Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в детском саду


Автор: Бельчикова Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №161
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в детском саду

«

-

,

Здоровый дух в здоровом теле

вот краткое но полное

».

описание счастливого состояния в этом мире

Джон Локк

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только

,

.

,

актуальной но общечеловеческой Здоровье детей его охрана и

обогащение является приоритетным направлением не только

,

образовательных и медицинских учреждений но и всего общества в

,

целом поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом

,

,

.

заниматься разными видами деятельности обучаться развиваться

Только полноценное здоровье способствует становлению

.

гармонически развитой личности

:

Исследования социологов выявили следующие факты

1.

(

,

),

Если лечить заболевание временное приобретённое

то здоровье

8-10%

сохранится на

2.

Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье

20-25%

на

3. 50%

,

здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни его

,

правильном воспитании с детства стремления беречь и умножать

,

своё здоровье активно заниматься оздоровительными видами

.

деятельности

Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия

,

,

неотложных мер по здоровьесбережению оздоравливанию детей по

.

профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье В

связи с этим особо востребованным на сегодня является создание

,

,

специальных педагогических методик программ направленных на

,

сохранение и укрепление здоровья которые в современной

терминологии называются здоровьесберегающими

-

.

образовательными технологиями ЗОТ

-

,

ЗОТ в дошкольном образовании это технологии направленные на

решение приоритетной задачи современного дошкольного

-

,

образования

задачи сохранения поддержания и обогащения

:

,

здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду детей

,

.

педагогов родителей

-

Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку

обеспечение высокого

уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание

(

-

,

валеологической валеология

это наука о здоровом образе жизни в

)

широком понимании просто наука о здоровье культуры как

совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни

,

,

человека знаний о здоровье и умений оберегать поддерживать и

сохранять его Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет

,

.

.

огромную ценность для здоровья детей т к от рождения до семи лет

,

идёт процесс становления всех функций и систем организма

,

,

,

закладываются основы физического умственного психического

,

,

нравственного духовного здоровья человека формируется

,

фундамент будущего здоровья человеческой жизни во всех её

.

,

сферах Наиболее современными ЗОТ по научным исследованиям по

-

,

мнению педагогов

практиков признаны методы эстетотерапии к

:

,

,

,

которым относятся спорт хореография аэробика музыка и другие

.

виды искусства Методы эстетотерапии обладают огромным

,

оздоравливающим и психотерапевтическим потенциалом они

,

,

отличаются высокой эффективностью экономичностью лояльностью

по отношению к ребёнку по сравнению с другими методами

(

,

).

оздоровления и здоровьесбережения например медицинскими

ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы

,

,

здоровья укрепляют и развивают не только физическое тело но и

.

оздоравливают человека в целом Оздоровление детей посредством

.

физических упражнений называется кинезотерапией Особенно этот

,

.

метод близок доступен и необходим детям дошкольного возраста

,

-

,

Подвижность присущая ребёнку

дошкольнику обусловлена тем что

,

,

моторная деятельность вызывая усиленное дыхание

,

кровообращение обмен веществ является источником приятных

,

,

,

ощущений радостных эмоций то что называется хорошим

,

.

самочувствием ребёнка психофизическим благополучием

,

Физиологи объективно доказали что при любом двигательном

,

,

тренинге упражняются не только части тела но и развивается мозг

-

умственные способности одна из главных основ дошкольного

.

периода

,

Таким образом использование ЗОТ имеет огромное значение в

,

,

,

здоровьесбережении оздоровлении укреплении здоровья детей

:

активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач повышает

,

качество дошкольного образования играет огромную роль в

,

,

воспитании детей формировании здорового образа жизни развитии

.

общей культуры здоровья

Сегодня вопрос здоровья первоочередной во многих детских

.

,

учреждениях Как правило вспомогательными составляющими в

обеспечении здоровья детей являются здоровьесберегающие

,

технологии основная цель которых состоит в поддержании

,

высокого уровня здоровья дошкольников формировании у них

качественных знаний и навыков построения активного и здорового

.

,

образа жизни Стоит отметить что здоровьесберегающие технологии

в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных

технологий своей комплексной диагностикой состояния организма

,

ребенка и возможностью проанализировать динамику благодаря

.

которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника

:

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС

-

,

физкультурно оздоровительные

-

технологии организации социально психологического равновесия

,

ребенка

,

работу по просвещению родителей по общей теории здоровья

работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению

,

воспитателей дошкольного образования

.

здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском

:

саду по ФГОС

сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения

;

уровня здоровья воспитанников

создание обстановки для комплексного психофизиологического

;

развития ребенка

обеспечение комфортных условий жизни на протяжении

.

нахождения ребенка в детском саду

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном

:

образовании

-

Применительно к ребенку

обеспечение высокого уровня

реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

,

валеологической культуры как совокупности осознанного

,

отношения ребенка к здоровью и жизни человека знаний о здоровье

,

,

и умений оберегать поддерживать и сохранять его валеологической

,

компетентности позволяющей дошкольнику самостоятельно и

эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного

,

,

поведения задачи связанные с оказанием элементарной

,

.

медицинской психологической самопомощи и помощи

-

Применительно к взрослым содействие становлению культуры

,

здоровья в том числе культуры профессионального здоровья

воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

-

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ

обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под

руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими

,

.

требованиями и нормами с использованием медицинских средств

,

технологии профилактики заболеваний

,

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов

,

приходящих из поликлиники

,

коррекция возникающих функциональных отклонений

(

отслеживание характера течения хронической патологии для

,

III-

),

детей имеющих

У группу здоровья

,

реабилитация соматического состояния здоровья

противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы

-

пищеблока в соответствии с действующими санитарно

,

гигиеническими правилами

(

витаминопрофилактика отвар шиповника в осеннее

зимний

,

период витаминизация третьих блюд с использованием

),

аскорбиновой кислоты

-

.

санитарно гигиеническая деятельность всех служб ДОУ

-

Физкультурно оздоровительные технологии

-

направлены на

,

физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка развитие

,

физических качеств двигательной активности и становление

:

физической культуры дошкольников

;

закаливание КГН

;

беседы по вылеологии

;

спортивны праздники

;

спортивные развлечения и досуги

;

недели здоровья

;

соревнования

-

.

прогулки походы

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения

педагогов

-

,

технологии направленные на развитие культуры

,

здоровья педагогов детского сада в том числе культуры

,

профессионального здоровья развитие потребности к здоровому

.

образу жизни

:

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ

-

«

»;

Семинары тренинги Психологическое здоровье педагогов

«

Консультации для педагогов

Признаки утомляемости ребёнка

», «

дошкольника

Запрещённые физические упражнения для детей

», «

дошкольного возраста

Как правильно провести гимнастику

(

)

», «

различные виды с дошкольниками

Профилактика утомляемости

» «

дошкольников в ДОУ

Работа воспитателя по разделам программы

«

»

;

Основы безопасности и жизнедеятельности детей и другие

«

,

Практикум для педагогов ДОУ Приёмы релаксации снятия

»;

напряжения в течение рабочего дня

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических

-

советах и медико педагогических совещаниях в группах раннего

.

возраста и коррекционных группах

-

,

Валеологического просвещения родителей это технологии

направленные на обеспечение валеологической образованности

,

родителей воспитанников ДОУ обретение ими валеологической

.

компетентности Валеологическое образование родителей надо

рассматривать как непрерывный процесс валеологического

.

просвещения всех членов семьи

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления

:

здоровья детей

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной

,

группе работают рубрики освещающие вопросы оздоровления без

(

лекарств комплексы упражнений для профилактики нарушений

-

,

,

опорно двигательного аппарата органов зрения для развития

,

;

общей и мелкой моторики пальчиковые игры

Информационные стенды медицинских работников о медицинской

;

профилактической работе с детьми в ДОУ

-

Приобщение родителей к участию в физкультурно массовых

(

,

,

мероприятиях ДОУ соревнования спортивные праздники дни

,

,

открытых дверей Дни и Недели здоровья встречи детей ДОУ с

-

);

родителями спортсменами и другие

,

Консультации беседы с родителями по вопросам

.

здоровьесбережения

-

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры

.

или культуры здоровья дошкольников

,

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в

системе дошкольного образования отражают две линии

-

:

оздоровительно развивающей работы

·

приобщение детей к физической культуре

·

.

использование развивающих форм оздоровительной работы

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

1.

Ритмопластика

2.

(

)

Динамические паузы физкультминутки

3.

Подвижные и спортивные игры

4.

Релаксация Можно использовать спокойную классическую музыку

(

,

),

Чайковский Рахманинов

звуки природы

5.

Гимнастика пальчиковая

6.

Гимнастика для глаз

7.

