Автор: Галина Анатольевна Будикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа экологического кружка " В гостях у Лесовичка"
Раздел: дошкольное образование
Программа экологического кружка
в средней группе
«В гостях у Лесовичка»
Воспитатели:
Будикова Г.А..,
Пояснительная записка
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный
эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно –
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые
окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка
- формировать у детей элементы экологического сознания, способность
понимать и любить окружающий мир и природу.
У детей 4-5 лет ещё не достаточно исследовательских навыков по
исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке
потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке
природы и т.д.
Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой,
воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.
Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать
предметы и материалы.
У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.
Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов, поэтому
нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении
возникших вопросов (направить желания детей: поискать в книгах, спросить
взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями).
Исходя из этого, работа кружка «Юные Экологи родного края» призвана
решать следующие задачи:
1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой
Родины.
2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей
дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в
дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и
созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
познавательно-исследовательскую;
чтение художественной литературы;
коммуникативную;
экспериментальную;
продуктивную;
трудовую;
игровую;
5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем
мире
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,
дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка я обратила особое
внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности
человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,
ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции
природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка
цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной
деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с
дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается
региональный компонент.
В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5
лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного
возраста.
Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них
включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы;
дидактические игры; составление творческих рассказов. А также
наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.
Критерии результативности обучения:
Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и
растительный мир Самарского края;
Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего
обращения к окружающей природе;
Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по
экологии в дальнейшем;
Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно),
один раз в неделю – среда. План кружка рассчитан на год. Количество детей
посещающих кружок «Юные Экологи родного края» - 8 человек. Возраст
детей: от 4 до 5 лет
Тема занятий
Цель и задачи наблюдений
Формы работы
Сентябрь
1. Алтайский
край – наша
малая Родина.
Развивать интерес к изучению
родного края, воспитывать
чувства гордости, любви,
ответственности за родную
природу, бережное отношение к
ней.
1. Рассматривание
иллюстраций о нашем
крае.
2. Просмотр видеоролика.
2. «Овощи и
фрукты»
Закреплять представление детей
об овощах и фруктах; учить их
классифицировать, правильно
называть и различать; знать их
место произрастания. Развивать
сенсорные чувства, речь,
внимание.
1. Рассматривание
иллюстраций с их
изображением.
2. Разгадывание загадок.
3. Игра «Угадай на вкус».
3. «Что растет в
нашем лесу? »
Накапливать впечатления о
деревьях; учить детей различать
их по коре, листьям, цветам,
плодам (берёза, клён, тополь,
рябина). Продемонстрировать
приспособленность растений к
сезонным изменениям в природе;
находить и называть отличия,
сходство лиственных и хвойных
деревьев.
1. Рассказ Лесовика о лесе
(презентация «Деревья»).
2. Рассматривание
листьев коры, плодов
деревьев.
3. Отгадывание загадок.
4. Игра «Дорисуй
листочек».
4. «Зелёная
аптека»
Познакомить детей с новыми
лекарственными растениями:
ромашкой, подорожником.
Воспитывать бережное
отношение к растениям.
1.Беседа о лекарственных
травах.
2. Загадки.
3. Доктор лечит от
простуды: «Чай из
листьев смородины,
мяты, зверобоя».
Октябрь
1. «Вот она
какая, осень
золотая! »
Уточнять и расширять
представление детей о сезонных
изменениях в природе и их
влиянии на жизнь растений.
Воспитывать любовь к природе и
интерес к её явлениям.
1. Чтение пословиц,
поговорок и примет.
2. Игра «Найди такой же
листочек».
3. Эксперимент «Легкий -
тяжелый»
2. «Домашние
животные –
друзья
человека»
Уточнить и расширить
представления детей о домашних
животных, их внешнем виде.
Дать первоначальные знания об
их образе жизни и приносимой
ими пользе. Познакомить детей с
трудом людей по уходу за
домашними животными (их
кормят, лечат, выгуливают).
1. Беседа о домашних
животных.
