Автор: Силинская Инна Ивановна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ( по классу АККОРДЕОНА)
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа исскусств"
Населённый пункт: г. Зея Амурская область
Наименование материала: методический разработка
Тема: "Методика обуния на инструменте"
Раздел: дополнительное образование
1
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Северо-Кавказский государственный институт искусств»
Колледж культуры и искусств
Рабочая программа
учебной дисциплины
МДК.02.02.
Методика обучения игре на инструменте
(баян, аккордеон)
для специальности
53.02.03 Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов)
Инструменты народного оркестра
Нальчик, 2017
2
Рабочая программа МДК.02.02. «Методика обучения игре на инструменте»
(баян, аккордеон) одобрена предметно-цикловой комиссией «Инструменты
народного оркестра»
Протокол № 1
От «28» августа 2017 г.
Председатель ПЦК ----------- / Каширгова М.Л.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности: 53.02.03 «Инструментальное исполнительство»
(по видам инструментов) Инструменты народного оркестра.
Разработчик:
Чепурной А.П., преподаватель ПЦК
Эксперты:
Каширгова М.Л., председатель ПЦК
Шарибов В.Х., профессор СКГИИ
3
Структура программы:
1. Цель и задачи курса.
2. Требования к уровню освоения содержания курса.
3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности.
4.
Содержание
курса
и
требования
к
формам
и
содержанию
текущего,
промежуточного,
итогового
контроля
(программный
минимум,
зачетно-
экзаменационные требования).
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.
6. Материально-техническое обеспечение курса.
7. Методические рекомендации преподавателям.
8.
Методические
рекомендации по
организации самостоятельной
работы
студентов.
9. Перечень основной учебной литературы.
4
Объём курса – 104 час.
Максимальная нагрузка – 156 час.
Самостоятельная работа – 52 час.
Занятия м./групповые
1.
Цель и задачи курса.
Цель курса «Методика обучения игре на инструменте» - дать учащимся
теоретические
и
практические
знания,
необходимые
для
педагогической
работы в детских музыкальных школах. Изучение курса методики следует
вести в тесной связи с психолого-педагогическим циклом, педагогической
практикой, с одной стороны, и специальным классом баяна (аккордеона,
национальной гармоники), а также с другими музыкальными дисциплинами.
Полученные знания позволят студенту самостоятельно решать вопросы
профессионального характера, критически подходить к своей педагогической
и
исполнительской
деятельности,
анализировать
опыт
выдающихся
музыкантов и педагогов, избирать новые формы преподавания. Студенты
должны уметь критически анализировать изданные методические работы и
учебные пособия, касающиеся проблем педагогики и исполнительства на
баяне
(аккордеоне,
национальной
гармонике).
«Методика обучения игре баяне (аккордеоне)» в колледже культуры и
искусств
является
составной
частью
профессиональной
подготовки
студентов по специальности 53.02.03 «Инструменты народного оркестра».
Данный предмет предусматривает приобретение навыков необходимых для
дальнейшей
педагогической
работы
в
системе
начального
музыкального
образования. Наряду с приобретением навыков педагогической работы в
задачи предмета входят также привить учащимся интерес к педагогической
деятельности;
обучить
методике
учебно-воспитательной работы
в
классе
национальной
гармонике;
освоить
учебный
материал
по
специальному
инструменту; развить у учащихся творческие способности, стремление к
совершенствованию своего профессионального мастерства.
Рабочая программа по дисциплине «Методика обучения игре на баяне,
аккордеоне» составлена в соответствии с требованиями к обязательному
минимуму
содержания
и
уровню
подготовки
специалиста
по
циклу
«Специальные дисциплины».
5
Задачи курса.
Основная задача начального этапа - привить интерес к музыкальной
педагогике. В течение третьего курса педагог, ведущий курс методики,
должен подготовить студентов к прохождению педагогической практики,
дать объем теоретических знаний и практических навыков, необходимых для
работы с начинающими.
За время обучения необходимо подготовить специалиста, умеющего
самостоятельно выполнять все функции педагога ДМШ, владеющего
современной методикой обучения и воспитания.
2.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Формируемые компетенции : ОК 1 — 9 , ПК 2.1 - 2.8
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность
в
образовательных
организациях
дополнительного
образования
детей
(детских
школах
искусств
по
видам
искусств),
общеобразовательных
6
организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК
2.2.
Использовать
знания
в
области
психологии
и
педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и
анализу
учебного процесса,
методике подготовки
и
проведения урока
в
исполнительском классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК
2.5.
Применять
классические
и
современные
методы
преподавания,
анализировать
особенности отечественных и
мировых инструментальных
школ.
ПК
2.6.
Использовать
индивидуальные
методы
и
приемы
работы
в
исполнительском
классе
с
учетом
возрастных,
психологических
и
физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
организации образовательного процесса с учетом базовых основ педагогики;
организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня
подготовки обучающихся;
организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с
учетом возрастных и личностных особенностей;
уметь:
делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных
отношениях в педагогической деятельности;
пользоваться специальной литературой;
делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося;
знать:
основы теории воспитания и образования;
психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и
школьного возраста;
требования к личности педагога;
основные исторические этапы развития музыкального образования в России
и за рубежом;
творческие и педагогические исполнительские школы;
современные методики обучения игре на инструменте;
педагогический репертуар детских музыкальных школ и детских школ
искусств;
профессиональную терминологию;
порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного
7
образования,
общеобразовательных
организациях
и
профессиональных
образовательных организациях.
По окончании курса студент должен:
- Свободно владеть основными дидактическими принципами и применять их
на практике;
- владеть методикой определения и оценки музыкальных способностей
учащихся (музыкальный слух, ритм, память, моторика);
- знать основы организации учебного процесса в музыкальном учебном
заведении среднего звена;
- владеть основами звукоизвлечения, артикуляции и технологии специаль-
ного инструмента (баяна, аккордеона);
- уметь анализировать основные стилистические, художественные,
синтаксические, формообразующие, фактурные и др. особенности изучаемых
музыкальных произведений;
- владеть репертуарным минимумом музыкальных произведений из
репертуара специального класса баяна, аккордеона музыкальной школы
(полифонические произведения, крупная форма, пьесы средних и малых
форм, обработки народных песен и танцев, этюды на различные виды
исполнительской техники);
- изучить наиболее важные работы в области музыкальной педагогики.