Гимнастика дыхательная

8.

Гимнастика пробуждения

9.

Оздоровительный бег

10.

Физкультурное занятие

11.

-

(

)

Проблемно игровые игротренинги и игротерапия

12.

Коммуникативные игры

13.

Самомассаж

14.

.

Технологии музыкального воздействия Используются в качестве

;

вспомогательного средства как часть других технологий для снятия

,

.

напряжения повышения эмоционального настроя и пр

15.

Технологии воздействия цветом

16.

Технологии коррекции поведения

17.

Сказкотерапия

.

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду

I.

-

,

Степ аэробика является одной из разновидностей аэробики

получившая в последние десятилетия огромную популярность в

.

,

мире Её основное отличие в том что танцевальные и

общеразвивающие упражнения выполняются со специальными

- «

».

платформами

степами

«

» -

«

»,

Степ

в переводе с английского буквально означает

шаг

отсюда

-

- «

».

и само определение степ аэробики

шаговая аэробика

Внешне

аэробика представляет собой комплекс общеразвивающих и

,

,

танцевальных ритмических движений выполняемых под музыку а

,

так же различных циклических движений невысокой интенсивности

.

рассчитанных на длительное выполнение

,

,

.

Однако главное в аэробике разумеется не внешний эффект Высокая

двигательная активность обеспечивает повышенное содержание

,

-

кислорода проникающего в кровь и через сердечно сосудистую

,

,

систему в мышечные ткани что и даёт оздоровительный эффект

,

подготавливает мышцы к высоким физическим нагрузкам снимает

.

усталость и возвращает хорошее настроение

-

,

Степ аэробика уникальна в своём роде поскольку развивает и

,

укрепляет все функции и системы организма развивает

,

выносливость и работоспособность гармонично вырабатывает

,

,

красивые выразительные и точные движения эффективно выполняя

.

оздоровительные функции в воспитании детей Для дошкольного

-

.

возраста в основном используется оздоровительная степ аэробика

-

,

Её цели общее оздоровление организма профилактика и коррекция

,

,

нарушений укрепление систем и функций организма человека

.

развитие физических качеств

.

Базовые упражнения

1.

.

Ходьба на степе

2.

\

,

Приставной шаг со степа вперед на пол и обратно с правой левой

\.

ноги

3.

.

Приставной шаг со степа назад на пол и обратно

4.

,

,

,

.

Приставной шаг со степа вперёд на степ назад на степ

5.

,

,

.

Приставные шаги со степа влево вправо на пол на степ

6.

:

,

,

Крест приставные шаги поочерёдно со степа вперёд на степ

,

,

,

,

,

.

влево на степ назад на степ вправо на степ

7.

,

.

То же но с упражнениями для рук

8.

\

\

,

Приставной шаг со степа вперёд

назад

на пол широко

,

,

.

расставляя ноги обратно на степ соединяя ноги

9.

,

Шаг одной ногой с пола на степ вторую поднять прямую или

.

согнутую над полом с движениями рук

10.

,

.

Поочерёдные шаги со степа в стороны на пол обратно на степ

11.

,

.

То же с упражнениями для рук поворотом головы

12.

,

Повороты влево вправо с опусканием соответствующей ноги со

,

.

степа на пол упражнениями для рук

13.

.

Поочерёдно опускать ногу со степа на пол с упражнений для рук

14.

,

.

То же выполнять влево вправо

15.

:

.

Крест предыдущие упражнения соединить поочерёдно

16.

\

,

,

\.

Выпады вперёд со степа на пол назад влево вправо

17.

:

.

Крест соединить предыдущие упражнения поочерёдно

18.

: 1, 2, 3, 4.

Выпады с покачиванием с одной ноги на другую на счёт

19.

.

Бег на степе

20.

,

.

Предыдущие шаговые упражнения но беговым способом

21.

.

Прыжки на степе

22.

-

,

-

.

Прыжки со степа на пол

ноги врозь на степ ноги вместе

23.

\

\

Поочерёдно опускать правую левую ногу со степа на пол в

.

прыжковом темпе

24.

.

Чередование шаговых упражнений с прыжками

II.

Оздоровительные подвижные игры

-

один из видов игровых

.

здоровьесберегающих технологий

Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в

,

,

,

,

том что игра всегда связана с инициативой фантазией творчеством

,

.

протекает эмоционально стимулирует двигательную активность В

игре используются естественные движения большей частью в

,

.