2. Отгадывание загадок
про домашних животных.
3. Игра «Кого не стало».
3. «Чудо-
ягодка»
Расширять знания детей о ягодах:
лесных, садовых; их пользе, среде
произрастания, качествах (лечат,
имеют запах).
1. Рассматривание
иллюстраций, муляжей.
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактическая игра
«Лесные и садовые
ягоды».
4. Развлечение
«Волшебница-
осень! »
Ноябрь
1. «Грибное
царство нашего
Познакомить детей с грибами,
учить выделять съедобные и
1. Разгадывание загадок о
края».
несъедобные грибы (рыжик,
белый гриб, мухомор, поганка).
Дать знания о полезных
свойствах грибов.
грибах.
2. Дидактическая игра
«Найди лишний гриб».
3. Игра «Собери грибы»
2. «Рыбки
плавают,
молчат, ни о чем
не говорят…»
Познакомить с аквариумными
рыбками. Учить выделять и
называть части тела рыб,
повадки. Побуждать к
наблюдениям за аквариумными
рыбками. Воспитывать интерес и
желание ухаживать за рыбками.
1. Наблюдение за
аквариумными рыбками.
2. Кормление рыбок.
3. Игры с водой
«Рыбаки».
3. «Мир
растений»
Учить различать и называть
садовые и дикорастущие
растения, классифицировать их
по строению, запаху, окраске.
Убеждать детей в необходимости
ухаживать за растениями.
Воспитывать эстетические
чувства.
1. Рассматривание
иллюстраций.
2. Дидактические игры:
«Собери букет».
«Узнай растение»
4. «В гостях у
птиц».
Продолжить знакомить детей с
зимующими и перелётными
птицами (сорока, ворона,
синичка, грач, голубь).
1. Презентация
«Зимующие птицы»
2. Игра «Кто, где живёт?»
3. Устройство птичьей
столовой
4. Наблюдение за
птицами на участке
5. Слушание пения птиц
(аудио запись)
Декабрь
1. «А снег идет».
Способствовать установлению
1. Наблюдение «Снег,
свойств и качеств снега и льда, их
сравнение. Подвести детей к
пониманию защитных свойств
снега и зависимости свойств
снега от температуры воздуха (на
морозе снег рассыпчатый, чтобы
можно было лепить, он должен
быть влажным).
какой он? »
2. Рассматривание
снежинок через
увеличительное стекло».
3. Игра «Собери
фигурки».
2. «Воздух»
Учить выявлять свойства воздуха
(невидим, без запаха, не имеет
формы); учить сравнивать
свойства воды и воздуха (воздух
легче воды). Подвести детей к
выводу о необходимости воздуха
для роста растений.
1. Эксперимент «Что в
пакете? »
2. Игры с воздушными
шариками и соломинкой.
3. Рассказ о значении
чистого воздуха на жизнь
людей.
3. «Путешествие
по временам
года».
Обобщить знания детей о
временах года; учить видеть
характерные особенности разных
времен года
1. Путешествие по
временам года.
2. Дидактическая игра
«Какое время года? »
4. «Водичка-
водичка».
Продолжать знакомить со
свойствами и признаками воды
(вода может быть холодной,
тёплой; вода прозрачная, но
может менять окраску, имеет
запах, если в ней растворить
пахучие вещества). Расширять
знания детей о значении воды в
нашей жизни.
1. Беседа «Что было бы,
если не было воды?
2. Эксперименты по
определению свойств
воды.
3. Изготовление цветных
льдинок.
Январь
1. «Елочка-
Приобщить к желанию
1. Сравнение живой и
красавица всем
ребятам
нравиться».
наслаждаться запахом хвойного
дерева. Формировать умения
видеть отличие игрушечной ели
от настоящей; воспитывать
бережное и заботливое
отношение к живой природе
искусственной елей.
2. Игры с шишками.
3. Чтение стихотворения
К. Чуковского «Ёлка».
2. «Зимушка-
зима».
