Автор: Папукова Людмила Геогиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 57 г. Мурманска
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Физическое развитие
Тема: Консультация
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ 57 г МУРМАНСКА
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПАПУКОВОЙ Л. Г,
ВОСПИТАТЕЛЕМ
МУРМАНСК, 2021
Каждому родителю хочется видеть своего ребенка здоровым и крепким.
Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего
возраста обратить внимание на показатели нормы физического развития и
ориентироваться на них. Особенно быстрый темп развития наблюдается на
первом году жизни. На втором и третьем годах темп бурного развития ребенка
несколько замедляется, хотя интенсивность проявления новых умений и
качеств по-прежнему велики. На 2-м
году он ежемесячно прибавляет в весе 200-250г, а длина его тела увеличивается
на 1 см. К концу второго года его рост колеблется от 82 до 91см, а вес- от 11
до13 кг.
За 3-й год жизни ребенок может прибавить в весе от 2,5 до 3 кг, а его рост
увеличивается на 7-8 см. К концу года рост может составить от 99 до 101 см, а
вес 14-16 кг. Ребенок меняется внешне: ноги его становятся длиннее,
округлость тела исчезает, что придает ему стройность, происходят постепенное
окостенение скелета и совершенствование функций всех органов, мускулатура
ребенка становится более выраженной, совершенствуется точность движений
рук
за
счет
развития
мелких
мышц
кистей
и
пальцев.
Более богатой и выразительной становится мимика ребенка, разнообразнее
эмоциональные переживания (он радуется, сердится, смущается, обижается и
др.). Стремление к самостоятельности – ведущая тенденция в развитии ребенка
2-го и 3-го года жизни. Попытки проявить самостоятельность ребенок
предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли взрослые с уважением относятся к
ним? Например, типичная ситуация: малыш ползет к игрушке, а взрослый
быстро подает ее ему. Или малыш пытается встать на ножки сам, а мама
поднимает его, подхватив подмышки.
На 2-м и 3- м году жизни желание быть самостоятельным
превалирует над всем остальным. Надо беречь, развивать у малыша это
стремление. Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста
имеет свои особенности. Многие условные рефлексы, а следовательно, умения,
привычки, правила поведения даже к трем годам не являются достаточно
устойчивыми. И если их не подкреплять постоянно, они легко разрушаются.
Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Начинать
формировать тормозные условные рефлексы, задерживающие деятельность
ребенка на слово «нельзя», следует уже в конце 1-го года жизни. Отмечается
также слабая подвижность нервных процессов. Дети не могут быстро начать
или затормозить какое- либо действие. Поэтому нельзя требовать от них
быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Увеличивается
предел работоспособности его нервной системы, что обусловливает удлинение
периода активного бодрствования. На 2- м году малыш может бодрствовать без
утомления 4- 5 ч, а на 3- м году до 6- 6,5 ч. К 3- м годам дети становятся
более выносливыми. Однако выносливость малыша не так уж велика, организм
маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных
задач ДОУ и семьи – это охрана здоровья ребенка, укрепление его организма,
создание
условий
для
правильного
развития.
Гигиенический
уход,
рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом и водой, режим дня,
массаж
и
гимнастика,
двигательная
активность
–
важнейшие
условия
физического
развития
и
здоровья
ребенка.
На 2- 3-м году жизни продолжается развитие основных движений (ходьбы,
бега, лазания и ползания, бросания), главным образом в направлении
улучшения их качества – все большей согласованности и умения управлять
своими движениями в играх, упражнениях и самостоятельной деятельности.
Взрослым необходимо заботиться о формировании осанки детей, укреплению
мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног и стоп.
Для нормального формирования стопы ребенка следует правильно
подбирать обувь. Она должна быть с небольшим каблучком (0,5 – 0,6 мм) и
хорошо облегать ногу. Важно дать возможность ребенку ходить босиком по
неровной поверхности, например по песку, гальке, травке, по специальной
ребристой дорожке. Во время такой ходьбы мышцы стопы испытывают
дополнительное напряжение, это ведет к их укреплению и правильном
формированию
ее
свода.