методики и теории исполнительства.
3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности.
Распределение часов по темам:
VI семестр
1. Введение 2
2. Основные задачи и проблемы обучения баянистов, аккордеонистов,
гармонистов. 2
3. Принципы обучения и их применение в классе спец. инструмента. 2
4. Формы, методы и средства обучения. 2
5. Воспитательная работа педагога спец. класса 4
6. Комплекс музыкальных способностей. Выявление и развитие
способностей в процессе обучения. 4
7. Урок. Методика подготовки и проведения урока. 6
8. Организация самостоятельной работы ученика. 2
9. Начальный период обучения. 6
Контрольный урок. 2
10. Музыкально-выразительные возможности инструмента. 6
Звукоизвлечение на баяне, аккордеоне, гармонике.
11. Работа с учениками младших классов. 6
12. Особенности работы со старшеклассниками. 8
8
13. Подбор репертуара. Составление индивидуального рабочего плана
ученика. 4
14. Исполнительский и методический анализ произведения. 6
15. Работа над музыкальным произведением. 8
16. Публичное выступление. 2
VII семестр
17. Работа над мелодией и сопровождением. 4
18. Особенности работы над полифоническими произведениями. 4
19. Формирование техники. Работа над инструктивным материалом. 6
Контрольный урок. 2
20. Аппликатура на баяне, аккордеоне, гармонике. Основные
аппликатурные формулы и принципы. 4
21. Подбор по слуху, чтение с листа, транспонирование. 4
22. Учебная документация педагога ДМШ. 2
23. Методическая работа педагога. 2
24. Повышение педагогического мастерства. 2
Итого: 104
Методика тестирования и оценки уровня знаний студентов должна
основываться на принципах последовательности и доступности, а также
исходя из степени важности представленных в тестах вопросов.
Преподаватель может использовать методику текущих тестов (в начале
лекции предлагается несколько вопросов по предыдущей теме, на которые
студенты должны ответить по принципу «да»-«нет», либо выбрать
правильный вариант ответа), промежуточных тестирований (по окончании
освоения более крупного раздела), итогового тестирования в конце учебного
года (в котором будут представлены вопросы по всему курсу). Форма
аттестации: 5 семестр – контрольный урок, 6 – экзамен.
4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего,
промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-
экзаменационные требования).
В курс методики входят следующие сведения:
- педагогические принципы различных школ обучения игре на баяне
(аккордеоне);
- формирование отечественной педагогической школы; изучение опыта
выдающихся педагогов;
- роль педагога в воспитании молодого музыканта;
приемы педагогической работы; важнейшие предпосылки становления
9
музыканта - исполнителя;
- способы оценки и развития природных данных: музыкального слуха,
чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительского внимания,
художественного воображения, технического аппарата;
- организация и планирование учебного процесса в музыкальной школе и
училище;
- методика проведения урока;
- проведение контрольных мероприятий;
- обучение на разных этапах подготовки учащихся (специфические
особенности):
- исполнение произведений разных стилей и жанров — приемы работы;
- работы над техникой, овладение навыками звукоизвлечения, принципы
подбора аппликатуры;
- владение динамическими градациями, штрихам и;
- культура работы с авторским текстом, грамотность, осмысленность
фразировки, артикуляции и др.;
- представление о строении и возможностях инструмента.
Структурно курс строится на сочетании лекционных и практических
занятий.
Краткий конспект лекций
Тема 1. Введение.
Методика как учебная дисциплина. Значение курса, его связь с
другими предметами специального цикла, а также с педагогикой,
психологией, основами эстетики.
Основная методическая литература. Требования, предъявляемые
преподавателем.
Исполнительство на баяне, аккордеоне, гармонике. Основные этапы и
направления исполнительства на народных инструментах. Связь
музыкальной педагогики и исполнительства.
Тема 2. Основные задачи и проблемы обучения баянистов,
аккордеонистов, гармонистов.
Основные задачи, стоящие перед педагогом ДМШ:
- привитие ученику интереса к музыке, к занятиям на инструменте;
- формирование музыкального мышления;
- развитие способностей и качеств, необходимых для успешной учебы;
- обучение навыкам игры на инструменте и основам музыкально-
теоретических знаний;
- воспитание музыканта, формирование определенных черт характера и
норм поведения.
Общие и частные проблемы музыкальной педагогики:
- гармоничное развитие всех сторон дарования ученика;
1
0
- пробуждение инициативы и самостоятельности учащегося;
- формирование творческой личности;
- поиск новых путей и средств активизации учебного процесса;
- сочетание академического и фольклорного направления;
- освоение выборной клавиатуры;
- аппликатурные проблемы.
Основные тенденции современной музыкальной педагогики:
- работа с учениками, основанная на формировании слухо-ритмических
представлений;
- опора в воспитании и обучении на творческое музицирование.
Тема 3. Принципы обучения и их применение в классе
специального инструмента.
Определение основных принципов:
- научность обучения;
- воспитывающий характер обучения;
- систематичность и последовательность в обучении;
- доступность;
- наглядность;
- сознательное и прочное усвоение знаний;
- дифференцированный подход;
- связь теоретического обучения с практикой;
- единство технического и художественного развития музыканта;
- эстетическая увлекательность в обучении.
Характеристика каждого принципа, его значение и практическое
применение во время занятий. Взаимосвязь принципов между собой.
Тема 4. Формы, методы и средства обучения.
Индивидуальная, групповая и коллективная форма организации
занятий в ДМШ.
Традиционные и прогрессивные методы обучения и возможности их
применения в классе специального инструмента. Преимущества и
недостатки основных форм и методов обучения. Сочетание различных
методов и приемов обучения в зависимости от способностей и уровня
развития ученика, его характера, текущих задач в работе.
Средства обучения: наглядные пособия, технические средства,
оборудование, дидактический материал, учебная и нотная литература,
инструменты.
Средства педагогического воздействия: слово педагога, исполнение,
показ, а также воздействие взглядом, мимикой, жестом, прикосновением.
