Напоминание

"Значение ансамблевой игры в классе фортепиано"


Автор: Григорьева Лариса Геннадьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДОСК ДМШ №2
Населённый пункт: г. Вилючинск, Камчатский край
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Значение ансамблевой игры в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОКЛАД

«

ЗНАЧЕНИЕ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ В КЛАССЕ

ФОРТЕПИАНО»

Выполнила:

Преподаватель

МБУДОСК ДМШ №2

Григорьева Л.Г.

г. Вилючинск

Уважаемые коллеги!!! Сегодня мое методическое сообщение

будет посвящено фортепианному ансамблю.

Понятие «ансамбль» означает стройное сочетание различных

элементов, встречается во всех областях искусства. В музыке

ансамблем называют

группу

из двух и более музыкантов,

исполняющих музыкальное произведение и само произведение,

написанное для такой группы музыкантов.

Определение «хороший ансамбль» означает слаженность

исполнения

и

единство

творческих

устремлений

участников

ансамбля,

а

выражение

«чувство

ансамбля»

-

способность

музыкантов к совместной игре и навыки ансамблевой игры.

Жанр фортепианного ансамбля начал интенсивно развиваться

во второй половине XVIII века, он стал популярным и превратился

в неотъемлемую часть музыкальной жизни. В начале XX века эта

мощная волна схлынула почти так же внезапно, как и поднялась.

Отступая, она оставила немало отдельных, иногда превосходных

сочинений, созданных после Первой мировой воны. Но в целом

жанр как будто исчерпал себя, интерес к нему стал падать и вскоре

он оказался почти забытым.

В чем же причина столь быстрого расцвета фортепианного

дуэта? Прежде всего, в демократичности жанра, в широком

распространении

традиций

домашнего

музицирования,

неотделимого от распространения фортепиано, которое к тому

времени стало любимым и необходимым инструментом, на нем

играли и соло, и различные ансамбли, аккомпанировали пению,

танцам, обучали детей.

В наше время музыка широко проникает в быт и сознание

детей, она воздействует на их слуховое развитие.

Подавляющее

большинство

контингента

современной

музыкальной школы – дети с весьма скромными музыкальными

данными. Наряду с этим существует проблема набора и сохранения

количества учащихся в принципе…

Поэтому ансамбль – это предмет, который помогает нам:

- заинтересовать детей на начальном этапе обучения игре на

инструменте, используя его естественную любознательность;

- удержать детей в школе.

Лучшим средством для этого является игра в ансамбле

учитель-ученик. На первых уроках, когда дети еще не знают нотной

грамоты, материалом для ансамбля могут быть уже маленькие

попевки или даже отдельные звуки. После игры одного звука, идут

два (призывы лесной кукушки и т.п.) – все эти пьесы дети играют

вместе с учителем. С самого первого занятия ученик вовлекается в

активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые,

но уже имеющие художественное значение пьесы. В дальнейшем,

репертуаром для ансамбля могут служить уже накопленные

сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, из

мультфильмов. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть

их на высоком уровне, чем «мусолить» одну сложную, так и не

добравшись до творческой ее интерпретации.

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности,

ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети

учатся при игре в ансамбле друг с другом. Здесь, одной из важных

задач является подбор участников ансамбля, равных по своей

музыкальной

подготовке

и

владению

инструментом.

Надо

учитывать межличностные отношения участников. Благоприятный

морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной

работы.

При 4-х ручной игре за одним роялем исполнение начинается

с самой посадки, т.к. ученик имеет в своем распоряжении только

половину клавиатуры. Локти нужно держать так, чтобы не мешать

друг другу, особенно при сближающемся голосоведении. Что

касается педализации, нужно объяснить, что педализирует ученик,

который исполняет II

партию, так как обычно она служит

фундаментом (бас, гармония) мелодии, проходящей в верхнем

регистре. Также у каждого ученика должна быть не только своя

партия, но и партия партнера. В нотах надо карандашом расписать

номера тактов в обеих партиях. Сольное исполнение приучает нас

«слушать себя», а в ансамбле необходимо слушать общее звучание

ансамбля.

