Напоминание

Артикуляционная гимнастика с применением средств информационно-компьютерных технологий


Автор: Новожилова Елена Борисовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Артикуляционная гимнастика с применением средств информационно-компьютерных технологий
Раздел: начальное образование





Назад




Артикуляционная гимнастика с применением средств

информационно-компьютерных технологий

Новожилова Е. Б., учитель-логопед

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16

имени Романа Георгиевича Цецульникова», г. Кемерово

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества

детей с речевыми нарушениями. В общеобразовательные школы поступают

безречевые дети 7-8-летнего возраста с практически полным отсутствием

звуков,

нарушением

фонации,

серьёзными

нарушениями

слоговой

структуры слова.

С введением ФГОС для детей с ОВЗ является создание оптимальных

условий для получения качества образования. Дети с аномалиями в

развитии должны общаться с нормальными детьми. Поэтому очень важно

формировать жизненную компетенцию. В нашей школе второй год

функционирует

проект

«Ресурсный

класс»

как

одна

из

моделей

инклюзивного образования.

Инклюзия – включение, это означает, что каждый человек имеет право на

уникальность. То есть люди с инвалидностью могут и должны жить полной

жизнью, участвовать во всех сферах общественной жизни.

В

работе

с

данной

категорией

детей

недостаточно

использовать

традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим учителя-

логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения

недостатков речи.

Основная цель нашего проекта – подготовить ребёнка к обучению в

обычном классе. В ресурсном классе ученики работают по индивидуально

адаптированным для них программам. Дети приобретают и оттачивают

навыки учебного поведения. Они учатся учиться в школе. Постепенно их

готовят к присутствию на уроках в обычных классах. В самом начале

ребёнка включают в обычный класс для того, чтобы он научился работать

рядом со своими сверстниками, выполнял задание в группе, слушал

инструкции учителя.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств

обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние

годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального

обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов

в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.

Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим

одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится

1

совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и

предупреждение речевых нарушений.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в

образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в

стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ

в своей практике.

Использование компьютера в логопедической работе способствует

активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению у

детей с ОВЗ, расширению возможностей работы с наглядным материалом,

повышению эффективности коррекционной работы. Все это позволяет

разумно сочетать традиционные и современные средства и методы

обучения, в результате у обучающихся повышается интерес к изучаемому

материалу,

качество

коррекционной

работы

значительно

облегчает

деятельность учителя-логопеда.

Большинство

обучающихся

школы

страдают

расстройствами

артикуляционной моторики. Поэтому первостепенной задачей являлось

развитие артикуляционной моторики.

Развитие моторики артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определённой

целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц

артикуляционного

аппарата

и

развитию

силы,

ловкости

и

дифференцированности движений данного органа.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

При

выполнении

артикуляционной

гимнастики

следует

соблюдать

следующие требования:

̶D

сначала знакомим учащеося с основными положениями губ и языка с

помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе повторяем упражнения

2-3 раза. Затем повторяем все упражнения, используя цветные картинки и

картинки-анимации не менее 5-6 раз. Картинки помогут быстрее освоить

все

упражнения.

Упражнения

на

повторение

помогут

отработать

определённые

положения

органов

артикуляции,

необходимые

для

правильного

произношения

звуков,

которые

вызывают

наибольшие

трудности;

D каждое движение выполняем перед зеркалом;

̶D

после того как ребёнок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно

задавать наводящие вопросы, например: Что делают губы? Что делает

язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

̶D

движения проводить неторопливо, ритмично, чётко;

̶D

затем темп упражнений можно увеличить и выполнить их под счёт. Но

при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно,

иначе занятия не имеют смысла.

̶D

лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в

зависимости от возраста и усидчивости ребёнка;

2

- если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён,

отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение

языка даже короткое время, тогда необходим специальный массаж;

̶D

чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом

(действиями ребёнка);

̶D

выполнять упражнения для языка, ладонь своей руки и руку ребёнка,

имитируя движения языка;

̶D

гимнастика не должна ребёнку надоедать;

̶D

следить, чтобы обучающийся не уставал;

-использовать при проведении артикуляционной гимнастики компьютерные

игры.

Использование компьютерных технологий в работе по развитию

артикуляционной моторики

Учителем-логопедом в практической деятельности можно использовать

коррекционно-развивающие логопедические презентации по развитию

артикуляционной моторики, такие, как:

1. Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного

звукопроизношения.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Звуки речи.

4. Голосовая распевка.

Заключение

По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт

отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему

логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и

поддержать интерес к изученным ранее упражнениям.

Здесь на помощь может прийти сказка с использованием компъютера.

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве.

Весёлые волшебные добрые – они всегда интересны.

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми можно

отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью

автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из

занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку и для того, чтобы

заинтересовать детей, все упражнения объединяются в небольшие сказки.

Правильное

использование

компьютера

приводит

к

повышению

мотивации детей к занятию с логопедом, к адекватной оценке ребёнком

свих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и

логопедом. Ребёнок начинает воспринимать логопеда как помощника, к

советам которого необходимо прислушиваться.

Всё это способствует формированию такой формы общения между

ребёнком и педагогом, которая необходима ему для обучения в школе.

3

Мультимедийные презентации позволяли привнести эффект наглядности

в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более

тесной

взаимосвязи

учителя-логопеда

и

ребёнка.

В

использовании

мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие

преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность,

наглядность,

эмоциональная

привлекательность,

мобильность,

многофункциональность.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется

двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со

зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и

образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более

развитое у детей с речевыми проблемами.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети

имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном

объеме.

Использование

анимации

и

сюрпризных

моментов

делает

коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают

одобрение не только от учителя-логопеда, но и со стороны компьютера в

виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Таким

образом,

использование

информационных

технологий

в

коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и

современные средства и методы обучения, повысить интерес учащихся с

ограниченными возможностями здоровья к изучаемому материалу, а

качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность

учителя-логопеда и повышает эффективность работы.

Список литературы

1.

Костнова Е.А. Уроки логопеда – Москва, ЭКСМО, 2008. – 203 с.

2.

Крупенчук О.И, Воробьёва Т.А. «Логопедические упражнения».

Издательский дом ЛИТЕРА Санкт-Петербург, 2005. – 520 с.

3.

Репина З.А, Буйко В.И. «Уроки логопедии». «ЛИТУР» Екатеринбург, 1999.

– 207с.

4.

Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Москва

– Воронеж, 1997. -304с.

5.

Генинг М.Г, Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи».

Чебоксары, 1971. – 217с.

6.

Нищева

Н.В.

«Весёлая

артикуляционная

гимнастика»,

Издательство: Детство-Пресс, 2012 г.

4



В раздел образования