Автор: Дадаева Индира Гусейновна
Должность: преподаватель медицины катастроф
Учебное заведение: ГБПОУ РД ДБМК им. Р.П. Аскерханова
Населённый пункт: Республика Дагестан г. Махачкала
Наименование материала: УМК
Тема: СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ПОЗВОНОЧНИКА, СПИННОГО МОЗГА (ПСМ). И КОСТЕЙ ТАЗА. СДС
Раздел: среднее профессиональное
ГБОУ СПО РД «Дагестанский Базовый Медицинский Колледж имени Р.П.Аскерханова»
УМК
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ
ПОЗВОНОЧНИКА, СПИННОГО МОЗГА (ПСМ). И КОСТЕЙ
ТАЗА. СДС
ПО ПРЕДМЕТУ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ХИРУРГИИ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
ПМ 02.
УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-
ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И
РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ
МДК 02.01
.
СЕСТРИНСКИЙ УХОД
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И
СОСТОЯНИЯХ В ХИРУРГИИ
Составитель:
Преп. хирургии Мудуева А.М.
МАХАЧКАЛА 2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Хронокарта занятия
2.
Тема занятия
3.
Целевая установка
4.
Место проведения занятия
5.
Время, отведенное на тему
6.
Оснащение занятия (дидактическая база)
7.
Содержание занятия
8.
Перечень учебных вопросов
9.
Приложения
10.
Рекомендуемая литература
2
ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
2 часа – 90 мин
№
Элементы занятия
Время
1
Организационная часть
3 мин
2
Фронтальный опрос по предыдущей теме
5 мин
3
Изложение нового материала: презентация
60 мин
4
Закрепление нового материала: тестовый
контроль
10 мин
5
Оценка знаний студентов
5 мин
6
Обобщение
5 мин
3
7
Задание на дом
2 мин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ
ПОЗВОНОЧНИКА, СПИННОГО МОЗГА (ПСМ). И КОСТЕЙ
ТАЗА. СДС»
Форма организации учебного процесса
Теоретическое занятие
Цели занятия:
1. Учебная:
Ознакомить студента с понятиями – травматология,
травматизм,
ознакомить
с
методами обследования
в
травматологии,
повреждениями мягких тканей, закрытыми механическими повреждениями.
Научить студентов выявлять проблемы при различных травмах.
2. Воспитательная:
усвоить значение своевременного и правильного
оказания помощи больному при различных травмах мягких тканей,
переломах, вывихах и др., соблюдения деонтологических принципов по
отношению
к
больному;
формирование
у
студентов
чувства
ответственности, внимательного отношения к больному.
3.
Методическая:
определить степень усвоения материала, данного на
предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить,
применять полученные знания на практике.
4
Место проведения занятия:
Лекционный кабинет ДБМК
Время, отведенное на изложение и усвоение темы:
2 часа – 90 мин.
Оснащение занятия:
1.
Аппаратура для показа слайд – лекций.
2.
Лекция – презентация: «Сестринский процесс при закрытых
травмах».
3.
Видеофильм: «Оказание первой помощи при переломах».
4.
Папка с вопросами для фронтального опроса по предыдущей и
новой темам.
5.
Папка с тестами по данной теме.
6.
Курс лекций по предмету «Сестринское дело в хирургии».
5
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
Проверяется готовность аудитории и студентов к занятию, соответствие
внешнего
вида
требованиям,
наличие
лекционных
тетрадей,
затем
проводится перекличка студентов для выявления отсутствующих.
Контроль знаний
1.
Фронтальный опрос по предыдущей теме – 5 мин
2.
Изложение нового материала: презентация – 60 мин
3.
Закрепление нового материала: тестовый контроль – 10 мин
4.
Оценка знаний студентов – 5 мин
Вопросы для фронтального опроса по предыдущей теме
Цель: определить базовый уровень знаний по предыдущей теме.
1.
Рана – дать определение.
2.
Классификация ран.
3.
Фазы заживления ран.
4.
Алгоритм действий по оказанию ПМП при ранениях.
6
5.
Экстренная профилактика столбняка.
Лекционный материал
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАКРЫТЫХ ТРАВМАХ
Травматизм - совокупность травм, повторяющихся при определенных обстоятельствах у
одинаковых групп населения за определенный отрезок времени.
Травма - это внезапное одномоментное воздействие на организм внешних факторов:
механических, термических, химических, электрических, вызвавших анатомические или
функциональные нарушения в органах и тканях.
Травматология - наука о повреждениях человеческого тела, возникающих под
воздействием агрессивных внешних факторов, нарушающих целостность и функцию
организма.
Травматические повреждения занимают 3-е место в общей структуре заболеваемости,
уступая только гриппу, ОРВИ и сердечно - сосудистым заболеваниям.
Классификация травм
По отношению к внешней среде:
1.
Открытые
2.
Закрытые
По характеру агрессивного внешнего фактора:
1.
Механические
2.
Термические
3.
Лучевые
4.
Огнестрельные
5.
Сочетанные
По условиям возникновения травмы делят на:
1.
Производственна
я
2.
Транспортная
3.
Бытовые
4.
Спортивные
5.
Криминальные
7
Закрытые травмы
К закрытым механическим повреждениям относятся ушибы, растяжения, разрывы,
закрытые вывихи и переломы.
Ушибы
—
это повреждения тканей или органов без нарушения целостности кожи под
действием тупой травмы.
Причины : механизм травмы очень прост - либо удар тупым предметом по телу, либо падение
и удар о тупой предмет.
Растяжение
(дисторзия).
Растяжением называется повреждение тканей с частичными
разрывами при сохранении анатомической целостности.
Причины: Растяжение обычно встречается при резком или внезапном движении. Чаще всего
растяжению подвергается связочный аппарат в области суставов. Растяжение происходит при
движениях, превышающих физиологические возможности данного сустава, при этом
анатомическая непрерывность ткани не нарушается. Наиболее часто происходит растяжение
связок голеностопного сустава.
Разрывы
-
закрытое повреждение тканей или органа с нарушением их анатомической
целостности. Разрывы могут быть полные или частичные.
