Авторы: Никишова Лариса Степановна, Нефедова Оеся Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Благовещенск Амурской области
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей в начальной школе по средствам песочной терапии
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Данная программа направлена на реализацию федерального
государственного стандарта внеурочной деятельности начального и общего
образования.
Актуальность заключается в том, что организация внешкольной работы
является приобщением к искусству как к нестандартным формам рисования,
овладением способами художественной деятельности, развитием
индивидуальности, дарования и творческих способностей учащихся,
гармонизацией психоэмоционального состояния в процессе рисования и игр
с песком.
Особенность и новизна:
1. Развитие координации и мелкой моторики.
2. Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного
искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем
мире.
3. Песочное шоу – это живое выступление художника, который рисует
песком на специальном световом столе. Его руки рождают различные
образы, связанные в единый песочный фильм идейно, сюжетно и
композиционно: на ваших глазах каждый кадр трансформируется в
последующий. Весь процесс можно видеть на экране, куда транслируется
изображение с помощью камеры и проектора. Шоу сопровождается
музыкальной подборкой.
Главное отличие: развитие индивидуальных способностей обучающихся. В
работе используется метод сотрудничества воспитанника и педагога.
Перспективность:
развитие способности учеников применять полученные знания в новых
условиях;
формирование познавательных интересов учащихся;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;
усвоение способов самостоятельной деятельности;
формирование положительной Я концепции;
развитие творческих способностей учащихся, умений и навыков
творческой; работы над различного рода заданиями;
воспитание всесторонне развитой, коммуникативной личности.
Занятия кружка «Живой песок» помогают лучше понять свои чувства и
чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения,
выработать позитивное отношение к себе и окружающим. Как и любое
другое занятие изотворчеством, песочная живопись (в том числе, как и
общение с натуральным материалом) - развивает тактильную
чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие,
мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует
гармоничному развитию личности ребенка. При рисовании песком
развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях,
исследовательский интерес, познавательная активность. Песок – это
медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в
течение часа рисования песком стабилизируются все физические и
эмоциональные процессы. Это новый (ему не более 30 лет), но очень
актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение,
избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться,
гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.
Программа объединения рассчитана с детьми младшего школьного и
старшего дошкольного возраста, она дает уникальную возможность развития
через творчество, а именно через рисование на песке и с помощью песка.
Цель программы: способствовать формированию образного мышления,
пространственного воображения, художественных, проектных способностей
на основе творческого опыта в области искусства рисования песком.
Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – и детям,
и взрослым, – как медитативная, расслабляющая техника, а также как способ
заземления своих негативных эмоций. Занятия помогут выразиться не только
творчески, но и эмоционально – и это очень важно, поскольку со многими
эмоциями даже взрослые просто не знают, как справиться. Песок –
простейший, но вместе с тем очень действенный материал для того, чтобы
понять свои эмоции, раскрыть в себе много новых чувств и найти для себя
максимально гармоничное внутреннее состояние.
В целом программы, независимо от возрастной направленности,
нацелены на решение следующих задач:
обеспечить овладение элементарными умениями, навыками, способами
художественной деятельности в работе с песком;
совершенствовать умение изображать предметы по памяти, развивать
наблюдательность, способность замечать характерные особенности
предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции,
расположение);
учить ребят сюжетному рисованию, размещая изображения в
соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от
рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него);
передавать соотношение изображений по величине (дерево выше
цветка). Формировать композиционные умения, умение передавать
движения людей, животных;
учить свободным и одновременно точным движениям руки под
контролем зрения, плавности, ритмичности;
развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
образнологическое мышление, пространственное воображение),
процессы саморегуляции;
развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал,
формировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику
рук;
гармонизировать психоэмоциональное состояние; формировать
установку на положительное отношение к себе;
воспитывать нравственно-эстетические чувства, побуждать детей к
активным действиям, проявлению инициативы в совместной
деятельности в работе с песком.
В последние годы стало появляться много учащихся с нарушениями в
речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень
речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг
другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко
быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к
ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие
коммуникативных навыков.
Причин таких отклонений существует несколько. Это и нарушения
экологического равновесия, и проблемы, возникающие в обществе: рост
насилия и жестокости в жизни и на экране телевизора, снижение уровня
жизни значительной части населения, неправильное питание и нездоровый
образ жизни будущих родителей, появление большого количества
асоциальных семей, где не всегда рождаются дети с нормальным уровнем
развития.
Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет
совершенно мирно "уживаться" большому количеству детей, строить
совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в
общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие
коммуникативных навыков, развитие речи.
Учебный план
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
всего
теори
я
практик
а
1
Знакомство
учащихся с
особенностями
программы и её
содержанием.
1
1
0
2
Выработка умений и
специальных
навыков,
предусмотренных
программой.
5
1
4
3
Простейшие техники
рисования песком
6
1
5
Подготовка и сдача
работ
4
Основной курс
«Техника рисования
песком»
8
1
7
Участие в выставке
5
Продвинутый курс
«Динамический
песочный рисунок»
7
1
6
Участие в песочной
анимации
6
Творческая
мастерская
4
1
3
Участие в конкурсе
7
Итоговая работа
1
1
Презентация работ в
школе
ИТОГО
32
8 24
Планируемые результаты
В результате изучения техники рисования песком ученик должен:
знать/понимать:
разнообразные средства выразительности, используемые в
создании художественного образа (формат, форма, линия, объем,
ритм, композиция);
особенности материалов, используемых в художественной
деятельности (песок, оргстекло);
особенности работы с песком, элементарные правила техники
рисования;
о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
правила безопасности во время работы с материалами для
рисования;
уметь:
организовывать свое рабочее место; пользоваться материалами для
рисования;
верно передавать в рисунке симметричную форму, основные
пропорции, общее строение предметов;
правильно выбирать величину и расположение изображения;
применять основные средства художественной выразительности в
рисунке;
выполнять сюжетно-тематические композиции по собственному
замыслу, по представлению, к литературным и фольклорным произведениям;
решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию,
импровизацию и проектирование; 2-4 год обучения уметь выполнять
песочные переходы из одной картины в другую, владеть навыками песочной
анимации;
высказывать оценочные суждения о работах учеников группы; о
рассматриваемых произведениях различных авторов.
Учебный график
Го
д
обучения
Нач
ало
занятий
Окон
чание
занятий
Ко
л-во
учебных
недель
Ко
л-во
учебных
дней
Ко
л-во
учебных
часов
Р
ежим
занятий
1
год
14.0
9.2020
25.05
.2021
32
32
32
1 раз в
неделю
Условия реализации программы
Занятия проходят в специально оснащенном кабинете. Для работы
имеется световой стол. Он используется для работы в группе (2-6
человека) или для индивидуальной работы с сухим песком и цветной
подсветкой. Столы оснащенные лотками с песком для работы парами и
индивидуальной работы.
Для игр с песком используется материал:
световой стол, наполненный песком;
вода;
небольшие подносы;
стаканчики для воды;
лопаточки;
формочки;
мелкие игрушки;
животные;
сказочные персонажи;
транспорт;
геометрические формы;
природный материал;
камешки, ракушки;бросовый материал.
Формы аттестации:
За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний и
умений, качество которых проверяется по окончании изучения очередного
курса. Для этой цели проводится промежуточный контроль - зачетные
занятия по каждому разделу. Предполагается обязательное участие учащихся
в конкурсах различной тематики и уровня, песочной анимации.
Методические материалы:
Основная методическая установка — обучение детей навыкам
самостоятельной индивидуальной и групповой работы.
Работа внеурочной деятельности проходит под управлением руководителя,
но весь процесс обучения не сводится к сухому преподаванию. Ученику
предлагаются различные варианты игр и заданий, не заставляя его следовать
строгой программе. Структура занятия адаптирована под интересы самого
ребенка, где создано пространство для его самовыражения, а не установлены
жесткие рамки и правила. Руководитель ценит его инициативу и мнение,
стимулирует развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми
ответами, поддерживает ребенка в поиске своих собственных нестандартных
решений на поставленные задачи.
Программа «Живой песок» – это, в первую очередь, техника песочного
рисунка, техника песочной анимации. Результатом обучения на разных
этапах является способность создавать статичные песочные картины, а затем
и динамические песочные фильмы.
Обучиться технике рисования песком легко, неважно, умеет ли человек
рисовать, или нет. Для того чтобы овладеть этим искусством, не нужно
смешивать краски, пользоваться палитрой, натягивать на подрамник холст. И
ничего страшного в том, что шедевр из песка недолговечен. Самые
замечательные картины можно сфотографировать, чтобы они радовали детей
и родителей, помогали обрести веру в самого себя. Если же рисунок не
нравится, его легко смахнуть рукой. Он сделан не на дорогом холсте, можно
всегда начать заново попробовать сделать что-то новое, доброе,
неповторимое, своё. Кроме того, научившись делать картины, можно
придумывать «мультики», где на экране происходят какие-то события,
движутся персонажи. Музыка, сопровождающая занятия, будит воображение,
подсказывает сюжет сказки, которую придумывает сам ребенок. То, что
картины не статичны, особенно нравится учащимся. Они, словно
волшебники, превращают злого героя в доброго, тучу в ясное солнышко,
зиму в лето. Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или
левой рукой, или обеими руками сразу, что развивает одновременно левое и
правое полушарие. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Строгих
запретов и правил, существующих для обычных уроков ИЗО, нет.
