Автор: Гулакова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Животный мир заповедника "Калужские Засеки"
Раздел: начальное образование
Тема: «Животный мир заповедника «Калужские Засеки».
(4 класс, окружающий мир)
Цели урока:
Образовательные
:
1)
Формирование представлений о заповеднике
«Калужские Засеки» как памятнике природы
Калужского края.
2)
Продолжить знакомство с видами, занесенными в
Красную книгу Калужской области.
Воспитательные
:
1)
Воспитание наблюдательности, любви к природе.
2)
Воспитание познавательного интереса к Калужскому
краю.
3)
Воспитание культуры общения.
4)
Воспитание сотрудничества в обучении.
Развивающие
:
Развитие личности на основе формирования 4 блоков УУД:
Личностных:
1)
Формирование гражданской идентичности:
- в рамках когнитивного компонента:
Результаты урока:
Предметные:
1)
Созданы условия для формирования представлений о
заповеднике «Калужские Засеки» - памятнике природы.
2)
Знание о видах животных, занесенных в Красную книгу.
Метапредметные:
1)
Учащиеся получат возможность для формирования
универсальных учебных действий (учебной
самостоятельности).
2)
Учащиеся получат возможность для формирования
познавательного интереса на базе изучения
краеведческого материала.
Личностные:
1)
Внутренняя позиция школьника, мотивация к учебной
деятельности.
1. формирование экологического сознания;
2. формирование основных принципов и правил
отношения к природе;
- в рамках ценностного и эмоционального компонентов:
1. гражданский патриотизм;
2. уважение к истории страны;
3. любовь к природе;
- в рамках деятельностного компонента:
1. участие в общественной жизни – ориентация в
событиях в стране.
Регулятивных:
1)
Целеполагания.
2)
Планирования.
3)
Осознания способа действия.
4)
Самоконтроля.
5)
Рефлексии.
Познавательных:
1)
Логического мышления при отработке логических
операций:
- анализа
- синтеза
- сравнения
- установления взаимосвязей
2)
Умений работы с текстом:
поиск информации.
Коммуникативных:
1)
Организация и планирование работы в группе.
2)
Умение договариваться.
2)
Созданы условия для формирования гражданской
идентичности учащихся.
3)
Находить общее решение.
4)
Умение высказывать предположения.
5)
Аргументирование своих предположений, выводов.
6)
Умение доказывать свою точку зрения.
7)
Умение задавать вопросы.
Тип урока: урок - экскурсия
Педагогическая технология: деятельностный подход,
организация сотрудничества в обучении, использование ИКТ,
заочная экскурсия
Оборудование урока:
1)
Компьютер, телевизор.
2)
Документальное видео «Заповедник Калужские Засеки».
3)
Презентация «Заповедник «Калужские Засеки».
4)
Карточки, иллюстрации для работы в парах.
Опорные понятия, термины: заповедник.
Контроль, самоконтроль на уроке:
процессуальный контроль, самоконтроль: при выполнении
работы, при отчете. При рефлексивном подведении итогов
урока.
Домашнее задание:
Найти информацию о редких животных заповедника,
составить рассказ по плану.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация опорных знаний
III. Изучение нового материала
Показ видео «Калужские Засеки»
На территории Калужской области есть
много уникальных лесных объектов
природы. Об одном из них вы
посмотрели видеофильм и узнали, куда
мы отправимся в путешествие.
Итак, вы догадались, куда нам предстоит
путешествие?
(Открываю запись на доске:
Заповедник «Калужские Засеки»)
- Что такое заповедник?
Заповедник – закрытая для посещения
территория, где редкие растения и
животные охраняются государством,
хозяйственная деятельность человека
здесь запрещена.
- Что вы хотели бы узнать об этом
заповеднике?
Нетронутых уголков природы на нашей
планете осталось мало. Один из них –
заповедник «Калужские Засеки».
(слайд 1)
Совершим заочную экскурсию в
заповедник.
Ребята, нас встречают сотрудники
Смотрят видеофильм, слушают учителя.
Заповедник «Калужские Засеки»
Отвечают на вопрос.
(ответы детей)
Где находится?
Почему так называется?
Кто обитает в заповеднике?
Почему создан заповедник?
4 учащихся по презентации знакомят
заповедника, которые проведут
обзорную экскурсию.
