Напоминание

«Арт - терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»


Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО Ямальский район с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: «Арт - терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Арт - терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»

Арт - терапия – это один из методов психотерапии. Применяя этот метод, для лечения

используют

художественное

творчество

рисование, актерское мастерство, лепка, музыка,

фотография и другие виды художественного

творчества.

Арт-терапия

является

наиболее

мягким

и

эффективным

методом

лечения,

которым

по

льются

психотерапевты

и

психологи. Эта методика является одной из

самых древних и естественных форм коррекции

эмоциональных состояний. Даже без помощи

психотерапевта или психолога любой человек

может дома самостоятельно заниматься арт-

терапией, и это поможет ему расслабиться и

снять напряжение, например, после тяжелого

рабочего дня. Арт-терапия не имеет никаких ограничений и противопоказаний. Существует

несколько видов методик арт-терапии.

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества –

лепка, рисование, графика и живопись. В последнее время появились такие виды методик

арт-терапии как библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия, игротерапия, музыкотерапия и

другие виды. Есть еще комплексный метод арт-терапии

арт-синтезтерапия, в основе

которого лежит сочетание стихосложения, живописи, пластики и риторики, а также театра и

драматургии. Но в наше современное время количество методик арт-терапии с каждым

годом увеличивается.

Арт-терапию

психотерапевты

применяют

при

очень

широком

спектре

проблем. Это и психологические травмы, межличностные конфликты, кризисные состояния,

а также постстрессовые и невротические расстройства, возрастные кризисы. Благодаря арт-

терапии в человеке развивается креативность мышления, а творчество помогает обнаружить

у человека личностные смыслы.

Возросло количество детей с психологической и

педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и

моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные

и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости

(высокая способность к заболеваниям). Таким образом, в современных условиях сложилась

новая

педагогическая

ситуация,

связанная

с

качественным

изменением

психофизиологического состояния детей, что требует кардинального нового решения.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна

из

наиболее

энергоёмких.

Для

её

реализации

требуются

огромные

интеллектуальные

и

психические

затраты.

Достаточно

быстро

происходит

эмоциональное

истощение

педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». многими учёными

получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состав крови, и дыхание, и

общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт - терапией.

Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты,

быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для

дальнейшего творческого подъёма. Существует очень много видов арт - терапии, сегодня мы

познакомимся с некоторыми из них.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с

использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию

творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях.

Цель изотерапии: повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные

условия для успешного развития ребёнка.

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод

практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок,

открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные

сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также

специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и

для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при

помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной

музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При

пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается

необходимый

психотерапевтический

эффект.

Музыкотерапия

помогает

преодолеть

внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия

вид

психотерапии,

в

которой

используется

терапевтическое

воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные

проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках

традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того

или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих

исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в

ходе занятий цветотерапией.

Педагог-психолог: Злыгостева О.А.



В раздел образования