Напоминание

«Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»


Авторы: Чумаченко Елена Александровна, Елена Александровна Чумаченко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: город Урюпинск
Наименование материала: Конспект занятия в разновозрастной группе от 5,5 до 7 лет в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»
Тема: «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в разновозрастной группе

от 5,5 до 7 лет

в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»

по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Воспитатель

Чумаченко Елена Александровна

МАОУ «Лицей» городского округа

город Урюпинск Волгоградской области

Форма

обучения:

нетрадиционное

занятие

по

исследовательской

деятельности детей.

Программные задачи:

Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о

воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и

видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки).

Познакомить детей с

круговоротом воды в природе.

Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов,

способствовать

развитию

речи,

мышления,

любознательности,

наблюдательности,

активизировать

и

обогащать

словарь

детей

существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

создать

условия

для

воспитания

бережного

отношения к воде как основному природному ресурсу; способствовать

воспитанию

умения

работать

в

группе;

учитывать

мнение

партнёра;

отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Оборудование:

Глобус

Рисунок «Круговорот воды в природе»

Письмо

Куб, шар

Узкий и широкий стаканы

Бутыль с водой

2 стакана: с водой и молоком

Камешки

Гуашь, вода, кисти

Сахар, соль, мел (или мука)

Эфирное масло

Снег, лед, увлажнитель воздуха

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу

с вами работу. Пожелайте им доброго утра.

2. Вводная беседа.

Ну что же, ребята, мы с вами начинаем нашу работу. Послушайте загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

- Правильно, это глобус. А что такое глобус?

(Глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.)

- А что можно увидеть на глобусе? Что мы можем узнать о нашей планете?

(Глобус

показывает

форму

планеты,

она

круглая.

Мы

видим

расположение морей, океанов и суши, т.е. материков.)

- А как вы думаете, почему на глобусе так много синего цвета? Что

обозначено этим цветом? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера).

- Действительно, ребята, наша планета на 2/3 состоит из воды. А что вы

знаете о воде? Какой она бывает?

- Кому нужна вода? Зачем она растениям? А животным?

- Как человек использует воду?

- А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, но не вся

она пригодна для питья? Подойдет ли растениям, животным и человеку

соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы

знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские

обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди

берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах,

где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек.

Но сначала речную воду очищают на водоочистительных предприятиях, где

лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

Помощник воспитателя приносит письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам профессор Московского

института водных ресурсов Петр Иванович Небывалов. Нам очень нужна

ваша помощь. Дело в том, что через наш город протекает – река Москва , из

которой вода поступает в дома жителей города. Москва – река очень

загрязнена. Мы просим вас изучить свойства воды и как можно скорее

прислать нам результаты ваших исследований, чтобы мы с учеными смогли

найти способы очистки воды не только в Москве – реке, но и в других реках

нашей страны. Заранее выражаем вам благодарность».

- Ребята, проблема, о которой написал профессор очень серьезная. В

настоящее время очень многие реки не только в нашей стране, но и во всем

мире загрязняются. Как вы думаете, кто их загрязняет и каким образом?

- Верно, человек строит фабрики, заводы и во время производства он

использует воду из рек, а затем использованную загрязненную воду снова

сливает в речки. Вредные вещества, попадая в реки, отравляют все живое,

что там есть. Небольшие речушки могут полностью высохнуть и исчезнуть, а

глубоководные реки становятся мелкими.

- Ребята, на берегу какой реки находится наш город Урюпинск.

3. Физкультминутка.

- Предлагаю нам всем отправиться на Хопер.

«К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- Но мы отправляемся не домой, а в лабораторию. Вы знаете, что такое

лаборатория? (Это

место,

где

ученые

проводят

опыты

и

ставят

эксперименты).

- Я предлагаю нам сегодня превратиться на время в ученых и провести

опыты по исследованию воды, ее свойств, чтобы отправить результаты

профессору Небывалову.

- Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.

Наши глаза внимательно смотрят и все видят.

Уши внимательно слушают и все слышат.

Голова хорошо думает.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

4. Практическая (опытно – экспериментальная) часть.

- Пройдемте к нашим лабораторным столам.

