Напоминание

Современные педагогические технологии


Автор: Бовтенко Лидия Семеновна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО ДШИ АГО
Населённый пункт: г.Арсеньев , Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные педагогические технологии в деятельности

преподавателя ДШИ по классу изобразительного искусства.

Технология – системный метод создания, применения и определения

всего процесса преподавания и усвоения знаний учащимися с учетом

технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технология

ставит своей задачей выбор из возможных вариантов педагогических

методов, которые дают наилучшие результаты форм образования.

В педагогической практике есть множество педагогических технологий ,

традиционные

и

современные,

которые

постоянно

развиваются

и

дополняют друг друга. Сама жизнь подсказывает и толкает к открытию

новых технологий. Окружающий мир быстро меняется, появляется новая

техника, интернет и т.д. Педагог должен вливаться в этот мир, быстро

осваивать новые современные педагогические технологии. Наряду с

традиционными технологиями с их дидактическими принципами методики

преподавания

(воспитывающего

обучения,

научности,

наглядности,

систематичности

и

последовательности

обучения,

доступности

и

посильности,

активности

и

сознательности

обучения),

появляются

современные педагогические технологии, которые помогают развить и

адаптировать ребенка к современному миру:

1. Технология сотрудничества.

Развивающее обучение, которое

является основой современной педагогики, невозможно представить без

педагогики сотрудничества.

Задача сегодняшней школы - активизация

инициативы и творчества детей

раскрытие личности каждого юного

человека. Образно говоря, педагогика сотрудничества - путь к личности

учащегося.

Основная идея педагогики сотрудничества, заключается в изменении

характера межличностных отношений педагога и ученика. Для нее, как

уже подчеркивалось,

типична установка на открытость общения с

учащимися, принятие любого из них таким, какой он есть, понимание и

сочувствие. Учебная деятельность школьника стимулируется не только

посредством интересного учебного материала и разнообразных методов

его преподавания, но и характером отношений в коллективе, которые

утверждает педагог в процессе обучения. Взаимоотношения по типу

сотрудничества,

создают

возможности

для

возникновения

психологического контакта педагога и учеников.

Важно, создать

ситуацию, атмосферу, в которой ученик сам и с удовольствием,

включается в преодоление возникающих трудностей.

Усиление познавательной активности учащихся, создание условий

для проявления их самостоятельности, и инициативы, приводят к понятию

обучающей творческой деятельности. Общение - это урок сотворчества

совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий должен

высказать себя.

Помощь ученику - это фундамент педагогики сотрудничества. Задача

педагога заключается в том,

чтобы находить свои пути в поисках

оптимальных средств обучения.

Основные принципы взаимодействия педагога и учащегося:

-Поддержать в ребенке уверенность в себе в своих достоинствах,

позитивное видение себя.

-Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения творческих

работ ребенка с его же работами, сделанными ранее, а не с работами

других детей.

-Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и

характере самого ребенка;

Ценностью и целью педагогической деятельности является личность

ребенка и педагога с их интересами и потребностями. Поэтому в группе

педагогический процесс направлен на создание для всех комфортного

образовательного пространства, неформальной среды общения, , в которой

есть

все

возможности

для

создания

творческой

атмосферы,

где

осуществляется

гуманно-личностный

подход

к

ребенку,

развитие

совокупности качеств личности, личностно-ориентированное образование,

творческий поиск, атмосферу сотрудничества детей, преподавателей и

родителей.

2.Технология критического мышления

.

Критическое мышление - это

совокупность

качеств

и

умений,

которые

дают

высокий

уровень

исследовательской культуры учеников и преподавателя.

Учащийся, умеющий критически мыслить и оценивать информацию,

умеющий выделять в этой информации противоречия, аргументировать

свою точку зрения, чувствует уверенность в работе с различными типами

информации, может эффективно использовать самые разнообразные

ресурсы.

Критически

мыслящий

учащийся

умеет

эффективно

взаимодействовать с информационными пространствами, понимая, что

мир многополярен, что возможно сосуществование разнообразных точек

зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под

этим надежность знаний и умений, что полученное образование адекватно

современным социально-экономическим условиям, учитывает изменения

этих условий, которые могут произойти в будущем.

Формирование критического мышления предполагает создание базового

отношения

к

себе

и

миру,

подразумевающего

самостоятельную,

осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность

образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и

повышает коммуникативный потенциал личности.

Критическое мышление - это образовательная технология, когда

учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях

взаимодействия личности и информации., Фазы этой технологии (вызов,

осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что

преподаватель может быть максимально гибким каждой учебной ситуации

в каждый момент времени. Речь идет о разнообразных формах и

стратегиях

работы

с

детьми,

организации

дискуссий

и

процесса

реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все

обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного

планирования и осмысленности.

