Автор: Запольнова Елена Михайловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Санкт-Петербургский Кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Изучение фразеологизмов в школе: проблемы и поиск их решения
Раздел: среднее образование
Е.М.Запольнова,
преподаватель русского языка
и литературы ФГКУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус
«Пансион воспитанниц Министерства Обороны»
г.Санкт-Петербург
Изучение фразеологизмов в школе: проблемы и поиск их решения
Система работы по изучению фразеологизмов в школе
(по следам анализа Всероссийских проверочных работ 2020/21 учебного года)
Чтобы седьмая вода не стала лишней…
В
спецификации
Всероссийской
проверочной
работы
по
русскому
языку
традиционно содержится задание, связанное с пониманием значения фразеологических
оборотов и умением употреблять их в речи. Изучение фразеологии направлено на
развитие когнитивных способностей учащихся, их образного мышления, расширение
словарного запаса, углубление знаний об истории развития языка,
на развитие и
совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и
социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также
культуроведческой компетенций.
Проверяя в 2021 году работы 6 классов, я в очередной раз пришла к огорчительному
выводу: наши дети не знакомы или знакомы очень плохо с богатейшим пластом родного
языка – фразеологией. С последним заданием в 20 проверенных мною работах не
справился никто. Задание ВПР для 6 класса сформулировано следующим образом:
«Объясните значение фразеологизма (в нашем случае это было выражение «седьмая вода
на киселе»), запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в
которой будет уместно использование этого фразеологизма. Включите фразеологизм в
одно из предложений». Встретив самые разнообразные толкования фразеологизма: «что-
то лишнее, ненужное», «делать небрежно, торопясь», «я помогала маме, варила кисель и
снимала с него седьмую воду», - я убедилась, что необходимо включать фразеологизмы в
систему работы на уроках.
В содержание предмета «Русский язык» в раздел «Лексикология и фразеология» входят
следующие лингвистические понятия. Фразеологизмы и их признаки. Взаимосвязь языка и
культуры. Источники происхождения фразеологизмов. Фразеологизмы как средства
выразительности речи. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с
национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их
значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова. Конечно, 6 часов, отведенных на изучение фразеологии не хватит, чтобы
изучить фразеологию, следовательно, работу с фразеологизмами необходимо включать в
уроки на протяжении всего школьного курса русского языка.
Овладение фразеологическим богатством русского языка играет важную роль в обучении
и развитии школьников: фразеологизмы не только украшают и обогащают речь, они
развивают образное мышление учащихся, воспитывают интерес к слову и уважение к
родному языку.
В этой статье я не буду останавливаться на системе уроков по теме «Фразеология», а
предложу задания, которые можно включать в уроки по орфографии, морфологии,
пунктуации.
Начать изучать фразеологизмы можно не дожидаясь 6 класса. В 5 классе при изучении
синонимов и антонимов можно предложить игровые задания с фразеологизмами:
Решить уравнение: засучив рукава = Х
Восстановить начальный вид «перевёртышей»: взять начало - ? (отдать концы)
Так, при повторении правописания глаголов хорошим дидактическим материалом
послужат фразеологизмы: сжечь свои корабли, беречь как зеницу ока (правописание Ь
после шипящих в инфинитиве глагола);
диву даваться, путаться под ногами
(правописание -тся и –ться); калачом не заманишь, водой не разольёшь (правописание
безударных окончаний 2 л., ед.ч.). Кроме объяснения правописания глаголов, учащиеся
должны объяснить значение фразеологизмов.
При изучении тем «Имя числительное», «Местоимение»
в 6 классе также можно
поработать с фразеологизмами, включающими числительные: «Кто больше вспомнит
фразеологизмов с числительными/местоимениями?». Конечно, не исключаются задания в
формате в ВПР: объяснить фразеологизм и описать ситуацию с использованием данного
фразеологизма.
На уроке в 8 классе при обобщении постановки знаков препинания перед союзом как
возможно
предложить
учащимся
составить
предложения
с
фразеологизмами,
включающими союз как: беречь как зеницу ока, как сквозь землю провалиться. Помимо
того, что учащиеся запоминают, что при использовании фразеологизмов запятая перед
союзом как не ставится, они должны объяснить значения устойчивых выражений и
привести свои подобные примеры. Также к устойчивым выражениям необходимо будет
обратиться при изучении видов сказуемых.
Подобные упражнения нетрудно включать почти в каждый урок.
Кроме использования фразеологизмов в качестве дидактического материала, можно
предложить учащимся следующие задания.
