Напоминание

Рабочая программа


Автор: Сапельникова Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14 им. А.Б. Новолодского пос. Серебряный Бор"
Населённый пункт: Нерюнгринский р-н
Наименование материала: Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметной области «Язык и речевая практика» АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития
Тема: Рабочая программа
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №

14 пос. Серебряный Бор» имени А.Б. Новолодского

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Класс: 1(ДОП)-

4

Учебный год: _________

Учитель: Сапельникова Татьяна Владимировна

Боднарук Анастасия Юрьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Речь и альтернативная коммуникация»

предметной области «Язык и речевая практика» разработана для обучающихся 1(доп)-4 класса с

умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Преподавание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» осуществляется

в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими

материалами:

Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)».

Приказ № 1598 от 19.12 2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоро-

вья».

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обуча-

ющихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)- одо-

брена решением федерального учебно-методического объединения по общему образова-

нию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26

«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образо-

вательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Постановление Правительства республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 г. № 295 «Об

утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муни-

ципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучаю-

щихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части обучения по

основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».

Письмо Минобразования РФ от 28.02. 2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по

организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».

Данная программа направлена на то, чтобы помочь ученикам с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью в их социализации в современный мир через привитие норм социально-

адекватного поведения, повышение уровня коммуникативной компетентности. Ориентируясь на

уровень интеллектуального развития учащихся данного класса и зону ближайшего развития,

рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» строится на основе программного

материала АООП варианта 2.

Программа рассчитана на 99 часов в год, 3 часа в неделю, в 1(доп)-1 кл., 102 часа в год , 3

часа в неделю, во 2 классе, 68 часов в год , 2 часа в неделю, в 3-4 классах

1

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием

средств вербальной и альтернативной коммуникации, расширение жизненного опыта и

повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

Реализация цели осуществляется решением следующих задач:

1) Формировать навык установления, поддержания и завершения контакта; подбор

альтернативных средств коммуникации (жест, мимика, пиктограмма).

2) Формировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и

общения – вербальными и невербальными.

3) Обучать учащихся пользоваться доступными средствами коммуникации в практике

экспрессивной и импрессивной речевой деятельности.

4) Способствовать развитию речевого слуха, коррекции звуковой стороны речи,

недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки,

мелкой моторики кистей рук.

5) Развивать речь как средство коммуникации с познанием окружающего мира, личным

опытом ребёнка; понимание слов, обозначающих предметы, их признаки и действия, явления

природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Система

коррекционно-развивающих

мероприятий,

направленная

на

развитие

познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта,

ТМНР

будет

способствовать

улучшению

психофизического

состояния,

формированию

определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого

ребенка.

Ожидаемые личностные результаты:

1.

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2.

Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с

педагогом.

3.

Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

4.

Понимание обращенной речи, учебных инструкций;

5.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному,

коммуникативному взаимодействию со взрослым;

6.

Направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);

7.

Умение выполнять инструкции педагога по подражанию;

8.

Использование по назначению доступных учебных предметов;

9.

Умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для

ребенка имитационные действия.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на

сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с

игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой

деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие

умения:

выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям

взрослого, по образцу действия взрослого;

выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и

образцу действия взрослого;

узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в

соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у

ребенка следующие умения:

2

показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе

игровой деятельности с родителями;

показывать на себе части тела и лица;

выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений

частей тела по подражанию действиям взрослого.

5.Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически

адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

при общении использовать мимику и жесты;

определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

понимать и выполнять действия с игрушкой;

показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях,

предметах (использование символов, предметов-заместителей);

повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов

окружающего мира;

выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Минимальный уровень:

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковыхкомплексов.

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

Достаточный уровень:

Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом,

обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)

Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом,

обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,

играть, гулять и др.).

Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом,

указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)

Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного

устройства).

Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного

устройства).

Содержание предмета:

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение

мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с

использованием

мимики.

Выражение

жестом

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за

помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим

предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;

обращение за помощью, ответы на вопросы,

предполагающие согласие (несогласие) с

использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за

помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,

приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с

использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,

пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,

3

своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание

вопросов

с

использованием

карточек

с

напечатанными

словами.

Выражение

согласия

(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие

(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием

таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих

желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание

вопросов с использованием устройства «Language Master”. Привлечение внимания, выражение

согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы,

задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки (“Big

Mac””, «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих

желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание

вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с

использованием пошагового

коммуникатора “Step by step”. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,

приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,

рассказывание с использованием коммуникатора “GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-

Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,

приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,

рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи

Для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого

количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный

показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют

негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в

форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.

Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных

функций

речи:

коммуникативной,

фиксирующей,

сопровождающей,

познавательной

и

регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении

смотреть в глаза взрослому.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой)

умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в

процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию

речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей

действительности;

происходит

усвоение

слов,

обозначающих

предметы;

усваиваются

последовательности

событий.

Весь

приобретенный

социальный

и

эмоциональный

опыт

закрепляется и обобщается в слове.

