Напоминание

"Использование игровых методов обучения в образовательном процессе ДШИ


Автор: Фасхиева Люция Муратовна
Должность: Преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО г. Муравленко
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Использование игровых методов обучения в образовательном процессе ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

«Использование игровых методов

обучения в образовательном

процессе ДШИ»

Сообщение подготовила: Фасхиева Люция Муратовна

Дата представления: 15.02.1017 г.

Г. Муравленко

«Использование игровых методов обучения на

уроке изобразительного искусства»

Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению

непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства.

Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной

мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие

ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на

уроках

художественно-эстетического

цикла

игровых

технологий

способствует

формированию

универсальных

учебных

действий

и

художественно-творческой активности учащихся.

В поисках интересных

форм и методов преподавания уроков изобразительного искусства хочу

остановиться на таких методах.

Пассивный метод – это форма взаимодействия обучающихся и педагога, в

которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а

обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам

учителя (урок-лекция, опрос, семинар, контрольная работа, тест).

Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в

которой

учитель

и

обучающиеся

взаимодействуют

друг

с

другом

в

ходе

урока.Обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока (проблемное

обучение, проблемная беседа, дискуссия, практическая работа).

Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -

действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-

либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы

на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и

друг с

другом

и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

К методам интерактивного обучения можно отнести и такие ИГРОВЫЕ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

- Интерактивные игры;

- пары и группы;

- «Мозговой штурм»;

- «Общая дискуссия»;

- решение ситуационных задач,

- проекты;

- словесные ассоциации; - каждый учит каждого;

Классификация игр:

-

По

области

деятельности: интеллектуальные,

социальные,

психологические,

физические, трудовые;

- По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные;

- По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,

драматизация;

- По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные,

творческие,

обобщающие,

диагностические,

тренинговые,

контролирующие,

развивающие.

ЦЕЛИ ИГР

Дидактические: расширение

кругозора,

познавательная

деятельность,

применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных

умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие

общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание

самостоятельности,

воли;

формирование

определенных

подходов,

позиций,

нравственных,

эстетических

и

мировоззренческих

установок;

воспитание

сотрудничества,

коллективизма,

общительности, комуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,

фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать,

сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации

учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация

к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению;

психотерапия.

Хочется

подробнее

остановиться

на

игровой

методике:

предметные,

сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация;

Предметная игра

Сюжетная

Ролевая игра. Игра развлекательного назначения, вид драматического действия,

участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь

характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или

следуют уже созданному сюжету. Успешность действий участников игры определяется в

соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках

выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события,

знакомые ученикам.

Игра «Лучший экскурсовод».

Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения,

композиции и ее элементах, средствах выразительности.

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления,

способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного

произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений,

выводов

является

обязательным

условием

проведения

таких

игр-занятий.

Преподаватель

констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог

занятия.

Сюжетно-ролевая игра

Игра "Следствие ведут знатоки".

По описанию предмет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди

репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные

сведения могут сообщать «свидетели» – учащиеся класса.

Деловая игра – имитация в игре реального процесса с помощью модели. Ее

особенностями являются:

- Различие интересов участников игры;

- Наличие общей игровой цели;

- Реализация цепочки решений;

- Использование гибкого масштаба времени.

Пары и группы. Это один из самых популярных методов, так как он дает всем

обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе,

практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение

активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), что

часто бывает невозможно в большом коллективе.

Работа в парах и группах даёт обучающимся больше возможностей для педагога и

взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию обучающихся,

но чаще всего планируя на уроке групповую работу, преподаватель /мастер п/о заранее

делит группу

на мини группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов

обучающихся и характер межличностных отношений.

Игра на составление композиции из готовых силуэтов «Чья композиция

лучше?».

Из готовых силуэтов учащиеся составляют натюрморт. Игра может проводиться в

виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра

развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения. Игра

«Реставратор».

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие

ее аспекты:

- нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для

выполнения группового задания. При нехватке знаний учащиеся не станут прилагать

усилий для выполнения задания;

- надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими;

- надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;

- надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

«Мозговой штурм». Это оперативный метод решения проблемы на основе

стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают

высказывать

наибольшее

количество

вариантов

решения,

в

том

числе

самых

фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные,

которые могут быть использованы на практике. Этот приём может быть использован для

решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Игры и упражнения,

способствующие усвоению

новых терминов, понятий

Продолжить цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень,

классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового

материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в

том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это

один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на

практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы,

слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть

общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока,

которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный

метод

инициирует

интерес,

побуждает

задавать

дополнительные

вопросы,

дает

возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться

своими знаниями с одноклассниками.

Итак,

интерактивные формы и игровые

методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего

с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в

процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися в группе возникают

определённые межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во м

ногом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодейс

твия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повыш

ения эффективности учебной деятельности в целом.

Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством

своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству

резким безапелляционным советом, правкой. Свою работу я строю так,

чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать

окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие,

догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных, с точки зрения

общепринятых канонов, детских рисунков).

Дети должны удивляться и восхищаться. Ведь эти способности человека

содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру. Научить

ребёнка – это помочь смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира,

слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим

собой, уважать каждого человека и его труд.

«Игра это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский



В раздел образования