Автор: Бельчикова Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №161
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
«
-
,
Здоровый дух в здоровом теле
вот краткое но полное
».
описание счастливого состояния в этом мире
Джон Локк
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только
,
.
,
актуальной но общечеловеческой Здоровье детей его охрана и
обогащение является приоритетным направлением не только
,
образовательных и медицинских учреждений но и всего общества в
,
целом поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом
,
,
.
заниматься разными видами деятельности обучаться развиваться
Только полноценное здоровье способствует становлению
.
гармонически развитой личности
:
Исследования социологов выявили следующие факты
1.
(
,
),
Если лечить заболевание временное приобретённое
то здоровье
8-10%
сохранится на
2.
Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье
20-25%
на
3. 50%
,
здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни его
,
правильном воспитании с детства стремления беречь и умножать
,
своё здоровье активно заниматься оздоровительными видами
.
деятельности
Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия
,
,
неотложных мер по здоровьесбережению оздоравливанию детей по
.
профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье В
связи с этим особо востребованным на сегодня является создание
,
,
специальных педагогических методик программ направленных на
,
сохранение и укрепление здоровья которые в современной
терминологии называются здоровьесберегающими
-
.
образовательными технологиями ЗОТ
-
,
ЗОТ в дошкольном образовании это технологии направленные на
решение приоритетной задачи современного дошкольного
-
,
образования
задачи сохранения поддержания и обогащения
:
,
здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду детей
,
.
педагогов родителей
-
Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку
обеспечение высокого
уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание
(
-
,
валеологической валеология
это наука о здоровом образе жизни в
)
широком понимании просто наука о здоровье культуры как
совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни
,
,
человека знаний о здоровье и умений оберегать поддерживать и
сохранять его Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет
,
.
.
огромную ценность для здоровья детей т к от рождения до семи лет
,
идёт процесс становления всех функций и систем организма
,
,
,
закладываются основы физического умственного психического
,
,
нравственного духовного здоровья человека формируется
,
фундамент будущего здоровья человеческой жизни во всех её
.
,
сферах Наиболее современными ЗОТ по научным исследованиям по
-
,
мнению педагогов
практиков признаны методы эстетотерапии к
:
,
,
,
которым относятся спорт хореография аэробика музыка и другие
.
виды искусства Методы эстетотерапии обладают огромным
,
оздоравливающим и психотерапевтическим потенциалом они
,
,
отличаются высокой эффективностью экономичностью лояльностью
по отношению к ребёнку по сравнению с другими методами
(
,
).
оздоровления и здоровьесбережения например медицинскими
ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы
,
,
здоровья укрепляют и развивают не только физическое тело но и
.
оздоравливают человека в целом Оздоровление детей посредством
.
физических упражнений называется кинезотерапией Особенно этот
,
.
метод близок доступен и необходим детям дошкольного возраста
,
-
,
Подвижность присущая ребёнку
дошкольнику обусловлена тем что
,
,
моторная деятельность вызывая усиленное дыхание
,
кровообращение обмен веществ является источником приятных
,
,
,
ощущений радостных эмоций то что называется хорошим
,
.
самочувствием ребёнка психофизическим благополучием
,
Физиологи объективно доказали что при любом двигательном
,
,
тренинге упражняются не только части тела но и развивается мозг
-
умственные способности одна из главных основ дошкольного
.
периода
,
Таким образом использование ЗОТ имеет огромное значение в
,
,
,
здоровьесбережении оздоровлении укреплении здоровья детей
:
активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач повышает
,
качество дошкольного образования играет огромную роль в
,
,
воспитании детей формировании здорового образа жизни развитии
.
общей культуры здоровья
Сегодня вопрос здоровья первоочередной во многих детских
.
,
учреждениях Как правило вспомогательными составляющими в
обеспечении здоровья детей являются здоровьесберегающие
,
технологии основная цель которых состоит в поддержании
,
высокого уровня здоровья дошкольников формировании у них
качественных знаний и навыков построения активного и здорового
.
,
образа жизни Стоит отметить что здоровьесберегающие технологии
в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных
технологий своей комплексной диагностикой состояния организма
,
ребенка и возможностью проанализировать динамику благодаря
.
которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника
:
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС
•
-
,
физкультурно оздоровительные
•
-
технологии организации социально психологического равновесия
,
ребенка
•
,
работу по просвещению родителей по общей теории здоровья
•
работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению
,
воспитателей дошкольного образования
•
.
здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском
:
саду по ФГОС
•
сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения
;
уровня здоровья воспитанников
•
создание обстановки для комплексного психофизиологического
;
развития ребенка
•
обеспечение комфортных условий жизни на протяжении
.
нахождения ребенка в детском саду
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
:
образовании
-
–
Применительно к ребенку
обеспечение высокого уровня
реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание
,
валеологической культуры как совокупности осознанного
,
отношения ребенка к здоровью и жизни человека знаний о здоровье
,
,
и умений оберегать поддерживать и сохранять его валеологической
,
компетентности позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
,
,
поведения задачи связанные с оказанием элементарной
,
.
медицинской психологической самопомощи и помощи
-
–
Применительно к взрослым содействие становлению культуры
,
здоровья в том числе культуры профессионального здоровья
воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
-
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ
обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под
руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими
,
.
требованиями и нормами с использованием медицинских средств
•
,
технологии профилактики заболеваний
•
,
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов
,
приходящих из поликлиники
•
,
коррекция возникающих функциональных отклонений
•
(
отслеживание характера течения хронической патологии для
,
III-
),
детей имеющих
У группу здоровья
•
,
реабилитация соматического состояния здоровья
•
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы
-
пищеблока в соответствии с действующими санитарно
,
гигиеническими правилами
•
(
–
витаминопрофилактика отвар шиповника в осеннее
зимний
,
период витаминизация третьих блюд с использованием
),
аскорбиновой кислоты
•
-
.
санитарно гигиеническая деятельность всех служб ДОУ
-
Физкультурно оздоровительные технологии
-
направлены на
,
физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка развитие
,
физических качеств двигательной активности и становление
:
физической культуры дошкольников
•
;
закаливание КГН
•
;
беседы по вылеологии
•
;
спортивны праздники
•
;
спортивные развлечения и досуги
•
;
недели здоровья
•
;
соревнования
•
-
.
прогулки походы
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения
педагогов
-
,
технологии направленные на развитие культуры
,
здоровья педагогов детского сада в том числе культуры
,
профессионального здоровья развитие потребности к здоровому
.
образу жизни
:
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ
•
-
«
»;
Семинары тренинги Психологическое здоровье педагогов
•
«
Консультации для педагогов
Признаки утомляемости ребёнка
», «
дошкольника
Запрещённые физические упражнения для детей
», «
дошкольного возраста
Как правильно провести гимнастику
(
)
», «
различные виды с дошкольниками
Профилактика утомляемости
» «
дошкольников в ДОУ
Работа воспитателя по разделам программы
«
»
;
Основы безопасности и жизнедеятельности детей и другие
•
«
,
Практикум для педагогов ДОУ Приёмы релаксации снятия
»;
напряжения в течение рабочего дня
•
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических
-
советах и медико педагогических совещаниях в группах раннего
.
возраста и коррекционных группах
-
,
Валеологического просвещения родителей это технологии
направленные на обеспечение валеологической образованности
,
родителей воспитанников ДОУ обретение ими валеологической
.
компетентности Валеологическое образование родителей надо
рассматривать как непрерывный процесс валеологического
.
просвещения всех членов семьи
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления
:
здоровья детей
•
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной
,
группе работают рубрики освещающие вопросы оздоровления без
(
лекарств комплексы упражнений для профилактики нарушений
-
,
,
опорно двигательного аппарата органов зрения для развития
,
;
общей и мелкой моторики пальчиковые игры
•
Информационные стенды медицинских работников о медицинской
;
профилактической работе с детьми в ДОУ
•
-
Приобщение родителей к участию в физкультурно массовых
(
,
,
мероприятиях ДОУ соревнования спортивные праздники дни
,
,
открытых дверей Дни и Недели здоровья встречи детей ДОУ с
-
);
родителями спортсменами и другие
•
,
Консультации беседы с родителями по вопросам
.
здоровьесбережения
-
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры
.
или культуры здоровья дошкольников
,
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в
системе дошкольного образования отражают две линии
-
:
оздоровительно развивающей работы
·
приобщение детей к физической культуре
·
.
использование развивающих форм оздоровительной работы
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1.
Ритмопластика
2.
(
)
Динамические паузы физкультминутки
3.
Подвижные и спортивные игры
4.
Релаксация Можно использовать спокойную классическую музыку
(
,
),
Чайковский Рахманинов
звуки природы
5.
Гимнастика пальчиковая
6.
