Напоминание

Определение педагогических условий формирования основ межкультурного общения в процессе обучения речевому этикету. Анализ УМК Перспектива.


Авторы: Фурасева Светлана Сергеевна, Хохлова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №75
Населённый пункт: город Казань, Республика Татартан
Наименование материала: статья
Тема: Определение педагогических условий формирования основ межкультурного общения в процессе обучения речевому этикету. Анализ УМК Перспектива.
Раздел: начальное образование





Назад




Определение педагогических условий формирования основ

межкультурного общения в процессе обучения речевому этикету. Анализ

УМК Перспектива.

Федеральный базовый компонент образования в начальной

школе предполагает, что учитель должен в первую очередь научить

свободной речевой деятельности и сформировать у учащихся элементарную

лингвистическую и коммуникативную компетенции. Одна из задач обучения

по курсу русский язык в начальной школе становится овладение учащимися

всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

Достоинством УМК «Перспектива»

является достаточно высокий

научный уровень сообщаемых учащимся сведений и изложение их в

доступной детям форме. Одной из главных особенностей данной УМК

является

построение

всей

системы

учебника

на

коммуникативно-

познавательной основе: умение слушать собеседника, видеть и правильно

понимать его аргументы, умение соблюдать речевой этикет при обсуждении

вопроса.

В аспектном анализе участвовали учебники русского языка УМК

«Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной с точки

зрения обучения речевому этикету.

Рассмотрим учебник «Русский язык» 1 класс. Так, первый раздел

учебника «В мире общения» знакомит учащихся с видами приветствий,

выбором обращений, словами вежливости и вежливым отношением к

окружающим. Например, в упражнении 3: «Рассмотрите рисунок. Умеет ли

мальчик внимательно выслушивать родителей, друга?» «Какие вежливые

слова используют дети в общении друг с другом?». Кроме того, на страницах

учебника помещены пословицы о речевом этикете. Например, «Не торопись

сказать сам, умей и других послушать». В следующем разделе «Слово и его

значение» авторы знакомят ребят с такими качествами речи как точность и

ясность. Например, в упражнении 34: «О чём пытается рассказать мальчик?

Почему его трудно понять? Всегда ли вы ясно выражаете свои мысли?»

Рассмотрим учебник «Русский язык» 2 класс. Первый раздел учебника

«Мир общения» продолжает знакомить учащихся с видами приветствий,

выбором обращений, словами вежливости и вежливым отношением к

окружающим. Например, в упражнении 2: «Рассмотрите рисунки. Как

общаются люди? Кт использует устную речь, а кто – письменную? Помогают

ли в общении жесты и мимика? Как общаются животные?». На страницах

учебника имеются пословицы о речевом этикете. Например, «Слово –

серебро, молчание - золото». В следующем разделе «Слово и его значение»

авторы продолжают знакомить ребят с такими качествами речи как точность

и ясность. Например, в упражнении 35: «Прочитайте диалог двух приятелей.

Приходилось ли вам слышать подобную речь? Что хотел узнать мальчик у

своего приятеля? Получил ли он точный ответ?» В данном разделе также

много пословиц и поговорок. Например, «Меньше говори, больше делай».

Учебник «Русский язык» для 3 класса продолжает и развивает начатый

в 1 и 2 классах коммуникативно-познавательный подход к изучению языка.

Дети

узнают

о

возникновении

у

первобытных

людей

звуковой

членораздельной речи как основном средстве общения, о диалоге как форме

общения, о правилах этикета при диалоге. Большим достоинством раздела

«Мир

общения.

Повторяем

узнаем

новое»

является

включение

повторяемых и изучаемых сведений в культурно-исторический контекст,

чему способствуют сведения по истории развития членораздельной звуковой

речи и сведения по культуре речи. Рубрики «Словесное творчество» и

«Творческая переменка» в данном разделе посвящены анализу диалогов в

семье,

дружеском

общении

и

речевому

этикету.

Упражнение

10:

«Рассмотрите собеседников на первом и втором рисунках. Выберите слова и

выражения, которыми можно охарактеризовать детей, изображенных на

обоих рисунках. Слова и выражения для выбора: кричат, хмурятся, не

слушают друг друга. Осуждают собеседника, ищут в нем недостатки.

Обижаются, злятся. Слушают друг друга. Говорят спокойно, терпеливо,

внимательно. Хотят понять друг друга. Дают совет, убеждают». Характерной

особенностью данного учебника, как и предыдущих учебниках для 1 и 2

классов линии УМК «Перспектива», является широкое использование в

качестве текстов упражнений пословиц. В данном учебнике они в основном

отражают отношение народа к характеру межличностных отношений, к

стилю общения и речевому этикету, к родному языку, к Родине. Работа над

подобными пословицами не только обогатит активный словарь детей, но и

окажет благотворное влияние на усвоение детьми традиционных морально-

этических ценностей и формирование толерантности в межличностных

отношениях.

Анализируя учебник «Русский язык» 4 класса, можно твердо сказать,

что задания к упражнениям и текстовый материал подчинены работе по

речевому этикету. В первом разделе «Повторяем – узнаем новое» в каждом

упражнении присутствуют задания, имеющие непосредственную связь с

речевым этикетом. Так, к примеру, упражнение 9 «Составьте по схеме текст

об особенностях и целях речевого общения. Используйте приведенные ниже

выражения». Есть задания, в которых формулировка предполагает работу по

речевому этикету, но нет текстового материала к упражнению. Пример:

упражнение 4 «Рассмотрите рисунки. Придумайте имена детям. Составьте и

запишите предложения к рисункам, используя словосочетания: внимательно

слушают друг друга, разговаривают доброжелательно, не слушают друг

друга, стремятся понять друг друга, разговаривают уважительно». Задание к

упражнению не ставит целью формирование культуры общения, но

текстовый материал может быть использован для проведения работы такого

характера. К примеру, упражнение 50 «Прочитайте сообщение профессора И.

Самоварова. Можно ли назвать эту группу предложений текстом?».

Таким образом, анализ учебников начальной школы показал, что

заданий по совершенствованию знаний и навыков русского речевого этикета

предоставлено

в

достаточном

объеме.

Упражнения

развивают

познавательные способности учащихся, в чем очень важную роль играет

реализация навыков общения. В анализируемом УМК отсутствует материал,

связанный с речевым этикетом других народов.



В раздел образования