развлекательной ненавязчивой форме

,

,

Творчество фантазия являющиеся непременным условием

-

-

большинства подвижных игр одно из проявлений воли к жизни

,

усиливают мозговые импульсы которые в свою очередь стимулируют

,

гипофиз деятельность щитовидной железы и всей эндокринной

.

системы

,

Неоценима роль игры в эффективности интеллектуального развития

.

,

приобретения новых знаний Подвижные игры часто

,

,

сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями

.

,

вызывают искренний смех у детей Учёные доказали что смех

,

является мощным терапевтическим средством способным успешно

.

лечить многие хронические заболевания Подвижными играми

,

:

,

,

можно предупредить и лечить такие заболевания как ОРЗ ОРВИ

,

,

,

,

.

.

плоскостопие нарушения осанки гипогенезия ожирение и т д

Музыкальное сопровождение подвижных игр ведёт к ещё большему

,

эффекту в развитии психических процессов воспитывает чувство

,

,

ритма уравновешивает нервную систему способствует регуляции

.

мышечных усилий

-

Игры под музыку являются одним из методов эстетотерапии одной

.

из здоровьесберегающих технологий

5

Оздоровление детей через подвижную игру осуществляется по

:

основным направлениям

-

-

,

,

,

Физиологическое

укрепление рост развитие внутренних органов

,

.

функций и систем организма физических качеств

-

-

Психоэмоциональныйэффект оздоровления

развитие

,

,

положительных эмоций психических процессов качественное

.

развитие центральной нервной системы

-

-

,

Интеллектуальное развитие

связь движений с развитием мозга

,

развитие двигательной памяти приобретение новых знаний и

.

умений

-

-

Естественная потребность детей в движении активное участие

,

,

самих детей в педагогическом процессе игровой деятельности

,

обусловленное постоянным стремлением к движению что в итоге

,

,

приводит к тому что ребёнок сам себе помогает быть здоровым

.

развиваться

-

.

Влияние подвижной игры на нравственное здоровье Подвижная

,

,

,

игра воспитывает инициативность решительность дисциплину

,

,

организаторские способности творчество формирует такие волевые

:

,

,

,

качества выдержка целенаправленность ответственность умение

,

,

.

преодолевать трудности критичность мысли настойчивость

,

,

Развивает такие качества как наблюдательность активность мысли

,

увлечённость умение осуществлять творческие замыслы

,

,

практически сочувствие умение радовать других и радоваться за

.

других Все перечисленные качества формируют личность ребёнка и

.

нужны в будущей жизни

-

,

,

Результат подвижной игры это радость эмоциональный подъём

,

развитие и увеличение физических сил ребёнка эффективное

.

оздоровительное воздействие на детский организм в целом

III.

Дыхательная гимнастика

.

Дыхание является важнейшей функцией организма Важное место в

физической культуре занимают специальные дыхательные

,

,

упражнения которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов

,

очищают слизистую дыхательных путей укрепляют дыхательную

.

мускулатуру

,

Процесс дыхания который осуществляется дыхательными центрами

,

:

,

,

нервной системы состоит из трех фаз выдоха паузы и вдоха

,

которые рефлекторно непрерывно и ритмично следуют одна за

.

другой

.

Начальная фаза дыхания

выдох Чтобы получить новую порцию

,

кислорода необходимого для нормального функционирования

,

,

организма надо освободить для него место в воздухоносных путях

.

что и достигается благодаря выдоху

.

Дыхательная пауза следует за выдохом Она является переходной

,

фазой и характеризуется завершением выдоха а также ожиданием

.

,

«

»

импульса к вдоху Пауза не менее важна чем активные фазы

,

.

дыхания ведь она повышает работоспособность организма Именно

,

благодаря паузе обеспечиваются эффективный газообмен

,

.

вентиляция легких что влияет на организм в целом

Продолжительность пауз зависит от интенсивности физической

,

.

нагрузки состояния нервной системы и других факторов

,

Нормальным считается дыхание в котором участвует весь

.

-

.

дыхательный аппарат Оно называется гармонично полным

,

При обучении ребёнка правильному дыханию прежде всего надо

научить его глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и

.

улучшения их снабжения кислородом

,

Насколько легкие наполнились воздухом определяется глубиной

:

вдоха и выдоха при поверхностном дыхании используется только

:

-

,

дыхательный объем воздуха при глубоком помимо дыхательного

.

дополнительный и резервный В зависимости от этого меняется

.