Основные проблемы пациента при закрытых травмах (жалобы)
Настоящие проблемы:
-
боль (различной интенсивности);
–
припухлость тканей, отек. Внешне область ушиба выглядит как опухолевидное
образование, например, ушиб мягких тканей головы выглядит как типичная
«шишка».
–
кровоизлияния (кровоподтек). Из-за кровоизлияний в кожу область ушиба имеет
фиолетово- синий цвет, а в последующие дни «синяк» приобретает зеленовато-
желтоватый оттенок
–
ограничение активных движений в травмированном суставе частичное нарушение
функции.
–
при полном разрыве связки возникает обширная гематома и избыточная
подвижность, выявляемая при определении пассивных движений.
Приоритетные проблемы:
–
боль;
–
отек;
–
гематома;
–
частичное нарушение функции ( ограничение активных движений);
–
дефект мышцы «провал» (при разрывах).
Потенциальные проблемы:
–
риск развития инфицирования раны;
–
риск усиления боли при нарастания отека и гематоиы;
–
риск возникновения кровотечения
.
Первая помощь и лечение
При ушибе:
1.
уменьшить боль, для этого надо создать покой,
2.
конечности желательно придать возвышенное положение,
3.
на область ушиба положить холод.
При имеющейся обширной гематоме рекомендуется положить давящую повязку.
Через 2—3 дня после травмы на область ушиба воздействуют тепловыми процедурами и
применяют физиотерапевтическое лечение (УВЧ, ультразвук).
При растяжение:
1.
наложить фиксирующую повязку, ограничивающую движения в суставе.
2.
местно - холод, охлаждающий пакет или пузырь со льдом нужно держать 15-20 мин,
в течение первых 2 ч холод можно применить несколько раз.
3.
назначают анальгетики
4.
освобождают от физических нагрузок на 7—10 дней.
При разрывах:
1.
при разрыве связок на область сустава накладывают тугую повязку,
2.
применяют холод
3.
анальгетики.
4.
с лечебной целью накладывают гипсовую повязку,
5.
назначают физиотерапию.
6.
при полных разрывах рекомендуется оперативное лечение - сшивание разорванных
участков мышцы.
Вывихи
Вывих
-
это стойкое смещение суставных поверхностей костей относительно друг
друга,
сопровождающееся повреждением суставной капсулы и связок, ведущее к полному нарушению
функции сустава.
Классификация вывихов:
1.
полные и неполные;
2.
врожденные и приобретенные;
3.
патологические и травматические;
4.
осложненные и не осложненные.
Неполные вывихи или подвывихи — неполное смещение суставных поверхностей.
Врожденные вывихи — нарушение развития, какого— либо сустава.
Патологические вывихи — нарушение суставных поверхностей вследствие заболеваний,
таких как опухоль, туберкулез, остеомиелит и пр.
Травматические вывихи могут быть открытыми и закрытыми. Открытые вывихи являются
показанием к оперативному лечению.
При диагностике обязательно проводится рентгенологическое обследование
Основные проблемы пациента (жалобы)
Настоящие проблемы:
болевой синдром;
деформация в области сустава;
«пружинящая» фиксация (при попытке изменить необычное положение конечности
ощущается пружинящее сопротивление, как только конечность опускают, оно принимает
исходное положение);
вынужденное положение конечности;
изменение длины конечности;
отсутствием активных движений в суставе;
Приоритетные проблемы:
- боль различной интенсивности;
Потенциальные проблемы:
развитие болевого шока;
перелом;
изменение оси конечности и конфигурации сустава;
отсутствием активных движений в суставе.
Первая медицинская помощь:.
При оказании первой медицинской помощи необходимо провести:
1.
обезболивание,
2.
произвести иммобилизацию конечности с помощью шины или косыночной повязки,
3.
приложить холод и провести госпитализацию в травматологическое отделение или в
травмпункт.
После рентгенологического обследования проводится вправление вывиха под местной или
общей анестезией, иногда с применением миорелаксантов для расслабления мышц.
Переломы
Переломы костей
-
полное нарушение целости кости, вызванное насилием или патологическим
процессом.
Классификация переломов:
1. По происхождению переломы делятся на врожденные и приобретенные.
2. По наличию повреждений мягких тканей переломы делятся на открытые, закрытые и
огнестрельные.
3. По характеру повреждения кости переломы бывают полными и неполными.
4. По направлению линии перелома выделяют поперечные, косые, продольные,
оскольчатые, винтообразные, вколоченные, компрессионные.
5. По наличию смещения костных отломков относительно друг друга переломы бывают
со смещением и без смещения.
6. По повреждению отдела кости переломы делятся на диафизарные, метафизарные и
эпифизарные.
7. По количеству переломов могут быть одиночными и множественными.
8. По развитию осложнений выделяют осложненные и неосложненные переломы..
9.
По сложности повреждения опорно-двигательного аппарата выделяют простые и
сложные переломы.
10. По
наличию сочетания перелома с другими повреждениями – сочетанные.Например: перелом
кости,
разрыв органа, ожог тканей, сотрясение головного мозга.
Диагностические признаки (абсолютные):
1.
патологическая подвижность, определяющаяся вне зоны сустава,
2.
крепитация костных обломков, определяющаяся при пальпации или аускультации в
месте перелома,
3.
деформация по оси конечности (изменение конфигурации, ротация, удлинение или
укорочение конечности, а также пальпация смещения костных обломков).
Основные проблемы пациента (жалобы)
Настоящие проблемы:
–
боль, которая носит постоянный характер и усиливается при движении и при
нагрузке по оси;
–
отек мягких тканей;
–
гематома в месте перелома;
–
вынужденное положение конечности;
–
нарушение функции конечности.
Потенциальные проблемы:
–
развитие травматического шока;
–
развитие кровотечения;
–
инфицирование раны;
–
повреждением внутренних органов при открытом переломе.
Приоритетные проблемы:
–
постоянная боль;
–
деформация конечности;
–
нарушение функции конечности.
Первая помощь при переломах
При оказании первой медицинской помощи необходимо провести:
— остановку кровотечения (если это открытый перелом) путем наложения жгута или
закрутки;
— произвести иммобилизацию конечности;
— обработать рану и наложить асептическую повязку;
— провести обезболивание;
— холод на место перелома;
— провести противошоковую терапию.