Технология критического мышления - это открытая система стратегий,

обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически

мыслящего ученика. На художественном отделении нашей школы иногда

возникают ситуации, когда учащиеся выражают сомнение в информации,

сказанной преподавателем. Например, по теме «Воздушная перспектива»

возникло сомнение, что любой цвет на большом растоянии изменяется:

зеленый становится голубым, красный розовым и т.д. Учащиеся по совету

учителя провели небольшое исследование: сравнили цвет зелени на первом

плане панорамы пейзажа (наблюдали из окна) вблизи и цвет зелени вдали,

на сопках. На сопках зелень голубая, близко – зеленая. Выяснили причину

этого явления: голубая атмосфера Земли, которая и изменяет цвет на более

холодный.

3. Технологии развития творческих качеств личности.

Эта технология очень важна в преподавании изобразительного

искусства и имеет различные целевые акценты: это выявление и развитие

творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной

творческой деятельности; обучение творческой деятельности; знакомство с

приемами творческого воображения; возможности решать творческие

задачи; это воспитание общественно–активной творческой личности,

способной приумножить общественную культуру.

Творческое начало в человеке - есть стремление к прекрасному в

широком смысле этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся

является одной из главных задач современного преподавателя. Учащийся

не должен на уроках бездумно выполнять те или иные указания учителя.

Необходимо искать пути и средства развития творческой инициативы,

применять алгоритмические (уроки повторения, закрепления знаний) и

эвристические (уроки открытий, освоения нового материала) методы в

процессе

выполнения

творческих

задач.

Для

преподавателя

важно

мотивировать учащегося к успеху, развивать адекватную самооценку,

учить не бояться неудач. Становление творческой индивидуальности

является необходимым условием для развития гармоничной личности, без

творческой фантазии не может обойтись ни один специалист в области

искусства. Преподаватель должен способствовать развитию креативности

в учениках, эффективно воспитывать художественное воображение,

образно–ассоциативное

мышление,

формировать

внутренний

мир

учащегося.

В процессе урока нужно работать над различными формами речевого

общения, устанавливать и поддерживать контакты с другими учениками.

Обучение речевому общению важнейшая задача в условиях современной

ситуации,

когда

снижается

уровень

личного

словарного

запаса

подрастающего поколения. Педагог в работе на уроке должен активно

включать учащихся в

обсуждение задания, работать над устной

аннотацией рабочего материала.

«Дети, для чего нужна художнику

палитра?» - спрашивает учитель, преследуя цель научить малышей

работать на палитре. «Чтобы смешивать краски и изобретать новые».

Учащийся должен уметь не только отвечать на поставленный вопрос, но и

ставить

его;

уметь

планировать

учебный

процесс,

работать

с

художественными материалами.

4.

Технология

информационно-коммуникативного

обучения

Деятельность людей в современном мире все больше зависит от их

информированности, способности эффективно использовать информацию.

Для свободной ориентации в информационных потоках современный

педагог

должен

уметь

получать,

обрабатывать

и

использовать

информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других

средств связи.

Отличительными чертами современной системы образования являются:

- свободное пользование различными информационными системами,

которые

сегодня

играют

большую

роль

в

образовании

вместе

с

непосредственным учебным процессом;

- психологическая установка обучаемого не просто на получение готовых

знаний, а на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование;

- изменение роли преподавателя: переход к партнерству, сотрудничеству с

учащимися;

-развитие информационной культуры.

Информационная культура проявляется :

- в конкретных навыках по использованию технических устройств;

- в способности использовать в своей деятельности компьютерную

информационную технологию;

- в умении извлекать информацию из различных источников: как из

периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять

ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

- во владении основами аналитической переработки информации;

- в умении работать с различной информацией;

-в знании особенностей информационных потоков в своей деятельности.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в

жизнь,

наложили

определенный

отпечаток

на

развитие

личности

современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы,

применение компьютерных технологий в телевидении, распространение

игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров, оказывают

большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего

мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической

деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Педагоги в своей деятельности вынуждены искать новые средства и

методы. Одним из таких средств и является компьютер. Игровая

компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет

ребенку усваивать материал в привычной для себя обстановке, как бы

незаметно

для

себя.

Но при использовании наглядности с помощью компьютера в

обучении необходимо соблюдать ряд условий:

-применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

-наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует

постепенно и только в соответствующий момент урока;

-необходимо четко выделять главное, существенное при показе

иллюстраций;

-детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации ;

-Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с

содержанием материала;

-привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в

наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем

информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с

обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.

Использование компьютера предоставляет множество дидактических

возможностей, таких как:

подача дозированной текстовой информации на экраны мониторов

учащихся или на экран от проектора;

постановка различных задач учащимся;

организация коллективной мыслительной деятельности;

демонстрация видео и аудио информации;

контроль знаний;

работа с электронными учебниками.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и

интерактивные (диалоговая) модели поднимают процесс обучения на

качественно новый уровень;

Возможности мультимидийных технологий .