Расширить представления детей о
сезонных изменениях в природе и
их влиянии на жизнь растений,
животных, на деятельность
людей. Показать связь между
живой и неживой природой.
1. Беседа «Что нам
нравится зимой».
2. Эксперименты с водой.
3. Лепка из снега
«Снежный городок»
(совместно со
взрослыми).
4. Аппликация» Деревья
зимой» (коллективная,
обрывание полосок).
3. «Кто живет в
лесах нашего
края?
Дать первоначальное
представление о лесе и жизни в
нём диких животных (как
передвигаются, чем питаются,
как спасаются в зимних условиях,
о запрещении охоты на диких
животных). Воспитывать любовь
и заботу к животным.
1. Беседа о зимних
изменениях в природе.
2. Игра «Угадай по
описанию».
3. Эксперимент «Лед-
твердая вода.
4. Развлечение
«Зимушка –
зима в гости к
нам пришла».
Февраль
1. «Крылатые
Расширять знания детей о жизни
1. Дидактическая игра
соседи»
птиц зимой, об их повадках,
питании. Воспитывать
сочувствие, сопереживание к
«братьям нашим меньшим»
«Опиши птичку»
2. Игра «Собери из
частей»
3. Подвижная игра
«Снегири»
2. «Знакомство с
лягушкой»
Познакомить с циклом развития
лягушки.
1. Рассказ о лягушке.
2. Игра «Посели
лягушку».
3. Эксперимент «Вода
нужна всем».
3. «Посадка
лука»
Вызывать интерес к
выращиванию огорода на окошке,
желание наблюдать за
изменениями в луковицах. Учить
создавать ситуацию опыта
1. Беседа о временах года,
о посадке лука.
2. Посадка лука.
3. Игра «Сложи
картинку».
4. «Зимние
явления в
неживой
природе»
Воспитывать любовь к природе и
интерес к её явлениям.
1. Встреча со снеговиком.
2. Беседа о свойствах
снега.
3. Эксперименты со
снегом.
Март
1. «Комнатные
растения».
Закрепить названия знакомых
растений (бальзамин, фикус).
Продолжать обучать детей
описывать растения, отмечая
различие и сходство между ними,
характерные признаки.
Поддерживать интерес к
комнатным растениям, желание
наблюдать и ухаживать за ними.
1. Беседа о строении
растения.
2. Игра «Выбери себе
растение и дай ему имя»
(с последующим
ухаживанием за
растением-другом) .
3. Пальчиковая
гимнастика «Посадим
цветы».
2. «Домашние
любимцы».
Воспитывать любовь и интерес ко
всему живому.
1. Наблюдение за
черепахой.
2. Знакомство со
строением черепахи.
3. Эксперимент, «Какой
бывает вода»
3. «Весна идет! »
Расширить знания детей о
весенних изменениях в неживой
природе и их влиянии на жизнь
растений, животных, на
деятельность людей. Учить
устанавливать связь сезонных
изменений с наступлением тепла,
появлением солнца.
1. Разгадывание загадок о
весне.
2. Чтение стихотворений
о весне.
3. Эксперимент «Таяние
снега».
4. «Веснянка
знакомит с
новыми
комнатными
растениями».
Познакомить с новыми
растениями (аспидистра, герань).
1. Встреча с Веснянкой.
2. Беседа об уходе за
комнатными растениями.
3. Игра «Живые
картинки».
Апрель
1. «Земля - мой
дом»
Дать представление о суше и
водном пространстве,
разнообразие рельефа земной
поверхности, видах поселения
(деревня, город, страна), о
звёздах.
1. Беседа « Где я живу»
2. Игра «Кто живёт на
суше, а кто в воде».
3. Беседа о звёздах
4. Рисование» Звёздное
небо».
2. «Водоемы
родного края»
Сформировать у детей
представление о реке Безенчук;
Дать представление о водоёмов
1. Рассматривание
иллюстраций.
2. Беседа о водоемах.
(пруд, болото, озеро, река, море).
3. Отгадывание загадок
3. «Рыбы наших
водоемов».
