Напоминание

Изучение фразеологизмов в школе: проблемы и поиск их решения


Автор: Запольнова Елена Михайловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Санкт-Петербургский Кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Изучение фразеологизмов в школе: проблемы и поиск их решения
Раздел: среднее образование





Назад




Е.М.Запольнова,

преподаватель русского языка

и литературы ФГКУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус

«Пансион воспитанниц Министерства Обороны»

г.Санкт-Петербург

Изучение фразеологизмов в школе: проблемы и поиск их решения

Система работы по изучению фразеологизмов в школе

(по следам анализа Всероссийских проверочных работ 2020/21 учебного года)

Чтобы седьмая вода не стала лишней…

В

спецификации

Всероссийской

проверочной

работы

по

русскому

языку

традиционно содержится задание, связанное с пониманием значения фразеологических

оборотов и умением употреблять их в речи. Изучение фразеологии направлено на

развитие когнитивных способностей учащихся, их образного мышления, расширение

словарного запаса, углубление знаний об истории развития языка,

на развитие и

совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и

социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также

культуроведческой компетенций.

Проверяя в 2021 году работы 6 классов, я в очередной раз пришла к огорчительному

выводу: наши дети не знакомы или знакомы очень плохо с богатейшим пластом родного

языка – фразеологией. С последним заданием в 20 проверенных мною работах не

справился никто. Задание ВПР для 6 класса сформулировано следующим образом:

«Объясните значение фразеологизма (в нашем случае это было выражение «седьмая вода

на киселе»), запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в

которой будет уместно использование этого фразеологизма. Включите фразеологизм в

одно из предложений». Встретив самые разнообразные толкования фразеологизма: «что-

то лишнее, ненужное», «делать небрежно, торопясь», «я помогала маме, варила кисель и

снимала с него седьмую воду», - я убедилась, что необходимо включать фразеологизмы в

систему работы на уроках.

В содержание предмета «Русский язык» в раздел «Лексикология и фразеология» входят

следующие лингвистические понятия. Фразеологизмы и их признаки. Взаимосвязь языка и

культуры. Источники происхождения фразеологизмов. Фразеологизмы как средства

выразительности речи. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с

национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного

творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их

значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и

крылатые слова. Конечно, 6 часов, отведенных на изучение фразеологии не хватит, чтобы

изучить фразеологию, следовательно, работу с фразеологизмами необходимо включать в

уроки на протяжении всего школьного курса русского языка.

Овладение фразеологическим богатством русского языка играет важную роль в обучении

и развитии школьников: фразеологизмы не только украшают и обогащают речь, они

развивают образное мышление учащихся, воспитывают интерес к слову и уважение к

родному языку.

В этой статье я не буду останавливаться на системе уроков по теме «Фразеология», а

предложу задания, которые можно включать в уроки по орфографии, морфологии,

пунктуации.

Начать изучать фразеологизмы можно не дожидаясь 6 класса. В 5 классе при изучении

синонимов и антонимов можно предложить игровые задания с фразеологизмами:

Решить уравнение: засучив рукава = Х

Восстановить начальный вид «перевёртышей»: взять начало - ? (отдать концы)

Так, при повторении правописания глаголов хорошим дидактическим материалом

послужат фразеологизмы: сжечь свои корабли, беречь как зеницу ока (правописание Ь

после шипящих в инфинитиве глагола);

диву даваться, путаться под ногами

(правописание -тся и –ться); калачом не заманишь, водой не разольёшь (правописание

безударных окончаний 2 л., ед.ч.). Кроме объяснения правописания глаголов, учащиеся

должны объяснить значение фразеологизмов.

При изучении тем «Имя числительное», «Местоимение»

в 6 классе также можно

поработать с фразеологизмами, включающими числительные: «Кто больше вспомнит

фразеологизмов с числительными/местоимениями?». Конечно, не исключаются задания в

формате в ВПР: объяснить фразеологизм и описать ситуацию с использованием данного

фразеологизма.

На уроке в 8 классе при обобщении постановки знаков препинания перед союзом как

возможно

предложить

учащимся

составить

предложения

с

фразеологизмами,

включающими союз как: беречь как зеницу ока, как сквозь землю провалиться. Помимо

того, что учащиеся запоминают, что при использовании фразеологизмов запятая перед

союзом как не ставится, они должны объяснить значения устойчивых выражений и

привести свои подобные примеры. Также к устойчивым выражениям необходимо будет

обратиться при изучении видов сказуемых.

Подобные упражнения нетрудно включать почти в каждый урок.

Кроме использования фразеологизмов в качестве дидактического материала, можно

предложить учащимся следующие задания.

