Напоминание

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика


Автор: Никифорова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: ОГБПОУ
Населённый пункт: Город Кострома, Костромская область
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План-конспект урока

по УД «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тема: Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Цель: дать обучающимся представления об основных инфекционных заболеваниях и о

мерах по их профилактике.

Задачи урока:

Обучающая:

- познакомить обучающихся с основными инфекционными заболеваниями и механизмами

их передачи;

- изучить правила профилактики основных распространенных заболеваний.

Развивающие:

- развивать у студентов навыки самостоятельной работы с учебной литературой;

- развивать внимательность, активность, умение анализировать, обобщать учебный

материал и делать выводы.

- развивать логическое и аналитическое мышление,

Воспитательные:

- воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

- содействовать физическому воспитанию учащихся, заботиться о профилактике

утомления на уроке

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная и групповая работа обучающихся

Материалы: раздаточный дидактический материал. Электронная презентация по теме,

видеоматериалы.

Оборудование: ПК, экран, проектор, колонки.

Педагогические технологии: элементы проблемно-развивающей технологии обучения.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Время

Организационный

момент.

Взаимное

приветствие

преподавателя

и

обучающихся. Вступительное

слово.

Взаимное приветствие

преподавателя

и

обучающихся.

Обмен

хорошим настроением.

3мин.

Повторение

пройденного

Закрепление пройденного на

предыдущем

занятии

Студенты

пишут

ответы

на

заранее

10

материала.

материала через проведение

диктанта. Вопросы диктанта

соответствуют

терминам

и

понятиям, изученным ранее.

Преподаватель

объявляет

студентам

о

том,

что

результаты

диктанта

будут

озвучены

на

следующем

уроке.

подготовленных

карточках.

мин.

Актуализация

знаний

Ставит перед обучающимися

проблему,

определяющую

актуальность

рассматриваемой темы.

Студенты предлагают

варианты

решения

проблемы.

8мин.

Определение цели

и задач урока

Преподаватель

знакомит

студентов

с

некоторыми

статистическими данными о

инфекционных

болезнях.

Предлагает

студентам

самостоятельно

определить

тему

урока.

Цель

урока

формулируется совместно со

студентами.

Преподаватель

предлагает

сравнить

предложенную цель с целью,

зафиксированной на слайде.

Знакомит с задачами урока

Совместно определяют

тему урока. Работая с

тетрадью

записывают

цель урока.

5мин.

Изучение нового

материала

Излагает

новый

материал:

Используется презентация и

раздаточный

материал.

Предлагает

выступить

студентам,

подготовившим

сообщения об инфекционных

болезнях.

Студенты

смотрят

презентацию, слушают

излагаемый материал.

Работают

с

раздаточным

материалом

и

записывают

необходимые понятия

и

определения.

Слушают выступления

однокурсников.

Делают

дополнения.

Анализируются

выступления.

30мин.

Закрепление

нового материала

В

ходе

изложения

нового

материала,

преподаватель

предлагает заполнить таблицу

и

составить

памятки

по

профилактике инфекционных

болезней.

Организует

Студенты

заполняют

таблицу

по

классификации

инерционным

болезням.

Работая

в

группах

17мин.

групповую

работу

обучающихся.

составляют памятки.

Индивидуально

заполняют

интеллектуальные

карты.

Образовательная

рефлексия

Дает инструкции по работе с

интеллектуальной картой

Работа

с

интеллектуальной

картой

15мин.

Психологическая

рефлексия

Спрашивает

о

настроении,

чувстве

удовлетворенности

(неудовлетворенности)

уроком,

эмоциональном

настроении.

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

Формулирует

домашнее

задание. Дает комментарии по

его выполнению. Отвечает на

вопросы.

Записывают домашнее

задание.

Задают

уточняющие вопросы.

2мин.

Итого

90 мин

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются

специфическими возбудителями:

* болезнетворными бактериями;

* вирусами;

* простейшими грибками.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является

внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во

взаимодействие с клетками и тканями организма.

Иногда

возникновение

инфекционной

болезни

может

быть

вызвано

попаданием

в

организм,

главным

образом

с

пищей,

токсинов

болезнетворных

возбудителей. Основные инфекционные болезни, которым подвержен организм человека,

приведены в таблице.

Классификация основных инфекционных болезней человека

Инфекционные

болезни,

вызываемые

возбудителями, паразитирующими в организме

человека (антропонозы)

Инфекционные болезни, к возбудителям которых

восприимчив человек (зоонозы)

Кишечные инфекции

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный

гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера,

паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь,

краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая

лихорадка

с

почечным

синдромом, орнитоз

Кровяные инфекции

Возвратный

тиф

эпидемический

(вшивый),

окопная лихорадка, сыпной тиф

Брюшиный тиф эндемический, возвратный тиф

клещевой, желтая лихорадка, туляремия, клещевой

энцефалит, комариный энцефалит, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С,

вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея,

рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в

большой степени зависят от состояния организма человека, его физиологических

особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни,

менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития.

Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный,

основных проявлений болезни и угасания симптомов болезни (выздоровление).

1.

Инкубационный период - это промежуток времени от момента заражения до

появления первых клинических симптомов заражения.

Для

каждой

инфекционной

болезни

существуют

определенные

пределы

продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких

часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет.

Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может

иногда затянуться до года и больше.

2.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни:

недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью,

иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь четких

специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех

болезнях и длится, как правило, несколько суток.

3.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее

существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может

наступить смерть больного или, если организм справился с действием возбудителя,

болезнь переходит следующий период — выздоровление.

4.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением

основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с

полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма

восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Для

своевременной

профилактики

инфекционных

заболеваний

ведется

регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все

инфекционные заболевания, в том числе туберкулезом, брюшным тифом, паратифом А,

сальмонеллезом,

бруцеллезом,

дизентерией,

вирусными

гепатитами,

скарлатиной,

дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией,

энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Профилактика

инфекционных

болезней

комплекс

мероприятий,

направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого

долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха

населения охрану окружающей среды

Профилактика подразумевает проведение оздоровительных мероприятий, направленных

на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости

к инфекционным болезням.

Иммунитет

-

это

невосприимчивость

организма

к

инфекционным

и

неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

Такими

агентами

могут

быть

бактерии,

вирусы,

некоторые

ядовитые

вещества

растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для

организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым

поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный.

Врожденный иммунитет передается по наследству, как и другие генетические признаки.

(Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенной инфекционной болезни

или после вакцинации. (Вакцинация - метод создания активного иммунитета против

инфекционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из

ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин).

Приобретенный иммунитет по наследству не передается. Он вырабатывается лишь к

определенному микроорганизму, попавшему в организм или введенному в него.

Различают активно и пассивно приобретенный иммунитет.

Активно приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенного

заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала

заболевания и сохраняется относительно долго - годами или десятками лет. Так, после

кори остается пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе,

активно приобретенный иммунитет сохраняется относительно недолго - в течение 1 года -

2 лет.

Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан искусственно - путем

введения в организм антител (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-

либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно

приобретенный иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после

введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время, в течение 3—4

недель. (*Антитела - иммуноглобулины, синтезируемые в организме в ответ на

воздействие антигена, нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий)

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИММУННОЙ СИСТЕМЕ

Иммунная

система

это

совокупность

органов,

тканей

и

клеток,

обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих

чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней

среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и

вилочковая железа, к периферическим - селезенка, лимфатические узлы и другие

скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом,

или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды -

токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется

реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в

мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры,

учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей

инфекции - лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы -

антитела.

Домашнее задание.

Заболевание

Пути заражения

Симптомы (кратко)

Профилактика

Выберите любые 5 распространенных инфекционных болезней и заполните

таблицу.

Приложение 1.

Проверочный диктант

1 задание. Закончите фразу:

Здоровье

это

состояние

полного

______________________________________

благополучия, а не только _____________________________________________.

2 задание. Индивидуальное здоровье человека зависит:

На 20% - от ________________________________

На 20% - от ________________________________

На 10% - от ________________________________

На 50% - от ________________________________

3 задание. Дополните определение:

____________________ - массовое распространение инфекционного заболевания человека

в

какой-либо

местности,

стране,

значительно

превышающее

обычный

уровень

заболеваемости.

4 задание. Выберите правильный ответ:

Система мероприятий для предупреждения распространения инфекционных заболеваний

из эпидемического очага (запрещение или ограничение въезда и выезда, выявление и

изоляция больных лиц и др.):

А. обсервация

Б. эвакуация

В. Карантин

5 задание. Дополните фразу:

Образ

_______________

человека,

его

привычки

и

_______________,

которые

обеспечивают ему _______________ уровень __________________ и долголетие – это

__________________________________________.

6 задание. Найдите ошибки.

К

составляющим

здорового

образа

жизни

относятся:

рациональное

питание,

гиподинамия,

отказ от вредных привычек, достаточная двигательная активность,

правильный режим

жизнедеятельности, пассивный отдых для лиц, занимающихся

умственным трудом, грамотное экологическое поведение.

Приложение 2.

Проверочный тест.

Выберите правильный ответ:

1.Что такое инкубационный период:

А. Период времени после выздоровления

Б. Время от момента заражения до появления первых признаков болезни

В. Время от начала лечения до выздоровления

2. Какого пути передачи инфекции НЕ существует:

А. Воздушно-капельного

Б. Контактно-бытового

В. Благоприятного

3. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным путем:

А. Кишечных

Б. Инфекций наружных покровов

В. Инфекций дыхательных путей

4. Основной механизм заражения при кишечных инфекциях:

А. Воздушно-капельный

Б. Через грязную воду, руки, продукты питания

В. Через кровь

5.Инфекционные заболевания возникают:

А. При попадании в организм вирусов, бактерий

Б. При неблагоприятных погодных условиях

В. При переезде в другую страну

6. Что такое вертикальный путь передачи инфекционной болезни:

А. Через грязную воду

Б. От матери к ребенку во время беременности

В. Половой путь

7. Как НЕ передается вирус ВИЧ:

А. При переливании крови и ее препаратов

Б. Воздушно-капельным путем

В. Вертикальным путем

8. Иммунитет – это:

А. Свойство организма противостоять инфекционным и неинфекционным заболеваниям

Б. Один из периодов инкубационной болезни

В. Препарат для лечения гриппа

Приложение 3.



В раздел образования