При
условии
правильной
организации
двигательной
деятельности
в
дошкольном учреждении и в семье к 2-м годам ребенок может:
Ходьба
1.
Ходить в определенном направлении со зрительными ориентирами.
2.
Ходить по ограниченной поверхности (по «дорожке», по доске, по
нарисованной на земле или полу дорожке шириной 20- 25 см).
3.
Подниматься и спускаться по наклонной доске (высота 10- 15- 18
см от пола).
4.
Перешагивать препятствия: веревку, палку, положенную на пол или
землю, затем приподнятую на 5-10 см.
5.
Ходить по земле, подниматься на бугорки, горки, спускаться с них,
перешагивать через небольшие канавки.
Лазанье
1.
Влезать на лесенку- стремянку высотой 1- 1,5 м. Слезать с нее
сначала приставным шагом, затем чередующим.
2.
Пролезать в обруч, под веревку, под скамейку и т.д.
3.
Перелезать через бревно.
4.
Подниматься по лестнице, спускаться с нее
Бросание
1.
Катать мяч, бросать вниз, вдаль, догонять его. Перекатывать мяч
взрослому, прокатывать между предметами.
2.
Каждой рукой бросать маленький мячик в корзину (расстояние 50-
70 см).
3.
Бросать большой мяч вверх.
К 3-м годам
Ходьба
1.
Ходить, не шаркая ногами, уметь выдерживать направление без
зрительных ориентиров.
2.
Ходить по ограниченной поверхности (ширина 15- 20 см).
3.
Бегать в одном направлении, по кругу в течение 30- 40 секунд.
4.
Кружиться на месте.
5.
Ходить по извилистому шнуру, уложенному на пол.
6.
Пробегать медленно до 80 м.
Лазанье, ползание
1.
Подползать под веревку (высота 25- 30 см).
2.
Ходить на четвереньках по ограниченной поверхности (дорожке,
скамейке шириной 20 см).
3.
Влезать и слезать с лестницы.
4.
Влезать на табурет, стул и спускаться с него.
Бросание
1.
Бросать мяч взрослому, ловить брошенный мяч (расстояние 50- 100
см).
2.
Бросать мяч в цель (расстояние 100- 120 см).
3.
Бросать мяч вперед двумя руками снизу.
4.
Прокатывать мяч между предметами.
Прыжки
1.
Подпрыгивать на двух ногах на месте, с небольшим продвижением
вперед.
2.
Спрыгивать с предметов (высота 10- 15 см).
3.
Прыгать с места на двух ногах как можно дальше.
4.
Перепрыгивать канавку, ручеек.
В семье также необходимо обеспечить детям возможность двигаться.
К сожалению, родителей очень часто раздражают чрезмерная активность
детей, их постоянное стремление куда- то забраться, что- то взять. Нужно
посоветовать родителям не спешить с запретами, помнить, что движение
является
биологической
потребностью
растущего
организма,
всячески
поддерживать
ребенка
в
его
стремлении
двигаться,
быть
активным,
самостоятельным и создавать условия для этого.
В распоряжении ребенка в семье должны быть разнообразные игрушки,
пособия,
стимулирующие
двигательную
активность:
каталки,
машины,
разнообразные ящики и коробки, велосипед трехколесный, санки, лыжи и др.
Движение требует пространства. Нужно посоветовать родителям выделить в
комнате
место,
где
малыш
может
свободно
двигаться,
максимально
использовать для движений ближайшее природное окружение (полянки,
дорожки, спортивные детские площадки). Излишне не опекать ребенка, а дать
ему возможность взобраться на горку, спуститься с нее, побегать по полянке.
Родителей должно всегда настораживать
нежелание
малыша
двигаться.
Это
может
свидетельствовать
о
начале
заболевания ребенка или онеправильном
воспитании
его
(частые
запреты,
подавление
активности,
самостоятельности).