Понаблюдать
за
речью
окружающих
людей
и
постараться
найти
в
ней
фразеологизмы, свойственные людям из определенной местности. (Например, в городе
Златоусте Челябинской области на Сорочье горе находится кладбище, а фразеологизм-
диалектизм «пора на Сорочью гору» или «отправился на Сорочью гору» обозначает
преклонный возраст или так говорят об умершем). Создание подобного словарика
диалектных фразеологизмов пробудит в детях интерес к изучению не только устойчивых
выражений, но и интерес к изучению истории родного края, родного языка, родной
истории.
Как известно, наблюдение является одним из приёмов научной работы. Как и в
предыдущем задании, учащимся предлагается понаблюдать за речью окружающих людей,
языком СМИ и интернет-ресурсов, выявить ошибки в употреблении фразеологизмов и
предложить вариант их исправления.
Наблюдение за речью окружающих приучает детей к анализу внутренней (семья) и
внешней (окружение, СМИ, интернет) языковой среды, заостряет лингвистическое чутье и
заставляет контролировать свою речь.
Изучение лексикологии и фразеологии подразумевает под собой работу со словарями.
Не стоит ограничивать эту работу только часами, отведенными на изучение данных тем. В
течение года/учебного периода можно предложить учащимся создать картотеку с
использованием
словарей.
Так,
при
подборе
вариантов
исправления
ошибок
в
употреблении фразеологизмов необходимо будет воспользоваться фразеологическим
словарем. Также можно проводить следующие виды работы с фразеологическим
словарем:
Составить орфографический диктант с использованием фразеологизмов на
определённый вид орфограммы;
Выписать из словаря фразеологизмы-синонимы или фразеологизмы-антонимы;
Выписать фразеологизмы, использующихся в разных стилях речи;
Выписать фразеологизмы, использующихся в разных типах речи;
Выписать фразеологизмы, пришедшие в язык из разных профессий;
Предложить
учащимся
самим
объяснить
фразеологизм
(например,
редко
встречающиеся или употребляемые ошибочно), а потом сравнить свое толкование
с предложенным словарём.
Богатейший
материал
для
изучения
фразеологизмов
содержит
программа
по
литературе. Такие разделы и темы, как «Устное народное творчество», «Древнерусская
литература», «Легенды и мифы Древней Греции» включают в себя множество
фразеологических оборотов, позволяющих проследить, как в языке отразились обычаи,
традиции, верования, представления о мире разных народов. При изучении этих тем
целесообразны будут задания типа «Какие фразеологизмы родились из пословиц и
поговорок?»,
«Какие
устойчивые
выражения
пришли
в
язык
из
древнерусской
литературы?», «Сравните пословицы, поговорки и фразеологизмы разных народов»,
«Подготовьте сообщение о фразеологизмах, пришедших в язык из библейских сказаний,
легенд и мифов разных народов».
Кроме
того,
всем
нам
известны
задания
типа
«Выписать
из
произведения
фразеологизмы и объяснить их значение». Это задание не только обогатит запас
фразеологических выражений учащихся, научит их использовать фразеологизмы в своей
речи, но и поможет успешно справиться со второй часть 14 задания в формате в ВПР, где
нужно описать ситуацию, используя в ней фразеологизм.
Работу
с
фразеологизмами
из
художественных
произведений
можно
конкретизировать: «Как характеризуют персонажа используемые им фразеологизмы? Как
по фразеологизмам, используемым автором можно понять его отношению к герою или к
происходящему?» Подобные задания учат учащихся обращать внимание на языковые
особенности художественного произведения, в дальнейшем им будет легче справиться с
сочинением на лингвистическую тему, где необходимо объяснить использование того или
иного языкового средства выразительности на примере конкретного текста. В дальнейшем
выполнение
заданий
подобного
типа
поможет
при
написании
сочинения
на
лингвистическую тему на ОГЭ.
В своей статье я сознательно не останавливалась на уроках по изучению фразеологии
и на том, как научить детей выполнять задание 14 ВПР. Считаю, что любая тема должна
быть встроена в систему уроков русского языка, чтобы у наших учеников в головах
складывалась стройная система языка, а не отдельно взятые правила и слова. Работа с
фразеологией тем более не может быть ограничена часами, отведенными на ее изучение.
Нам необходимо научить наших детей понимать переносное значение слов, используемых
во фразеологизмах, видеть образность устойчивых выражений - а это долгий процесс. Мы
будем следить за речью наших учащихся, ловить в ней фразеологизмы, обращать
внимание детей на то, как они их используют, и в своей речи использовать это богатство
нашего языка. Наш язык необъятен почти до бесконечности, значит, изучение его
лексических богатств происходит не только на протяжении 11 школьных лет, но и всю
жизнь. И нашей целью является не написание 14 задания ВПР и всех остальных заданий и
экзаменов, а сохранение богатств нашего языка, воспитание интереса и уважения к нему.