После оказания первой помощи пациента в положении лежа на носилках, госпитализируют
в травматологическое отделение или в травмпункт.
С целью диагностики обязательно проводится рентгенологическое обследование
поврежденной конечности в двух или трех проекциях
.
На этапе оказания П М П при открытых переломах основная цель — предупредить такие
осложнения, как шок, кровотечение и инфицирование раны.
Основной задачей первой помощи является предупреждение дальнейшего смещения
костных отломков. Задача эта решается наложением шин.
Транспортную иммобилизацию следует производить на месте происшествия и только
после этого перемещать пострадавшего, иммобилизацию следует производить только после
введения обезболивающих средств (омнопон, промедол, морфий). Снятие одежды и обуви
причиняет сильную боль, поэтому делать это следует осторожно, в крайнем случае, одежду
разрезают по шву.
При иммобилизации следует захватить минимум 2 сустава: выше и ниже места перелома,
при переломе бедра и плеча 3 сустава.
При открытых переломах до наложения транспортной шины, следует осмотреть рану,
остановить кровотечение и наложить асептическую повязку.
Алгоритм оказания ПМП при переломах
1.
Осмотр и определение характера повреждения.
2.
Остановка кровотечения (при открытых повреждениях).
3.
Введение наркотических обезболивающих средств по назначению врача.
4.
Транспортная иммобилизация стандартными шинами.
5.
Транспортировка на носилках в стационар.
Тестовый контроль
Цель: Закрепление нового материала:
1. Травма—это воздействие:
а) механического фактора;
б) физического фактора;
в) химического агента;
г) всех вышеперечисленных.
2. Травматический вывих –это:
а) неполное смещение суставных поверхностей костей по отношению друг к
другу;
б) полное смещение суставных поверхностей костей по отношению друг к
другу;
в) нарушение целостности кости;
г) нарушение целостности связочного аппарата.
3. Наиболее частой причиной невправляемости вывиха является:
а) низкая квалификация врача;
б) интерпозиция мягких тканей;
в) давность вывиха до 3 дней;
г) отказ больного от вправления.
4. Наиболее частыми привычными бывают вывихи:
а) бедра;
б) нижней челюсти;
в) плеча;
г) преплечья.
5. Наиболее часто вывихи осложняются:
а) переломом кости;
6) повреждением магистрального сосуда;
в) повреждением нервов;
г) повреждением мышц.
6. Основным диагностическим вспомогательным методом при вывихе
бывают:
а) компьютерная томография;
б) пальпация;
в) рентгенография;
г) рентгенскопия.
7. Перелом –это:
а) патологическое смещение суставных поверхностей костей;
б) полное смещение суставных поверхностей костей;
в) нарушение целостности кости, вызванное физической силой;
г) нарушение целостности кости, вызванное физической силой или
патологическим процессом.
8. При открытом переломе повреждаются:
а) кожные покровы;
б) кожные покровы или слизистые;
в) связки;
г) мышцы.
9. Каков механизм перелома шейки бедра?
а) падение с высоты;
б) сдавление в поперечном направлении;
в) падении набок;
г) патологический процесс в костной ткани.
10. Контрольная R-графия впервые после наложения гипсовой повязки
осуществляется:
а) в первые сутки;
б) на 2-3 сутки;
в) на 6-8 сутки;
г) на 10-14 сутки
Обобщение
Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку работы студентов во время
урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает положительные и
отрицательные стороны в ответах студентов, выводит общие оценки исходя из
результатов фронтального, тестового контроля,
Задание на дом
Тема: «Сестринский процесс при закрытых травмах – ушибах, вывихах.
переломах
Рекомендуемая литература:
1.
Учебное издание Шевченко А. А. Клинический уход за хирургическими
больными. «Уроки доброты». 2010 г
2.
Учебное издание Дмитриева З.В. Теплова А.И.
Теоретические основы
сестринского дела в хирургии. 2009 г.
3.
Сестринское дело в хирургии. Барыкина В.А., Зарянская В.Г.
2007г.
4.
Теория и практика сестринского дела в хирургии. Баурова Л.В. Демидова
Е.Р. 2010 г.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Использованная литература
1.
Аркацева СЛ. Обучение практическим навыкам в системе среднего
медицинского образования, 1997.
2.
Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Хирургия. — М.: Медицина, 1998.
3.
Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Медицина, 2002.
4.
Горобец Е.С. Основы современного представления о послеоперационном
обезболивании // Материалы симпозиума «Анальгезия в хирургии», 2000.
5.
Мокеев И.Н. Инфузионно-трансфузионная терапия. — М., 1998.
6.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела. — М.: Родник,
1998.
7.
Перфильева Г.М. Сестринский процесс // Медицинская сестра. 1999, №2.
8.
Соколова Т.Р. Концепция сестринского диагноза // Медицинская помощь,
2000, №5.
9.
Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. — М.: АНМИ, 1997.
10.Методические рекомендации Московского городского ожогового центра,
1999.
11.Материалы второй научно-практической конференции, «Внутрибольничные
инфекции в стационарах различного профиля». — М., 2004.
12.Письмо Минздрава России от 06.01.04 №2510/90 «О действующих
нормативных и методических документах по эпидемиологии»
13.Сестринская помощь в периоперативном периоде: Учебное пособие: /Под
общей ред. Г.М. Перфильевой, 2000.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
СЕСТРИНСКИЙ
ПРОЦЕСС ПРИ
ЗАКРЫТЫХ ТРАВМАХ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Хронокарта занятия
2. Тема занятия
3. Целевая установка
4. Место проведения занятия
5. Время, отведенное на тему
6. Оснащение занятия (дидактическая база)
7. Содержание занятия
8. Перечень учебных вопросов
9. Приложения
10.
Рекомендуемая литература
ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
6 часов – 270 мин
№
Элементы занятия
Время
1
Организационная часть
3 мин
2
Фронтальный опрос
15 мин
3
Устный опрос по теме: С/п при закрытых
травмах
30 мин
4
Индивидуальный опрос по карточкам
25 мин
5
Демонстрация практических навыков по
иммобилизации в/ и н/ конечностей
25 мин
6
Просмотр видеофильма
20 мин
7
Тестовый контроль
15 мин
8
Решение задач с демонстрацией манипуляций.
