Напоминание

"Взаимодействие детей в парах и подгруппах во время выполнения физических упражнений".


Автор: Циклаури Алла Федотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №39
Населённый пункт: г.Апшеронск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие детей в парах и подгруппах во время выполнения физических упражнений".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие детей в парах и подгруппах во время выполнения

физических упражнений.

ФГОС ДО говорит нам о том, что для полноценного пребывания в детском саду.

проживания детства, нам необходимо придерживаться определенных принципов.

Основным из них является интеграция. Она проявляется на разных уровнях, в разных

видах. Интеграция для ребенка действительно обеспечивает целостность, многогранность

Но хочется по подробней рассмотреть и применить в своей работе и действенность его

опыта в познании мира, что позволяет обеспечивать эффективное и разностороннее

развитие интересам, увлекательным и оптимальным для него способом. Введение ФГОС

добавляет к возможностям интеграции новые ориентиры, стимулируя достижения более

высокого качества образования «создание условий для развития ребенка, открывающей

возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития

инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками и

соответствующим видам деятельности.

Особенно важным направлением развития ребенка является развития общения и

взаимодействия ребенка со сверстниками, формирование его готовности к совместной

деятельности, а значимым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного

образования – активное взаимодействие старшего дошкольника со сверстниками и

взрослыми, умение договариваться и сотрудничать с ними. В центре моего

педагогического внимания оказалось развитие у дошкольников умения взаимодействовать

в паре и группе, и это очень важно, потому что большинство видов деятельности человека

протекает в общении и взаимодействии в парах или группах.

Для того, чтобы процесс общения был более эффективным, его участники

должны обладать определенным набором коммуникативных умений, составляющих

«коммуникативное ядро» личности. Коммуникативными умениями являются: умение

слушать, умение передать информацию и принятье с нужным смыслом, умение понять

другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других,

умение принять мнение друг друга умение взаимодействовать с членами коллектива.

Формирование коммуникативных умений у детей происходит как под прямым

воздействием педагога, так и опосредованно, через его собственную деятельность.

Эффективно формировать коммуникативные умения у старших дошкольников

позволяют наряду с другими видами деятельности, занятия физической культурой.

Физические упражнения содействуют не только оздоровлению организма и

развитию физических качеств, но и обогащению нравственного опыта, формируют

нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных

взаимоотношении являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они

формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед

необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

Наиболее распространенной формой проявления дружеских взаимоотношений

является помощь товарищу, согласованные действия при выполнении общего двига-

тельного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответственность перед

ровесниками. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим

поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия

физическими упражнениями, содействует закреплению нравственных представлений в

чувствах, переживаниях, привычках.

Для наиболее эффективного решения задач по вовлечению детей в систему

социальных отношений при выполнении физических упражнений, необходимо

формировать подгруппы детей с разными уровнем активности.

В зависимости от степени подвижности, проявления самостоятельности и

склонности к определенным занятиям дети делятся на три подгруппы. Подобный подход

дает возможность проводить прицельную работу и применять индивидуальный подход.

Например: дети с высокой активностью (гиперактивные дети) всегда заметны, часто

конфликтуют, поведение их неуравновешенны. Из-за чрезмерной активности они не

успевают вникать в суть деятельности. Выбирают бег и прыжки, избегая занятий,

требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения быстрые, бесцельные. Есть

мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако лучшим решением будет не

ограничение подвижности, а ее регулирование, направленное на иное русло.

Деятельность остается активной, но требующей развития осмысленности, осторожности.

Полезны будут перемещения по ограниченной площади опоры, метание, занятия в паре с

выполнение движений по очереди. Средней активности. Поведение спокойное,

подвижность умеренная и постоянная. Движения осмысленные, уверенные,

целенаправленные, настроение хорошее. Ярко выраженна саморегуляция двигательной

активности, при наличии необходимых условий (достаточно пространства, спортивного

инвентаря). Корректировка сложностей не вызывает. Низкая активность. Плохой

прогностический признак развития детей. Причинами могут быть слабое здоровье, плохая

психологическая атмосфера в дошкольной группе, постоянные запреты взрослых и др.

