Напоминание

Тема: «Повесть А. Грина «Алые паруса» (продолжение)


Автор: Леонтьева Нина Павловна
Должность: учитель русского языкв и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ Школа № 500
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт-Петербурга
Наименование материала: Урок-беседа (внеклассное чтение) в 6 классе
Тема: Тема: «Повесть А. Грина «Алые паруса» (продолжение)
Раздел: среднее образование





Назад




Урок-беседа (внеклассное чтение) в 6 классе

Тема: «Повесть А. Грина «Алые паруса» (продолжение)

Цель:

1.

Обратить внимание на романтическую позицию писателя, его веру в

силу преобразующей мечты; видеть авторское отношения к героям;

2.

Обратить внимание учащихся на систему ценностей, объединяющую

персонажей повести (достоинство, верность, любовь).

Задачи:

1.

Расширение лексического запаса учащихся;

2.

Формирование нравственного и эстетического начал в личности

учащегося;

3.

Развитие устной речи, коммуникативных качеств личности учащихся,

логического мышления.

Дидактические средства:

1.

Повесть А. Грина «Алые паруса»;

2.

Аудиозапись «Аве Мария» Ф. Шуберта;

3.

Аудиозаписи фрагментов музыки Д. Шостаковича к к/ф «Овод»;

4.

Фото –иллюстрации «Морской пейзаж»;

5.

Рисунки-иллюстрации учащихся;

6.

Скрипка;

7.

Компьютерная презентация.

Используемые приемы: чтение с остановками, работа в парах, обращение к

личному опыту, сиквейн.

Ход урока:

1 стадия. Дома нужно было прочесть повесть до конца. Почему произведение

называется «Алые паруса»? Напишите ассоциативный ряд к заглавию текств

повести, обсудите в парах. Можно ли прогнозировать сюжет по названию?

2 стадия. Осмысление содержания. Беседа с учащимися.

Учитель: Как относятся к Ассоль её сверстники?

Ученик: Девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и

убийце, прогоняют Ассоль, когда она приближается. Но Лонгрен старается

дать ей все свои знания, учит её, развивает, он её любит.

Учитель: Предыстория сказки об алых парусах.

Игрушечная яхта с алыми лоскутами-парусами, забавляя девочку, уплывает

от нее и оказывается в руках старого собирателя песен Эгля. Эгль

рассказывает девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который

приедет за ней. На вопрос Эгля, что она сделает для принца, Ассоль

поспешно отвечает: «Я бы его любила!» и твердо прибавляет: «Если он не

будет драться!». Эгль ручается, что принц драться не будет. Это будет

настоящий принц. Почему девочка об этом заговорила?

Ученик: Наверно, потому, что добра от сверстников не видела. Девочка

уходит, унося свою тайну. Но, случайно ее разговор с Лонгреном услышал

местный нищий, по Каперне поползли новые сплетни.

Учитель: Как отнеслись жители Каперны к сказке об алых парусах?

Ученик: Они были возмущены, говорили о том, что Лонгрен и его дочь

сошли с ума. Появились новые прозвища Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в

себе»,; оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец,

Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышал Грэй.

Учитель: А как воспринял эту историю, рассказанную в таверне, как старую

сплетню, капитан Грэй? Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне?

Ученик: Он необычный человек, который живет для того, чтобы осуществить

мечту. Он с детства воспринимает чужую боль, как свою. Он видел Ассоль,

любовался ею, понял ее одиночество, отверженность и, купив алую материю

для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса.

Учитель: Корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй

рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину, рассказывает главный

секрет; он в том, чтобы делать чудеса своими руками. А что такое чудеса?

Ученик: Улыбка веселья, прощения и вовремя сказанное нужное слово.

Владеть этим всем. Вот секрет Грэя. Человек владеющий этим, могуществен.

Герои повести встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала

ли ты меня?»

Учитель: А какие слова первыми произнесла Ассоль?

Ученик: «Ты возьмешь к нам моего Лонгрэна?»

Учитель: После этих слов за героев можно быть спокойными. Они

обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для

связи с другими людьми, в которых есть любовь, добро, благодарность.

Используемые приемы: чтение небольшими отрывками с обсуждением

каждого и прогнозом развития сюжета (обязателен вопрос-прогноз : «Что

будет дальше? И почему?»):

1)

Давайте прочитаем повесть вместе. Прослушаем первую главу

«Предсказание»;

2)

Коллективное прослушивание первой главы повести А.Грина «Алые

паруса» (аудиозапись);

3)

Беседа с учащимися.

Учитель: Почему умерла жена Лонгрена Мери?

Ученик: Голодная, больная, она не захотела воспользоваться унизительным

предложением богача Меннерса.

Учитель: Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерсса?

Ученик: Лонгрен не помог Меннерсу спастись, он мстил.

Учитель: Почему рыбаки считают, что Лонгрен сделал то, чего «не

прощают»?

Ученик: «Он поступил иначе, чем поступают они, - поступил внушительно,

непонятно, и эти поставил себя выше других…»

Учитель: Как сложились отношения Лонгрена после этого случая с

окружающими?

Ученик: Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой

ненависти пала и на Ассоль.

Учитель: Что будет дальше и почему?

Рефлексия.

Письменная работа. Эссе по впечатлению от прослушивания первой главы

«Предсказание».

Домашнее задание:

1.

Прочитать повесть до конца.

2.

Индивидуальные задания:

Жизнь Лонгрена и Ассоль в поселке. Отношение к ним окружающих.

Прозвища, которыми дразнят Ассоль.

Тайна Ассоль.

История Грэя. Чем он выделялся?

Подготовить иллюстрации к любым фрагментам повести.



В раздел образования