Похвала, порицание или нарочитая сдержанность в обращении с учащимся.
Обратная связь как реальный результат педагогического воздействия.
2.
Тема 5. Воспитательная работа педагога специального класса
1
1
3.
Связь обучения с воспитанием. Основные задачи воспитательной работы
ДМШ. Ответственность педагога по специальности за формирование
личности ученика. Музыка как средство воспитания.
4.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, пример,
педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций,
формирование общественного мнения, приучение. Возможности их
применения в процессе общения с учеником.
5.
Формы воспитательной работы в классе по специальности и вне стен
музыкальной школы: проведение бесед, лекций, диспутов, классных
собраний, обсуждение наиболее важных вопросов музыкальной и
общественной жизни, радио и телепередач, встречи с музыкантами-
исполнителями и композиторами, посещение концертов, театров, музеев,
репетиций оркестра и хора, вовлечение учеников в сферу музыкально-
общественной жизни, шефство учащихся старших классов над
младшими.
6.
Роль личности педагога и традиций в воспитательном процессе.
7.
Совместная работа с общеобразовательной школой и родителями по
воспитанию ребёнка. Контроль за самовоспитанием ученика.
8.
Планирование воспитательной работы.
9.
Тема 6. Комплекс музыкальных способностей. Выявление и развитие
способностей в процессе обучения
10.
Определение способности. Комплекс способностей, необходимых для
успешного обучения игре на музыкальном инструменте. Музыкальные и
общие способности. Роль педагога в выявлении и изучении способностей
ученика.
11.
Свойства музыкального слуха: звуковысотный (относительный,
абсолютный), гармонический, тембровый, цветной, внутренний,
внешний.
12.
Музыкально-ритмическая способность: восприятие ритмического
рисунка и метрической пульсации, темповых соотношений, способность
ощущать ритмические колориты.
13.
Музыкальная память как синтетическое понятие, включает в себя
слуховую, двигательную, зрительную, логическую, тактильную,
эмоциональную разновидности памяти. Память непроизвольная и
направленная.
14.
Двигательные способности:
15.
-строение рук и пальцев, их гибкость, подвижность, пространственная
точность;
16.
- способность быстро приспосабливаться к различным игровым
положениям;
17.
- способность быстро решать различные технические задачи.
18.
Исполнительские способности:
- способность воспламеняться музыкой;
1
2
- стремление к воплощению в музыке; к общению со слушателями;
умение концентрировать внимание и правильно распределять его во
время игры;
- умение управлять своим эмоциональным тонусом;
- умение мобилизовать свою исполнительскую волю.
Творческие задатки:
- воображение, фантазия, образное восприятие;
- способность гармонизовать, варьировать и обрабатывать музыкальный
материал;
- склонность к импровизации;
- способность к сочинению музыки.
Методика проведения приемных испытаний.
Способы и приемы развития музыкальных способностей.
Гармоничность развития в процессе занятий. Способы активизации
творческого роста ученика.
Тема 7. Методика подготовки и проведения урока.
Урок как основная форма обучения и воспитания в ДМШ. Основные
элементы урока. Типы уроков.
Построение урока:
- типовое (проверка домашнего задания, привитие новых навыков и сообще-
ние новых знаний, оценка домашней и классной работы, задание на дом);
- в зависимости от целевой установки;
- в зависимости от стадии работы над музыкальным произведением.
Варьирование построения урока внесение импровизационных моментов
при его проведении.
Распределение времени урока. Распределение материала между
уроками. Различные формы проверки проделанной учеником работы.
Атмосфера урока, дисциплина на уроке. Требования к педагогу во
время проведения урока.
Возможные ошибки и недостатки при проведении урока.
Методика подготовки педагога к уроку:
- анализ предыдущих уроков;
- отбор материала к уроку, его проработка и редактирование;
- подбор наглядности и технических средств;
- планирование уроков;
- материальное обеспечение урока.
Тема 8. Организация самостоятельной работы ученика.
Формирование самостоятельности ученика - один из основных принципов
обучения.
Задачи, стоящие перед педагогом:
- привить интерес к самостоятельной работе;
- сформировать качества, необходимые для самостоятельной работы;
- научить ученика самостоятельно приобретать знания;
- научить самостоятельно разучивать музыкальное произведение и работать
1
3
над ним;
- научить самостоятельно контролировать и оценивать свои действия.
Организация самостоятельной работы ученика в классе.
Преемственность методики классной работы и самостоятельной работы
ученика дома.
Возрастание объема самостоятельной работы по мере развития ученика.
Система домашних занятий:
- подготовка рабочего места;
- распределение времени занятий;
- порядок распределения материала и последовательность работы;
- постановка задач и определение способов работы;
- анализ проделанной работы.
Наиболее распространенные ошибки и отрицательные моменты во
время домашней самостоятельной работы ученика.
Условия улучшения самостоятельной работы ученика. Самообра-
зование.
Тема 9. Начальный период обучения.
Значение данного этапа в общем процессе обучения.
Основные задачи начального этапа:
- найти контакт с учеником;
- умело ввести ученика в мир музыки;
- выявить музыкальные и мыслительные способности ученика, его интересы,
склонности, особенности психики;
- познакомить с инструментом, показать его возможности;
- решить вопросы постановки и сформировать основные игровые навыки;
- освоить нотную запись и основы музыкальной грамоты;
- объяснить как правильно и с максимальной пользой заниматься на
инструменте.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика при решении
основных задач начального этапа обучения.
Специфика обучения на данном этапе и основные методические прин-
ципы. Опора на слуховые представления ученика, увлекательность занятий.
Подготовительные упражнения для рук и пальцев. Возможные ошибки в
постановке инструмента и рук и способы их преодоления.
Содержание и направленность первых занятий. Очередность задач.
Методика формирования начальных игровых навыков. Первые упражнения
на инструменте.
Методическая литература для работы с начинающими. Критический
обзор школ и самоучителей игры на баяне, аккордеоне, национальной
гармонике.
Тема 10. Музыкально-выразительные возможности инструмента.
Звукоизвлечение на баяне, аккордеоне, гармонике.
