Автор: Мишина Елена Ивановна
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РМ СГПЭК
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация выпускников в будущей профессиональной среде
Раздел: среднее профессиональное
Мишина Елена Ивановна
ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-
экономический колледж»,
преподаватель финансово экономических дисциплин,
г. Саранск
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ В БУДУЩЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
В настоящее время в свете образовательных реформ проблемы подготовки
конкурентоспособного специалиста актуальны для всех учебных заведений
СПО. Безусловно, что выбор будущей профессии – это важный шаг для
каждого человека. Абитуриентами средне специальных учебных заведений
обычно
являются
школьники-подростки
15-17
лет.
Они
выбирают
специальность
под
час
не
всегда
представляя
особенностей
будущей
профессии. На их выбор могут оказать влияние родители, другие авторитетные
для них личности и только единицы, к сожалению, интуитивно, самостоятельно
определяют применимую для них сферу деятельности. Для каждой выбранной
профессии важны психологические свойства личности – задатки, способности,
темперамент, характер. В задатках нет ничего социального они определяются
генным набором, анатомо-физиологическим строением головного мозга. Когда
начинается становление личности, обязательно следует учитывать задатки,
которые необходимо развивать у каждого ребенка с раннего возраста.
Специальность «Экономика и бухгалтерский учет» есть во многих учебных
заведениях. Профессия бухгалтер также достаточно распространена. Не
существует ни одного предприятия, ни одной фирмы которая бы могла
обойтись без деятельности этого специалиста. Учет материальных ценностей,
расчетов, затрат, оплата труда, налогообложения, финансовых результатов – все
в их ведомстве.
Для
того
что
бы
первокурсник
в
будущем
реализовал
себя
в
профессиональной
деятельности,
необходимо
формировать
самосознание
личности.
Бухгалтеры могут занимать разные должности в кадровой иерархии
предприятия: главного бухгалтера, его заместителя и так далее по нисходящей.
Однако более характеризует бухгалтера не его должность а его специализация,
то есть то, к чему конкретный бухгалтер по своим индивидуальным и
профессиональным качествам более склонен и какие бухгалтерские вопросы
решает на практике. Номинально можно числиться на одинаковых должностях,
но при этом заниматься весьма непохожей работой.
Профессия бухгалтера, как никакая другая допускает крайне низкую
квалификацию. Например бухгалтера – машинистки. Стать таким работником
чрезвычайно просто, для этого достаточно закончить краткосрочные курсы.
Конечно, решать серьезные задачи человеку с таким образованием и опытом
врятли доверят, но числиться он будет именно бухгалтером. Большинство
работников счетного фронта в настоящее время выполняют рутинную, чисто
механическую работу, заключающуюся во вводе исходной информации в
систему учета и первичном контроле за документами. Современный переход на
компьютерную форму учета сокращает количество таких работников.
Наиболее способные из таких бухгалтеров найдут себя на качественно
ином уровне: в специальностях, которые отпочковавшись от бухгалтерского
учета неизбежно изменят его сущность.
Бухгалтеры-администраторы.
Их
задачей
является
руководство
коллективом бухгалтерии. Сама по себе цель достойная, но требующая
несколько
иных
качеств,
чем
скурпулезное
следование
бухгалтерским
правилам. Бухгалтеры – юристы. Специализация вызвана к жизни тем
обстоятельствам, что схожее на первый взгляд отношение между лицами могут
составлять суть различных гражданских отношений. Вид заключенной сделки
определяет
ее
оформление
в
бухгалтерском
учете.
Если,
к
примеру,
предприятие А хочет получить от предприятия Б некоторое необходимое ему
оборудование, правовых оснований для такого получения, можно представить
множество: договор купли-продажи; договор комиссии; договор аренды и др.
В зависимости от вида заключенного договора различаться будут
юридические, бухгалтерские и налоговые последствия для предприятия.
Бухгалтеры
-
программисты.
Первоначально
программирование
занимались
математики.
После
того
как
сформировались
и
получили
официальный статус профессии программиста, администратора баз данных,
системного интегратора, которые в числе прочего стали обеспечивать работу и
системы учета, бухгалтерский учет начал безнадежно отставать от жизни.