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются

следующие возможности мультимедиа, которые активно используются :

Возможность хранения большого объема самой разной информации на

одном носителе Возможность увеличения (детализации) на экране

изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в

двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества

изображения. Это особенно важно для презентации произведений

искусства;

Возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и

т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

Возможность включения в содержание диска баз данных, методик

обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о

композиции картины графической анимационной демонстрацией

геометрических построений ее композиции) и т.д.;

Возможность подключения к глобальной сети Internet;

Возможность показов мастер-классов, альбомов произведений искусств на

различные темы;

Возможность создания собственных "галерей" (выборок) из

представляемой в интернете информации

Возможность "запоминания пройденного пути" и создания "закладок" на

заинтересовавшей экранной "странице";

Возможность автоматического просмотра всего содержания продукта

("слайд-шоу") Пpимеpом пpименения мультимедиа - это занесение на

интеpактивные видеодиски фондов художественных музеев например

«Эрмитаж» , «Лувр» «Лондонская национальная галерея»

Практически каждый преподаватель, имеющий навыки владения

информационными технологиями, может использовать в своей

повседневной работе мультимедийные презентации . Презентация может

иметь различные формы, применение которых зависит от знаний,

подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее

эффективно использовать презентации при проведении лекций, раскрытию

тем, практического занятия, самостоятельной работы, тестирования.

В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается

лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее

важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе

обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого

запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления

познавательной активности учащихся.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными

информационными технологиями могут существенно повысить

эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед

образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой,

творчески свободной личности.

5. Игровая технология

Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического

процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр

вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком –

обучение и педагогический результат, которые характеризуются учебно-

познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на

уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как

средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности.

6. Проектная технология

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном

методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России

он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.

Килпатрика

«Метод

проектов.

Применение

целевой

установки

в

педагогическом процессе» (1925 г.). В основе этой системы лежат идеи

Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Под проектным

методом имеется в виду система действий педагога и учащихся по

разработке проекта. Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как

развивающее,

базирующееся

«на

последовательном

выполнении

комплексных

учебных

проектов

с

информационными

паузами

для

усвоения базовых теоретических знаний».

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при

которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие

знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными

знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают

коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя

исследовательские

умения

(умения

выявления

проблем,

сбора

информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения

гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих

способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в

логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что

повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход

каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует

сбалансированному развитию основных физиологических и психических

функций ученика;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет

универсального их использования в разных ситуациях.

Классификация учебных проектов (по Коллингсу):

1. Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические

постановки и т.п. Цель – участие детей в групповой деятельности.

2. Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных

с окружающей природой и общественной жизнью.

3. Повествовательные

проекты –

целью

которых

являлось

получить

удовольствие от рассказов в самой разнообразной форме – устной,

письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т.п.

4. Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта:

изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного

театра и др.

Основные требования к учебному проекту:

- Проблема проект должна быть социально-значимой - исследовательской,

информационной, практической.

- Планирование проекта – определение вида продукта и форм презентации.

-

Поиск

информации

исследовательская

работа

учащихся

как

обязательное условие проекта.

- Продукт является конкретным результатом проекта.

- Презентация продукта и защита самого проекта.

- Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы

(черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы

к презентации и т.п.).

Современные классификации учебных проектов.

I. На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета

рекомендаций);

- исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы;

- информационный проект – сбор и обработка информации по значимой

проблеме с целью ее презентации широкой аудитории;

- творческий проект – максимально свободный авторский подход в

решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации,

произведения изо и т.п.;

- ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые

игры, результат которых остается открытым до самого конца.

II. По

комплексности проекты

могут

быть монопроектами и межпредметными.

III. По

характеру

контактов проекты

бывают

– внутриклассными, внутришкольными, региональными и международным

и.

IV. По продолжительности проекты могут быть:

- минипроектами – укладываться в один урок или даже его часть;

- краткосрочными – на 4-6 уроков;

- недельными;

- долгосрочными (годичными).

V. По составу участников проект может быть групповым и персональным.

Ограничения в использовании технологии:

- низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;

- низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

- недостаточный уровень сформированности у школьников умений

исследовательской деятельности;

- нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов

работы над проектом.

7. Здоровьесберегающая технология.

Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и

воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб

здоровью учащихся. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые

в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные

группы:

1.технологии,

обеспечивающие

гигиенически

оптимальные

условия

образовательного

процесса;

2.технологии

оптимальной

организации учебного процесса и физической активности школьников; 3.