Средства музыкальной выразительности - мелодия, гармоническая
основа, ритм, лад, тональность, регистры, темп, динамика, фразировка,
штрихи, фактура, форма.
1
4
Возможности баяна, аккордеона, гармоники для передачи выразитель-
ных средств и особенности их передачи. достоинства и недостатки инстру-
мента.
Система звукообразования: палец - клавиша - рычаг клапан - воздух -
резонатор - планка язычок - звук.
Способы туше: нажим - отпускание, толчок - снятие, удар - отскок,
скольжение - срыв. Упомянуть частичное открытие клапана.
Основные способы ведения меха: ровное, ускорение и замедление
движения, рывок. Более сложные — пунктирное ведение, тремоло мехом,
вибрация.
Три фазы формирования звука: атака, стационарная часть, окончание.
Различные варианты звукообразования: пальцевая атака и окончание,
атака и окончание мехом, комбинированный способ звукоизвлечения.
Зависимость характера Звучания от содержания произведения.
Основные штрихи: легато, нон легато, стаккато. В старших классах
разновидности основных штрихов, а также портато, деташе, глиссандо,
вибрато, специфические приемы игры (музыкальные и шумовые). Последова-
тельность изучения штрихов.
Музыкальный слух как важнейшее средство организации и контроля
процесса звукоизвлечения.
Тема 11. Работа с учениками младших классов.
Возрастная характеристика ребенка 8-10 лет. Отличие задач начального
этапа от обучения учащихся младших классов. Переход от ознакомления к
закладке прочного фундамента знаний и игровых навыков, от изучения
ученика к планомерному формированию необходимых качеств: внимания,
трудолюбия, усидчивости, интеллекта, слуха, памяти, чувства ритма, лада,
ощущения формы, эмоционального строя, эстетического вкуса.
Обучение основам грамотного разбора нотного текста, умению сначала
делать простейший анализ разучиваемых примеров и пьес, а затем и более
углубленный.
Обучение методике чтения нот группами с последующим переходом к
непрерывной читке.
Овладение основными способами организации аппликатуры:
последовательное движение пальцев, подкладывание, перекладывание,
подмена пальцев.
Формирование внимания ученика, привитие умения вслушиваться в
свою игру. Обучение методике работы над произведением. Отличие игры на
инструменте от работы за инструментом.
Развитие технической базы ученика. Систематизация технических задач
в порядке изучения приемов игры и по степени трудности.
Работа над звуком: достижение звуковой выразительности, умение
слышать и вести звук, «брать дыхание».
Опора при решении всех перечисленных задач на принцип
равномерного развития ученика. Недопустимость искусственного
форсирования его развития.
1
5
Постепенное увеличение времени работы над произведениями на уроке.
Принципы подбора репертуара для учащихся младших классов:
- выпуклая образность музыкальной ткани;
- лаконичность и четкость музыкальной формы;
- предельная конкретность выразительных средств;
- изложение, соответствующее возрастным свойствам детской моторики.
Программные требования для учащихся 1-2 классов.
Анализ репертуарных сборников для учащихся младших классов.
Тема 12. Особенности работы со старшеклассниками.
Особенности подросткового возраста. Умение педагога нейтрализовать
негативные моменты и «сыграть» на стремлении учащегося проявить себя, на
зарождающемся интересе к отдельным областям знаний.
Основные задачи данного этапа обучения: развитие эмоциональности,
интеллекта, самостоятельности, исполнительских способностей, расширение
технической оснащенности, углубленная работа над звуком,
выразительностью исполнения, формирование репертуарного багажа,
приобщение к творческой деятельности.
Деление учащихся на 2 группы в соответствии с различными типами
музыкально-исполнительской индивидуальности:
1 группа - ориентация на обще-музыкальное развитие;
2 группа — ориентация на профессиональную подготовку.
Построение работы с учеником в соответствии с выбранным направлением.
Особенности проведения уроков со старшеклассниками:
- меняется стиль занятий, занимательность для малышей и осознанное
отношение к работе старшеклассников;
- увеличивается объем самостоятельной работы;
- повышаются исполнительские требования;
- больше внимания уделяется теоретическому материалу, анализу
произведений;
- меняется подход к подготовке выступления на сцене.
Принципы подбора музыкального материала для изучения в старших
классах:
- расширение объема произведений и увеличение сложности фактуры
изложения;
- включение более сложных элементов исполнительской техники;
- освоение новых приемов звукоизвлечения и меховедения;
- охват широкого круга музыкальных образов, различных форм, стилей,
жанров.
Использование метода эскизного прохождения произведения.
Пополнение репертуарного багажа чтением с листа и подбором по слуху.
Приобретение ансамблевых и аккомпаниаторских навыков.
Применение в работе со старшеклассниками аудиовизуальных средств.
Программные требования для старшеклассников. Рекомендуемый
музыкальный материал.
Тема 13. Подбор репертуара. Составление индивидуального рабочего плана
1
6
ученика.
Определение. Значение репертуара в обучении и воспитании ученика.
Принципы подбора репертуара:
- художественная ценность произведения;
- педагогическая целесообразность;
- доступность по содержанию и техническим возможностям;
- жанровое, тематическое, фактурное разнообразие;
- учет пожеланий самого ученика;
- возможность использования в концертах.
Ориентация на программу и прилагаемые к ней репертуарные списки.
Содержание репертуара ДМШ и источники его пополнения.
Составление индивидуального плана работы с учениками. Основные разделы
плана:
- задачи на планируемый период;
- изучение нового материала;
- повторение пройденных пьес;
- произведения для самостоятельного разучивания;
- технический материал;
- материал для чтений и транспонирования;
- пьесы для ансамблевого исполнения.
Характеристика ученика — составная часть индивидуального плана. В
ней отражаются психические и физические особенности ученика,
музыкальные данные и степень их развития, работоспособность,
успеваемость, отношение к занятиям, успехи и недостатки, достигнутый
уровень в овладении инструментом.
Количество и качество отобранных для работы произведений.
Перспективное планирование.
Тема 14. Исполнительский и методический анализ произведения.