Гимнастика для глаз
7.
Гимнастика дыхательная
8.
Гимнастика пробуждения
9.
Оздоровительный бег
10.
Физкультурное занятие
11.
-
(
)
Проблемно игровые игротренинги и игротерапия
12.
Коммуникативные игры
13.
Самомассаж
14.
.
Технологии музыкального воздействия Используются в качестве
;
вспомогательного средства как часть других технологий для снятия
,
.
напряжения повышения эмоционального настроя и пр
15.
Технологии воздействия цветом
16.
Технологии коррекции поведения
17.
Сказкотерапия
.
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду
I.
-
,
Степ аэробика является одной из разновидностей аэробики
получившая в последние десятилетия огромную популярность в
.
,
мире Её основное отличие в том что танцевальные и
общеразвивающие упражнения выполняются со специальными
- «
».
платформами
степами
«
» -
«
»,
Степ
в переводе с английского буквально означает
шаг
отсюда
-
- «
».
и само определение степ аэробики
шаговая аэробика
Внешне
аэробика представляет собой комплекс общеразвивающих и
,
,
танцевальных ритмических движений выполняемых под музыку а
,
так же различных циклических движений невысокой интенсивности
.
рассчитанных на длительное выполнение
,
,
.
Однако главное в аэробике разумеется не внешний эффект Высокая
двигательная активность обеспечивает повышенное содержание
,
-
кислорода проникающего в кровь и через сердечно сосудистую
,
,
систему в мышечные ткани что и даёт оздоровительный эффект
,
подготавливает мышцы к высоким физическим нагрузкам снимает
.
усталость и возвращает хорошее настроение
-
,
Степ аэробика уникальна в своём роде поскольку развивает и
,
укрепляет все функции и системы организма развивает
,
выносливость и работоспособность гармонично вырабатывает
,
,
красивые выразительные и точные движения эффективно выполняя
.
оздоровительные функции в воспитании детей Для дошкольного
-
.
возраста в основном используется оздоровительная степ аэробика
-
,
Её цели общее оздоровление организма профилактика и коррекция
,
,
нарушений укрепление систем и функций организма человека
.
развитие физических качеств
.
Базовые упражнения
1.
.
Ходьба на степе
2.
\
,
Приставной шаг со степа вперед на пол и обратно с правой левой
\.
ноги
3.
.
Приставной шаг со степа назад на пол и обратно
4.
,
,
,
.
Приставной шаг со степа вперёд на степ назад на степ
5.
,
,
.
Приставные шаги со степа влево вправо на пол на степ
6.
:
,
,
Крест приставные шаги поочерёдно со степа вперёд на степ
,
,
,
,
,
.
влево на степ назад на степ вправо на степ
7.
,
.
То же но с упражнениями для рук
8.
\
\
,
Приставной шаг со степа вперёд
назад
на пол широко
,
,
.
расставляя ноги обратно на степ соединяя ноги
9.
,
Шаг одной ногой с пола на степ вторую поднять прямую или
.
согнутую над полом с движениями рук
10.
,
.
Поочерёдные шаги со степа в стороны на пол обратно на степ
11.
,
.
То же с упражнениями для рук поворотом головы
12.
,
Повороты влево вправо с опусканием соответствующей ноги со
,
.
степа на пол упражнениями для рук
13.
.
Поочерёдно опускать ногу со степа на пол с упражнений для рук
14.
,
.
То же выполнять влево вправо
15.
:
.
Крест предыдущие упражнения соединить поочерёдно
16.
\
,
,
\.
Выпады вперёд со степа на пол назад влево вправо
17.
:
.
Крест соединить предыдущие упражнения поочерёдно
18.
: 1, 2, 3, 4.
Выпады с покачиванием с одной ноги на другую на счёт
19.
.
Бег на степе
20.
,
.
Предыдущие шаговые упражнения но беговым способом
21.
.
Прыжки на степе
22.
-
,
-
.
Прыжки со степа на пол
ноги врозь на степ ноги вместе
23.
\
\
Поочерёдно опускать правую левую ногу со степа на пол в
.
прыжковом темпе
24.
.
Чередование шаговых упражнений с прыжками
II.
Оздоровительные подвижные игры
-
один из видов игровых
.
здоровьесберегающих технологий
Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в
,
,
,
,
том что игра всегда связана с инициативой фантазией творчеством
,
.
протекает эмоционально стимулирует двигательную активность В
игре используются естественные движения большей частью в
,
.
