Напоминание

«Роли и значения музыкальной игры как средства развития музыкальных творческих способностей детей формирование эмоционального восприятия жизни»


Автор: Ахсянова Алсу Завдетовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Стародрожжановский детский сад №1 "Солнышко"
Населённый пункт: Дрожжановского района Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Роли и значения музыкальной игры как средства развития музыкальных творческих способностей детей формирование эмоционального восприятия жизни»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ « Стародрожжановский детский сад № 1 « Солнышко»»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Тема выступления:

«Роли и значения музыкальной игры как средства развития

музыкальных творческих способностей детей формирование

эмоционального восприятия жизни».

Составитель :

муз. рук

Ахсянова А.З.

1

и 2 слайды:

В современном мире образовательное учреждение

становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации,

воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является

основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка

Проблемой детского творчества занимались и занимаются многие психологи,

искусствоведы и педагоги, такие, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В.

Запорожец, Б, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, З. Фрейд, В. Глоцер, Т. Г.

Казакова, Л. С. Ходонович, Г. А. Никашина и другие.

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского

творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является

обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что

творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно

может возникать только из детских интересов.

Отмечая важность развития музыкальных творческих способностей

дошкольников, Л. С. Ходонович основное место отводит музыкальной игре.

Большие резервы в деле накопления музыкального опыта и развития

творческого воображения и фантазии скрыты в музыкальной деятельности, а

именно в музыкальной игре с ее радостной эмоциональностью, образностью,

инициативностью и коллективностью действия. Музыкальная игра – самый

органичный из всех видов музыкальной деятельности детей.

3 слайд:

Для чего же нужны музыкальные игры в детском саду?

4 слайд:

В процессе музыкальных игр ребенок приобщается к слушанию

музыкальных произведений мировой классики, получая простейшие

сведения о музыке, поет, водит хороводы, танцует, играет на

музыкальных инструментах. В результате этого у детей формируется

музыкальный слух, а приобщение к творческим действиям приобретает

развивающий характер.

Музыкальные игры очень нравятся детям, они развивают у детей

желание заниматься музыкой, помогают лучшему усвоению программных

задач, направляют к самостоятельной музыкальной деятельности,

способствуют развитию творчества и фантазии.

5 слайд:

Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у

дошкольников развивается образное мышление: то они представляют

маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный

волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие».

Таким образом, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения

музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им

приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.

Музыкальные игры помогают детям знакомиться с творческими

возможностями мира, развивают у них чувство ритма, координацию слуха и

голоса, музыкальную память, при помощи музыкальной игры дети осваивают

средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи:

ритм, тембр, динамику, темп, лад, высоту. Это дает педагогу возможность

дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Любая музыкальная игра имеет свой побудительный мотив, игровой

замысел, игровой материал, правила. Каждой игре предшествует

подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала

проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих

упражнений – подготовить тело ребенка к воспроизведению действия,

разогреть мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, участвующие в

возникновении движения.

6 слайд:

Существует следующая классификация развивающих музыкальных игр:

1.

Музыкально – дидактические игры.

2.

Музыкально-ритмические игры со словом или без слов

3.

Игры с пением т. е. хороводные

4.

Игры с музыкальными инструментами.

5.

Игры спектакли.

7 слайд:

Музыкально – дидактические игры. Один из наиболее доступных средств

познания музыки как вида искусства. Музыкально - дидактические игры

можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на

усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из

игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как

средство музыкального общения и развития ребенка

8слайд:.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей

музыкального восприятия, эти игры помогают детям чисто

интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену

темпа, силу звучания. Музыкально – дидактические игры просты и

доступны, интересны и привлекательны, становятся своеобразным

возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать

9 слайд.

В процессе таких игр дети не только приобретают специальные

музыкальные знания, у них формируются необходимые черты

личности, такие, например, как чувство товарищества и

ответственности. Музыкально – дидактические игры носят обучающий

характер, при проведении которых, в доступной игровой форме

10 слайд:

Музыкально-ритмические игры и движения. Один из наиболее

активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на

выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических

особенностей.

11 слайд:

В ходе таких музыкальных игр дети в наиболее доступной и

интересной для них форме усваивают программные требования по

развитию музыкально-ритмических движений. Дети учатся двигаться,

соблюдая ритмическую структуру музыкального сопровождения,

учитывая темп музыки и другие ее выразительные средства для

перехода с одного вида движений на другой, подбирают движения,

адекватные музыке. Они создают выразительные образы в

соответствии с характером музыкального звучания. Движения,

органически связанные с музыкой, содействуют воспитанию

эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивают чувство

ритма, музыкальный слух, память и совершенствуют основные

движения

12 слайд:

Хороводные игры. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное

искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и

хореографии. Его отличает высокая художественность напевов и

поэтических текстов. При этом припевы в хороводах исполняются на

простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Любовно воспеваются в

песнях широкие луга, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая

берёзка, цветущая калина.

13 слайд:

Участвуя в хороводе, в маленьком театрализованном представлении,

ребята будто переносятся в мир сказки, перевоплощаются в царевича,

царевну, ясного сокола… Хоровод позволяет ребёнку почувствовать себя

актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира. Хороводные игры

– это развлечение, забава, но нередко и соревнование, в котором каждый

участник стремится выйти победителем. Оптимистичность, энергия, веселье

и полнота ощущения жизни делают хороводы и в наше время нужными,

неувядаемо прекрасными. Хороводные игры носят развивающий характер:

формируют чувства коллективизма, товарищества, сопереживания;

воспитывают любовь к природе, Родине; развивают музыкальную память и

слух, чувство ритма.

14 слайд:

Игры с музыкальными инструментами. Во всех возрастных группах в

различных формах происходит общение с музыкальными инструментами.

Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками,

то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными

инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них

15 слайд:

Игры спектакли:

Мир театра — это всегда волшебство, загадочность.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы

детского сада: от формирования представлений об окружающем мире. И т д.

В процессе игры, дети знакомятся с разными героями и их

характерами. Каждый ребёнок в игре воспроизводит знакомые литературные

сюжеты.

В душе каждый ребёнок артист. Игровая театрализованная деятельность

воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивает

эстетический вкус. Происходит речевое развитие ребёнка, развивается

активная речь за счёт расширения словарного запаса, работы по

совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны

общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).

16 слайд:

ВЫВОДЫ:

Театрализованные игры спектакли вносит разнообразие в жизнь ребёнка в

детском саду. Дарит ему радость и наиболее ярко проявляется принцип

обучения: учить играя. Благодаря театрализованным играм, повышается

речевая активность детей, развиваются артистические способности,

проявление любознательности, стремление к познанию нового, повышается

умственная активность, развиваются психические процессы, повышается

эмоциональная активность.

17Слайд:

Как сказал И. А. Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий об

окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек,

пытливости и любознательности».

18 Слайд:

Таким образом можно сделать вывод, что музыкальные игры являются

универсальным средством для музыкально-эстетического развития и

личностного становления ребенка, т.к. только в игре дети постигают

особенности языка музыки: различают выразительные интонации, форму,

смену настроений, учатся выделять жанровые признаки музыки,

изобразительные моменты, приобретают исполнительские и творческие

навыки и умения, развиваются музыкальные способности. В игре успешнее

развиваются все психические процессы (внимание, память, воля) и решаются

задачи общего эмоционального, интеллектуального и творческого развития.

18 слайд:

Спасибо за внимание.



В раздел образования