Автор: Машковская Светлана Николаевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "БДШИ"
Населённый пункт: Камчатский край,Быстринский район,с.Эссо
Наименование материала: методический доклад
Тема: «Постановка левой руки скрипача. Типичные недостатки»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Быстринская детская школа искусств»
Методический доклад на тему: «Постановка левой руки скрипача.
Типичные недостатки»
Подготовила: Машковская С.Н.
преподаватель МБУ ДО «БДШИ»
по классу скрипки
с.Эссо,2021г.
1
Содержание
1.Введение стр.3-4
2.Термин «постановка» и её особенности стр.5-7
3. Недочеты в постановке левой руки стр. 7-11
4.Заключение стр.12
5.Список литературы стр.13
2
Введение
Формы постановки рук скрипача претерпели множество изменений на
протяжении
всего
развития
скрипичного
искусства,
с
развитием
и
усложнением музыки, сменой музыкальных стилей и жанров.
Первоначально, в ХVI веке, игра не только на скрипке, но и на других
существующих в то время инструментах носила вид склонности, т.е. вид
домашнего музицирования.
Игра на скрипке была ограничена тремя верхними струнами в пределах
первой позиции. Шейка и гриф скрипки были значительно короче и шире
современных, а значит и постановка рук была иной – скрипку держали,
опирая ее о левую сторону груди, то есть не было необходимости в
подбороднике. Положение левой руки было неподвижным, достаточным для
одной первой позиции.
Правая рука, в связи низким держанием локтя-была ограничена в
маховых
движениях,
а
также
применением
в
XVII
–
XVIII
веках
сравнительно короткого смычка. Принцип низкого держания локтя как
пережиток сохраняется в педагогической практике XIX и даже XX веков.
Постепенное
развитие
инструментальной
музыки,
расширение
диапазона звуков потребовало постепенного развития и приспособления в
постановке
левой
руки
–
частично
освобождения
от
неподвижного
состояния.
Для этого необходимо было приспособиться к новой более удобной
точке опоры для держания инструмента, которая бы давала большую свободу
передвижения руки вдоль шейки скрипки.
Таким образом, скрипку начали держать на плече. Этот способ
держания инструмента создал благоприятные условия для позиционной
игры, хотя и затрудняло игру в высоких позициях и на струне соль. Правая
рука также претерпела постепенное изменение в постановке в процессе
3
развития скрипичной музыки. Рука, управляющая смычком, прижималась к
туловищу, что ограничивало двигательные процессы.
Во второй половине XVIII века Ф. Турт произвел конструктивные
изменения в скрипке и смычке. Широкая и короткая шейка и гриф были
заменены более узкими и длинными, что обеспечивало большую свободу,
удобство и не скованность движений.
В первые десятилетия XIX века под влиянием возросших требований
музыкального искусства утверждается новый способ держания скрипки –
накладывание исполнителем подбородка налево от струнодержателя.
Огромное значение в этом отношении имело и изобретение Л.Шпором
в
1820
году
подбородника.
Применение
подбородника
еще
больше
освободила левую руку, которая дала возможность разностороннего развития
виртуозной скрипичной техники. Новый способ держания скрипки явился
подлинным переворотом в скрипичной постановке, который подготовил
современную манеру держания скрипки и смычка.
Эта форма постановки внесла существенное изменение в положение
головы, корпуса и рук играющего, а так же изменила наклонное положение
скрипки, облегчающее игру на струне Соль и в высоких позициях, отведения
локтя руки, управляющий смычком (отведение от туловища). Тем самым
была подготовлена наиболее разумная постановка рук расширяющая
диапазон, силу и краски скрипичного звучания, разнообразие аппликатурных
приемов.
Воспитание свободной и естественной постановки рук ученика-
скрипача и освоение им целесообразных движений является важной
предпосылкой
для
его
дальнейшего
успешного
музыкально-
исполнительского развития. Ошибки, не будучи исправлены своевременно,
постепенно
закрепляются
и
превращаются
в
устойчивые
дефекты
постановки, с которыми в дальнейшем очень трудно бороться.
4
Термин «постановка» и её особенности
Смысловое значение термина «постановка» связана с процессом
рационального приспособления двигательного аппарата к инструменту,
учитывая
анатомические
и
физиологические
особенности
играющего.
