Автор: Трусова Лариса Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ№30 имени В.И.Кузьмина
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Школа и родители : сотрудничество на благо детей".
Раздел: среднее образование
Школа и родители: сотрудничество на благо детей.
Хорошие дети - хорошая
наша старость, плохие дети
–
плохая
старость.
Так
думайте
обудущем,а
будущее - это наши дети.
В.Г.Белинский
Школа во все времена стремилась к взаимодействию с семьей. Необходимость и
важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Семья
и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых
зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Однако именно семья по
праву считается главным фактором и условием развития и воспитания детей и
подростков, потому что ребенок в первые и самые важные годы
своего
формирования находится в тесном и непосредственном контакте с родителями. В
семье дети получают задатки духовного и физического развития (позитивные либо
негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые
элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии
оценки добра, истины, красоты, психические процессы, эмоции, характер. Здесь
протекает
большая
часть
их
жизнедеятельности,
закладываются
основы
их
отношений с миром, то есть начинается процесс социализации. Таким образом,
родители являются первыми и основными педагогами детей до их поступления в
детский сад, школу выполняют эту роль в дальнейшем.
Современные семьи развиваются в условиях сложной общественной ситуации. С
одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи ,
разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и
повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются
явления, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего
падание уровня жизни большинства семей, увеличение количества разводов, что
отрицательно влияет на эмоционально-нравственные основы личности, растет
число неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков
отдаляется от родителей. Следовательно, в сложившихся условиях семье требуется
систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Идеальная
цель,
к
которой
должны
стремиться
участники
образовательно-
воспитательного
процесса,
-
это
полноценный
человек,
культурная,
высоконравственная,
творческая,
способная
адаптироваться
в
постоянно
меняющихся условиях и социально зрелая личность. Контакт с родителями может
быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только
совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели.
Важно, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь с детьми
своей
добротой,
опытом,
знаниями,
чтобы
родители
стали
настоящими
и
искренними помощниками педколлектива, проявляющими к школе уважение и
оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители,
зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогами и родителями
существует взаимодействие, значит, и дети будут доверять семье и школе. А это
очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.
Как
ни
парадоксально,
но,
несмотря
на
многочисленные
методические
рекомендации, литературу, посвященную опыту организации работы с семьей,
проблема «семья и школа» все же существует.
Работая над проблемой в школе, мы пришли к выводу, что процесс взаимодействия
семьи и школы должен быть направлен на активное
включение родителей в
учебно-воспитательную
и
внеурочную
досуговую
деятельность
на
основе
сотрудничества с детьми и педагогами. В качестве целевых ориентиров данного
процесса нами выбраны следующие:
• повышение психолого-педагогической культуры родителей, пополнение арсенала
их знаний и умений по конкретны вопросам воспитания ребенка в семье и школе;
• формирование активной педагогической активности и родителей;
• содействие сплочению родительского коллектива школы, активное вовлечение
их в жизнедеятельность школьного сообщества;
• принятие коллективных решений и единых требований к воспитанию
обучающихся; обеспечение интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности
по развитию личности ребенка;
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания.
Эти ориентиры легли в основу Программы взаимодействия семьи и школы.
К
деятельности
по
данному
направлению
подключены
специалисты
всех
структурных подразделений школы: классные руководители, учителя-предметники,
педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, администрация.
В практике воспитательной работы школы сложилось взаимодействие педагогов и
родителей учеников по пяти основным направлениям. Сотрудничество семьи и
школы начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания,
индивидуальных особенностей детей и родителей специалистами психолого-
педагогической
службы и классными
руководителями. При этом педагоги
используют
комплекс
традиционных
методов
психолого-педагогической
диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры,
материалы детского творчества. Результатыпсихолого-педагогической диагностики
определяют содержание деятельности по следующим направлениям.
₁. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного
процесса,
организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки
единых требований, общих принципов, определение цели и задач воспитания,
отбора его содержания и организационных форм.
₂. Психолого-педагогическое просвещение родителей, то есть информирование их в
области воспитания. К деятельности по данному направлению мы широко
привлекаем городские организации: учреждения здравоохранения, учреждения
культуры, правоохранительные органы, учреждения дополнительного образования.
₃. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс.
Деятельность в этом направлении мотивируется следующими задачами:
•расширение воспитательной среды;
•увеличение познавательного влияния на развивающуюся личность ребенка;
• повышение профессионализма, уровня организуемой в школе воспитательной
внеурочной деятельности;
•улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе совместной
деятельности.
В практике школы используются различные формы вовлечения родителей в
совместную с детьми деятельность:
• участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным
руководителем (экскурсии, походы, классные часы, турниры , состязания, вечера,
праздники, помощь в укреплении материально-технической базы).
₄. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
В этом направлении работа с родителями ведется по следующим аспектам.
•
Оказание
психолого-педагогической
помощи
в
организации
семейного
воспитания
одаренных
обучающихся,
проявляющих
склонность
к
изучению
отдельных учебных предметов либо интерес к каким-либо формам внеурочной
деятельности.
• Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных
проблем семейного воспитания.
•
Оказание
психолого-педагогической
помощи
в
организации
семейного
воспитания детей – инвалидов; опекаемых, то есть детей льготной категории.
₅. Организация работы с родительским активом.
Поскольку родители являются официальными заказчиками школы, оны должны и
могут активно участвовать в управлении школьной жизнью. Сложившаяся система
работы с родителями предусматривает вовлечение их в школьное самоуправление,
так как таким образом они имеют возможность влиять на деятельность и развитие
школы.
Формы поощрения самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма,
медали и шутливые ордена, дипломы и сувениры.
К системе работы, о которой было сказано выше, школа шла несколько лет,
накапливая опыт в общении с родителями, выявляя наиболее ответственных и
активных , находясь в постоянном поиске продуктивных форм работы с ними, а
главное школа становится интересным инновационным учреждением, которое с
каждым годом накапливает свой опыт работы с родителями на благо наших детей.