Автор: Гранкина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Архангельский детский сад ОРВ
Населённый пункт: село Архангельское Аннинского района Воронежской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
« Применения ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность использования информационных технологий в современном
дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного
общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных
информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и
воспитания. Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это
комплекс учебно - методических материалов, технических и инструментальных
средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их
применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений
образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования
(развития, диагностики, коррекции) детей.
Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает
педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а
образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как
открытой образовательной системы.
Использование ИКТ в ДОУ.
По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в
системе деятельности ДОУ можно поделить на:
использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с
детьми;
использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
использование ИКТ в процессе и организации методической работы с
педагогическими кадрами.
Занятия в детском саду можно сделать более эмоциональными, яркими, с
привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и
видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее
мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять
воспитателя, а не заменять его.
Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития
личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об
окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие.
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей,
оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не
самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога,
ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с
помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к
занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая
деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования
таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и
внимание, предпосылки развития логического мышления.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с
детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности
компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы
и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения
дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это,
первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной
грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными
комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в
перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии
для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет
преодолеть интелектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность
повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие
эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным
пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей
результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы
зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и
развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом
случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить
информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Применение интерактивного стола в детском саду позволяет развивать у детей
способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает
разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний
дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
Работа с интерактивным столом позволяет по-новому использовать в
образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные
игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивного стола с
использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы)
позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые
компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют
познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.
Технология работы стола, основанная на принципе резистивной матрицы, является
самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.
Ещё одно преимущество использования интерактивного стола в детском саду –
возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных
занятий.
Использование интерактивного стола в совместной и самостоятельной
деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и
индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания
благоприятного эмоционального фона.
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость
передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует
развитию всех форм мышления.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными
технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности,
дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.