Осуществление сестринского процесса
35 мин
10
Терминологический диктант
10 мин
11
Самостоятельная работа студентов по отработке
манипуляций
55 мин
12
Оценка самостоятельной работы студентов по
отработке манипуляций
30 мин
13
Обобщение
5 мин
14
Задание на дом
2 мин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ
ЗАКРЫТЫХ ТРАВМАХ
Форма организации учебного процесса
Практическое занятие
Цели занятия:
1.
Учебная:
отработать
и
закрепить
навыки
по
осуществлению
сестринского процесса в травматологии, отработать практические навыки по
оказания первой помощи при переломах. вывихах, растяжениях, ушибах.
2. Воспитательная:
усвоить значение своевременного и правильного
оказания помощи больному при различных травмах мягких тканей, переломах,
вывихах и др., соблюдения деонтологических принципов по отношению к
больному; формирование у студентов чувства ответственности, внимательного
отношения к больному.
4.
Методическая:
определить степень усвоения материала, данного на
предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить, применять
полученные знания на практике.
Место проведения занятия:
Кабинет доклинической практики ДБМК
Время, отведенное на изложение и усвоение темы:
6 часов – 270 мин.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.
Стенды:
«Иммобилизация
с
помощью
подручных
средств»,
«Иммобилизация с помощью транспортных шин».
2.
Медицинские перчатки нестерильные.
3.
Бинты, вата.
4.
Ножницы.
5.
Косынка.
6.
Шина Дитерихса.
7.
Лестничная шина Крамера.
8.
Алгоритмы
последовательности
действий
при
наложении
иммобилизирующих повязок.
9.
Индивидуальные папки для студентов с раздаточным материалом: карточки
для
индивидуального
опроса,
тестовые
задания,
вопросы
для
терминологического диктанта, задачи, приложения
10.Кушетка, рабочий стол медсестры.
11.Гипс рассыпной.
12.Гипсовые бинты (заводские, в упаковке).
13.Набор инструментов для снятия гипсовых повязок.
Содержание занятия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Проверяется готовность аудитории и студентов к занятию, соответствие
внешнего вида требованиям, наличие учебников – практикумов, дневников и
манипуляционных
тетрадей,
затем
проводится
перекличка
студентов
для
выявления отсутствующих.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
1.
Фронтальный опрос – 15 мин
2.
Устный опрос по теме: С/п при закрытых травмах - 30 мин
3.
Индивидуальный опрос по карточкам - 25 мин
4.
Демонстрация практических навыков по иммобилизации в/ и н/
конечностей - 25 мин
5.
Просмотр видеофильма - 20 мин
6.
Тестовый контроль - 15 мин
7.
Решение задач по теме с демонстрацией манипуляций - 35 мин
8.
Терминологический диктант - 10 мин
9.
Самостоятельная работа студентов по отработке
манипуляций - 55 мин
10.
Оценка самостоятельной работы студентов по отработке
манипуляций - 30 мин
Вопросы для фронтального опроса
Цель: определить базовый уровень знаний по теме.
1.
Дать определение понятиям: травма, травматология, травматизм.
2.
Общие клинические проявления закрытых травм мягких тканей.
3.
Приоритетные проблемы пациента при вывихах.
4.
Приоритетные проблемы пациента при переломах.
5.
Принцип первой помощи при закрытых травмах (перелом, вывих).
6.
Какие шины используются для транспортной иммобилизации.
7.
Что используется для лечебной иммобилизации.
Вопросы
для устного опроса по теме: С/п при закрытых травмах
Цель: выявить уровень подготовленности студентов по данной теме.
1.
Дайте определение травме.
2.
Какова классификация закрытых травм?
3.
Что называется ушибом?
4.
Что называется растяжением?
5.
Что называется разрывом?
6.
Каковы причина разрывов мягких тканей?
7.
Основные проблемы пациента при закрытых травмах
8.
Вывих – определение. Классификация.
9.
Назовите самые частые локализации вывиха.
10.Основные проблемы пациента при вывихах.
11.Первая помощь при вывихах.
12.Дайте определение перелома.
13.Классификация переломов.
14.Перечислите приоритетные абсолютные проблемы перелома.
15.Первая помощь при переломах.
16.Перечислите методы лечения переломов.
17.Сформулируйте цель транспортной иммобилизации.
18.Перечислите виды транспортных шин.
19.Определение качества гипса.
20.Дайте совет пациенту по уходу за гипсовой повязкой в до-
машних условиях.
21.Перечислите простейшие противошоковые мероприятия на
месте происшествия.
Вопросы для индивидуального опроса (по карточкам)
Цель: выявить уровень подготовленности студентов к домашнему
заданию.
1.
Какие травмы относятся к закрытым?
2.
Основные проблемы пациента при закрытых травмах
3.
Основные проблемы пациента при вывихах.
4.
Перечислите приоритетные абсолютные проблемы перелома.
5.
Первая помощь при вывихах.
6.
Первая помощь при переломах.
7.
Сформулируйте цель транспортной иммобилизации.
8.
Какие знаете современные гипсовые материалы?
9.
Назовите виды гипсовых повязок.
10.Определение качества гипса.
11.Перечислите мероприятия общего ухода за пациентом в со-
стоянии шока.
12.Назовите инструменты, входящие в набор для скелетного
вытяжения.
13.Назовите инструменты, необходимые для снятия гипсовой
повязки.
Демонстрация практических навыков по иммобилизации
Цель: повторить технику сестринских манипуляций по теме занятия.
1.
Подготовка шины Крамера к работе.
2.
Продемонстрировать
технику
наложения
косыночной
повязки
на
в\
конечность.
3.
Продемонстрировать технику наложения повязки Дезо.
4.
Продемонстрировать технику иммобилизации в\конечности с помощью шины
Крамера.
5.
Продемонстрировать технику иммобилизации н\конечности с помощью шины
Крамера.
6.
Продемонстрировать технику иммобилизации н\конечности с помощью шины
Дитерихса.
7.
Продемонстрировать технику приготовления гипсовых бинтов.