Расширить сведения детей о
многообразии видов рыб.
Воспитывать бережное
отношение к обитателям рек и к
природе в целом.
1. Беседа о рыбах.
2. Дидактическая игра
«Что есть у рыбы».
3. Игра «Рыбная ловля»
4. Развлечение
«Весна-красна».
Май
1. «Камни,
песок»
Научить узнавать и называть
камень, песок. Выявлять
особенности взаимодействия с
водой, влияние воды на их
свойства.
1. Рассматривание камней
и песка на прогулке.
2. Эксперименты с
камнями и песком.
3. Дидактическая игра
«Чудесные фигурки».
2.
«Экологическая
тропинка»
Приблизить детей к природе;
учить их общаться с ней, любить
её. Уточнить имеющиеся знания
детей об окружающей природе(о
цветах на клумбе, о лесе, об
огороде, о зелёной аптеке).
Упражнять в практической
помощи природе (уборка мусора,
лечение деревьев).
1. Чтение стихотворения
Р. Рождественского
«Береги природу».
2.. Целевая прогулка по
экологической тропинке.
3. Подвижная игра «Раз,
два, три - к дереву беги».
3. «Растения на
территории
детского сада»
Закрепить умение ухаживать за
растениями; воспитывать
отношение к растениям как к
живым существам.
1. Наблюдение за
растениями.
2. Дидактическая игра
«Угадай растение».
3. Чтение стихотворений.
4. «Насекомые -
наши
помощники».
Дать элементарные знания о
жуках (майский, божья коровка,
пчела, кузнечик, муравей);
бабочках (крапивница,
капустница). Показать пользу
насекомых. Воспитывать интерес
и доброе отношение к
насекомым.
1. Наблюдение за
насекомыми на прогулке.
2. Лепка «Зелёная
гусеница».
3. Дидактическая игра
«Летает – не летает».
4. Отгадывание загадок.
Требования к уровню подготовки детей
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от
изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года
и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному
отношению к окружающему миру и последствиях
экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Пересаживать комнатные растения.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка
птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление
природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного
природного материала.
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост.
Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель,
2014.
3. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А.
Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2015год.
4. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных
представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»
5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство
«Учитель», Воронеж, 2012.
6. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А.
Филиппенко – Волгоград : Учитель, 2014 г.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2015год
8. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС
Соломенникова О.А. Мозайка-Синтез 2014 г
9. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. 5-6 лет. ФГОС
Соломенникова О.А. Мозайка-Синтез 2014 г.
10. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для
занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС Вераксы Н.Е. Мозайка-Синтез 2014 г.
11. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС.
Крашенников Е.Е Мозайка-Синтез 2014 г.
12. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Итоговые
обучающие ситуации с игрушками разного типа. И.А. Комарова 2011.
Учитель
13. Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на
экологической тропе. ФГОС ДО. С.В. Машкова.2015 г. Изд.Учитель. Серия:
В помощь педагогу ДОУ.
14. Экологические проекты в детском саду. А.А. Филиппенко, О.М.
Масленникова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.
15. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. / М.П.
Костюченко .- Волгоргад: «Учитель» 2013 .-190 с. Рецензенты: Е.М.Рунова,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор Братского государственного
технического университета.
Рабочая программа
кружка по экологическому воспитанию
«Юный эколог»
в средней группе
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным
содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с
которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той
или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие
цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно
разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес,
любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на
формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет
бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется
необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение
ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно
для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на
всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная
активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными
связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение
человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает
формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам
более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-
8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны
принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются
способными использовать простые схематизированные изображения для решения
несложных задач.
1. Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты
экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только
экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития
умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и
образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только
экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут
вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
3. Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный
эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и
парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
4.Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания,
способность понимать и любить окружающий мир и природу.
5.Задачи экологического кружка «Юный эколог»:
· Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это
тоже часть природы;
· Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение
оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности;
· Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных
изменениях в природе.
· Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о
животных, их детенышах.
· Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека
как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
· Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение
среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
· Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за
комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
· Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к
особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
· Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь
растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
6.Основные направления экологического кружка «Юнный эколог».
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти
компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с
практическими делами (подкормка птиц).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности
(наблюдений, опытов).
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда
различные аспекты его содержания основываются на принципах:
· Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет
возрастных особенностей детей.
· Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций
развивается в ходе общения в ходе деятельности.
· Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во
всех направлениях развития.
· Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых.
· Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
· Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем
серьезными умозаключениями.
7. Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в
15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в
средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей
дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От
рождения до школы» под редакцией Вераксы.
8.Методы, используемые для реализации работы кружка
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом,
детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических
игр
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога,
обобщающие рассказы воспитателя
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,
дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин,
конкурсов, тематических вечеров
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление
гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений
9.Ожидаемый результат взаимодействия с детьми .
Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ
безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление
творчества.
В качестве подведения итогов планирую провести развлечение
«В мире природы»
10.Работа с родителями .
Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и
помощниками в экологическом воспитании детей.
Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в
семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса
через домашние задания, экскурсии,
праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.
В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы:
«Прогулки в природу»
«Осень золотая»
«Овощи богаты витаминами»
«Шесть советов о морозной погоде»
«Весна – красна»
«Игры детей летом»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Лето опасное и безопасное»
«Игры детей осенью»,
а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние
фантазии».
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые
конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость,
обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию
эстетического вкуса.
Дошкольник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Несколько видов явлений неживой природы.
ИМЕТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от
изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях
природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к
окружающему миру и последствиях экологически неграмотного
поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на
участке, уборка мусора).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Перспективный план экологического кружка «Юный эколог»
Месяц
Тема
Цель
Сентябрь
1.«Цветы на
участке осенью»
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему
виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью.
Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых
цветов.
2.Развлечение :«
Осень в гости к
нам пришла!»
Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях
осенью.
Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры.
Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво.
Октябрь
3. У медведя во
бору грибы,
ягоды беру...
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать
представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления
о пользе природных витаминов для человека и животных.
4.«Куда исчезают
насекомые ?»
Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело
состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног);
развитию представлений о
приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию
познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте
всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых,
защищать их.
Ноябрь
5. «Перелетные
птицы»
Способствовать обобщению представлений
о птицах в осенний период: собираются в
стаи, улетают на юг.
Воспитывать любознательность и
наблюдательность у детей.
Активизировать словарь детей: перелетные,
юг. Знакомить детей с зимующими птицами:
воробьи. Активизировать словарь детей: зимующие,
перелетные.
6.«Как звери
готовятся к
зиме!»
Закрепить названия и характерные
признаки диких животных, их среду
обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок,
медвежонок, волчонок.
Декабрь
7.«Волшебная
льдинка»
опыт
Познакомить детей с понятием – лёд.
Формировать интерес к определения
свойств льда с помощью опытов.
Воспитывать осторожность на льду.
Активизировать словарь детей: опасный,
холодный лед.
8.«Зимняя
красавица - ель»
Приобщить к желанию наслаждаться запахом
хвойного дерева.
Способствовать развитию умения называть
характерные особенности строения ели,
признаки, отличающие ее от других деревьев.
Формированию умения видеть отличие
игрушечной ели от настоящей.
Воспитывать бережное и заботливое
отношение к живой природе.
Активизировать словарь детей: красавица,
зеленая.
Январь
9.«Жизнь птиц
зимой»
Учить детей рассматривать птиц,
различать их по размеру, окраске
оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их
названиями, жизненными трудностями зимой.
Воспитывать желание подкармливать их,
делать кормушки.
Активизировать словарь детей: зимующие,
холодно, голодно.
10.«Мороз –
удивительный
художник»
опыт
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям
природы. Развивать зрительную наблюдательность,
способность замечать необычное в
окружающем мире и желание отразить
увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
Активизировать словарь детей: морозные
узоры.