развлекательной ненавязчивой форме
,
,
Творчество фантазия являющиеся непременным условием
-
-
большинства подвижных игр одно из проявлений воли к жизни
,
усиливают мозговые импульсы которые в свою очередь стимулируют
,
гипофиз деятельность щитовидной железы и всей эндокринной
.
системы
,
Неоценима роль игры в эффективности интеллектуального развития
.
,
приобретения новых знаний Подвижные игры часто
,
,
сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями
.
,
вызывают искренний смех у детей Учёные доказали что смех
,
является мощным терапевтическим средством способным успешно
.
лечить многие хронические заболевания Подвижными играми
,
:
,
,
можно предупредить и лечить такие заболевания как ОРЗ ОРВИ
,
,
,
,
.
.
плоскостопие нарушения осанки гипогенезия ожирение и т д
Музыкальное сопровождение подвижных игр ведёт к ещё большему
,
эффекту в развитии психических процессов воспитывает чувство
,
,
ритма уравновешивает нервную систему способствует регуляции
.
мышечных усилий
-
Игры под музыку являются одним из методов эстетотерапии одной
.
из здоровьесберегающих технологий
5
Оздоровление детей через подвижную игру осуществляется по
:
основным направлениям
-
-
,
,
,
Физиологическое
укрепление рост развитие внутренних органов
,
.
функций и систем организма физических качеств
-
-
Психоэмоциональныйэффект оздоровления
развитие
,
,
положительных эмоций психических процессов качественное
.
развитие центральной нервной системы
-
-
,
Интеллектуальное развитие
связь движений с развитием мозга
,
развитие двигательной памяти приобретение новых знаний и
.
умений
-
-
Естественная потребность детей в движении активное участие
,
,
самих детей в педагогическом процессе игровой деятельности
,
обусловленное постоянным стремлением к движению что в итоге
,
,
приводит к тому что ребёнок сам себе помогает быть здоровым
.
развиваться
-
.
Влияние подвижной игры на нравственное здоровье Подвижная
,
,
,
игра воспитывает инициативность решительность дисциплину
,
,
организаторские способности творчество формирует такие волевые
:
,
,
,
качества выдержка целенаправленность ответственность умение
,
,
.
преодолевать трудности критичность мысли настойчивость
,
,
Развивает такие качества как наблюдательность активность мысли
,
увлечённость умение осуществлять творческие замыслы
,
,
практически сочувствие умение радовать других и радоваться за
.
других Все перечисленные качества формируют личность ребёнка и
.
нужны в будущей жизни
-
,
,
Результат подвижной игры это радость эмоциональный подъём
,
развитие и увеличение физических сил ребёнка эффективное
.
оздоровительное воздействие на детский организм в целом
III.
Дыхательная гимнастика
.
Дыхание является важнейшей функцией организма Важное место в
физической культуре занимают специальные дыхательные
,
,
упражнения которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов
,
очищают слизистую дыхательных путей укрепляют дыхательную
.
мускулатуру
,
Процесс дыхания который осуществляется дыхательными центрами
,
:
,
,
нервной системы состоит из трех фаз выдоха паузы и вдоха
,
которые рефлекторно непрерывно и ритмично следуют одна за
.
другой
—
.
Начальная фаза дыхания
выдох Чтобы получить новую порцию
,
кислорода необходимого для нормального функционирования
,
,
организма надо освободить для него место в воздухоносных путях
.
что и достигается благодаря выдоху
.
Дыхательная пауза следует за выдохом Она является переходной
,
фазой и характеризуется завершением выдоха а также ожиданием
.
,
«
»
импульса к вдоху Пауза не менее важна чем активные фазы
,
.
дыхания ведь она повышает работоспособность организма Именно
,
благодаря паузе обеспечиваются эффективный газообмен
,
.
вентиляция легких что влияет на организм в целом
Продолжительность пауз зависит от интенсивности физической
,
.
нагрузки состояния нервной системы и других факторов
,
Нормальным считается дыхание в котором участвует весь
.
-
.
дыхательный аппарат Оно называется гармонично полным
,
При обучении ребёнка правильному дыханию прежде всего надо
научить его глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и
.
улучшения их снабжения кислородом
,
Насколько легкие наполнились воздухом определяется глубиной
:
вдоха и выдоха при поверхностном дыхании используется только
:
-
,
дыхательный объем воздуха при глубоком помимо дыхательного
.
дополнительный и резервный В зависимости от этого меняется
.