Понаблюдать

за

речью

окружающих

людей

и

постараться

найти

в

ней

фразеологизмы, свойственные людям из определенной местности. (Например, в городе

Златоусте Челябинской области на Сорочье горе находится кладбище, а фразеологизм-

диалектизм «пора на Сорочью гору» или «отправился на Сорочью гору» обозначает

преклонный возраст или так говорят об умершем). Создание подобного словарика

диалектных фразеологизмов пробудит в детях интерес к изучению не только устойчивых

выражений, но и интерес к изучению истории родного края, родного языка, родной

истории.

Как известно, наблюдение является одним из приёмов научной работы. Как и в

предыдущем задании, учащимся предлагается понаблюдать за речью окружающих людей,

языком СМИ и интернет-ресурсов, выявить ошибки в употреблении фразеологизмов и

предложить вариант их исправления.

Наблюдение за речью окружающих приучает детей к анализу внутренней (семья) и

внешней (окружение, СМИ, интернет) языковой среды, заостряет лингвистическое чутье и

заставляет контролировать свою речь.

Изучение лексикологии и фразеологии подразумевает под собой работу со словарями.

Не стоит ограничивать эту работу только часами, отведенными на изучение данных тем. В

течение года/учебного периода можно предложить учащимся создать картотеку с

использованием

словарей.

Так,

при

подборе

вариантов

исправления

ошибок

в

употреблении фразеологизмов необходимо будет воспользоваться фразеологическим

словарем. Также можно проводить следующие виды работы с фразеологическим

словарем:

Составить орфографический диктант с использованием фразеологизмов на

определённый вид орфограммы;

Выписать из словаря фразеологизмы-синонимы или фразеологизмы-антонимы;

Выписать фразеологизмы, использующихся в разных стилях речи;

Выписать фразеологизмы, использующихся в разных типах речи;

Выписать фразеологизмы, пришедшие в язык из разных профессий;

Предложить

учащимся

самим

объяснить

фразеологизм

(например,

редко

встречающиеся или употребляемые ошибочно), а потом сравнить свое толкование

с предложенным словарём.

Богатейший

материал

для

изучения

фразеологизмов

содержит

программа

по

литературе. Такие разделы и темы, как «Устное народное творчество», «Древнерусская

литература», «Легенды и мифы Древней Греции» включают в себя множество

фразеологических оборотов, позволяющих проследить, как в языке отразились обычаи,

традиции, верования, представления о мире разных народов. При изучении этих тем

целесообразны будут задания типа «Какие фразеологизмы родились из пословиц и

поговорок?»,

«Какие

устойчивые

выражения

пришли

в

язык

из

древнерусской

литературы?», «Сравните пословицы, поговорки и фразеологизмы разных народов»,

«Подготовьте сообщение о фразеологизмах, пришедших в язык из библейских сказаний,

легенд и мифов разных народов».

Кроме

того,

всем

нам

известны

задания

типа

«Выписать

из

произведения

фразеологизмы и объяснить их значение». Это задание не только обогатит запас

фразеологических выражений учащихся, научит их использовать фразеологизмы в своей

речи, но и поможет успешно справиться со второй часть 14 задания в формате в ВПР, где

нужно описать ситуацию, используя в ней фразеологизм.

Работу

с

фразеологизмами

из

художественных

произведений

можно

конкретизировать: «Как характеризуют персонажа используемые им фразеологизмы? Как

по фразеологизмам, используемым автором можно понять его отношению к герою или к

происходящему?» Подобные задания учат учащихся обращать внимание на языковые

особенности художественного произведения, в дальнейшем им будет легче справиться с

сочинением на лингвистическую тему, где необходимо объяснить использование того или

иного языкового средства выразительности на примере конкретного текста. В дальнейшем

выполнение

заданий

подобного

типа

поможет

при

написании

сочинения

на

лингвистическую тему на ОГЭ.

В своей статье я сознательно не останавливалась на уроках по изучению фразеологии

и на том, как научить детей выполнять задание 14 ВПР. Считаю, что любая тема должна

быть встроена в систему уроков русского языка, чтобы у наших учеников в головах

складывалась стройная система языка, а не отдельно взятые правила и слова. Работа с

фразеологией тем более не может быть ограничена часами, отведенными на ее изучение.

Нам необходимо научить наших детей понимать переносное значение слов, используемых

во фразеологизмах, видеть образность устойчивых выражений - а это долгий процесс. Мы

будем следить за речью наших учащихся, ловить в ней фразеологизмы, обращать

внимание детей на то, как они их используют, и в своей речи использовать это богатство

нашего языка. Наш язык необъятен почти до бесконечности, значит, изучение его

лексических богатств происходит не только на протяжении 11 школьных лет, но и всю

жизнь. И нашей целью является не написание 14 задания ВПР и всех остальных заданий и

экзаменов, а сохранение богатств нашего языка, воспитание интереса и уважения к нему.



В раздел образования