Основные задачи исполнительского анализа:
- постижение содержания музыкального произведения;
- осмысливание музыкально-выразительных средств, запечатленных в
нотном тексте;
- поиск исполнительских средств, необходимых для передачи авторского
замысла.
Цель педагогического анализа — оценка произведения по степени его
трудности и целесообразности включения его в репертуар ученика,
постижение путей овладения необходимыми исполнительскими средствами,
определение встречающихся технических и исполнительских трудностей и
нахождение способов их преодоления.
Основы анализа: нотный текст, авторские и редакторские указания,
собственное исполнение, вслушивание в музыкальную ткань.
Схема анализа. Движение от художественно-содержательных к
методико-технологическим моментам. Вспомогательный материал для
изучения данного произведения.
1
7
Использование анализа при выборе произведения, при составлении
исполнительского плана и плана работы над произведением.
Тема 15. Работа над музыкальным произведением.
Умение работать над музыкальным произведением - особо важный
момент в обучении игре на инструменте.
Цель работы - раскрытие художественного содержания произведения.
Основа работы - процесс постепенного углубления в содержание
произведения и все более полное воплощение его на инструменте.
Этапы работы над музыкальным произведением:
- предварительное ознакомление с произведением;
- изучение объективных данных;
- детальный разбор и работа по кускам;
- отработка трудных мест;
- сведение частей в целое;
- окончательная отработка произведения;
- выигрывание;
- обыгрывание;
- проверка во время концертного исполнения;
- доработка и консервация.
Характеристика каждого этапа. Различный подход к заучиванию
произведения наизусть.
Рациональная аппликатура и правильная смена движения меха —
условие успешной работы над разучиваемым произведением.
Методы работы: чередование игры каждой рукой и двумя руками
вместе, работа по частям и целиком, проигрывание в разных темпах,
исполнение каждого элемента и всей фактуры, игра со счетом вслух и про
себя, отдельная проработка трудных мест, применение различных вариантов,
подбор вспомогательного технического материала, чередование работы по
нотам и наизусть, на инструменте и без него.
Особенности работы над произведениями, переложенными для баяна,
аккордеона, гармоники. Различия в характере работы над произведением с
учетом индивидуальности ученика. Зависимость работы от степени
утомленности, сосредоточенности внимания и слуха, веры в свои силы,
наличия целей и стимулов.
Методика эскизного освоения музыкального материала. Критерии
готовности музыкального произведения.
Тема 16. Публичное выступление.
Выступление на сцене - итог работы над произведением.
Подготовка к концерту:
- воспитание эстрадных качеств;
- различные формы подготовки произведения к концерту;
- режим в день выступления;
- занятия на инструменте;
- психологический самонастрой;
1
8
- разыгрывание;
- напутствие перед выходом;
- выход на сцену.
Эстрадное волнение. Причины его появления и способы преодоления.
Поведение на сцене. Контроль за исполнением и реакцией зала. Умение
мобилизовать и правильно распределять внимание, управление
эмоциональным тонусом, сочетание «сделанности» игры с
импровизационностью, учет акустики помещения и состояния
исполнительского аппарата, правильный расход энергии во время
выступления.
Оценка и обсуждение концертного выступления. Анализ неудач на
эстраде, возможности их предотвращения.
Тема 17. Работа над мелодией и сопровождением.
Мелодия - главный элемент музыкально-художественного образа.
Выявление мелодии. Анализ мелодии. Определение объема фраз и
кульминационных точек. Зависимость фразирования от содержания и
структуры произведения от правильно выбранной аппликатуры, смены меха,
штрихов. Интонирование мелодии.
Способы разучивания мелодии:
- слуховое освоение мелодии, ее запоминание;
- показ рукой направления движения мелодической линии;
- простукивание ритмического рисунка;
- сольфеджирование мелодии;
- игра со счетом;
- игра и сольфеджирование;
- игра и мысленный контроль за точностью и качеством исполнения.
Аккомпанемент - гармоническая и ритмическая опора мелодии.
Значение аккомпанемента в выявлении характера пьесы, в создании
музыкального образа. Анализ аккомпанемента.
Способы работы над аккомпанементом:
- проработка встречающихся ритмических и гармонических сочетаний;
- отдельная работа над партией аккомпанемента;
- исполнение аккомпанемента при мысленном или реальном пропевании
мелодии. Связь мелодии и сопровождения. Варианты работы:
- разделение партий мелодии и аккомпанемента между учеником и
педагогом;
- исполнение самим учеником поочередно то мелодии, то аккомпанемента;
- одновременное исполнение мелодии и сопровождения и мысленный
контроль за одной из партий.
Способы выделения главного музыкального материала.
Тема 18. Особенности работы над полифоническими произведениями.
Роль полифонической музыки в развитии ученика. Возможности баяна,
аккордеона, гармоники для исполнения произведений полифонического
склада. Виды полифонического письма. Специфика полифонической
фактуры.
1
9
Основная задача — научить ученика одновременно слышать и вести
несколько голосов и сочетать их в единое целое. Введение в мир полифонии
и первые полифонические шаги ученика.
Анализ структуры произведения. Тема и работа над ней.
Способы работы над полифоническими пьесами:
- играть и сольфеджировать каждый голос отдельно;
- попеременное исполнение вслух и про себя;
- игра одного голоса с одновременным сольфеджированием другого;
- игра всех голосов с направлением внимания поочередно на каждый голос;
- в трехголосных произведениях игра пар голосов;
- поочередное исполнение в каждом голосе только отрезков, несущих
основное смысловое значение;
- работа в ансамбле ученик-педагог.
Приемы достижения выразительности каждой мелодической линии.
Использование динамики, артикуляции, туше, фразировки, регистров для
передачи соотношения голосов. Прием «мысленной инструментовки»
полифонической ткани.
Особенности исполнения полифонии. Недостатки при исполнении.
динамика, аппликатура и меховедение при исполнении полифонии.
Исполнение мелизмов в музыке старинных авторов. Сравнительный
анализ редакций.
Музыкальный и методический материал для работы над полифонией.
Тема 19. Формирование техники. Работа над инструктивным
материалом.
Общее понятие об исполнительской технике. Единство музыкального и
технического
развития
—
главный
принцип
музыкальной
педагогики.