Февраль
11.«Выращиваем
лук на окошке»
опыт
Вызывать интерес к выращиванию
огорода на окошке.
Развивать желание наблюдать за
изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию опыта.
Формировать представления о свойстве
лука и его пользе для человека зимой.
Активизировать словарь детей: полезный,
горький.
12.«Полезные
витамины» .
Формировать представления о том, что в
весеннее время особенно полезны витаминная пища
(зеленый лук и др.) и солнце.
Развивать у детей умения заботиться о
своем здоровье. Воспитывать чувства
заботы о больном товарище.
Активизировать словарь детей: здоровый,
больной.
Март
13.«Птицы
прилетели»
Познакомить с первыми перелетными
птицами – грачами. Способствовать
обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на
солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.
Воспитывать любознательность,
желание заботиться о птицах.
Активизировать словарь детей: перелетные,
чирикают.
14.«Сосульки».
Звенит капель.
опыт
Познакомить с понятием – капель.
Продолжать учить детей наблюдать явления
природы: сосульками.
Формировать осторожность и опасность
около домов.
Активизировать словарь детей: холодная,
белая, капель.
Апрель
15.«К нам весна
шагает быстрыми
шагами»
Продолжать учить запоминать названия
весенних месяцев.
Дать представления об изменениях,
происходящих весной в природе.
Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности,
логическое мышление.
Активизировать словарь детей: весенняя,
греет.
16.«Первоцветы»
Побуждать детей радоваться первым в
весенним цветам – подснежникам.
Продолжать знакомить их с названиями,
с особенностями строения.
Воспитывать интерес и любознательность.
Активизировать словарь детей:
подснежники, нежные.
Май
17.«Что такое
облака, дождь,
гроза?»
Дать понятие об испарении воды,
образовании облаков.
Познакомить с явлением весной –
грозой в доступной форме.
Познакомить детей с правилами
поведения во время грозы.
Активизировать словарь детей:
страшно, испугались.
18.Итоговое
развлечение:
«В мире
природы»
Развлечь детей.
Формировать положительные эмоции к
окружающему нас миру, к природе и
всему живому.
Развивать чувство красоты, желание
участвовать в конкурсах и играх со
сказочными героями.
Показатели диагностических исследований определения уровней развития детей
экологического кружка « Юный эколог» для детей средней группы группы.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью
диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми,
заполнив следующие диагностические карты.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития
детей, ставится соответствующий балл.
Высокий уровень
3 балла
Средний
уровень
2 балла
Низкий
уровень
1 балл
Имеет представления о
сезонных изменениях в
природе (Название и
характерные особенности
времен года)
Имеет
частично
представления.
Не имеет
представления.
Знает природные явления
(дождь, ветер, снег)
Знает
частично.
Не знает.
Имеет представление о
многообразии
растительного мира,
называет по 3
представителя
Частично
имеет
представления.
Не имеет
представления.
овощи
фрукты
ягоды
Владеет навыками ухода
за растениями.
Владеет
частично.
Не владеет.
Имеет представление о
многообразии животного
мира, называет по 3
представителя
Имеет
частично
представления.
Не имеет
представления.
Дикие животные.
Домашние
Животные.
Дикие птицы.
Домашние
птицы
Насеко-
мые.
Дете-
ныши.
Знает о существовании
различных сред обитания
(земля, воздух, вода).
Знает
частично.
Не знает.
Отражает свои
впечатления в
продуктивных
видах
деятельности
(анализ свободных
работ).
Отражает свои
впечатления
частично.
Не отражает.
Знает правила поведения
в природе.
Знает
частично.
Не знает
Список используемой литературы:
• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
• Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы
Воспитатели:
Нечаева В. В.,
Пяткова И. Н.
Используемая литература
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО,
2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского
сада. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми
средней и старшей группы детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н.
Николаева. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
4. Сборник конспектов занятий по экологическому воспитанию детей.
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.:
МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.