Памятка для студентов при проведении практических навыков
Правила наложения транспортных шин
Для правильного наложения транспортной шины и предупреждения осложнений
необходимо соблюдать следующие правила:
1.
Накладывать шины непосредственно на месте происшествия.
2.
Перенос пациента без иммобилизации недопустим.
3.
Снимать обувь, одежду с пациента не рекомендуется, так как это не только причиняет
боль, но и может вызвать дополнительную травму.
4.
Перед наложением шины необходимо разрезать одежду пациента по шву (если ее невоз-
можно снять) на месте травмы и осторожно осмотреть; при наличии кровотечения
произвести остановку его, наложить асептическую повязку на рану и сделать инъекцию
анальгетика.
5.
Придать поврежденной конечности по возможности удобное физиологическое положе-
ние перед наложением шины.
6.
Накладывая шину, при закрытых переломах (особенно нижних конечностей), произво-
дить легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует
продолжать до полного окончания наложения повязки.
7.
Иммобилизовать шиной два соседних с местом травмы сустава (выше и ниже места по-
вреждения), а при переломах плеча и бедра — три сустава.
8.
При перекладывании пациента с наложенной шиной на носилки, поврежденную конеч-
ность или часть тела должен осторожно поддерживать помощник.
При транспортной иммобилизации рекомендуется выполнять правила, условно названные
«трижды осторожно»:
1. Осторожно наложить повязку.
2. Осторожно наложить транспортную шину.
1.Осторожно перенести, переложить на носилки и транспортировать пострадавшего.
Наложение шины Крамера при переломе плеча
Показания: перелом, вывих плеча.
Оснащение: лестничная шина Крамера; 2 бинта; вата; ножницы.
Примечание. Фиксация трех близлежащих суставов при наложении шины
(лучезапястного, локтевого, плечевого).
Последовательность действий:
1.
Усадить пациента лицом к себе, успокоить.
2.
Объяснить ход предстоящей манипуляции.
3.
Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома или вывиха.
4.
Выбрать лестничную шину Крамера: 120 см длиной, 11 см шириной.
5.
Обернуть с двух сторон шину ватой и прибинтовать вату к шине.
6.
Приложить шину к здоровой конечности пациента, от кончиков пальцев до локтевого
сустава.
7.
Убрать шину и в месте предполагаемого сустава согнуть ее под прямым углом (90°).
8.
Приложить шину к здоровой конечности и измерить от локтевого сгиба к
10. Согнуть шину в месте предполагаемого плечевого сустава под тупым углом (115°).
11. Приложить шину к здоровой конечности так, чтобы кисть предплечья и плечо было
охвачено шиной, конец шины должен проходить по спине до противоположного пле-
чевого сустава (проверить правильность подготовки шины).
10. Придать поврежденной конечности среднефизиологическое положение (по возмож-
ности руку согнуть в локтевом суставе), кисть уложить на шине в положение между
супинацией и пронацией.
11. Уложить на внутреннюю поверхность смоделированной шины кисть, предплечье и,
захватив свободной рукой другой конец, направить шину по задненаружной поверх-
ности конечности через плечо, спину до плеча противоположной стороны.
12. Связать концы шины через здоровое надплечье и подмышечную ямку.
13. Вложить валик из ваты и марли в подмышечную впадину больной конечности и ва-
лик — под пальцы кисти.
14. Зафиксировать шину на конечности спиральными ходами бинта до середины трети
плеча.
Наложение шины Крамера на верхнюю и нижнюю конечности
Примечание: Наложение бинтовой повязки при травме плеча рекомендуется до
локтевого сгиба или средней трети плеча, так как отведение руки во время
бинтование очень болезненно.
Наложение лестничной шины Крамера на голень
Показания: перелом голени, вывих коленного сустава.
Оснащение: 3 лестничных шины Крамера; бинт шириной 20 см; ножницы.
Примечание: При наложении шины на нижнюю конечность фиксируются два
сустава: сустав выше места перелома (коленный) и сустав ниже места перелома
(голеностопный)
Последовательность действий:
1. Уложить пациента на спину, успокоить.
2. Объяснить ход предстоящей манипуляции.
1. Разрезать одежду по шву, открыть место травмы (если одежду невозможно сдвинуть и она
не свободно облегает конечность).
2. Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома или вывиха.
3. Выбрать лестничную шину Крамера: первую — 120 см длиной, 11 см шириной; две шины
— длиной 80 см, шириной 8 см.
4. Обернуть с двух сторон шины ватой и прибинтовать вату к шине.
5. Приложить конец шины (120 х 11) к стопе здоровой конечности пациента, от пальцев к
пятке.
3. Согнуть в области пятки под прямым углом (90°).
4. Уложить ногу на подготовленную шину:
a.
1 шина проходит по стопе, задней поверхности голени до средней трети бедра
(пальцы стопы должны быть натянуты к голени);
b.
2 шина проходит по наружной поверхности голени от наружного края стопы;
c.
3 шина проходит по внутренней поверхности голени от внутреннего края стопы.
10.
Зафиксировать шины на конечности спиральными турами бинта.
Примечание: При переломе костей стопы шину накладывают от концов пальцев
до середины голени.
Наложение шины Дитерихса
Шина состоит из двух деревянных костылей — наружного и внутреннего,
планки для крепления стопы (подстопника) и палочки-закрутки, прикрепленной к
шине шнурком. Каждый костыль состоит из двух половин, что позволяет
изменять длину шины в зависимости от роста пациента. Шину накладывают
непосредственно на месте происшествия. Переноска пациента без шины
категорически запрещается. Шина сочетает фиксацию с одновременным
созданием вытяжения конечности. Перед наложением шины делают анестезию.
Показания: перелом в области бедра, повреждение в тазобедренном и
коленном суставах.
Оснащением шина Дитерихса; 2 бинта; ножницы.
Последовательность действий:
1.Успокоить пациента.
2.Объяснить ход предстоящей манипуляции.
3.Разрезать одежду по шву (если одежда туго облегает конечность).
4.Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома.
5.Приложить внутреннюю и наружную детали шины Дитерихса к здоровой конечности па-
циента (уменьшить или увеличить длину шины, в зависимости от роста пациента).
