Автор: Леонтьева Нина Павловна
Должность: учитель русского языкв и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ Школа № 500
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт-Петербурга
Наименование материала: Урок-беседа (внеклассное чтение) в 6 классе
Тема: Тема: «Повесть А. Грина «Алые паруса» (продолжение)
Раздел: среднее образование
Урок-беседа (внеклассное чтение) в 6 классе
Тема: «Повесть А. Грина «Алые паруса» (продолжение)
Цель:
1.
Обратить внимание на романтическую позицию писателя, его веру в
силу преобразующей мечты; видеть авторское отношения к героям;
2.
Обратить внимание учащихся на систему ценностей, объединяющую
персонажей повести (достоинство, верность, любовь).
Задачи:
1.
Расширение лексического запаса учащихся;
2.
Формирование нравственного и эстетического начал в личности
учащегося;
3.
Развитие устной речи, коммуникативных качеств личности учащихся,
логического мышления.
Дидактические средства:
1.
Повесть А. Грина «Алые паруса»;
2.
Аудиозапись «Аве Мария» Ф. Шуберта;
3.
Аудиозаписи фрагментов музыки Д. Шостаковича к к/ф «Овод»;
4.
Фото –иллюстрации «Морской пейзаж»;
5.
Рисунки-иллюстрации учащихся;
6.
Скрипка;
7.
Компьютерная презентация.
Используемые приемы: чтение с остановками, работа в парах, обращение к
личному опыту, сиквейн.
Ход урока:
1 стадия. Дома нужно было прочесть повесть до конца. Почему произведение
называется «Алые паруса»? Напишите ассоциативный ряд к заглавию текств
повести, обсудите в парах. Можно ли прогнозировать сюжет по названию?
2 стадия. Осмысление содержания. Беседа с учащимися.
Учитель: Как относятся к Ассоль её сверстники?
Ученик: Девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и
убийце, прогоняют Ассоль, когда она приближается. Но Лонгрен старается
дать ей все свои знания, учит её, развивает, он её любит.
Учитель: Предыстория сказки об алых парусах.
Игрушечная яхта с алыми лоскутами-парусами, забавляя девочку, уплывает
от нее и оказывается в руках старого собирателя песен Эгля. Эгль
рассказывает девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который
приедет за ней. На вопрос Эгля, что она сделает для принца, Ассоль
поспешно отвечает: «Я бы его любила!» и твердо прибавляет: «Если он не
будет драться!». Эгль ручается, что принц драться не будет. Это будет
настоящий принц. Почему девочка об этом заговорила?
Ученик: Наверно, потому, что добра от сверстников не видела. Девочка
уходит, унося свою тайну. Но, случайно ее разговор с Лонгреном услышал
местный нищий, по Каперне поползли новые сплетни.
Учитель: Как отнеслись жители Каперны к сказке об алых парусах?
Ученик: Они были возмущены, говорили о том, что Лонгрен и его дочь
сошли с ума. Появились новые прозвища Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в
себе»,; оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец,
Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышал Грэй.
Учитель: А как воспринял эту историю, рассказанную в таверне, как старую
сплетню, капитан Грэй? Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне?
Ученик: Он необычный человек, который живет для того, чтобы осуществить
мечту. Он с детства воспринимает чужую боль, как свою. Он видел Ассоль,
любовался ею, понял ее одиночество, отверженность и, купив алую материю
для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса.
Учитель: Корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй
рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину, рассказывает главный
секрет; он в том, чтобы делать чудеса своими руками. А что такое чудеса?
Ученик: Улыбка веселья, прощения и вовремя сказанное нужное слово.
Владеть этим всем. Вот секрет Грэя. Человек владеющий этим, могуществен.
Герои повести встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала
ли ты меня?»
Учитель: А какие слова первыми произнесла Ассоль?
Ученик: «Ты возьмешь к нам моего Лонгрэна?»
Учитель: После этих слов за героев можно быть спокойными. Они
обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для
связи с другими людьми, в которых есть любовь, добро, благодарность.
Используемые приемы: чтение небольшими отрывками с обсуждением
каждого и прогнозом развития сюжета (обязателен вопрос-прогноз : «Что
будет дальше? И почему?»):
1)
Давайте прочитаем повесть вместе. Прослушаем первую главу
«Предсказание»;
2)
Коллективное прослушивание первой главы повести А.Грина «Алые
паруса» (аудиозапись);
3)
Беседа с учащимися.
Учитель: Почему умерла жена Лонгрена Мери?
Ученик: Голодная, больная, она не захотела воспользоваться унизительным
предложением богача Меннерса.
Учитель: Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерсса?
Ученик: Лонгрен не помог Меннерсу спастись, он мстил.
Учитель: Почему рыбаки считают, что Лонгрен сделал то, чего «не
прощают»?
Ученик: «Он поступил иначе, чем поступают они, - поступил внушительно,
непонятно, и эти поставил себя выше других…»
Учитель: Как сложились отношения Лонгрена после этого случая с
окружающими?
Ученик: Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой
ненависти пала и на Ассоль.
Учитель: Что будет дальше и почему?
Рефлексия.
Письменная работа. Эссе по впечатлению от прослушивания первой главы
«Предсказание».
Домашнее задание:
1.
Прочитать повесть до конца.
2.
Индивидуальные задания:
Жизнь Лонгрена и Ассоль в поселке. Отношение к ним окружающих.
Прозвища, которыми дразнят Ассоль.
Тайна Ассоль.
История Грэя. Чем он выделялся?
Подготовить иллюстрации к любым фрагментам повести.