Анатомо-психологическая
зажатость вызывает заторможенность реакции
играющего, которая выражается в общей неуверенности, в боязни переходов
из позиции в позицию, неуверенность в высоких позициях, боязнь пассажей
и т.д. Все эти моменты тесно связаны с внешними проявлениями зажатости в
постановке правой и левой рук, плеч.
Положение левой руки связано с выполнением двух важнейших функций:
– функция второй точки опоры инструмента;
– функция обеспечения оптимальных движений кисти и пальцев на грифе и
струнах инструмента.
Первая из указанных функций нередко оспаривается. Существует
мнение о том, что достаточно одной точки опоры (ключица-подбородок).
Можно согласиться, что основное удержание инструмента – это задача
первой точки опоры. Вторая же точка необходима в момент перемещения
скрипки в различных плоскостях, в момент поднятия головы и поправления
положения инструмента.
Отметим при этом, что при игре в одной позиции или движении
позиций вверх по грифу использование левой руки как дополнительной
точки опоры комфортно и удобно. Но в случае обратного движения
необходимы вспомогательные движения большого пальца, который, заранее
передвигаясь в нижнюю позицию, обеспечивает точку опоры при переходе
всей руки. Безусловно, такие движения в быстром темпе становятся
затруднительными.
5
Вторая точка опоры не является постоянной. Смена положения второй
точки опоры зависит от нескольких условий: наличие/отсутствие вибрато,
нижняя/верхняя позиция и т.д. Так в нижних позициях целесообразно
придерживать скрипку на основании указательного пальца, во время
исполнения вибрато или при переходах точка опоры смещается на
подушечку большого пальца, в верхних позициях опора приходится на край
ладони у основания большого пальца.
Практически все руководства по постановке рук скрипача апеллируют
к естественности положения всех мышц и суставов. Вместе с тем понятие
«естественности» в этом случае достаточно условно. Ю. Янкелевич в
частности отмечает: «Если мы обратим внимание на положение левой руки
скрипача с вывернутым под скрипку локтем, то должны будем признать это
положение само по себе неестественным; в обыденной жизни такое
положение руки может встретиться лишь как исключение. Доказательством
служит то обстоятельство, что на первых уроках у учеников ежеминутно
устает левая рука, и, разумеется, именно потому, что положение ее с точки
зрения естественности наиболее уязвимо».
Данный тезис Ю. Янкелевича следует продолжить мыслью о важности
смены форм деятельности во время урока на начальной стадии обучения.
«Зацикленность» педагога на каком-либо учебном элементе может привести
не только к потере концентрации и внимания ученика, но и проблемам с
игровым аппаратом.
Естественность в отношении игры на скрипке должна пониматься не в
обыденном смысле слова, а в рамках определенных профессиональных
условий и требований. Также отнюдь не буквально следует трактовать и
термин «свобода, отсутствие напряжения». Ведь очевидно, что при игре
определенный минимум напряжения, сокращения мышц присутствует по
6
необходимости. Но излишне прилагаемые усилия приведут к скованности
движений, ограничению исполнительских возможностей.
На начальном этапе особенно важно следить за «округлостью»
пальцев, наличию пространства между большим и указательным пальцем, а
также правильности положения кисти относительно шейки инструмента.
Положение, при котором кистевой сустав является непосредственным
продолжением линии предплечья, наиболее оправдано, оно обеспечивает
максимальную свободу движения исполнительского аппарата.
Исследователи предостерегают от типичных ошибок в постановке
левой руки, приводящих к «напряжению», «зажиму» в профессиональном
смысле слова: излишний нажим на струну и попытка энергично сжать шейку
скрипки. Для того чтобы избежать подобного в игре своих учеников педагогу
необходимо использовать специально разработанные упражнения.
Постановка
кисти
и
пальцев
на
струнах,
как
и
многое
в
«приспособлении к инструменту», зависит от особенностей конкретного
организма, антропометрии конкретного исполнителя.
Важно отметить, что пропорции тела, дина рук в детском возрасте
неоднократно меняется. Следовательно, постановку следует корректировать
не к конкретной «сегодняшней» ситуации, а оставаться в рамках общих норм
и принципов для обеспечения действия рук в координированных зонах.