6.Зафиксировать восьмиобразной повязкой подошвенную часть шины к стопе травмирован-
ной конечности пациента (обувь не снимать).
7.Уложить в подмышечную впадину со стороны травмированной конечности наружную
часть шины и закрепить так, чтобы она выступала за подошвенную поверхность стопы
на 8—10 см.
8. Вставить в металлическое ушко подошвенной части шины наружную деталь шины Дите-
рихса.
9. Уложить в паховую область со стороны травмированной конечности внутреннюю часть
шины и провести через внутреннее металлическое ушко подошвенной части, застегнуть
перемычку подошвенной части.
10. Вложить под костные выступы (лодыжек, ко-
ленного сустава, большого вертела и крыла подвздош-
ной кости) прокладку из ваты для предупреждения
сдавления и развития некроза.
11. Закрепить ремни из подмышечной впадины больной конечности на здоровое надплечье
и на уровне бедра.
12. Продернуть через отверстие в перемычке шнур и прикрепить палочку-закрутку.
13. Закрутить ее, создавая вытяжение ноги до тех пор, пока поперечные перекладины не
упрутся в паховую и подмышечную область.
14. Зафиксировать палочку-закрутку за выступ наружной шины.
15. Зафиксировать шину на травмированной конечности спиральными ходами бинта от го-
леностопного сустава до тазобедренного сустава.
Наложение шины Дитерихса
Примечания: Для предупреждения провисания голени и возможного смещения
отломков кзади рекомендуется дополнительно использовать шину Крамера, ко-
торую располагают по задней поверхности конечности.
Правила наложения гипсовых повязок
1.
Для достижения полного покоя иммобилизации подвергаются два соседних сустава (при
переломах).
1.
Если гипсовая повязка делается с подкладкой, то используют негигроскопическую вату,
которую подкладывают особенно тщательно на костные выступы. (В настоящее время в
качестве подкладки чаще используют эластичные трикотажные чулки.)
2.
Конечность необходимо удерживать совершенно неподвижно до полного застывания гипса.
1.
Во время наложения повязки необходимо следить за каждым туром гипсового бинта,
чтобы он ложился ровно.
Повязку нужно все время моделировать, разглаживая складки
ладонью, чтобы повязка равномерно облегала гипсуемую часть тела, но не сдавливала ее.
2.
Концы пальцев при любой гипсовой повязке должны оставаться открытыми в целях
контроля за кровообращением.
Основные этапы наложения гипсовой повязки:
в
г
а - погружение гипсового бинта в воду;
б - в течение 30-40 сек выделяются пузырьки воздуха, бинт пропитывается водой;
в - осторожное отжатие бинта;
г – бинтование от периферии к центру
Техника наложения гипсовой повязки
В наложении гипсовых повязок участвует несколько человек — от 2 при выполнении самой
простой повязки до 4—6 при исполнении сложных повязок. Так как гипс твердеет в среднем за
6—7 мин. работать нужно быстро, а для этого требуется слаженная работа бригады, в которую
входят врачи и медсестры.
При наложении гипсовой повязки на конечность пациент может сидеть, но все же лучше
положить его на спину на специальный стол.
Показания: перелом
Оснащение :
1.
гипсовые бинты, нужной длины и ширины, в необходимом количестве;
2.
эмалированный таз с водой;
3.
клеенчатые фартуки для врача и медсестры;
4.
вату для подстилки;
5.
вазелин;
6.
пеленку или фартук для пациента;
7.
клеенчатые подушки и подставки для опоры конечности.
Вата для подстилки должна быть обязательно серой негигроскопичной, слоистой, чтобы
легко разделяться на ровные пласты. Гипсовые повязки выполняют как с подкладкой из ваты,
так и без подкладки. В последнем случае кожу необходимо смазать вазелином для того, чтобы
волосы, растущие на конечности, не были загипсованы. Если это не делается, то процедура
снятия гипсовой повязки становится очень болезненной.
В таз наливают воду комнатной температуры, при необходимости ускорить процесс
затвердевания гипса в воду рекомендуется добавить квасцы или поваренную соль, если
необходимо замедлить процесс «схватывания» гипса, в воду добавляют крахмал или несколько
капель уксусной кислоты.
В большинстве случаев процедура наложения гипсовой повязки занимает 3—5 минут.
Приготовление гипсовых лонгет
Лонгета готовится из нескольких пластов гипсового бинта, количество слоев бинта в пластах
может быть от 6 до Ю, что определяется размерами конечности, возрастом пациента, качеством
гипсового бинта. Гипсовые бинты имеют очень большие сроки хранения, но если отсыревают,
то качество их резко ухудшается, пересушенный гипсовый бинт так же плох — гипс с него
осыпается.
Последовательность действий:
1.
Подготовить пациента: усадить или уложить удобно, закрыть одежду пациента
фартуком или пеленкой.
2.
Измерить
лентой
сантиметра
длину
конечности
до
предполагаемого
уровня
наложения иммобилизации (по здоровой руке или ноге).
3.
Гипсовый бинт нужной длины раскатать в несколько слоев на столике с
металлическим покрытием, ширина бинта должна составлять % окружности
поврежденной конечности.
4.
Скатать пласт с обоих концов в рыхлый валик.
1.
Опустить валик в таз с водой. Дождаться хорошего пропитывания гипсового валика
водой.
2.
Осторожно отжать валик.
3.
Перенести мокрый гипсовый пласт на стол, раскатать и тщательно разгладить
ладонью, чтобы не было ни одной складки и неровности.
4.
Перенести пласт на конечность, удерживая его на весу за два конца обеими руками.
5.
Разгладить гипсовый пласт и моделировать по форме конечности.
6.
Удерживать конечность с гипсовой лонгетой на ладонях.
7.
Фиксировать лонгету на конечности мягким марлевым бинтом циркулярными
турами.
8.
Удерживать конечность неподвижно до полного затвердевания гипсовой повязки.
Основные этапы наложения гипсовой лонгеты
а - приготовление пласта из нескольких слоев гипсового бинта;
б- скатывание пласта в рыхлый валик;
в - погружение пласта в воду;
г-раскатывание мокрого пласта на ровной (металлической) поверхности;
д- перенос пласта на конечность;
е - фиксация моделированной лонгеты марлевым бинтом.
