Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО Ямальский район с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: «Арт - терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»
Раздел: дошкольное образование
«Арт - терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»
Арт - терапия – это один из методов психотерапии. Применяя этот метод, для лечения
используют
художественное
творчество
–
рисование, актерское мастерство, лепка, музыка,
фотография и другие виды художественного
творчества.
Арт-терапия
является
наиболее
мягким
и
эффективным
методом
лечения,
которым
по
льются
психотерапевты
и
психологи. Эта методика является одной из
самых древних и естественных форм коррекции
эмоциональных состояний. Даже без помощи
психотерапевта или психолога любой человек
может дома самостоятельно заниматься арт-
терапией, и это поможет ему расслабиться и
снять напряжение, например, после тяжелого
рабочего дня. Арт-терапия не имеет никаких ограничений и противопоказаний. Существует
несколько видов методик арт-терапии.
Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества –
лепка, рисование, графика и живопись. В последнее время появились такие виды методик
арт-терапии как библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия, игротерапия, музыкотерапия и
другие виды. Есть еще комплексный метод арт-терапии
арт-синтезтерапия, в основе
которого лежит сочетание стихосложения, живописи, пластики и риторики, а также театра и
драматургии. Но в наше современное время количество методик арт-терапии с каждым
годом увеличивается.
Арт-терапию
психотерапевты
применяют
при
очень
широком
спектре
проблем. Это и психологические травмы, межличностные конфликты, кризисные состояния,
а также постстрессовые и невротические расстройства, возрастные кризисы. Благодаря арт-
терапии в человеке развивается креативность мышления, а творчество помогает обнаружить
у человека личностные смыслы.
Возросло количество детей с психологической и
педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и
моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные
и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости
(высокая способность к заболеваниям). Таким образом, в современных условиях сложилась
новая
педагогическая
ситуация,
связанная
с
качественным
изменением
психофизиологического состояния детей, что требует кардинального нового решения.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна
из
наиболее
энергоёмких.
Для
её
реализации
требуются
огромные
интеллектуальные
и
психические
затраты.
Достаточно
быстро
происходит
эмоциональное
истощение
педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». многими учёными
получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состав крови, и дыхание, и
общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт - терапией.
Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты,
быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для
дальнейшего творческого подъёма. Существует очень много видов арт - терапии, сегодня мы
познакомимся с некоторыми из них.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с
использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию
творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях.
Цель изотерапии: повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные
условия для успешного развития ребёнка.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод
практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок,
открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные
сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также
специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и
для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,
которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при
помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной
музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При
пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается
необходимый
психотерапевтический
эффект.
Музыкотерапия
помогает
преодолеть
внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия —
вид
психотерапии,
в
которой
используется
терапевтическое
воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные
проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках
традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того
или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих
исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в
ходе занятий цветотерапией.
Педагог-психолог: Злыгостева О.А.