Автор: Муллакаева Алия Кармантаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №63"
Населённый пункт: г.Магнитогорска Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока «Измерение кислотности (pH) различных напитков, используемых школьниками в пищу».
Раздел: среднее образование
Учитель биологии высшей категории
МОУ «СОШ № 60» г.Магнитогорска
Муллакаева А.К.
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:
«Измерение кислотности (рН) различных напитков,
используемых школьниками в пищу».
Тип урока: Лабораторная работа
Цель урока: показать различие кислотности (водородного показателя рН)
распространенных напитков с помощью датчиков цифровой лаборатории.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Связанные с формированием общенаучных знаний:
o
повторить понятие кислотности в биологии, желудочный сок, строение
стенки желудка
2. Связанные с формированием общепредметных знаний:
o
повторить понятия водородный показатель
o
повторить единицы измерения водородного показателя
3. Связанные с формированием опыта деятельности:
o
дать возможность учащимся использовать знания о работе с приборами для
исследования водородного показателя различных напитков;
Развивающие:
o
дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
o
развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на
уроке;
o
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития
их логического мышления;
o
поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и
рефлексию отдельных этапов урока;
o
для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися
информации в тетради;
o
для развития слуховой памяти проговаривать определения;
o
для развития зрительной памяти вести записи на доске;
Воспитательные:
Воспитывать умения:
o
выполнять определенные виды работы сообща;
o
выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
o
эстетически оформлять записи в тетрадях и на доске.
Оборудование
урока:
проектор;
электронный
ресурс,
цифровая
лаборатория
«Архимед», датчик рН 0-14, компьютер Nova 5000SX; исследуемые жидкости: вода,
молоко, минеральная вода, сок апельсиновый, сок персиковый, кока-кола, чай.
Ход урока
Этап урока
Время
Работа учителя
Работа учащихся
I. Вводная часть
I. Организационный момент
1-2 мин.
Проверка готовности
класса к уроку.
Настрой на работу.
Подготовка к
уроку, проверка
присутствую-щих.
комментарий
II. Постановка цели урока
Актуализация знаний.
Повторение теоретического
материала.
2-3 мин.
Повторение понятия
«водородный
показатель». Повторение
строения стенки желудка
и состава желудочного
сока.
Отвечают на
вопросы учителя.
Мотивация на работу на
уроке с цифровым
оборудованием
4-6 мин.
После повторения
основных теоретических
вопросов ученикам
предлагается пересесть за
рабочие места с ЦЛ
«Архимед» и провести
эксперимент,
подтверждающий
различие рН-показателя у
разных пищевых
напитков.
Пересаживаются
за рабочее место с
ЦЛ «Архимед»
комментарий
В классе имеется оборудованное отдельно рабочее место с
ЦЛ «Архимед» и ученические столы для теоретических
занятий.
III. Основная часть
Объяснение порядка работы,
цели и задачи работы.
5-7 мин.
На экране (с помощью
проектора) детям
Уяснение хода
выполнения
показывается цель и
задачи работы, ход
выполнения
лабораторной работы с
объяснением основных
этапов, подключения
датчиков. На столы
выдаются распечатки с
последовательностью
выполнения
лабораторной работы.
работы.
Устройство цифровой
лаборатории, предназначение
отдельных блоков
оборудования или приборов
4-6 мин.
Сборка и подключение необходимых датчиков
к Nova5000SX, раздача исследуемых
жидкостей.
комментарий
IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных
представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у
учащихся.
Проведение работы,
объяснения учителя.
10-15 мин.
Помощь при
необходимости
детям.
Выполнение работы.
Оценка результатов
исследования, погрешности
4-6 мин.
Составление графиков,
запись результатов.
Соотнесение полученных
результатов с
теоретическими
положениями.
Формирование вклада в
представление единой
картины мира.
7-9 мин.
Вопросы
для
обсуждения:
1.
Как влияет
повышенная
кислотность
напитка
на
желудок
человека?
2.
При
каких
заболеваниях
нельзя
употреблять
напитки
с
повышенной
кислотностью?
Отвечают на вопросы,
беседа с учителем.
Какие напитки
по показателю
рН наиболее
вредны
человеку?
комментарий
V. Краткий опрос учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и
проведения первичного закрепления материала
комментарий
VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению
Выдача задания на дом по
результатам проведенного
урока
2-3 мин.
Дома оформить на
компьютере отчет
о лабораторной
работе, письменно
ответить на
предложенные для
обсуждения
вопросы.