Опыт №1.

Какой формы вода?

На столе куб и шар.

- Какой формы эти предметы?

- А имеет ли форму вода? Возьмем узкую баночку, наполним ее водой.

Перельем в широкую банку. Что заметили? Форма, которую принимает вода,

все время меняется.

ВЫВОД: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором

находится.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без

цвета – бесцветные.

Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

Опыт2

– У вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе

бумаги нарисуйте фломастером цветочек. А теперь поставьте на этот лист

сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (Ответы

детей.)

Опыт №2.

Какого цвета вода?

- Возьмем 2 стакана: с водой и молоком. Положим камешки. Что замечаем?

ВЫВОД: В воде камешки видны, а в молоке нет. Значит вода – прозрачная

жидкость, не имеет цвета.

- Но прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого возьмем

краски. Постепенно добавляя краску, мы видим, что прозрачность воды

изменяется. Опустим камешки. Они не видны.

Опыт №3.

Вода – растворитель.

- Ребята, есть ли у воды вкус?

- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы

выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле

ее вкуса не чувствует.

ВЫВОД: Вода не имеет вкуса.

- Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые

вещества. Итак, попробуем растворить в воде соль, мел. Что мы видим?

ВЫВОД: Вода растворяет некоторые вещества.

Опыт №4.

Имеет ли вода запах?

- Ребята, определите, есть ли запах у воды?

- А теперь попробуем добавить в воду эфирное масло. Что заметили теперь?

ВЫВОД: У воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами,

вода может приобрести запах.

5. Игра «Хорошо – плохо».

- Мы с вами неплохо потрудились и многое узнали. Но чтобы правильно

использовать воду, человек должен знать не только о ее волшебных

свойствах, но и о том, что вода может принести как пользу, так и вред.

- Сыграем в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на 2 команды. Одна команда

отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?», другая – «Вода – это

плохо. Почему?»

Хорошо: 1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.

2. Водой можно закаляться, играть с водой.

3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

4. В воде стирают одежду.

5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.

6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.

Плохо: 1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

2. Горячей водой можно обжечься.

3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

6. Три состояния воды.

- Вода – удивительное вещество. Она приносит огромную пользу, но вместе с

тем может причинить серьезный вред. Еще более интересно то, что в природе

вода встречается в трех состояниях. А в каких – вы узнаете, отгадав загадки.

1. Мягкий он, а не подушка,

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь – ручеек. СНЕГ

2. Пушистая вата плывет куда- то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. ОБЛАКО

3. Прозрачное, как стекло,

А не вставишь в окно. ЛЕД

4. Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. ВОДА

- Что объединяет загадки?

- Разве облако, лед и снег – тоже вода? Почему вы так думаете?

- Правильно, ребята. Вода бывает в трех состояниях: в твердом (в виде снега,

льда и инея), в жидком (в виде дождя, озера, реки) и в газообразном (в виде

облака, тумана или пара).

- Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно.

- При каких условиях вода превращается в снег или лед? (ОТ МОРОЗА)

- Отчего превращается в пар? (ОТ НАГРЕВАНИЯ)

7. Круговорот воды в природе.

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое,

в природе происходит круговорот воды.

- Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или

суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух.

Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака,

тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на

землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит

круговорот воды в природе.

8. Итог занятия.

- Ребята, наше занятие подходит к концу. Что интересного мы сегодня с вами

узнали? Какими же свойствами обладает вода?

- А самое главное то, что полученные нами результаты опытов я сегодня же

отправлю письмом в Москву профессору Небывалову. И возможно тогда

ученые изобретут способы очистки рек, которые загрязняются людьми,

заводами, фабриками.

- А в заключении мы хотим посвятить воде стихи.

Вы слыхали о воде? Как сосулька замерзает,

Говорят, она везде! В лес туманом заползает,

В луже, в море, в океане На плите у нас кипит,

И в водопроводном кране. Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, Человек, запомни навсегда:

Не наесться, не напиться, Символ жизни на Земле – вода!

Смею вам я доложить, Экономь ее и береги -

Без нее нам не прожить. Мы ведь на планете не одни.



В раздел образования