слушателей с заповедником.
1 сотрудник:
Заповедник «Калужские засеки»
образован Постановлением
Правительства Российской Федерации от
5 ноября 1992 года на общей площади
более 185 кв.км.
Он находится в юго-восточной части
Калужской области, на территории
Ульяновского района (показывает на
карте) (слайд 2)
Имя заповеднику дали леса, служившие
для защиты Московского государства от
набегов степных кочевников в 15-18
веках. Засеками назывались заграждения
из наваленных стволов деревьев, чтобы
преградить путь движения вражеской
конницы (слайд 3)
Цель создания заповедника
сохранять массивы коренных дубрав,
которые являются уникальными для
Европейской России (слайд 4)
Среди главных задач заповедника:
•
сохранение растительного и
животного мира в естественном
состоянии,
•
проведение научных
исследований,
•
пропаганда экологических знаний.
(слайд 5)
В пределах заповедника течет около 20
рек и ручьев, имеются озера и болота
небольших размеров (слайд 6)
2 сотрудник:
Большую часть территории заповедника
составляют леса:
широколиственные, сосновые и еловые.
(слайд 7)
Символом заповедника считается дуб, а
возраст некоторых деревьев достигает
300-400 лет!
Самый старый дуб заповедника.
Его возраст более 500 лет (слайды 8-9)
3 сотрудник:
В заповеднике обитает большое
разнообразие животных:
млекопитающих — 55 видов,
птиц -178 видов,
пресмыкающихся — 5 видов,
земноводных — 11 видов,
рыб-21 вид (слайд 10)
Главной достопримечательностью и
украшением заповедника являются
зубры.
Это самые крупные копытные животные
леса. Масса быков достигает 1000 кг.
Передняя часть тела массивнее задней.
Грудь широкая, голова мохнатая.
Питается разнообразными травами и
древесно – веточным кормом.
Продолжительность жизни 20-25 лет.
Зубр занесён в Красную книгу.
Задача заповедника – восстановление
IV. Практическая деятельность
Спасибо сотрудникам за интересные
сообщения.
Мы продолжаем урок.
Ребята, вы совершили заочную
экскурсию в заповедник «Калужские
Засеки», познакомились с его
особенностями.
- В какой природной зоне находится
заповедник?
Верно. Заповедник находится в зоне
лесов. Мы уже изучили животных
лесной зоны. Назовите их.
Среди них есть редкие, охраняемые
животные, занесённые в Красную книгу.
Такие животные обитают и в
заповеднике.
Чтобы больше узнать о некоторых
охраняемых животных заповедника,
предлагаю вам поработать в парах с
информацией о них и составить рассказ о
зубров в прежних местах обитания.
Наша обзорная экскурсия закончилась.
Сейчас мы зададим вам несколько
вопросов.
- Где находится заповедник?
- Для чего создан заповедник?
- Какое дерево является символом
заповедника?
- Какое крупное копытное животное
занесено в Красную книгу?
Спасибо.
Отвечают на вопрос.
Ответы учащихся.
V. Итоги урока. Рефлексия
животном по плану.
1.
Описание внешнего облика.
2.
Чем питается.
3.
Среда обитания.
4.
Почему оказался под угрозой
исчезновения и принятые меры
охраны.
Тексты о рыси, европейской норке,
чёрном аисте и змееяде на столах у
учащихся. Вывешиваю план рассказа о
животном на доску, фотографии
животных.
Слушаем рассказы, дополняем.
Что должен делать человек, чтобы
сохранить редкие виды животных?
Сегодня вы хорошо поработали.
Наш урок подошёл к концу.
Понравилось вам путешествие?
Захотелось ли вам на самом деле
побывать в этих местах и увидеть всё
своими глазами?
Мы ставили перед путешествием вопрос
«Что хотели бы узнать о заповеднике?»
Вы получили ответы на свои вопросы?
Оцените свою деятельность на уроке.
Читают тексты о животных, составляют
по плану рассказ.
Рассказывают.
Создавать условия для их размножения,
создавать охраняемые заповедники,
парки, изучать литературу, Красную
книгу, чтобы случайно не погубить
редких животных.
VI. Домашнее задание
Найти и прочитать информацию о
других редких животных заповедника.
Заполняют таблицу.