комментарий
VII. Завершение урока
Подведение итогов
2-3 мин.
Наведение
порядка на
рабочих столах,
приведение в
порядок и сдача
датчиков.
комментарий
Порядок выполнения работы:
1.
Подключите к датчику Ph электрод для измерения кислотности.
2.
Соедините компьютер Nova 5000SX с датчиком соединительными проводами.
3.
Включите компьютер Nova 5000SX.
4.
Загрузите программу (Пуск/Программы/Наука/MultiLab)
5.
В подготовленную емкость налейте жидкость, кислотность которой будете
измерять, подпишите маркером емкость.
6.
С электрода аккуратно отсоедините защитный колпачок с жидкостью (защитный
колпачок отставить в сторону до завершения исследования)
7.
В меню программы выберите: Регистратор/Пуск/Настройки
8.
В закладке «Частота» выберите частоту замеров: «Каждые 10 секунд»
9.
Погрузите электрод в сосуд с исследуемой жидкостью
10. В верхнем меню выберите: Регистратор/Пуск
11. Произведите замеры в каждом исследуемом сосуде, вычислите среднее значение
показателя: Исследование/Анализ/Статистика/Среднее.
12. Результаты сохраните в файле.
13. Экспортируйте данные в Электронные таблицы.
14. Отсортируйте полученные данные по возрастанию (или убыванию), постройте
гистограмму по полученным данным.
15. Распечатайте полученную таблицу, выделите красным цветом напитки,
обладающие повышенной кислотностью.
16. Составьте таблицу и внесите данные, постойте график:
Наименование жидкости
Среднее значение Ph
1
Вода (водопроводная)
2
Вода минеральная
3
Молоко
4
Чай
5
Сок апельсиновый
6
Сок персиковый
7
Кока-Кола
Ответьте на вопросы и сделайте вывод:
1.
Как влияет повышенная кислотность на желудок человека?
Злоупотребление продуктами с кислым показателем рН 1.9–6.9 может привести к
язве желудка, хроническим заболеваниям кишечника. Из-за этого у человека нарушается
кислотно-щелочное
равновесие,
развивается
либо
избыточная,
либо
повышенная
кислотность.
2.
При каких заболеваниях нельзя употреблять напитки с повышенной кислотностью?
При гастрите и язвенной болезни желудка.
3.
Какой показатель рН считается нейтральным?
рН=7
4.
Какие напитки по показателю Ph наиболее вредны для человека?
Кола, сок апельсиновый
5.
Создайте отчет по проделанной лабораторной работе. Отчет должен содержать
гистограммы полученных данных, ответы на вопросы и выводы.
Человеку
следует
следить
за
тем,
какие
продукты
он
употребляет.
Злоупотребление продуктами с кислым показателем рН 1.9–6.9 может привести к
гастриту, язве желудка, хроническим заболеваниям кишечника. Из-за этого у человека
нарушается
кислотно-щелочное
равновесие,
развивается
либо
избыточная,
либо
повышенная кислотность.
Употребление большого количества апельсинов оказывает раздражающее влияние
на слизистую оболочку желудка, кишечника и на почки. Следовательно, апельсины не
рекомендуются при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, энтеритах,
при гастритах с повышенной кислотностью желудочного сока, колитах и обострении
воспалительных заболеваний кишечника, при холецистите, гепатите и остром нефрите.
Режим – прежде всего!
Профилактика гастритов – хорошее питание, гигиена и режим. Чай и кофе надо
пить некрепкие, чтобы не раздражали слизистую. Лучше избегать жирных и жареных блюд,
острых приправ – или хотя бы есть их изредка, в меру. Вредны газированные напитки: они
приводят к повышению кислотности, забросу кислого содержимого из желудка в пищевод.
Охрана здоровья и рН
Человеку следует следить за тем, какие продукты он употребляет. Злоупотребление
продуктами с кислым показателем рН 1.9–6.9 или повышающих кислотность (мясо, рыба,
хлеб и макароны, твердые сыры, сладкое, кофе и т.д.) может привести к ломкости костей,
язве желудка, хроническим заболеваниям кишечника. Из-за этого у человека нарушается
кислотно-щелочное
равновесие,
развивается
либо
избыточная,
либо
повышенная
кислотность.
Для восстановления кислотно-щелочного равновесия необходимо употреблять
большое количество зелени, овощей и фруктов, выпивать каждый день по стакану
натурального фруктового, а лучше овощного сока (они являются природными буферами).
Повышенная щелочность у людей встречается крайне редко.