Недочеты в постановке левой руки
Вначале обучения наблюдается чрезмерное сжимание шейки скрипки
большим и указательным пальцами левой руки («хватательный» рефлекс),
что мешает свободным движениям кисти и пальцев. Проявляется это внешне:
большой палец чрезмерно согнут и «оттопырен», в результате чего основание
его прижимается к шейке скрипки. Следует решительно избегать сближения
большого пальца с указательным пальцем, т.к. это вызывает сжимание
7
шейки, затрудняющее движение левой руки, а также лишает пальцы
необходимой свободы и эластичности. А. Ауэр по этому поводу говорит, что
самое важное из всех деталей – открытое пространство между большим и
указательным пальцами.
Для устранения чрезмерного сжимания шейки скрипки полезно играть
следующее упражнение: ведя смычком по открытым струнам, одновременно
плавно передвигать левую руку из 1-й в 3-ю или 4-ю позицию и обратно.
Для проверки свободы большого пальца могут быть также применены
следующие упражнения: не снимая играющий палец со струны, отводить
большой палец в сторону от шейки скрипки, опускать и поднимать большой
палец поперек шейки, движение большого пальца вдоль шейки скрипки.
Нередко
большой
палец
отклонён
к
порожку
скрипки.
Такое
положение большого пальца руки может быть оправдано лишь в том случае,
если ученик не обладает достаточно длинным мизинцем.
Иногда большой палец резко выступает за пределы шейки скрипки
(шейка скрипки в этом случае лежит в углублении, образуемом большим и
указательным пальцами).
При такой постановке изменяются все соотношения пальцев, особенно
затрудняются действия мизинца. Другая крайность – большой палец опущен
под шейку скрипки. Такое положение препятствует хорошему ощущению
грифа и влечёт за собой соскальзывание пальца с шейки скрипки. Наиболее
правильным следует считать среднее положение большого пальца, когда
шейка скрипки расположена между его ногтевой и основной фалангами.
Профессор московской консерватории Ю. И. Янкелевич рекомендует
следующий способ определения положения большого пальца: «Пальцы
ученика на струнах становятся в расположение кварты между 1-м и 4-м и
если ученик естественно и свободно берёт этот интервал, то положение,
8
которое при этом занимает большой палец, и будет для него правильным»
(Ю.И. Янкелевич. О первоначальной постановке скрипача).
Зачастую ученики подгибают руку в кистевом суставе, поддерживая
ладонью скрипку. Причина этому - неустойчивость инструмента в основной
точке опоры.
Скрипку надо держать так, чтобы можно было совершенно, не напрягая
плеча, следовательно, и всей руки, держать скрипку без руки. Излишнее
выгибание кисти или приближение её к шейке скрипки нежелательно.
Надо следить затем, чтобы кисть и предплечье составляли одну линию.
Несколько движений в кисти к головке скрипки и обратно могут помочь
освободить кисть, и она примет надлежащую форму. Большим недостатком
является часто встречающаяся так называемая «открытая кисть, когда 3-ий и
4-ый пальцы находятся за пределами грифа.
Этот недостаток отрицательно сказывается на беглости исполнения, так
как пальцами, особенно мизинцу приходится преодолевать при этом большое
расстояние до грифа.
Так называемые «склеенные» пальцы, мизинец, опущенный под шейку
скрипки, напряжённо вытянутый мизинец также свидетельствует о излишнем
напряжении в пальцах левой руки.
Эти недостатки могут быть устранены, если постоянно требовать от
ученика снятия всякого напряжения. При свободе пальцев они приобретают
закруглённую форму, не пережаты друг к другу и не слишком разбросаны.
Главной причиной напряжения в левой руке является излишний нажим
пальцев на струну (особенно 1-го). Подобный нажим часто вырабатывается в
начале обучения при слишком длительной игре пиццикато; ученик вынужден
крепко нажимать на струну, чтобы она не вырвалась из-под пальцев.
9
Особенно это отражается на свободе большого пальца, так как всякое
действие вызывает противодействие. Иногда напряжение в пальцах левой
руки вызвано слишком высоким расположением струн над грифом, что
требует усиленного нажима пальцев на струну.
Очень важно всё время сохранять ощущение свободы в левой руке так,
чтобы оно не отличалось от ощущения в мышцах при естественно
опушенной руке. Часто ученик ставит пальцы на струну не серединой
подушечки, а боком, в результате чего нарушается интонация и ухудшается
звучание. Правильной постановке пальцев помогает следующее упражнение:
игра мажорного или минорного тетрахорда по двум струнам «Ре» и «Ля».