,
частота дыхания Легкие являются органом не только дыхания но и
,
.
выделения регуляции температуры тела Они также принимают
,
участие в выработке физиологически активных веществ
,
,
участвующих в процессе свёртывания крови обмена белков жиров и
.
углеводов
Одной из задач физического развития детей дошкольного возраста
.
является формирование носового дыхания Дыхание носом
,
.
способствует координированию воздуха поступающего в лёгкие
,
,
.
Воздух в носовых ходах очищается увлажняется согревается
Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу для
,
слизистой оболочки носовых ходов предохраняет её от
,
,
.
,
переохлаждения сухости инфицирования У детей дышащих ртом
,
,
очень слабые мышцы носа крылья носа напоминают вялые лепестки
.
а носовые ходы сужены Дыхание через нос способствует улучшению
,
.
местного кровообращения разрастанию аденоидной вегетации
,
Носовое дыхание особенно с ритмичным и полным выдохом
расслабляет дыхательные мышцы и рефлекторно укрепляет гладкую
,
мускулатуру бронхов помогает регуляции мозгового
.
кровообращения
,
,
Жизненная емкость легких или другими словами их объём тем
,
.
,
меньше чем меньше ребенок Но потребность в кислороде велика
поэтому дыхание ребёнка характеризуется высокой частотой и
.
-
поверхностностью Вот почему в комплекс физкультурно
оздоровительных упражнений обязательно включение дыхательной
.
гимнастики
:
,
Дыхательная система детей несовершенна дыхательные пути узкие
,
,
,
а слизистая оболочка их выстилающая очень нежная легко
.
воспаляющаяся При воздействии негативных факторов и без того
,
.
узкие ходы становятся еще уже ребенку становится трудно дышать
,
,
Именно поэтому помещение в котором находится ребенок всегда
:
должно быть хорошо проветрено в чистом воздухе меньше
,
,
,
.
микробов а следовательно уменьшается риск заболевания
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и
!
оздоровлении детей
IV.
Стопотерапия
считается одним из нетрадиционных методов
,
,
сохранения и укрепления здоровья закаливания профилактики и
.
коррекции плоскостопия
:
Она включает в себя несколько видов
•
;
Массаж и самомассаж стоп
•
,
Игры и упражнения для профилактики и лечения лечебная
гимнастика
;
для стоп
•
;
Вибрационный массаж
•
;
Водные профилактические процедуры
•
/
,
,
Босохождение игры упражнения разные виды деятельности на
,
улице
,
,
желательно на природе и в помещении на физкультурных занятиях
./
утренней зарядке и др
•
,
,
.
Ортопедическая обувь коррегирующие стельки супинаторы
Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и
.
,
самомассаж Преимущество этого метода в том что он очень прост в
,
,
,
,
применении доступен для любого возраста экономичен лоялен не
,
требует особых условий а самое главное он обладает огромным
оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр
,
профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье его
.
сохранения и укрепления Сегодня уже многие педагоги активно
.
применяют этот метод в работе с дошкольниками Массаж и
,
самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы
,
,
суставы и связочный аппарат стопы активные точки подошвы
.
кожные покровы В результате происходит укрепление стопы в
,
,
целом увеличивается свод развивается сила мышц и решается одна
-
из важных педагогических задач на современном этапе
.
профилактика и коррекция плоскостопия
,
,
,
На подошвы ног как и на ладони рук проецируется всё тело и они
,
.
отражают состояние органов систем и их функций
,
,
Подошвы как и всё тело человека имеют огромное количество
,
нервных рецепторов скопление которых в определённых местах
,
образуют так называемые биологически активные точки которые в
,
медицинской практике известны как рефлекторные имеющие
.
первичную связь с определёнными органами и частями тела
Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней
обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой
.
участок тела Такой массаж можно обеспечить путём хождения по
-
«
».
дорожкам массажёрам или так называемым дорожкам здоровья
,
Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины
плоские с различными следами и со специальным покрытием
/
,
,
.
./,
игольчатым ребристым с жёстким ворсом и т д
а также коврики с
.
различными предметами К дорожкам здоровья так же относятся
/
,
,
/.
дорожки с мягким набивным материалом вата поролон синтепон
Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес
.
,
и радостные эмоции Не прилагая особых усилий ребёнок в
,
,
непринуждённой свободной форме выполняет самомассаж стоп
,
,
получая приятные ощущения удовольствие а его организм
,
.
наполняется энергией здоровьем