Автор: Януш Игорь Александрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Комаричская СОШ №1
Населённый пункт: рп Комаричи Брянской области
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: Общественно-политическая жизнь в России в 1830-1840-х гг.
Раздел: среднее образование
ТЕМА: Общественно-политическая жизнь России в 1830-1840-х гг.
ЦЕЛЬ: - ознакомить учащихся с
особенностями общественно-духовного развития Россий-
ской империи в первой половине XIX в.;
- формировать умения делать выводы, давать определения терминов и понятий,
читать и использовать информацию в ответах на вопросы, проводить поиск необ-
ходимой информации в учебнике, сети Интернет и других источниках;
- воспитывать чувство ответственности, гуманизма и демократизма
Тип урока: комбинированный
Основные термины: западники, славянофилы, утопический социализм, либералы, рево-
люционеры, конституция
Оборудование: учебники, пособия, словари, карта
Структура урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний и умений учеников
ІІІ. Изучение нового материала
1.
Общественное движение после декабристов
2.
Появление либерального течения в общественном движении
3.
Развитие революционного направления в общественном движении
4.
Теория «русского (общинного) социализма»
ІV. Закрепление изученного материала
V. Итоги урока
VІ. Домашнее задание
--------------------------------------------------- Х О Д У Р О К А ----------------------------------------
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний и умений учеников
1.
В чем состояла суть восточного вопроса?
2.
Назовите причины Кавказской войны
3.
Какие цели преследовало царское правительство на Кавказе?
4.
Почему в Польше вспыхнуло восстание?
5.
Как европейские монархи и Николай I боролись с европейскими революциями сере-
дины XIX в.?
6.
Назовите причины Восточной (Крымской) войны
7.
Охарактеризуйте расстановку сил накануне войны и цели государств-участников
войны
8.
Как проходила оборона Севастополя?
9.
Какие последствия войны Восточной (Крымской) для Российской империи?
ІІІ. Изучение нового материала
Западники – представители одного из направлений русской общественной мысли
1840-50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса;
сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Выступали за отмену кре-
постного права, сторонники реформ и конституционного преобразования государственно-
го строя, вели полемику со славянофилами.
Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли
40-50-х гг. XIX в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского
пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы
социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном хри-
стианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной
казни, за свободу печати
Утопический
социализм
–
принятое
в
исторической
философской литературе
обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования обще-
ства на социалистических принципах, о его справедливом устройстве, не опирающиеся на
знание законов общественного развития и его движущих сил
Западники
Славянофилы
Время
существования
1830-1850 гг.
1840-1850 гг.
Из каких
слоев общества
формировались
Дворяне-помещики
–
большинство,
отдельные представители – богатое купе-
чество и разночинцы
Помещики со средним уровнем дохо-
дов, частично – выходцы из купцов и
разночинцев
Основные
представители
П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев,
В. С. Соловьев, В. Г. Белинский,
К. Д. Кавелин А. И. Герцен, Н. П. Огарев
А. С. Хомяков, К. С. Аксаков,
П. В. Киреевский, В. А. Черкасский,
С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Ф. И. Тютчев
Пути
дальнейшего
развития России
Россия должна двигаться по пути, уже
пройденному западноевропейскими стра-
нами.
Овладев
всеми
достижениями
западной цивилизации, Россия совершит
рывок и достигнет большего, чем страны
Европы, за счет того, что будет действо-
вать на основе заимствованного у них
опыта
У России – совершенно особый путь. Ей
не нужно учитывать достижения запад-
ной культуры: за счет соблюдения фор-
мулы «Православие, самодержавие и
народность» Россия сможет добиться
успеха и достичь равного с остальными
государствами, а то и более высокого
положения
Пути
преобразований
и реформ
Либералы (Т. Грановский, К. Кавелин и
др.)
выступали
за
мирные
реформы
«сверху», революционеры (А. Герцен, И.
Огарев и др.) – за радикальные способы
решения проблем
Все преобразования – только мирным
путем
Отношение
к конституции
Выступали за конституционный порядок
(по примеру конституционной монархии
Англии) или за республику (наиболее ра-
дикально настроенные представители)
Возражали против введения конститу-
ции, считая единственно возможным
для России неограниченное самодержа-
вие
Отношение
к крепостному
праву
Обязательная отмена крепостного права
и поощрение использования наемного
труда – таковы взгляды западников этом
вопросе. Это ускорит ее развитие, приве-
дет к росту промышленности, экономики
Выступали за отмену крепостного пра-
ва, но при этом сохранить привычный
уклад крестьянской жизни – общину.
Каждую общину необходимо наделить
землей (за выкуп)
Отношение
к возможностям
развития
экономики
Считали нужным быстрыми темпами раз-
вивать
промышленность,
торговлю,
строить железные дороги – все это с ис-
пользованием достижений и опыта запад-
ных стран
Выступали за поддержку правитель-
ством механизации труда, за развитие
банковского дела, строительство новых
железных дорог. Во всем этом нужна
последовательность, действовать надо
постепенно
Отношение
к религии
Некоторые западники относились к рели-
гии как к суеверию, некоторые исповедо-
вали христианство, но ни те, ни другие не
ставили религию во главу угла, когда
дело касалось решения государственных
вопросов
Религия имела для представителей это-
го течения огромное значение. Тот це-
лостный дух, благодаря которому идет
развитие России, невозможен без веры,
без православия. Именно вера – «крае-
угольный камень» особой исторической
миссии русского народа
Отношение
к Петру I
Отношение к Петру Великому особенно
резко «разводит» западников и славяно-
филов. Западники считали его великим
преобразователем и реформатором
Отрицательно относились к деятельно-
сти Петра, полагая, что он насильно за-
ставил страну двигаться по чуждому ей
пути
ІV. Закрепление изученного материала
Какая роль в Герцена в общественно-политической жизни России середины XIX в.?
V. Итоги урока
VІ. Домашнее задание §11, составить таблицу