Напоминание

"Школа и родители : сотрудничество на благо детей".


Автор: Трусова Лариса Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ№30 имени В.И.Кузьмина
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Школа и родители : сотрудничество на благо детей".
Раздел: среднее образование





Назад




Школа и родители: сотрудничество на благо детей.

Хорошие дети - хорошая

наша старость, плохие дети

плохая

старость.

Так

думайте

обудущем,а

будущее - это наши дети.

В.Г.Белинский

Школа во все времена стремилась к взаимодействию с семьей. Необходимость и

важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Семья

и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых

зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Однако именно семья по

праву считается главным фактором и условием развития и воспитания детей и

подростков, потому что ребенок в первые и самые важные годы

своего

формирования находится в тесном и непосредственном контакте с родителями. В

семье дети получают задатки духовного и физического развития (позитивные либо

негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые

элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии

оценки добра, истины, красоты, психические процессы, эмоции, характер. Здесь

протекает

большая

часть

их

жизнедеятельности,

закладываются

основы

их

отношений с миром, то есть начинается процесс социализации. Таким образом,

родители являются первыми и основными педагогами детей до их поступления в

детский сад, школу выполняют эту роль в дальнейшем.

Современные семьи развиваются в условиях сложной общественной ситуации. С

одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи ,

разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и

повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются

явления, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего

падание уровня жизни большинства семей, увеличение количества разводов, что

отрицательно влияет на эмоционально-нравственные основы личности, растет

число неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков

отдаляется от родителей. Следовательно, в сложившихся условиях семье требуется

систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Идеальная

цель,

к

которой

должны

стремиться

участники

образовательно-

воспитательного

процесса,

-

это

полноценный

человек,

культурная,

высоконравственная,

творческая,

способная

адаптироваться

в

постоянно

меняющихся условиях и социально зрелая личность. Контакт с родителями может

быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только

совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели.

Важно, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь с детьми

своей

добротой,

опытом,

знаниями,

чтобы

родители

стали

настоящими

и

искренними помощниками педколлектива, проявляющими к школе уважение и

оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители,

зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогами и родителями

существует взаимодействие, значит, и дети будут доверять семье и школе. А это

очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.

Как

ни

парадоксально,

но,

несмотря

на

многочисленные

методические

рекомендации, литературу, посвященную опыту организации работы с семьей,

проблема «семья и школа» все же существует.

Работая над проблемой в школе, мы пришли к выводу, что процесс взаимодействия

семьи и школы должен быть направлен на активное

включение родителей в

учебно-воспитательную

и

внеурочную

досуговую

деятельность

на

основе

сотрудничества с детьми и педагогами. В качестве целевых ориентиров данного

процесса нами выбраны следующие:

• повышение психолого-педагогической культуры родителей, пополнение арсенала

их знаний и умений по конкретны вопросам воспитания ребенка в семье и школе;

• формирование активной педагогической активности и родителей;

• содействие сплочению родительского коллектива школы, активное вовлечение

их в жизнедеятельность школьного сообщества;

• принятие коллективных решений и единых требований к воспитанию

обучающихся; обеспечение интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности

по развитию личности ребенка;

• пропаганда опыта успешного семейного воспитания.

Эти ориентиры легли в основу Программы взаимодействия семьи и школы.

К

деятельности

по

данному

направлению

подключены

специалисты

всех

структурных подразделений школы: классные руководители, учителя-предметники,

педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, администрация.

В практике воспитательной работы школы сложилось взаимодействие педагогов и

родителей учеников по пяти основным направлениям. Сотрудничество семьи и

школы начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания,

индивидуальных особенностей детей и родителей специалистами психолого-

педагогической

службы и классными

руководителями. При этом педагоги

используют

комплекс

традиционных

методов

психолого-педагогической

диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры,

материалы детского творчества. Результатыпсихолого-педагогической диагностики

определяют содержание деятельности по следующим направлениям.

₁. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного

процесса,

организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки

единых требований, общих принципов, определение цели и задач воспитания,

отбора его содержания и организационных форм.

₂. Психолого-педагогическое просвещение родителей, то есть информирование их в

области воспитания. К деятельности по данному направлению мы широко

привлекаем городские организации: учреждения здравоохранения, учреждения

культуры, правоохранительные органы, учреждения дополнительного образования.

₃. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс.

Деятельность в этом направлении мотивируется следующими задачами:

•расширение воспитательной среды;

•увеличение познавательного влияния на развивающуюся личность ребенка;

• повышение профессионализма, уровня организуемой в школе воспитательной

внеурочной деятельности;

•улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе совместной

деятельности.

В практике школы используются различные формы вовлечения родителей в

совместную с детьми деятельность:

• участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным

руководителем (экскурсии, походы, классные часы, турниры , состязания, вечера,

праздники, помощь в укреплении материально-технической базы).

₄. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

В этом направлении работа с родителями ведется по следующим аспектам.

Оказание

психолого-педагогической

помощи

в

организации

семейного

воспитания

одаренных

обучающихся,

проявляющих

склонность

к

изучению

отдельных учебных предметов либо интерес к каким-либо формам внеурочной

деятельности.

• Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных

проблем семейного воспитания.

Оказание

психолого-педагогической

помощи

в

организации

семейного

воспитания детей – инвалидов; опекаемых, то есть детей льготной категории.

₅. Организация работы с родительским активом.

Поскольку родители являются официальными заказчиками школы, оны должны и

могут активно участвовать в управлении школьной жизнью. Сложившаяся система

работы с родителями предусматривает вовлечение их в школьное самоуправление,

так как таким образом они имеют возможность влиять на деятельность и развитие

школы.

Формы поощрения самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма,

медали и шутливые ордена, дипломы и сувениры.

К системе работы, о которой было сказано выше, школа шла несколько лет,

накапливая опыт в общении с родителями, выявляя наиболее ответственных и

активных , находясь в постоянном поиске продуктивных форм работы с ними, а

главное школа становится интересным инновационным учреждением, которое с

каждым годом накапливает свой опыт работы с родителями на благо наших детей.



В раздел образования