,

частота дыхания Легкие являются органом не только дыхания но и

,

.

выделения регуляции температуры тела Они также принимают

,

участие в выработке физиологически активных веществ

,

,

участвующих в процессе свёртывания крови обмена белков жиров и

.

углеводов

Одной из задач физического развития детей дошкольного возраста

.

является формирование носового дыхания Дыхание носом

,

.

способствует координированию воздуха поступающего в лёгкие

,

,

.

Воздух в носовых ходах очищается увлажняется согревается

Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу для

,

слизистой оболочки носовых ходов предохраняет её от

,

,

.

,

переохлаждения сухости инфицирования У детей дышащих ртом

,

,

очень слабые мышцы носа крылья носа напоминают вялые лепестки

.

а носовые ходы сужены Дыхание через нос способствует улучшению

,

.

местного кровообращения разрастанию аденоидной вегетации

,

Носовое дыхание особенно с ритмичным и полным выдохом

расслабляет дыхательные мышцы и рефлекторно укрепляет гладкую

,

мускулатуру бронхов помогает регуляции мозгового

.

кровообращения

,

,

Жизненная емкость легких или другими словами их объём тем

,

.

,

меньше чем меньше ребенок Но потребность в кислороде велика

поэтому дыхание ребёнка характеризуется высокой частотой и

.

-

поверхностностью Вот почему в комплекс физкультурно

оздоровительных упражнений обязательно включение дыхательной

.

гимнастики

:

,

Дыхательная система детей несовершенна дыхательные пути узкие

,

,

,

а слизистая оболочка их выстилающая очень нежная легко

.

воспаляющаяся При воздействии негативных факторов и без того

,

.

узкие ходы становятся еще уже ребенку становится трудно дышать

,

,

Именно поэтому помещение в котором находится ребенок всегда

:

должно быть хорошо проветрено в чистом воздухе меньше

,

,

,

.

микробов а следовательно уменьшается риск заболевания

Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и

!

оздоровлении детей

IV.

Стопотерапия

считается одним из нетрадиционных методов

,

,

сохранения и укрепления здоровья закаливания профилактики и

.

коррекции плоскостопия

:

Она включает в себя несколько видов

;

Массаж и самомассаж стоп

,

Игры и упражнения для профилактики и лечения лечебная

гимнастика

;

для стоп

;

Вибрационный массаж

;

Водные профилактические процедуры

/

,

,

Босохождение игры упражнения разные виды деятельности на

,

улице

,

,

желательно на природе и в помещении на физкультурных занятиях

./

утренней зарядке и др

,

,

.

Ортопедическая обувь коррегирующие стельки супинаторы

Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и

.

,

самомассаж Преимущество этого метода в том что он очень прост в

,

,

,

,

применении доступен для любого возраста экономичен лоялен не

,

требует особых условий а самое главное он обладает огромным

оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр

,

профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье его

.

сохранения и укрепления Сегодня уже многие педагоги активно

.

применяют этот метод в работе с дошкольниками Массаж и

,

самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы

,

,

суставы и связочный аппарат стопы активные точки подошвы

.

кожные покровы В результате происходит укрепление стопы в

,

,

целом увеличивается свод развивается сила мышц и решается одна

-

из важных педагогических задач на современном этапе

.

профилактика и коррекция плоскостопия

,

,

,

На подошвы ног как и на ладони рук проецируется всё тело и они

,

.

отражают состояние органов систем и их функций

,

,

Подошвы как и всё тело человека имеют огромное количество

,

нервных рецепторов скопление которых в определённых местах

,

образуют так называемые биологически активные точки которые в

,

медицинской практике известны как рефлекторные имеющие

.

первичную связь с определёнными органами и частями тела

Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней

обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой

.

участок тела Такой массаж можно обеспечить путём хождения по

-

«

».

дорожкам массажёрам или так называемым дорожкам здоровья

,

Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины

плоские с различными следами и со специальным покрытием

/

,

,

.

./,

игольчатым ребристым с жёстким ворсом и т д

а также коврики с

.

различными предметами К дорожкам здоровья так же относятся

/

,

,

/.

дорожки с мягким набивным материалом вата поролон синтепон

Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес

.

,

и радостные эмоции Не прилагая особых усилий ребёнок в

,

,

непринуждённой свободной форме выполняет самомассаж стоп

,

,

получая приятные ощущения удовольствие а его организм

,

.

наполняется энергией здоровьем



В раздел образования