Такие ребята обычно пассивны, молчаливы, быстро устают. Они предпочитают находиться

в стороне, избегают активных игр. Хорошим способом корректировки двигательного

режима таких детей будет, объединение совместных упражнения с более активными

детьми. Используя предмет (один на двоих), или без него, например передача друг другу

мяча, вращение скакалки вдвоем, преодоление препятствий по очереди, гимнастические

упражнение на поддержание равновесия.

Включение таких упражнений необходимо в разные формы физкультурно-

оздоровительной работы, например образовательная игровая ситуация, утренняя

гимнастика, развлечения, досуги и.т.д.

Всегда необходимо профессионально подбирать физические упражнения в парах

для определенного возраста, которые будут способствовать физическому и

коммуникативному совершенствованию дошкольников.

Упражнения в парах, как и все физические упражнения, способствуют развитию

силы, укреплению суставов и повышению их подвижности. Кроме того, в этих

упражнениях возможны такие двигательные действия, которые невозможно проделать без

помощи или поддержки партнера, что значительно обогащает коммуникативные

способности детей. К примеру упражнения на сохранения устойчивого равновесия, где

партнер оказывает поддержку в выполнении движения, что способствует формированию

умения согласовывать свои действия с действиями товарища (партнера). Существует две

формы взаимодействия с партнером:

— оба партнера выполняют совершенно одинаковые по форме и характеру движения

(зеркально или одноименными частями тела)

— партнер оказывает помощь, поддержку или сопротивление основному

исполнителю.

Стоит напомнить правила составления комплекса упражнений в парах.

— начинать с упражнений общего воздействия в медленном темпе (типа

потягиваний);

— нагрузку увеличивать постепенно, чередуя работу различных групп мышц;

— чередовать упражнения по характеру воздействия (на силу, гибкость,

расслабление и т. п.);

— наиболее интенсивные упражнения давать в середине или во второй

половине комплекса;

—завершать комплекс упражнениями умеренной интенсивности. Некоторые

упражнения в парах можно включать в виде отдельных заданий в обычные комплексы

или сериями по 2—4 упражнения для развития определенного двигательного качества.

Часть упражнений с предметами, в первую очередь со скакалкой и набивным мячом,

упражнения прикладного характера, а также упражнения, требующие больших

мышечных и волевых усилий, лучше проводить в основной части, когда необходимо

освоить технику сложно координационных движений.

Упражнения в парах всегда очень эмоциональны, они сопровождаются обычно

смехом, шумом. Положительные эмоции вполне естественны, но они не должны

переходить определенные границы, так как могут быть причиной шума, баловства и

дезорганизации занятий. Невнимательное отношение к объяснению педагога и

нарушение установленных правил выполнения упражнений могут привести к травмам.

Поэтому при проведении упражнений в парах следует строго придерживаться

следующих правил:

1. Должна быть четкая организация и разумная дисциплина, основанная на

точном соблюдении всех команд, распоряжений и указаний воспитателя.

2. Строго соблюдаться принцип доступности. Предлагать детям трудное по

координации и напряжению упражнение, к выполнению которого они уже

подготовлены. Необходимо постепенно подводить к освоению новых заданий.

3. Подбирать пары таким образом, чтобы рост, вес и силы соупражняющихся

были примерно равными. Чрезмерная разница в силе или росте делает упражнения

иногда опасными, а в большинстве случаев неинтересными, как для сильного так и для

слабого партнеров.

4. Удобно и рационально размещать пары, чтобы они не мешали друг другу.

5. Объяснять упражнения нужно точно, понятно и достаточно

подробно. Сразу указать, в каких исходных положениях находятся

партнеры (место, направление и т. п.), а при необходимости и

показать. Для показа можно вызвать одного или двух воспитанников.

Показ вдвоем облегчает создание правильного представления об

упражнении.

При объяснении нового упражнения необходимо, чтобы все хорошо видели педагога.

Прежде чем скомандовать начало упражнений, необходимо проверить правильность

взятых исходных положений, особое внимание следует уделить правильному хвату, так

как от этого зависит эффект самого упражнения, указать последовательность действий

партнеров, темп, ритм. Эти методические приемы позволяют своевременно

предостеречь от возможных ошибок, указать на наиболее существенные моменты, от

которых зависит правильность исполнения упражнений.