Техника в широком и узком смысле. Техника мелкая и крупная. Свобода
движений — необходимое условие достижения художественного результата.
Основные
виды
техники
правой
и
левой
руки
исполнителя.
Техническая оснащенность ученика.
Условия
правильной
работы
над
техникой
и
основные
и
основные
принципы
воспитания
техники:
-
осознание
звуковых
задач;
-
мышечная
свобода;
-
гибкость,
эластичность,
рациональность
движения;
-
пространственная
и
временная
точность;
-
уверенность
в
своих
действиях;
-
постоянный
слуховой
контроль.
Гармоничность
технического
развития
ученика.
Заготовка
впрок
основных
технических
приемов
и
повседневная
работа
по
решению
технических
задач.
Последовательность
и
систематичность
в
работе
над
техникой.
Недостатки
в
технической
работе
ученика.
Упражнение как средство для развития и совершенствования техники.
Применение
упражнений:
2
0
-
упражнения
для
ликвидации
технического
отставания
ученика;
-
упражнения,
способствующие
преодолению
текущих
затруднений;
-
упражнения
для
шлифовки
технических
приемов;
-
упражнения
для
разыгрывания.
Преодоление
технических
трудностей.
Использование
различных
методов
работы:
-
вычленение
простого
из
сложного;
-
метод
накопления;
-
метод
усложнения;
-
переключение
внимания
на
общие
моменты
исполнения;
-
метод
откладывания;
-
метод
вариантов.
Гаммы,
арпеджио,
аккорды,
их
значение
в
техническом
развитии
ученика.
Способы
работы
над
основными
техническими
формулами,
требования
к
их
исполнению.
Специфика
работы
над
этюдами.
Подбор
этюдов
к
изучаемым
произведениям
художественного
репертуара.
Последовательность
работы
над
этюдом.
Программные требования по изучению инструктивного материала. Учет
индивидуальных
технических
возможностей
ученика.
Систематизация упражнений и этюдов для начинающих и для обучения
в
младших
и
старших
классах
ДМШ.
Тема
20.
Аппликатура
на
баяне,
аккордеоне,
гармонике.
Аппликатура
как
средство
выразительности
исполнения.
Значение
правильно выбранной аппликатуры. Сочетание четырех и пятипальцевой
аппликатурных
систем.
Позиции,
смена
позиций,
позиционная
игра.
Аппликатурные приемы: соответствие пальца определенному ряду (баян),
последовательное
движение
пальцев,
подкладывание,
перекладывание,
скольжение, смена пальцев на повторяющихся звуках, беззвучная подмена
пальцев
на
одной
клавише.
Основные закономерности исполнения одноголосного, гаммообразного
и
арпеджированного
движения,
хроматизма,
двойных
нот,
аккордов,
репетиций,
трелей,
скачков,
секвентных
оборотов.
Принципы
подбора
аппликатуры:
-
художественная
целесообразность;
-
учет
стилевых
особенностей,
характера
музыки;
-
соответствие
основным
аппликатурным
закономерностям;
-
техническое
удобство;
-
сохранение
естественного
положения
кисти
и
пальцев;
-
учет
индивидуальных
особенностей;
-
легкость
запоминания;
-
учет
координации
рук.
Вариантность
при
подборе
аппликатуры.
Определение
правильности
аппликатуры
при
проигрывании
в
настоящем
темпе.
Воспитание
аппликатурной
дисциплины
в
игре
учащегося.
Способы
достижения
2
1
аппликатурной
самостоятельности
ученика.
Аппликатура
на
выборном
инструменту.
Аппликатура
на
баяне
с
четырех
—
пятирядной
правой
клавиатурой.
Анализ
инструктивно-технической
и
методической
литературы
по
вопросам
аппликатуры.
Тема
21.
Подбор
по
слуху,
чтение
с
листа
и
транспонирование.
Роль
чтения,
подбора
и
транспонирования
в
системе
обучения
музыканта. Последовательность в работе: подбор и транспонирование по
слуху
-
чтение
с
листа
-
транспонирование
по
нотам.
Музыкальный материал для обучения игре по слуху. Упражнения на
усвоение мелодии и ритма. Формирование гармонических и двигательных
представлений.
Устойчивое слуховое представление музыкального материала - основа
транспонирования по слуху. Роль сознания в процессе транспонирования.
Постепенный переход от транспонирования подобранных по слуху мелодий
к транспонированию музыкального материала, усвоенного в оригинале по
нотам.
Отличие чтения с листа от разбора произведения. Развитие навыков
непрерывного
внимания
и
непрерывного
мышления,
идущих
несколько
впереди движений рук. Обучение умению делать краткий анализ, навыку -
видя, слышать и навыку - видя, ощущать, умению пользоваться группи-
ровкой,
фразировочными
лигами,
нотографическими
стереотипами,
контурными
очертаниями,
приемами
упрощения
фактуры.
Организация занятий по обучению чтению с листа. Подбор для чтения
циклов
произведений,
закрепляющих
типичные
фактурные
приемы.
Роль ансамблевого чтения.
19.
Два способа транспонирования: предварительное письменное
транспонирование с последующим разучиванием; транспонирование по
нотам непосредственно на инструменте.
Схема транспонирования по нотам: вижу – предслышу - перевожу в
заданную тональность – играю - контролирую.
Предпосылки качественного транспонирования: опора на слух,
хорошая читка, знание клавиатур, свободная ориентация в различных
тональностях.
Последовательность обучения транспонированию по нотам. Роль
предварительного анализа при транспонировании. Необходимость
развития у учащегося навыков транспонирования не отдельных звуков, а
звуковых комплексов, умения понимать гармонический смысл, функции
аккордов.
Систематичность в развитии навыков подбора, транспонирования и
чтения нот с листа. Включение навыков подбора, чтения и
транспонирования в творческую работу ученика.
Тема 22. Учебная документация педагога ДМШ.
Знакомство с учебными планами ДМШ. Учебная программа как
основной документ в работе педагога. Анализ программ для пяти и
2
2
семилетнего сроков обучения.