Очень

часто

непрерывность

4-х

ручного

исполнения

нарушается из-за отсутствия у пианистов навыков переворачивания

страниц. Учащиеся должны определить, кому из партнеров удобней

перевернуть страницу. Если не оказывается свободной руки,

следует определить, какой пропуск в нотном тексте окажется

наименьшей потерей.

Казалось бы, самая простая вещь – начать вместе играть.

Однако точно синхронно взять два звука – не так легко и требует

большой тренировки и взаимопонимания. Необходимо найти

определенный жест для ауфтакта. Например:

-легкое движение кисти;

-кивок головы;

-знак глазами (если невидны руки партнера).

Полезно вместе с этим жестом взять дыхание – сделать вдох в

самом прямом смысле. Нужно очень строго отмечать малейшую

неточность при

неполном

совпадении

звуков

и специально

отрабатывать этот момент.

Очень

важно

не

только

одновременное

начало,

но

и

одновременное «снятие» звука.

Необходимо договориться об общем динамическом плане

произведения, определить его главную кульминацию и более

мелкие в каждом разделе. Часто форте звучит у учащихся жестко,

резкими толчками. Возможно, этому способствует неправильная

посадка – выдвинутый вперед корпус, отведенные назад локти,

зажатость плечевого корпуса не дают сочности и плотности

звучания. Нельзя оставлять это без внимания. В работе с учениками

надо постоянно обращаться к слуховому контролю.

В работе над ансамблем важное место занимают вопросы,

связанные с ритмом. Малозаметные иной раз в сольной игре

ритмические

недочеты,

в

ансамбле

могут

резко

нарушать

целостность

впечатлений

и

быть

причиной

«аварий»

при

публичном выступлении.

Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного

ритма, в ансамбле ритм должен обладать особым качеством: он

должен

быть

коллективным

для

каждого

участника

дуэта.

Отсутствие

ритмической

устойчивости

часто

связанно

с

тенденцией к ускорениям. Обычно это происходит при нарастании

силы звучности. Как решать эту проблему? Нужно в трудных

местах, где происходит ускорение, специально замедлять темп и

играть

медленнее,

все

выигрывая

и

выслушивая,

играть

с

остановками на каких-то опорных моментах. Особое внимание

уделить второй партии, так как в ней идет четкий аккомпанемент,

ярче выделять басы и слушать их. А когда мелодия перемещается

во вторую партию, активно выделять показывать сильную долю в

первой партии, которая становится аккомпанирующей.

Очень часто, работая над ансамблем, педагоги недооценивают

роль второй партии. Больше внимания уделяется первой партии, с

ней тщательно работают. Однако, вторая партия требует не

меньшего внимания, а иногда даже большего. Только тогда

ансамбль начинает звучать.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

-умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и

отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков,

сопровождения;

-умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу

композитора и руководителя ансамбля;

-умение аккомпанировать солистам;

-умение рассказать об исполняемом произведении;

-умение применять и совершенствовать исполнительские

навыки и теоретические знания, полученные на уроках по

инструменту и других предметах;

Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у

учащегося ритмического, мелодического и гармонического слуха,

музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное,

привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также

способствовать

формированию

основ

самостоятельной

музыкальной деятельности.

В последние годы существует проблема с набором учащихся.

Это вынуждает принимать детей без учета их музыкальных,

физических

и

интеллектуальных

данных.

Неоднородность

контингента учащихся усложняет как основную, так и ансамблевую

работу в классах. Загруженность учащихся в общеобразовательных

школах также создает дополнительные проблемы с организацией

репетиций.

Занятия в ансамбле являются продолжением работы в

основном классе и помогают решать с учеником одни и теже задачи

учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим

предметам. Для детей со средними способностями появляется

единственная

возможность

поучаствовать

в

концертных

выступлениях.

Список литературы.

1.

Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и

исполнительства. Л.: Музыка, 1969. – 288 с.

2.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре. М.: Классика – XXI, 2002.- 191 с.

3.

Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне. Под

ред.П.Говорушко.Л.: Музыка, 1990.- 120 с.

4.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.-

281 с.

5.

Липецкий М. Некоторые особенности использования выразительных

средств в ансамбле. – М.. 1988. – 36с.

6.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.:Музыка, 1988. – 239 с.

7.

Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. ТЗЗ пособие

для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Каузовой А.Г., Николаевой

А.И. М.: ВЛАДОС, 2001.- 368 с.



В раздел образования