Напоминание

"Этапы развития детского рисунка"


Автор: Ушакова Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов и изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ " Лицей села Хлевное" Воробьёвский филиал
Населённый пункт: Хлевенского муниципального района Липецкой области
Наименование материала: Статья
Тема: "Этапы развития детского рисунка"
Раздел: начальное образование





Назад




Этапы развития детского рисунка

В онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы:

1. Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания»,

который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Этот

этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его на более

мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей;

рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной

формой); появление изображения.

Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей,

ассоциативную стадию.

Стадия «мараний» — это стадия лишенных смысла штрихов, так как

в них ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только

подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы

на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать

что-либо «реальное».

Исследователями детского рисунка отмечено, что вслед за первыми

примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся

более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые

линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и

рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он

делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии.

Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и

легкости движения, а в дальнейшем — к подчинению этого движения некой

ритмике. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся

ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей.

Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере

того как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его,

перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или

закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются

иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо

реальные предметы... за этой же первой стадией, падающей обычно на

начало третьего года жизни, следует близкая к ней по объективным

результатам, но резко отличная по переживаниям самого ребенка, стадия

бесформенных изображений. Сейчас уже ребенок определенно стремится

выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны,

что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого

«художника», определить смысл нарисованного.

Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает

тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и

подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а

потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос:

«Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое

название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко.

То есть, появляется ассоциация между изображением на листе и

образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная

стадия).

2. Изобразительный период.

Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале

возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, начало

целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем

производится сам рисунок.

Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной

выразительностью (3–5 лет).

Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например,

прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки,

по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети

через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может

ассоциироваться, например, с забором).

Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области

изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития

детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и

изобразительной функциями .

Пытаясь изобразить что-то конкретное, ребенок раннего возраста

рисует сочетание линий (графический образ), которое в его прошлом

опыте связывалось с тем или иным предметом. Но первые попытки

изображения разных предметов чаще всего представляют собой замкнутые

закругленные линии и являются лишь обозначением предмета без

сходства с ним, что не может удовлетворить окружающих людей.

В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на

две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, —

«визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность

изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования,

— «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется

речью и приобретает игровой характер).

3. Стадия правдоподобных изображений .

Храктеризуется постепенным уходом от схемы и попытками

воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги

приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается

спокойно стоящий человек.

Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на

рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются

прорисованные волосы, иногда оформленные в прическу. Шея становится

соизмеримой с головой, а позже и со всем телом. Большее внимание

уделяется одежде .

Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточные

этапы, на которых часть изображения оформляется еще схематически.

Й. Шванцара представляет возрастную последовательность в развитии

рисунка следующим образом.

После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала,

треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с

туловищем. Ноги ребенок рисует далеко друг от друга, причем часто они

связаны с линией очертания туловища. Пропорции головы и тела, как и

длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.

На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы. Волосы

в большинстве случаев бывают только на очертании головы. Иногда ребенок

рисует шляпу, располагая ее над головой или проводя через нее контурную

линию головы. Также и первые признаки одежды сопровождаются

элементами прозрачности. Фигура мужчины обыкновенно рисуется иначе,

чем фигура женщины. Женские фигуры бывают из двух частей, разделенные

в талии.

Рисунок на седьмом году характерен, прежде всего, уточнением

пропорций. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в

правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок

совершенствует прическу и одежду.

На восьмом году можно наблюдать переход от рисунка анфас к

частичному или полному профилю. Затруднения у детей вызывает

присоединение рук. В профильном рисунке показана, как правило, только

одна рука. В рисунке анфас совершенствуется изображение ног. В общем,

формы закругляются и пропорции объединяются.

В девять лет чаще приходится встречаться с попыткой изобразить

в рисунке движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение

ходьбы, в рисунке анфас — фигура несет, например, сумку. Лицо имеет уже

большинство основных черт. Проявляются большие различия между

рисунками мальчиков и девочек. Одежда уже характеризуется деталями в

виде рукава, выреза, пояса, карманов и т.п. Рисунки все еще остаются

плоскостными.

Рисунок 10 и 11лет характеризуется попыткой накладывать тени

и придавать форму, попыткой перспективного охвата. Рисунки приобретают

объемность и пластичность.

В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в

последующие годы происходит лишь его совершенствование.

Литература

1.Зеньковский В.В. Психология детства. — Лейпциг: Сотрудник, 1924.

Психология младшего школьника. — М., 1960.

2. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности

человека. — М.: Знание, 1968.

3.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения

социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.

4.Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение,

1965.



В раздел образования