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на

уроках и во внеурочной деятельности педагогами. Основные средства

реализации здоровьесберегающих технологий в ДШИ:

1. Организация и планирование урока (занятия)

2. Логоритмическая гимнастика

3. Организация психологического комфорта

4. Физкультминутки и двигательные паузы

5. Стиль общения педагога

6. Соблюдение санитарных норм

Технология личностно-ориентированного обучения

Принципы здоровьесберегающей педагогики, на которые опираются

преподаватели школы:

Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у

обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного

отношения к познавательной деятельности.

Принцип

наглядности

обязывает

строить

процесс

обучения

с

максимальным

использованием

форм

привлечения

органов

чувств

человека к процессу познания. Предназначен для связи чувственного

восприятия с мышлением.

Принцип доступности и индивидуализации

осуществляется на основе

общих

закономерностей

обучения

и

воспитания.

Опираясь

на

индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка,

планирует и прогнозирует его развитие. Используя природные данные

ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

– формирование и развитие двигательных умений и навыков с учетом

функциональных возможностей организма.

Принцип

непрерывности

выражает

закономерности

педагогики

оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом

системного

чередования

нагрузок

и

отдыха.

Сочетание

высокой

активности и отдыха в разных формах деятельности обучающихся

повышает

их

эффективность,

что

выражается

в

динамичности

закономерных

изменений

содержания

и

формы

параметров

функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

При осуществлении педагогического процесса отводится огромное

значение

формированию

общей

культуры

воспитанников,

их

нравственных представлений, эмоционального восприятия, эстетического

вкуса. Эффективность обучения измеряется количеством и качеством

приобретенных знаний, а эффективность развития - уровнем которого

достигают способности обучающихся. Одной из ярких черт обучения,

являются добрые,

доверительные,

наполненные положительными

эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной

обстановки,

атмосферы

увлеченности

и

удовлетворенности

детей

учением, способствует все построение обучения

и

прежде всего

богатство содержания и образования, которое позволяет каждому ученику

реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности. Постановка

учебной задачи,

ее совместное с учащимися решение и организация

оценки найденного способа действия - таковы три составляющие

обучения.

Посредством гибкой, грамотно выстроенной репертуарной

политики и созданием на уроке творческой атмосферы моделируется

художественный процесс, направленный на погружение в духовную

сущность исполняемого репертуара, на формирование таких эстетических

качеств как

сочувствие, сопереживание. В результате творческого

сотрудничества, основанном на принципе личностно-ориентированной

педагогики и в процессе взаимодействия между педагогом и учащимися,

творческие способности воспитанников реализуются наиболее полно.

Развитие

творческих

способностей,

интуиции,

фантазии,

эмоциональной отзывчивости на искусство невозможно без применения

технологии развития творческих качеств личности. Эта технология

имеет различные целевые акценты: у Волкова И.П. – это выявление и

развитие

творческих

способностей;

приобщение

обучающихся

к

многообразной творческой деятельности. У Альтшуллера Г.С. – обучение

творческой

деятельности;

знакомство

с

приемами

творческого

воображения; возможности решать изобретательские задачи. У Иванова

И.П. – это воспитание общественно–активной творческой личности,

способной приумножить общественную культуру.

Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в

широком смысле этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся

является одной из главных задач современного профессионального

преподавателю. Нельзя допускать, чтобы учащийся на уроках бездумно

выполнял те или иные указания. Необходимо искать пути и средства

развития

творческой

инициативы,

применять

алгоритмические

и

эвристические методы в процессе выполнения творческих задач. Для

преподавателя важно мотивировать учащегося к успеху, развивать

адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление творческой

индивидуальности

является

необходимым

условием

для

развития

гармоничной личности, без творческой фантазии не может обойтись ни

один

специалист

в

области

искусства.

Преподаватель

может

способствовать

развитию

креативности

в

учениках,

эффективно

воспитывать

художественное

воображение,

образно–

ассоциативное

мышление, формировать внутренний мир обучающихся.

В процессе урока нужно работать над различными формами речевого

общения,

над

умением

грамотно

ставить

цели,

устанавливать

и

поддерживать контакты с другими людьми. Обучение речевому общению

важнейшая задача в условиях современной ситуации, когда снижается

уровень лично словарного запаса подрастающего поколения. Педагог в

работе на уроке должен активно включать учащегося в беседу о

произведении, его жанровых и стилевых особенностях, работать над

устной аннотацией рабочего материала. Обучающийся должен уметь не

только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его; уметь

планировать учебную деятельность, работать с учебной литературой;

уметь представлять учебный материал.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера – М.

ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005

Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая

литература, 1990.

Информационные ресурсы России. - М.: Росинформресурс, 1996

4. Урсул А. Д. Информатизация общества. - М.: 1990.

5. . Блюменау Д. И. Информация и информационный сервис. - М.: Наука,

1989



В раздел образования