На начальных этапах формируется интерес к речевому общению и взаимодействию со

взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает

голосовые реакции.

Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на

лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового

ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения

эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать

обращенную к ним речь, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной

инструкции. Учить выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или

стихотворения.

На занятиях по развитию речи важно, петь песенки, рассказывать стихи и при этом обращать

внимание ребёнка на свою артикуляцию. Стимулировать подражать действиям губ взрослого,

делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки;

вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.

4

Необходимо побуждать к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Главное в

занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью

потребность к речевым высказываниям.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

Пассивный словарь.

Учить выделять человеческую речь из всех окружающих звуков.

Стимулировать реакцию сосредоточения у ребенка на речевое общение (обращение к

ребенку, стишки, потешки, песенки, прибаутки)

Учить реагировать на мелодические, интонационные звуки голоса в целях развития

интереса к речи.

Стимулировать появление улыбки при общении, фиксацию взгляда на лице взрослого.

Учить прислушиваться к голосу взрослого, адекватно реагировать на интонацию, узнавать

знакомые голоса.

Продолжать развивать интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым

Формировать речевой слух (для этого ребенку необходимо слышать речь взрослого,

обращенную непосредственно к нему самому)

Сопровождать словами все игровые действия, обязательно называть предметы и игрушки

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,

животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,

транспорт, птицы и др.) Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,

одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,

продукты, транспорт, птицы и др.) Понимание слов, обозначающих действия предмета

(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Понимание слов,

обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) Понимание слов,

обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,

плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я,

он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в,

на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных

предложений. Понимание содержания текста.

Активный словарь

Вызывать отдельные звуки (вокализацию) в ответ на разговор со взрослым (отвечает 2-3

раза отдельными звуками).

В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: гортанные звуки,

певучие гласные (гуление, певучее гуление), отдельные слоги (ба, ма, па).

Поддерживая гуление и лепет, способствовать развитию артикуляционного аппарата,

слухового сосредоточения, необходимых для развития речи.

Отрабатывать

правильную

артикуляцию,

произнося

звуки,

издаваемые

ребенком.

Побуждать его вновь и вновь повторять их.

Удерживать и стимулировать ситуации общения.

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия

предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства

коммуникации.

Основные требования к работе :

1. Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.

- Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок,

разрезной азбуки и т.п.

5

2. Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.

3. Стремление к пониманию ребенком цели и важности занятий.

4. Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с

моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.

5.

Неторопливые

темпы

работы

и

значительное

продление

сроков

получения

окончательных результатов.

6.

Увязка

речевой

деятельности

ребенка

с

реальными

потребностями

жизни

(использование для упражнений заученного речевого материала из заданных или уже пройденных

уроков, из бытовой речевой практики в школе и дома и т.п.).

7. Использование игр.

Учитывать

быструю

утомляемость

склонность

к

охранительному

торможению,

необходимо проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы на

другую.

Особенностью работы является тщательная дозировка знаний и речевого материала.

Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его

выполнения умственно отсталыми детьми со сложной структурой дефекта.

На

всех

занятиях

используются принципы наглядности,

доступности,

практической

направленности, коррекции.

Направления работы:

1.

Развитие коммуникативных навыков.

Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру

(Например,

«Ку-ку»).

Формирование

умения

приветствовать

взрослого,

используя

движения кистью руки.

2.

Развитие мелкой моторики и функции кисти.

Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения,

массаж кистей и пальцев рук.

3.

Формирование предметной деятельности.

- учить выполнять предметно-игровые действия. Например, прокатывать мячики по

желобу или ворота; катать игрушки в тележке; возить в машинке кубики; играть с воздушными

шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому; кормить куклу, используя

совместные действия со взрослым;

- снимать колечки с пирамидки и c помощью взрослого нанизывать их на стержень;

строить из кубиков башню, лесенку, обыгрывая постройку;

- учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого);

учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке).

4.

Формирование сенсорного восприятия.

- Развитие восприятия величины, формы. Учить брать маленькие предметы одной рукой,

большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе

ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие

и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы

по размеру, при этом выделяя интонацию голосом, «большой-маленький»; опускать предметы в

различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в

коробки «Что там спрятали?», доставать предметы и снова прятать; распределять предметы в две

коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; распределять большие шарики в большие коробки,

маленькие – в маленькие.

- Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать и

формировать жесты типа «дай», «на» на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки;

мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи;

смена цветовых фонарей). Стимулировать реагирование на возникающие в помещении (за его

пределами) неречевые и речевые звуки.

5.

Понимание речи.

6

Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать

учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части

тела, знакомые действия).

6.

Формирование речевого, диафрагмального дыхания.

Воспитание плавного и длительного выдоха. Подготовка органов артикуляции к базовым

артикуляторным движениям.

Пассивная и пассивно-активная артикуляционная гимнастика, игровые и дыхательные

упражнения.

7. Формирование речевой активности, речевого подражания. Вызывание потребности

речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а, о, у, и).

Направления работы:

1.

Развитие коммуникативных навыков.

Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру

(Например,

«Ку-ку»).

Формирование

умения

приветствовать

взрослого,

используя

движения кистью руки.

2.

Развитие мелкой моторики и функции кисти.

Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения,

массаж кистей и пальцев рук.

3.

Формирование предметной деятельности.

- учить выполнять предметно-игровые действия. Например, прокатывать мячики по

желобу или ворота; катать игрушки в тележке; возить в машинке кубики; играть с воздушными

шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому; кормить куклу, используя

совместные действия со взрослым;

- снимать колечки с пирамидки и c помощью взрослого нанизывать их на стержень;

строить из кубиков башню, лесенку, обыгрывая постройку;

- учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого);

учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке).

4.

Формирование сенсорного восприятия.

- Развитие восприятия величины, формы. Учить брать маленькие предметы одной рукой,

большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе

ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие

и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы

по размеру, при этом выделяя интонацию голосом, «большой-маленький»; опускать предметы в

различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в

коробки «Что там спрятали?», доставать предметы и снова прятать; распределять предметы в две

коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; распределять большие шарики в большие коробки,

маленькие – в маленькие.

- Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать и

формировать жесты типа «дай», «на» на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки;

мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи;

смена цветовых фонарей). Стимулировать реагирование на возникающие в помещении (за его

пределами) неречевые и речевые звуки.

5.

Понимание речи.

Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать

учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части

тела, знакомые действия).

6.

Формирование речевого, диафрагмального дыхания.

Воспитание плавного и длительного выдоха. Подготовка органов артикуляции к базовым

артикуляторным движениям.

Пассивная и пассивно-активная артикуляционная гимнастика, игровые и дыхательные

упражнения.

7. Формирование речевой активности, речевого подражания. Вызывание потребности

речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а, о, у, и).

7

Используется определенная структура занятия:

Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для

создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие

и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов

для ребёнка).

1.

Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических

жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).

2.

Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.

3.

Повторение изученного, подача нового материала.

4.

Двигательная гимнастика.

5.

Итог занятия.

В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных

действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой

и лицевой мускулатуры, сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность:

показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая

гимнастика, логоритмические упражнения.

Промежуточная итоговая аттестация

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой

умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному

предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1(ДОП)-4классе проводится на основании

выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми

личностными и предметными результатами освоения АООП.

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил 2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого 3 балла –

выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи 4 балла –

выполнил самостоятельно.

Оценка промежуточных достижений, обучающихся: 2 - балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне 6-8 баллов – программный

материал усвоен на достаточном уровне

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены

механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате

его собственной творческой деятельности над учебным материалом. В связи с этим в работе

применяем эффективные формы обучения школьников с ограниченными возможностями

здоровья: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические

упражнения.

Интерес

к

учебному

предмету

прививается

по

средствам

использования

занимательных заданий, загадок и ребусов, наглядных средств обучения, таблиц-подсказок.

Сетка часов

количество часов по учебному плану:

1(ДОП) КЛАСС

п\п

Тема

Количество часов

1

Неречевые звуки

33

2

Речевые звуки

33

3

Буквы и звуки

33

Итого:

99 ч.

Сетка часов

количество часов по учебному плану:

1КЛАСС

8

п\п

Тема

Количество часов

1

Неречевые звуки

33

2

Речевые звуки

33

3

Буквы и звуки

33

Итого:

99 ч.

Сетка часов

количество часов по учебному плану:

2 КЛАСС

п\п

Тема

Количество часов

1

Неречевые звуки

10

2

Речевые звуки

10

3

Буквы и звуки

30

4

Слог

26

5

Слово

26

Итого:

102 ч.

Сетка часов

количество часов по учебному плану:

3 КЛАСС

п\п

Тема

Количество часов

1

Буквы и звуки

20

2

Слово

10

3

Предложение

10

4

Слог

14

5

Письмо

14

Итого:

68 ч.

Сетка часов

количество часов по учебному плану:

4 КЛАСС

п\п

Тема

Количество часов

1

Буквы и звуки

15

2

Слово

10

3

Предложение

20

4

Слог

10

5

Письмо

13

Итого:

68 ч.

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена, в

соответствии с учебниками:

«Устная речь» 2,3,4 класс, С.В.Комарова, Москва «Просвещение»2017г.

Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. 2 класс:

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:

Просвещение, 2013.

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: Учебник для 3 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

9

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы:

1-4 классы. - М.: Просвещение, 1980.

Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах

вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1991.

Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4классах вспомогательной школы. – М.:

Школа- Пресс, 1995.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.:

ВЛАДОС

Чтение: 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида в 2-х частях. /авт.-сост. С.Ю. Ильина. – М.: Просвещение, 2012.

Чтение: 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида. /авт.-сост. С.Ю. Ильина. – СПб.: Просвещение, 2013.

Чтение: 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида. /авт.-сост. С.Ю. Ильина. – СПб.: Просвещение, 2012.

Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных

(коррекционных) школ VIII вида. - М.: АРКТИ, 2003.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1994

10



В раздел образования