Различные образцы учебной документации, их значение и способы
ведения:
- журнал учета индивидуальных занятий;
- план индивидуальной работы с учащимся;
- личный план преподавателя;
- расписание;
- табель;
- личное дело ученика;
- дневник учащегося;
- журнал внеклассной работы и работы с родителями;
- отчет преподавателя о проделанной работе.
Систематизация учебной документации.
20.
Тема 23. Методическая работа педагога.
Методическая работа как составная часть педагогического труда.
Содержание методической работы:
- взаимный анализ преподавания;
- обобщение и внедрение лучших методов обучения;
- взаимный контроль за успеваемостью учащихся;
- совершенствование учебного процесса;
- изучение новейших достижений музыкальной педагогики;
- совершенствование исполнительского мастерства.
Формы методической работы:
- работа в составе отделения или цикловой комиссии;
- взаимопосещение уроков;
- проведение открытых уроков;
- творческий отчет преподавателя;
- написание рефератов и докладов;
- создание методических разработок;
- составление учебных пособий;
- обработка и переложение различных произведений;
- сольные выступления, игра в ансамбле или в качестве аккомпаниатора.
Тема 24. Повышение педагогического мастерства.
Любовь к профессии и высокая требовательность к себе - залог
успеха в работе. Основная цель - повышение уровня знаний - как общих,
так и узкопрофессиональных, накопление опыта работы.
Качества и способности, необходимые педагогу-музыканту, пути их
совершенствования и развития.
Формы повышения квалификации:
- изучение методической и нотной литературы;
- расширение общего кругозора, углубление знаний в смежных областях
искусства;
- обмен педагогическим опытом, использование положительного опыта
педагогов других специальностей;
- овладение новейшими техническими средствами, применяемыми в
2
3
обучении;
- систематические занятия на инструменте.
Государственная система повышения квалификации: семинары,
курсы, факультеты повышения квалификации, стажировка.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.
ППССЗ
обеспечена
учебно-методической
документацией
по
курсу
«Методика
обучения
игре
на
инструменте»
и
материалами
по
всем
дисциплинам, междисциплинарным курсам, видам практик.
Внеаудиторная
работа
обучающихся
сопровождается
методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, изданными
за
последние
5
лет,
а
также
изданиями
музыкальных
произведений,
специальными хрестоматийными изданиями, соответствующем требованиям
ООП.
Фонд
дополнительной
литературы
помимо
учебной
включает
официальные,
справочно-библиографические
и
специализированные
периодические издания.
Электронно-библиотечная система обеспечивает
возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой
точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Нотная и методическая литература:
Басурманов А. Работа баяниста над мелодией и сопровождением. — М.,1961
Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. -
М.,1977
Пуриц И. Специфика развития музыкального слуха у баянистов.
Сб. Проблемы педагогики и исполнительства на русских
народных инструментах, вып. 95. —М.,1987
Сурков А. Пособие для начального обучения на готово-выборном
баяне. —М.,1975
Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. —М.,1978
Паньков О. О работе баяниста над ритмом. —М.,1986
Чиняков А. Преодоление технических трудностей на баяне. —М., 1982
Ризель Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. —М.,1986
Мотов В., Гаврилов Л. Работа над музыкальным произведением. —М.,1961
Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе
баяна. —М.,1987
Говорушко М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста.
Сб. Вопросы музыкальной педагогики. вып. 6.- Л.1985
Судариков А. Исполнительская техника баяниста. —М.,1986
Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне
-М., 1980
2
4
Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального
мастерства баянистов и аккордеонистов. —М.,1991
Завьялов В. Баян и вопросы педагогики.-М.,1971
Завьялов В. Баянное искусство. - Воронеж, 1995
Демченко В. Технические упражнения для баяна. —М.,1967
Беньяминов Б. Гаммы и ежедневные упражнения баяниста. —М.,1964
Левин Ю. Ежедневные упражнения юного пианиста. —М., 1975
Брук Г. Об опыте организации труда преподавателей музыкальных школ.
-Пермь., 1980
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. —М.,1992
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к Музыке. —Л.,1989
Тургенева Э. Начальный период обучения игре на фортепиано /методическая
разработка/.-М.,1989
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. —Л.,1985
Фейгин М. Воспитание и совершенствование педагога-музьтканта.-М.,1973
Рабинович И. О работе над полифонией с учащимися начальных и средних
классов ДМШ. Сб. Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 2.
—М.,1965
Ройзман Л. Об исполнении украшений в произведениях старинных
композиоров. Сб. Очерки по методике обучения игре на фортепиано,
вып. 2.-М.,1965
Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. —М.,1981
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. —М.,1985
Браудо И. Артикуляция. —Л.,1961
Калинина Н. Клавирная музыка И.С. Баха в фортепианном классе. —Л.,74
Маккинон Л. Игра наизусть. —Л.,1967
Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. —М.,1968
Рафалович О. Транспонирование в классе фортепиано. —Л.,1963
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого
музицирования «Методическая разработка».- М., 1986
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. —Л., 1974
Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. —Л.,1963
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.-М.,75
Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. —Л.,1961
Спиридонова В. Исполнительский и методический анализ фортепианных
произведений /методическая разработка /.-М.,1983
Тургенева Э. Организация учебного процесса в младших классах
фортепиано.
-М.,1990
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.-Киев,1977,1979
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе
специального
фортепиано. —М.,1966
2
5
Терликова Л. Методика обучения беглому чтению нот с листа !методическая
разработка!. —М., 1989
6. Материально-техническое обеспечение курса.
Колледж
располагает
материально-технической базой,
обеспечивающей
проведение
всех
видов
лабораторной,
дисциплинарной
и
междисциплинарной
подготовки,
практической
работы
обучающихся,
предусмотренных учебным планом ССУЗа и соответствующей действующим
санитарным
и
противопожарным
правилам
и
нормам.
Материально-
технического обеспечение включает в себя: большой концертный зал на 250
посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим
оборудованием,
библиотеку,
читальный
зал,
лингафонный
кабинет,
помещения,
соответствующие
профилю
подготовки
«Инструменты
народного оркестра» специалистов, для работы со специализированными
материалами
(фонотеку),
необходимую
аппаратуру
для
прослушивания
аудиозаписей
и
просмотра
видеоматериалов,
учебные
аудитории
для
групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Для проведения
занятий по информатике имеется специальное помещение, оборудованное
персональными компьютерами, MIDI- клавиатурами и соответствующим
программным обеспечением.
