Авторы: Фурасева Светлана Сергеевна, Хохлова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №75
Населённый пункт: город Казань, Республика Татартан
Наименование материала: статья
Тема: Определение педагогических условий формирования основ межкультурного общения в процессе обучения речевому этикету. Анализ УМК Перспектива.
Раздел: начальное образование
Определение педагогических условий формирования основ
межкультурного общения в процессе обучения речевому этикету. Анализ
УМК Перспектива.
Федеральный базовый компонент образования в начальной
школе предполагает, что учитель должен в первую очередь научить
свободной речевой деятельности и сформировать у учащихся элементарную
лингвистическую и коммуникативную компетенции. Одна из задач обучения
по курсу русский язык в начальной школе становится овладение учащимися
всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.
Достоинством УМК «Перспектива»
является достаточно высокий
научный уровень сообщаемых учащимся сведений и изложение их в
доступной детям форме. Одной из главных особенностей данной УМК
является
построение
всей
системы
учебника
на
коммуникативно-
познавательной основе: умение слушать собеседника, видеть и правильно
понимать его аргументы, умение соблюдать речевой этикет при обсуждении
вопроса.
В аспектном анализе участвовали учебники русского языка УМК
«Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной с точки
зрения обучения речевому этикету.
Рассмотрим учебник «Русский язык» 1 класс. Так, первый раздел
учебника «В мире общения» знакомит учащихся с видами приветствий,
выбором обращений, словами вежливости и вежливым отношением к
окружающим. Например, в упражнении 3: «Рассмотрите рисунок. Умеет ли
мальчик внимательно выслушивать родителей, друга?» «Какие вежливые
слова используют дети в общении друг с другом?». Кроме того, на страницах
учебника помещены пословицы о речевом этикете. Например, «Не торопись
сказать сам, умей и других послушать». В следующем разделе «Слово и его
значение» авторы знакомят ребят с такими качествами речи как точность и
ясность. Например, в упражнении 34: «О чём пытается рассказать мальчик?
Почему его трудно понять? Всегда ли вы ясно выражаете свои мысли?»
Рассмотрим учебник «Русский язык» 2 класс. Первый раздел учебника
«Мир общения» продолжает знакомить учащихся с видами приветствий,
выбором обращений, словами вежливости и вежливым отношением к
окружающим. Например, в упражнении 2: «Рассмотрите рисунки. Как
общаются люди? Кт использует устную речь, а кто – письменную? Помогают
ли в общении жесты и мимика? Как общаются животные?». На страницах
учебника имеются пословицы о речевом этикете. Например, «Слово –
серебро, молчание - золото». В следующем разделе «Слово и его значение»
авторы продолжают знакомить ребят с такими качествами речи как точность
и ясность. Например, в упражнении 35: «Прочитайте диалог двух приятелей.
Приходилось ли вам слышать подобную речь? Что хотел узнать мальчик у
своего приятеля? Получил ли он точный ответ?» В данном разделе также
много пословиц и поговорок. Например, «Меньше говори, больше делай».
Учебник «Русский язык» для 3 класса продолжает и развивает начатый
в 1 и 2 классах коммуникативно-познавательный подход к изучению языка.
Дети
узнают
о
возникновении
у
первобытных
людей
звуковой
членораздельной речи как основном средстве общения, о диалоге как форме
общения, о правилах этикета при диалоге. Большим достоинством раздела
«Мир
общения.
Повторяем
–
узнаем
новое»
является
включение
повторяемых и изучаемых сведений в культурно-исторический контекст,
чему способствуют сведения по истории развития членораздельной звуковой
речи и сведения по культуре речи. Рубрики «Словесное творчество» и
«Творческая переменка» в данном разделе посвящены анализу диалогов в
семье,
дружеском
общении
и
речевому
этикету.
Упражнение
10:
«Рассмотрите собеседников на первом и втором рисунках. Выберите слова и
выражения, которыми можно охарактеризовать детей, изображенных на
обоих рисунках. Слова и выражения для выбора: кричат, хмурятся, не
слушают друг друга. Осуждают собеседника, ищут в нем недостатки.
Обижаются, злятся. Слушают друг друга. Говорят спокойно, терпеливо,
внимательно. Хотят понять друг друга. Дают совет, убеждают». Характерной
особенностью данного учебника, как и предыдущих учебниках для 1 и 2
классов линии УМК «Перспектива», является широкое использование в
качестве текстов упражнений пословиц. В данном учебнике они в основном
отражают отношение народа к характеру межличностных отношений, к
стилю общения и речевому этикету, к родному языку, к Родине. Работа над
подобными пословицами не только обогатит активный словарь детей, но и
окажет благотворное влияние на усвоение детьми традиционных морально-
этических ценностей и формирование толерантности в межличностных
отношениях.
Анализируя учебник «Русский язык» 4 класса, можно твердо сказать,
что задания к упражнениям и текстовый материал подчинены работе по
речевому этикету. В первом разделе «Повторяем – узнаем новое» в каждом
упражнении присутствуют задания, имеющие непосредственную связь с
речевым этикетом. Так, к примеру, упражнение 9 «Составьте по схеме текст
об особенностях и целях речевого общения. Используйте приведенные ниже
выражения». Есть задания, в которых формулировка предполагает работу по
речевому этикету, но нет текстового материала к упражнению. Пример:
упражнение 4 «Рассмотрите рисунки. Придумайте имена детям. Составьте и
запишите предложения к рисункам, используя словосочетания: внимательно
слушают друг друга, разговаривают доброжелательно, не слушают друг
друга, стремятся понять друг друга, разговаривают уважительно». Задание к
упражнению не ставит целью формирование культуры общения, но
текстовый материал может быть использован для проведения работы такого
характера. К примеру, упражнение 50 «Прочитайте сообщение профессора И.
Самоварова. Можно ли назвать эту группу предложений текстом?».
Таким образом, анализ учебников начальной школы показал, что
заданий по совершенствованию знаний и навыков русского речевого этикета
предоставлено
в
достаточном
объеме.
Упражнения
развивают
познавательные способности учащихся, в чем очень важную роль играет
реализация навыков общения. В анализируемом УМК отсутствует материал,
связанный с речевым этикетом других народов.