Необходимость оставить свободной струну «Ля» заставляет ставить пальцы
на струну серединой подушечки.
Для укрепления пальцев левой руки учащиеся часто занимаются
«выстукиванием» каждой ноты. Это нецелесообразно, так как ведёт к
излишнему прижиманию струны к грифу. Для укрепления пальцев левой
руки профессор Ю.И. Янкелевич советовал играть медленно упражнения Г.
Шрадика и следить за чётким и упругим падением пальцев на струну, причём
поднимание
пальца
должно
быть
таким
же
живым,
определённым,
энергичным, как его падение. Кроме упражнений Шрадика, для этой цели
можно рекомендовать этюды №16, 17, 19, 44, 47, из 1 выпуска «Избранных
этюдов».
В большинстве случаев учащиеся ставят пальцы на струну слишком
закруглённо, тогда как их следует ставить несколько наклонно (особенно при
коротких пальцах или особо выраженных подушечках). У многих учеников
не достаточно организованна работа пальцев: 1) пальцы работают не в
основных суставах как должно, а в 2-х и конечных (разумеется речь идёт об
игре в одной позиции и не о скользящих движениях); 2) пальцы слишком
высоко поднимаются над грифом, тогда как достаточно (при игре в среднем
10
темпе) поднимать их приблизительно на высоту конечной фаланги; 3)
пальцы поднимаются на разную высоту.
В поисках удобного положения для каждого пальца ученик часто
меняет положение кисти, что является нежелательным, так как вызывает
много лишних движений. Учащиеся начальных классов очень редко
пользуются приёмами подготовки и оставления пальцев на струнах; между
тем это крайне важно. Особое значение приобретает оставление и подготовка
пальцев в эпизодах, требующих связного, плавного перехода смычка со
струны на струну.
Для того чтобы обеспечить хорошее легато и избежать призвуков при
переходе на другую струну, нужно оставлять палец на предыдущей струне до
возникновения звучания на последующей; переводить же смычок на другую
струну следует тогда, когда палец займёт своё место. Нередко мы
сталкиваемся с такой ошибкой: ученик, ставя 3-ий или 4-ый палец,
предварительно ставит 1-ый и 2-ой. В этом нет никакой надобности. Этого
всячески следует избегать если нет необходимости в подготовке пальцев.
При переходе со струны на струну из-за отсутствия рулевого движения
локтя зачастую нарушается округлое положение пальцев, что ведёт к
плохому звучанию или фальшивой интонации.
В заключении необходимо сказать, что приступая к устранению
обнаруженных недостатков постановки следует лишь выяснив: характер
самого недостатка, общее состояние техники ученика, типологические
особенности его высшей нервной деятельности.
11
Заключение
Изначально, при постановке левой руки на начальном этапе, следует
помнить, что каждая ломка, переделка прочно закреплённого навыка
учащегося требует затраты большого количества его нервной энергии. В
некоторых случаях ломка старого навыка в игре у учащихся со слабой и
неуравновешенной
нервной
системой
сопровождается
болезненными
реакциями.
Поэтому очень важно искать и добиваться свободного положения
левой руки, не забывая при этом о физиологических особенностях
учащегося, правильному подбору инструмента, подбородника и максимально
точной настройке мостика, чтобы была точка опоры.
Занимаясь с учеником постановкой рук и приёмами игры, нельзя
упускать из виду его музыкально-исполнительское развитие – работу над
качеством звука, чистой интонации, устойчивостью ритма. Это определит
очень многое, и в значительной степени поможет найти целесообразную
форму постановки и рациональные приёмы игры на скрипке.
12
Список литературы
1.
Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке»
2.
Мострас К.Г. «Очерки по методике обучения игре на скрипке»
3.
Ямпольский А.И. «О методе работы с учениками»
4.
Флеш К. «Искусство скрипичной игры»
5.
Лесман И. «Пути развития скрипки»
6.
Библиография Ю. И. Янкелевич «О первоначальной постановке
скрипача».
7.
В. Бычков «Типичные недостатки постановки рук и приемов игры
начинающих скрипачей».
8.
О. Шульпяков «Техническое развитие музыканта — исполнителя».
13