Каждому
обучающемуся
обеспечен
доступ
к
комплектам
библиотечного фонда.
ККИ предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена
информацией
с
отечественными
образовательными
учреждениями,
учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным
профессиональным
базам
данных
и
информационным
ресурсам
сети
Интернет.
При
выполнении
обучающимися
практических
занятий
в
качестве
обязательного
компонента
включены
практические
задания
с
использованием персональных компьютеров.
Колледж располагает необходимым для реализации ППССЗ перечнем
учебных
аудиторий,
специализированных
кабинетов
и
материально-
технического обеспечения включая в себя следующее:
Учебные классы:
для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
для
проведения
оркестровых
и
ансамблевых
занятий
со
специализированным оборудованием;
для занятий по междисциплинарному курсу «Дирижирование и чтение
оркестровых партитур»,оснащенные зеркалами и двумя фортепиано.
.
Залы:
концертный зал
от
250 посадочных мест
с
концертными роялями,
пультами и звукотехническим оборудованием;
библиотека, читальный зал;
2
6
помещения для работы со специализированными материалами и их
хранения (фонотека).
7. Методические рекомендации преподавателям.
Изложение теоретического материала необходимо тесно связывать с
практической работой студента в классе по специальности, учитывая при
этом
большое
разнообразие
методов
работы
различных
педагогов.
Темы,
связанные
с
практическим
освоением
инструмента,
должны
подкрепляться показом на инструменте различных исполнительских приемов
и
вариантов
исполнения.
Теоретические
обобщения
следует
пояснять
убедительными примерами из практики известных педагогов - баянистов и
аккордеонистов. Необходимо широко освещать исполнительские достижения
отечественных
и
зарубежных
баянистов
и
аккордеонистов
на
международных,
всероссийских
и
региональных
конкурсах
и
глубоко
анализировать
их
результаты.
Рекомендуется
предусмотреть
в
курсе
проведение
нескольких
семинарских
занятий
по
наиболее
важным
практическим темам, которые недостаточно полно освещены в методической
литературе.
К
их
числу
следует
отнести:
«Основы
звукоизвлечения,
артикуляция и штрихи на баяне (аккордеоне)», «Развитие исполнительской
техники», «Изучение педагогического репертуара для музыкальной школы».
Для этой цели часть учебного времени, предусмотренная для изучения
этих тем, используется в семинарских занятиях. После прохождения темы
«Работа
над
музыкальным
произведением»,
студенты
должны
в
двухнедельный срок выполнить письменную работу по исполнительскому
анализу музыкального произведения из репертуара старших классов ДМШ в
объеме не менее 0,5 п.л.(с нотными примерами).
8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов.
За
период прохождения курса учащиеся должны
усвоить материал
курса
методики,
изучив
специальную
(обязательную)
методическую
литературу,
познакомиться
с
существующими
учебными
пособиями
для
данного инструмента, уделить значительное внимание разбору музыкальных
произведений из репертуара, предусмотренного программой специального
класса баяна ( аккордеона и национальной гармоники) музыкальной школы.
Теоретические основы методики излагаются преподавателем на лек-
циях. При изложении каждой темы важно находить необходимые пропорции
между объяснением теоретического материала и музыкальной иллюстрацией
выдвигаемых
положений.
Необходимо научить учащихся записывать во время лекции только
основные
определения
или
отдельные
важные
положения
из
темы.
2
7
Постоянные
записи
мешают
эмоциональному
восприятию
лекционного
материала.
В
своей
самостоятельной
работе
учащиеся
должны
ориенти-
роваться не только на конспекты, но и уметь работать с книгой.
Наряду с лекционным изложением теоретических основ методики, по
некоторым темам рекомендуются практические занятия (например, «Музы-
кально-выразительные
возможности
баяна
(аккордеона
и
национальной
гармоники). Звукоизвлечение и штрихи», «Работа над музыкальным произ-
ведением»
и
др.).
На практических занятиях учащиеся отвечают на вопросы педагога
(специально и заранее составленные), выступают с небольшими докладами
по пройденным темам, используя для этого указанную в программе литера-
туру
и
свои
наблюдения,
исполняют
пьесы
и
этюды
из
репертуара
музыкальной школы с последующим методическим разбором, прослушивают
в
записи
исполнения
выдающихся
мастеров.
Анализируя произведения разного жанра и стиля. учащиеся предворя-
ют свои сообщения краткими сведениями о композиторе, об эпохе создания
произведения; затем останавливаются на характере, содержании и форме,
средствах выразительности данного произведения, указывают имеющиеся
трудности исполнения и предлагают различные приемы их преодоления.
Учащиеся готовят также письменные работы по методическому анализу пьес
из репертуара старших классов музыкальной школы и представляют их к
экзамену.
Проведение учащимися открытых уроков с различно подготовленными
учениками
и
последующий
разбор
урока,
обмен
мнениями
(для
этого
привлекаются
ученики
сектора
педагогической
практики
училища
или
музыкальной
школы)
всегда
вызывает
большой
интерес
и
активизирует
мышление
уча-щихся.
Такого
рода
практические
занятия
стимулируют
интерес учащихся к самостоятельной работе, а также развивают их речь,
способность связно и аргументировано излагать свои мысли.
9. Перечень основной учебной литературы.
Основная литература.
Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. - М., 1961
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. -.,1971
Щапов А. Фортепианная педагогика. — М.,1960
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. —М.,1982
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. —М.,1984
Мирек А. Гармоника. —М., 1994
2
8
Басурманов А. Справочная баяниста. —М.,1982
Новожилов В. Баян.- М.,1988
Липс Ф. Искусство игры на баяне. —М.,1985
Говорушко П. Основы игры на баяне. —Л.,1963
Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. —М., 1978
Пуриц И. Вопросы формирования техники звукоизвлечения на баяне
(методическая разработка). —М.,1989
Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов. Сб. Баян и
баянисты, вып. 6.-М.,1984
Шишин В. Систематизация штрихов на баяне. —Краснодар,1991-92