Автор: Казаковцева Надежда Николаевна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: МКДОУ №9
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Интегрированная НОД с элементами эксперимента в подготовительной группе с ЗПР
Тема: "Опасный огонь!"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие с экспериментальной деятельностью
в подготовительной группе детей с ЗПР
по пожарной безопасности:
«Опасный огонь!»
Воспитатель: Казаковцева Надежда Николаевна
Цель:
Обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности и
правилах поведения при пожаре.
Задачи:
закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; воспитывать
уважение к труду пожарного;
продолжить учить осторожному обращению с огнём; знать об опасности
игры с огнем;
показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов;
показать, какие средства можно использовать при тушении огня;
закрепить правила поведения при пожаре и правила пожарной
безопасности;
при пожаре звонить – 01.
Задачи по развитию речи:
Формировать умение вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение,
уважительно относиться к собеседнику).
Воспитывать культуру речевого общения. Обогатить и активизировать
словарь (пожарная машина, огнетушитель, пожарный рукав, струя, насос).
Предшествующая работа: экскурсия в пожарную часть,
Оборудование: мультимедийная презентация
Оборудование для опытов:
полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое
горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, 3 стакана, баночки с песком, с сахаром,
краски, комнатное растение, кусок плотной ткани, красный воздушный шар,
иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакаты и иллюстрации по
пожарной безопасности, ведро с водой, огнетушитель, рисунки детей.
1 часть. Беседа
Ход беседы:
Воспитатель предлагает отгадать загадку про огонь.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (cлайд)
Дети, в каждом доме есть огонь. Как можно получить огонь?
Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди
разводят костер? Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить
пищу, жечь мусор и т. д.)
В чем опасность огня? От него возникает пожар! (слайд)
Предлагает поиграть в игру с мячом «Почему возник пожар?».
(Дети называют причины пожара).
Почему возник пожар?
дети играли спичками
зажгли свечку и она упала.
забыли выключить утюг.
сушили белье над плитой.
не потушили в лесу костер и т.д.
Дети, так значит огонь это плохо? Когда пожар, огонь опасен.
Скажите, что нужно делать, если вдруг случиться пожар?
А вы знаете, по какому номеру телефона надо звонить, если случился
пожар? (слайд)
Кто тушит пожары? Каким должен быть пожарный? (слайд)
Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми?
В какую одежду одет пожарный? Чем пожарный тушит огонь? А
если пожар в лесу? на железной дороге?
Давайте с вами вспомним, что есть в пожарной машине?
Ребята, а как надо себя вести, чтобы не случилось беды?
Какие правила поведения при пожаре вы знаете? (слайд)
Давайте вспомним правила поведения обращения с огнем и всегда будем
их выполнять: (слайды)
1. С огнем никогда и нигде не шалите!
2. Для забавы, для игры спички в руки не берите!
3. Сам огонь не разжигай и друзьям не позволяй!
4. Телевизор и утюг пусть включает взрослый друг!
5. Когда уходишь из леса не забудь потушить костер.
Подведение итога беседы.
2 часть. Эксперименты:
Ребята, отгадайте загадку:
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен! (Огонь)
Давайте мы проведем опыты и убедимся в некоторых свойствах огня.
Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных
материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставим
огнетушитель и ведро с водой. Зачем?
Опыт 1.
Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро
загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок
ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже
сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но
сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань.
Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют
опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). Запомните это и
никогда не подносите к огню никакие предметы!
Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А
отчего же случается пожар? Какие беды приносят пожары?
Какие перечисленные действия могут привести к пожару: 1) рисование, 2)
чтение, 3) поджигание бумаги, 4) пение, 5) разведение костра, 6)лепка из
пластилина, 7) игра с зажигалкой, 8) зажигание свечки, 9) изготовление
аппликации, 10) прыгание через скакалку, 11) поджигание сухой травы и
листвы, 12) плавание.
Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взяла его не случайно.
Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх
воздушный шар.
Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий
должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с …(пожаром)
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо… шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь - большой…(пожар) .
Раз, два, три, четыре
У кого пожар в … квартире?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил… (утюг)?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками …играл?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над… (газом)?
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг… (листву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые … (предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер - …(01) .
Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай)!
А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить
огонь.
Опыт 2.
Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках.
Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью
засыпает песком, четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь
гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к
тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного
горшка.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать
любую воду, а также песок (землю, плотную ткань).
Что вы будете делать, если начнется пожар? Какие правила
поведения при пожаре вы знаете? (плакат)
Что есть у нас в детском саду на случай возникновения пожара?
Сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором
должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в
ладоши или промолчать.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим! »?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Какой номер телефона нужно набрать в случае возникновения
пожара?
Кто тушит пожары?
В заключение, ребята, давайте вспомним правила пожарной
безопасности. А сделать это нам помогут наши рисунки:
- не брать и не играть со спичками и зажигалками;
- не влезать предметами в розетку;
- не подходить к газовой плите;
- не включать утюг и другие электроприборы;
- при пожаре звонить – 01.
В заключении можно показать фильм об эвакуации при пожаре из цикла
«Пожарная тренировка».