Снятие гипсовой повязки
Оснащение:
1.
ножницы Штилле;
2.
ножницы Л истона;
3.
кусачки Вольфа;
4.
пилу для разрезания гипсовых повязок;
5.
шпатель или желобоватый зонд.
На рис. 9.31 изображены ножницы Штилле для снятия гипсовых повязок и кусачки Вольфа
для отгибания краев разрезанной повязки, на рис. 9.32 — ножницы Листона для разрезания
марлевых бинтов повязки.
Рассекать гипс можно ножницами или пилой. Пила менее удобна и ее применяют в
основном на тех участках, где не удается подвести одну браншу ножниц под повязку и есть
риск поранить кожу (рис. 9.33).
Последовательность действий
1.
.
Объяснить пациенту смысл манипуляции и показать инструменты.
1.
Помочь пациенту занять удобное для него положение.
3.
Нижнюю браншу ножниц завести под край гипсовой повязки параллельно ее
поверхности. Кончики ножниц не должны давить на кожу.
3.
Используя длинные и массивные ручки ножниц как рычаги, гипс «выкусывают» по 0,5 см за
один шаг.
5.
После каждых 4—6 движений вынимают инструмент и очищают бранши от гипсовых
крошек и марли.
5.
После разреза по всей длине края отгибают кусачками.
5.
Рассеченную повязку разводят в стороны и снимают.
5.
Кожу после снятия повязки обмывают теплой водой и смазывают детским кремом или
кремом для рук.
Примечание.
Между гипсовой повязкой и кожей для защиты от случайного повреждения
можно подвести шпатель или желобоватый зонд.
Пила для разрезания гипса.
Ножницы Штилле и кусачки Вольфа для снятия
гипсовых повязок
Ножницы Листона для снятия марлевых повязок
Тестовый контроль
Цель: закрепить знания студентов по домашнему заданию.
1
.
Какое количество транспортных шин оптимально при переломе голени?
А - 1 ; Б - 2 ; В - 3 ; Г -
4 .
2.
При переломе плеча необходимо произвести иммобилизацию:
А — плечевого сустава
Б — локтевого сустава
В — плечевого и локтевого
суставов
Г — плечевого, локтевого и
лучезапястного
3.
Определите последовательность трех действий при оказании ПМП постра-
давшему с переломом нижней конечности:
А — 1 ) положить на носилки, 2) наложить шины, 3) ввести обе-
зболивающие
Б — 1) наложить шины, 2) ввести обезболивающие, 3)положить на носилки
В — I ) положить на носилки, 2) ввести обезболивающие, 3) наложить
шины
Г — 1 ) ввести обезболивающие, 2) наложить шины, 3) положить на
носилки
4.
При переломе предплечья транспортная шина Крамера накладывается:
А — от локтевого сустава до лучезапястного;
Б — от плечевого сустава до лучезапястного;
В — от кисти до локтевого сустава;
Г — от пальцев кисти до средней трети плеча.
5.
При переломе предплечья необходимы шины в количестве:
А - 4 Б - 2 В - 3 Г - 1
6.
При переломе бедра можно воспользоваться одной шиной:
А - Крамера; Б - Белера; В - Дитерихса; Г-
Еланского
7.
При обезболивании при вправлении вывиха медсестра приготовит:
А - новокаин 0,25%; Б - лидокаин-аэрозоль; В –
тримекаин 2%; Г — новокаин 2%
8.
При вправления вывиха плеча медсестра должна:
А — пациента уложить на
кушетку;
Б — пациента усадить на стул;
В — пациента уложить на
перевязочный стол;
Г — согласовать с врачом
положение пациента.
9.
После вправления вывиха плеча накладывается повязка:
А — колосовидная
на плечевой
сустав;
Б — косыночная;
В – Дезо;
Г — гипсовая
10.
Детям младшего возраста свойственны переломы:
А — косые
Б — поперечные
В — по типу «зеленой веточки»
Г — компрессионые
11.
Вывихам чаще всего подвергается:
А — предплечье
Б — плечо
В — бедро
Г - надколенник
12.
При ушибе холод следует приложить на:
А - З ч
Б - 20-30 мин В - б ч Г - н а сутки
13.Оказание первой помощи при ранении начинается с:
А — промывания раны
антисептиками
Б — временного гемостаза
В — введения АС и ПСС
Г - наложения транспортной
шины
14.
Признаком, характерным только для перелома, является:
А — нарушение функции конечности; Б —
кровоизлияния и деформации; В — крепитация костных
отломков; Г – отек;
15.
Тепловые процедуры при ушибе мягких тканей конечности назначают:
А — вообще не назначают
Б — через несколько часов
после травмы
В — сразу после травмы
Г — на 2—3-й сутки после
травмы
16.
Абсолютное изменение длины конечности характерно для:
А — растяжения связок; Б — перелома
костей; В — вывиха; Г — ушиба.
Решение ситуационных задач
Цель: Осуществление сестринского процесса
Задача № 1
Мужчина, 47 лет упал с велосипеда. Жалуется на боли в области правого
надплечья. Визуально отмечается припухлость, деформация, болезненность и
крепитация в проекте средней трети правой ключицы. Пульс на правой лучевой
артерии удовлетворительный.
Задания: Выявите приоритетные и потенциальные проблемы пациента.
Осуществите сестринский процесс.
Задача № 2
Молодой человек в драке получил удар кулаком в нос. Обратился за
медицинской помощью спустя 3 ч. При внешнем осмотре носа отмечаются его
утолщение и деформация, носовое кровотечение. Пальпация спинки носа
болезненна, ощущается подвижность костных отломков.
Задания: Выставьте сестринский диагноз. Как остановить кровотечение?
Задача № 3
Больной на работе получил удар отскочившей деталью в область наружной
поверхности средней трети правой голени. Жалуется на умеренные боли в этой
области. Передвигается самостоятельно, на ногу наступает. При обследовании -
состояние удовлетворительное. В области наружной поверхности средней трети
правой голени имеются кровоизлияние, отечность тканей, болезненность при
пальпации. Деформации, патологической подвижности, крепитации в указанной
области нет. О какой травме идет речь? Какое необходимо провести лечение?
