочных и контрольных работ,
соответствующих специфике класса по автоматически заданному времени.
Слайд 5
Основной период. Этот период предполагает, что решения об основных моделях
поведения с участниками процесса (родители, дети) уже приняты и отработаны и
произошла адаптация к техническим особенностям электронной системы дистанционного
сопровождения.
На этом этапе особенно чувствовалось как с моей стороны, так и со стороны родителей и
ребят, насколько не хватает живого контакта, поэтому
добавились индивидуальные
занятия с детьми в присутствии родителей по видеосвязи.
Стоит отметить понимание и уважение всех участников учебного процесса.
Каждый учебный день начинался и заканчивался добрым
постом в группе
WhatsApp о хорошем дне и вере в силы, что подбадривало, сплачивало наш коллектив и
давало сил на новый день.
Важно подчеркнуть, что дистанционный формат обучения – очень трудоемкий.
При его планировании важно учитывать:
- возрастные особенности;
- гармоничное распределение онлайн формата и домашних заданий;
- нагрузку на глаза;
- собственные трудозатраты.
Слайд 6
В заключении хочу сказать, что дистанционное обучение для младших школьников
на тот момент, на мой взгляд, больше подходило для работы только на стадии отработки
материала. А на стадии объяснения нового материала вызывало большие затруднения.
Спасибо за внимание!