7.Очень важно следить за характером и темпом выполнения

упражнений в парах, так как каждое из них имеет свой темп и ритм.

Движения, в которых принимают участие группы больших мышц, выполняются в

медленном темпе. Для мелких мышц темп может быть ускорен. Как общее правило

следует иметь в виду, что упражнения в парах должны выполняться медленнее, чем

обычные упражнения.

Для старших дошкольников, некоторые несложные или ранее разученные

упражнения можно проводить в движении. Желательно применять оба варианта

проходного способа, т. е. выполнять упражнения, передвигаясь по периметру площадки

в колонну по два или через центр в колонну по два. В этом случае воспитанники

возвращаются на исходные места по периметру площадки.

По таким же правилам можно организовать детей, объединяя в небольшие

подгруппы, как правило, для выполнения основных видов движений, или

соревновательного характера, (когда выполняемые упражнения хорошо знакомы

детям).

На занятиях по физической культуре, помимо оздоровительных и

образовательных задач, мы решаем задачи нравственного воспитания, а именно

формирование навыков сотрудничества и дружеских взаимоотношений у детей

дошкольного возраста. Только взрослый, прежде всего воспитатель, может помочь

детям, обучая их сопереживанию, радости за своего товарища.

Обучение двигательным действиям и применение их должно проходить в разных

условиях. Это дает простор для мобилизации и развития интеллектуальных качеств

ребенка, умению договориться, проявления им личностных качеств и создает возможность

воспитателю корректировать поведение детей.

Приучение детей к вежливости, тактичности, внимательному отношению к

товарищам, взрослым подкрепляется наличием существующих правил в подвижных

играх, в парных упражнениях, в коллективных действиях.

Немаловажным в процесс формирования коммуникативных умений на занятиях

по физической культуре, у детей дошкольного возраста является стиль общения педагога

с детьми. Педагоги, придерживающиеся авторитарного стиля общения с детьми, склонны

к использованию приказов, распоряжений, категорических указании, у них негативные

оценки преобладают над позитивными. Воспитатели демократического типа чаше

прибегают к мягким формам руководства (совет, предложение, «опосредованное требо-

вание», просьба), у них большее число позитивных оценок. У воспитателей авторитарного

типа значительный акцент делается на организационно–деловой (обучающей и

дисциплинирующей) стороне педагогического процесса. «Демократические» педагоги

больше внимания уделяют организационно–воспитательному аспекту своей деятельности:

их обращения к детям направлены не только на результативность процесса обучения, на

поддержание должного порядка и дисциплины, но и на воспитание при этом у детей

определенных нравственных качеств и черт характера. Степанова отмечает, что в

группах «демократических» педагогов создаются оптимальные условия для форми-

рования положительного эмоционального микроклимата группы. «Авторитарные»

воспитатели способствуют конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей,

создавая тем самым неблагоприятные условия для социального и нравственного развития

дошкольников, формирования гуманных взаимоотношений.

Важным фактором в физическом совершенствовании дошкольников является

развитие у них интереса к процессу движений и двигательных действий, что в свою

очередь облегчает образовательно–воспитательный процесс, делает его плодотворным.

Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям

детей ориентирует дошкольных работников на личностную модель воспитания.

Воспитатели должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности психического и

физиологического развития воспитанников на каждом возрастном этапе. Для каждого

ребенка воспитатель должен быть добрым, чутким, уметь приласкать и правильно оценить

его дела поведение. Поэтому воспитателю особенно важно знать внутренний мир каждого

ребенка, и его домашнюю обстановку.

Таким образом, физические упражнения в парах и подгруппах способны не только

развить физические качества и оздоровить детский организм, но и сформировать

коммуникативно-личностные способности у ребенка. Применяя разные формы, методы и

приемы физкультурно-оздоровительной работы, педагог способен помочь ребенку

установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Побудить детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания самой

ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и

участия, но и радостным, веселым событиям. В процессе физкультурной деятельности у

детей формируются умения, необходимые для доброжелательного отношения друг к другу,

воспитывается вежливость в общении, манера поведения.



В раздел образования