Рисование песком – это полёт фантазии, свобода творчества, игра и
импровизация.
Методическое обеспечение программы:
- игры, различный вспомогательный материал(игрушки, бросовый и
природный материал);
-творческие задания по основным темам;
- демонстрация работ художников.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
месяц
число
Вре-
мя
про-
веде-
ния
Форма
занятия
Кол-
во
часо
в
Тема занятия
Место
проведе
ния
Форма
контро-
ля
1
теория
1
1
Вводный
мастер-класс.
Правила
поведения на
занятиях,
техника
безопасности
Кабинет
2
практика
1
1
Краткая
история
возникновен
ия искусства
рисования
песком.
Первые
рисунки
Кабинет
3
практика
1
1
Техника
рисования
песком.
Первая проба
Кабинет
4
практика
1
1
Техника
рисования
песком.
Первая проба
Кабинет
5
практика
1
1
Создание
первой
картины на
тему
«Морской
пейзаж»
Кабинет
6
практика
1
1
Создание
первой
картины на
тему
«Морской
пейзаж»
Кабинет
7
теория
1
1
Пейзаж
родной
природы.
Кабинет
8
практика
1 Пейзаж
родной
природы.
Учимся
рисовать
дерево
Кабинет
9
практика
1 Бабочки и их
многообрази
е
Кабинет
10
практика
1 Цветы и их
многообрази
е
Кабинет
11
практика
1 Подготовка
отчетной
работы
Кабинет
12
контрольн
ая
1 Подготовка
и сдача
отчетной
работы
Кабинет
Отчет-
не
работы
13
теория
1
«Техника
рисования
песком» в
парах
Кабинет
14
практика
1 Работа в
парах.
Архитектура
(фонари,
мосты),
люди
Кабинет
15
практика
1 Работа в
парах.
Архитектура
(фонари,
мосты),
люди
Кабинет
16
практика
1 Работа в
парах.
Древняя
архитектура
Кабинет
17
практика
1 Работа в
парах.
Кабинет
Древняя
архитектура
18
практика
1 Архитектурн
ая
композиция
Кабинет
19
практика
1 Архитектурн
ая
композиция
Кабинет
20
контрольн
ая
1 Подготовка
и сдача
парных
работ
"архитектурн
ые
композиции"
Кабинет
Выставк
а работ
21
теория
1 Продвинуты
й курс
«Динамическ
ий песочный
рисунок»
Кабинет
22
практика
1 Зимний
пейзаж.
Работа в
парах
Кабинет
23
практика
1 Свободный
рисунок
Кабинет
24
практика
1 Рисование
по элементам
Кабинет
25
практика
1 Русская
природа во
всей её
красе. Работа
в парах
Кабинет
26
практика
1 Рисуем
сказку.
Работа в
парах
Кабинет
27
контрольн
ая
1 Рисуем
сказку.
Отчетная
групповая
работа
Кабинет
Песочна
я
анимаци
я
28
теория
1 Творческая
мастерская
Кабинет
29
практика
1 Любимые
мультфильм
Кабинет
ы.
Индивидуаль
ная работа
30
практика
1 Свободный
рисунок
Кабинет
31
контрольн
ая
1 Свободный
рисунок-
конкурсный
рисунок
Кабинет
Конкурс
32
Итоговая
выставка
1 Защита
проекта
Акта
вый зал
Презент
ация
работ
Литература:
Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной
терапии.
Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации.
Юнг, К. Г. Архетип и символ.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа
психолога в начальной школе. — М., 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. — СПб.: Речь, 2007.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. —
СПб.: Речь, 2006.
Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной феи. Организация педагогических
игр с песком для детей дошкольного возраста. Газета «Школьный психолог»,
№ 6/2006.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006.
Сакович Н.А. Sandplay с маленькой буквы «s». Газета «Школьный психолог»,
№ 9/2006.
Соловьева Н. Познавательные игры на песке. Газета «Школьный психолог»,
№ 6/2006.
Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.