Задания. Выставьте сестринский диагноз. Окажите первую доврачебную
помощь.
Задача № 4
Больной во время быстрой ходьбы подвернул левую ногу внутрь, почувствовал
резкую боль в области наружной поверхности голеностопного сустава. Пе-
редвигается самостоятельно, на ногу наступает, но при этом резко усиливаются
боли в области наружной поверхности левого голеностопного сустава. При
обследовании - состояние удовлетворительное; в области наружной поверхности
левого голеностопного сустава - отечность и кровоизлияния в мягкие ткани, при
пальпации - болезненность. Активные и пассивные движения в левом голено-
стопном суставе ограничены из-за боли. Патологической подвижности в суставе
нет. На рентгенограмме костной патологии не выявлено.
Задания. О какой травме идет речь? Выставьте сестринский диагноз.
Окажите первую доврачебную помощь.
Задача М 5
Больной во время игры в футбол упал на правую руку, почувствовал резкую
боль в правом плечевом суставе. При обследовании состояние относительно
удовлетворительное. Положение правой руки вынужденное, отмечается полное
отсутствие как активных, так и пассивных движений в плечевом суставе. При
пассивном движении определяется пружинящая фиксация. В области правого
плечевого сустава - отечность тканей и деформация, боли при пальпации. На
рентгенограмме - полное смещение суставных поверхностей, образующих сустав.
Задания: О какой травме идет речь? Выставьте сестринский диагноз.
Окажите первую доврачебную помощь.
Задача № 6
Больной упал на ноги с высоты около 4 м. Почувствовал резкую боль в средней
трети левого бедра. При обследовании - состояние тяжелое, бледен, несколько
заторможен. АД - 80/60 мм рт. ст., пульс - 115 уд./мин, слабого наполнения. При
малейшем движении левой ногой возникают резкие боли в средней трети бедра.
Нижняя треть бедра и голень ротированы наружу. В средней трети левого бедра -
деформация, патологическая подвижность, костная крепитация, боли при
пальпации.
Задания. Выставьте сестринский диагноз. Определите потенциальные
проблем пациента при этой травме. Какая первая медицинская помощь должна
быть оказана?
Терминологический диктант
Травма - это внезапное одномоментное воздействие на организм внешних
факторов: механических, термических, химических, электрических, вызвавших
анатомические или функциональные нарушения в органах и тканях.
Травматология - наука о повреждениях человеческого тела, возникающих под
воздействием агрессивных внешних факторов, нарушающих целостность и
функцию организма.
Травматизм — совокупность травм, повторяющихся при определенных
обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок
времени.
Репозиция — устранение смещения (вправление костных отломков).
Крепитация — шум трения костных отломков.
Иммобилизация — удержание костных отломков в неподвижном положении,
транспортная иммобилизация удерживает отломки в том положении, в котором
они оказались в результате перелома. Лечебная иммобилизация удерживает их в
правильном положении до сращения.
Лонгета - это желобок из гипса по форме конечности, фиксируемый к конечности
мягким бинтом;
Вывих — стойкое смещение суставных поверхностей костей.
Деформация — нарушение конфигурации (искривление).
Моделирование шины — придание шине определённой конфигурации.
Перелом — нарушение целостности кости.
Протез — приспособление, замещающее утраченный орган.
Рана — нарушение целостности кожи и слизистых.
Репозиция — сопоставление (отломков кости).
Экстензионное устройство — устройство для вытяжения конечности (при пере
ломах со смещением).
Самостоятельная работа студентов по отработке практических
манипуляций
Преподаватель
формирует
пары
студентов,
которые
друг
на
друге
отрабатывают практические навыки по очереди. Затем они дают оценку друг
другу. При этом сам преподаватель внимательно контролирует ответы студентов,
следит за соблюдением алгоритмов выполнения манипуляций.
Обобщение
Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку работы студентов во
время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает положительные и
отрицательные стороны в ответах студентов, выводит общие оценки исходя из
результатов
фронтального,
индивидуального
опросов,
тестового
контроля,
терминологического диктанта, решении задач,
демонстрации практических
навыков по наложению транспортных шин Дитерехса, Крамера, косыночной
повязки, приготовлении гипсового бинта. Затем каждому студенту выставляется
средний балл в журнал за подготовленность к домашнему заданию и отдельно
оценка в манипуляционную тетрадь за выполнение практических навыков.
Задание на дом
Тема: «Сестринский процесс при повреждениях позвоночника, спинного мозга и
костей таза».
Рекомендуемая литература:
1.
Учебное издание Шевченко А. А. Клинический уход за хирургическими
больными. «Уроки доброты». 2010 г
2.
Учебное издание Дмитриева З.В. Теплова А.И. Теоретические основы
сестринского дела в хирургии. 2009 г.
3.
Сестринское дело в хирургии. Барыкина В.А., Зарянская В.Г.
2007г.
4.
Теория и практика сестринского дела в хирургии.
Баурова Л.В.
Демидова Е.Р. 2010 г.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Использованная литература
1.
Аркацева СЛ. Обучение практическим навыкам в системе среднего
медицинского образования, 1997.
2.
Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Хирургия. — М.: Медицина, 1998.
3.
Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Медицина, 2002.
4.
Горобец Е.С. Основы современного представления о послеоперационном
обезболивании // Материалы симпозиума «Анальгезия в хирургии»,
2000.
5.
Мокеев И.Н. Инфузионно-трансфузионная терапия. — М., 1998.
6.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела. — М.:
Родник, 1998.
7.
Перфильева Г.М. Сестринский процесс // Медицинская сестра. 1999, №2.
8.
Соколова Т.Р. Концепция сестринского диагноза // Медицинская
помощь, 2000, №5.
9.
Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. — М.: АНМИ, 1997.
10.Методические рекомендации Московского городского ожогового центра,
1999.
11.Материалы второй научно-практической конференции,
«Внутрибольничные инфекции в стационарах различного профиля». —
М., 2004.
12.Письмо Минздрава России от 06.01.04 №2510/90 «О действующих
нормативных и методических документах по эпидемиологии»
13.Сестринская помощь в периоперативном периоде: Учебное пособие:
/Под общей ред. Г.М. Перфильевой, 2000.
.