Программистов
и
администраторов
баз
данных,
работающих
в
сфере
бухгалтерского учета по праву можно считать бухгалтерами: их знания учетной
методологии
не
редко
соответствуют
требованиям,
предъявляемым
к
профессии бухгалтера, хотя подходы к решению проблем и психология резко
отличаются от «среднебухгалтерских» показателей.
Ученые
аналитики,
«финансовые
аналитики»
или
«финансовые
консультанты». В хозяйственной деятельности кто то должен принимать
управленческие решения. Для принятия управленческих решений требуется
соответствующая экономическая информация. Эта информация нуждается в
интерпретации – причем безукоризненно корректной, что гарантируется
профессиональным уровнем специалиста. Искусство учетного аналитика
заключается в корректной выработке информации, составлении на ее основе
рекомендаций и прогнозов и доведении их до сведения менеджера; а искусство
менеджера – в принятии правильного управленческого решения. Менеджер и
аналитик, решая единую стратегическую задачу, подходят к ней каждый со
своей стороны. Аналитик не только трактует информацию, но и переводит ее в
приемлемый для менеджера вид. Бухгалтеры общаются на специфическом
профессиональном языке. Перевод с одного языка на другой трудоемок и
сложен,
поэтому
требует
вмешательства
профессионалов.
Появление
аналитиков как нового профессионального сообщества давно состоялось.
Какую
бы
должность
бухгалтер
не
занимал
и
на
чем
бы
не
специализировался,
ему
необходимо
соблюдать
профессиональную
бухгалтерскую
этику. К наиболее значимым
качествам,
определяющим
профессиональную пригодность, обычно относят честность, аккуратность,
внимательность, «чувство цифры», умение хранить коммерческую тайну, учет
как и любая другая профессия требует постоянного поддержания квалификации
на нужном уровне. Единственная и невольная ошибка в бухгалтерских расчетах
может привести к несоизмеримым с ней штрафным санкциям, по этому от
правильных действий бухгалтера во многом зависит финансовое благополучие
предприятия.
Громадной
моральной
ответственностью,
налагаемой
на
бухгалтера объясняется то, что эта работа связана с постоянными стрессами,
получаемыми при общении как с непосредственными начальниками, так и
представителями контролирующих органов. Бухгалтер обязан быть готовым к
подобному
развитию
событий
и
четко
представлять
себе
степень
ответственности
и
характер
юридических,
бухгалтерских
и
налоговых
последствий, возможных при каком – либо промахе. Психологический аспект
для понимания бухгалтерии весьма важен. Без обращения к психологии
зачастую
невозможно
понять
образ
мыслей
и
поступки
бухгалтеров,
приводящих в действие сложной и громоздкий механизм учета. Бухгалтеры
мыслят исключительно категориями своей профессии, но экономическая
близорукость
и
пассивность
–
главные
отличительные
качества
«среднестатистического» представителя бухгалтерской профессии . Бухгалтеры
обсуждают в принятых в профессиональной среде терминах возникшую
экономическую ситуацию, но терминология слабо соотносится с реальными
событиями и поэтому плохо понимается экономистами смежных направлений.
Бухгалтер
без
раздумий
выполнит
требуемую
законодательством
бухгалтерскую запись и никогда не задастся вопросом, корректна ли данная
запись отражает экономическое событие.
Мир науки и техники в настоящее время так сложен и разнообразен, что
думающий и ищущий свое место в рыночной экономике специалист не может
считать свое образование завершенным после окончания колледжа. Никакой
диплом не освобождает современного специалиста от постоянного слежения за
новым в мире науки, техники, информации и экономике. Совершенствуются
экономические
отношения
в
обществе,
а
вместе
с
ними
и
система
бухгалтерского учета. Бухгалтерам приходится за короткое время осваивать
совершенно неизвестные ранее термины, операции, технологию. Помочь
рядовому бухгалтеру, не растеряться в текущей ситуации, не просто не
потерять свою квалификацию, а наоборот оперативно овладеть новыми
знаниями
могут
самообразование,
всевозможные
курсы
повышения
квалификации, профессиональные книги и журналы.
Литература
1. Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов
//Бизнес в России и за рубежом №5, 2019
2. Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации
молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей
международного конгресса. - Ярославль, 2018. – С. 51.
3. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-
культурной сферы. – СПб.: Изд. Михайлова, 2020. – 317 с.