Автор: Нестерова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Детский сад №410"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙРАННЕГО
ВОЗРАСТА
Адаптационный период– серьезное испытание для малышей раннего возраста:
из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что
неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна
и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных
возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к
разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто
вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не
только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда,
появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма
к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается
изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Семья ребенка также требует какое-то время для того, чтобы приспособиться к
новым жизненным обстоятельствам.
Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые
посещать детский сад
Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион
питания малыша новые для него блюда;
Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать
детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице,
оставаться ночевать у бабушки и т. п.;
По возможности приучать ребенка к самостоятельности при
самообслуживании;
Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с
воспитателями группы, куда он скоро придет;
Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с
которыми он раньше играл дома или во дворе;
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в
детский сад;
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления
ребенка в детский сад;
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком
нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на
целый день;
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень
здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно
раньше забирать детей домой;
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;
Щадить его ослабленную нервную систему;
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время
прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр
телевизионных передач;
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных
особенностях малыша;
Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском
учреждении;
Не наказывать ребенка за детские капризы;
Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Как не надо:
- отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
- не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
- препятствовать контактам с другими детьми;
- увеличивать нагрузку на нервную систему;
- одевать ребенка не по сезону;
- конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду;
Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;
Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний
предмет;
Принесите в группу свою фотографию;
Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания
(например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке);
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада;
После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке;
Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу;
Будьте терпеливы.
Типичные ошибки родителей во время_адаптации ребенка к ДОУ
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное
учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка,
растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо
помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее
представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное
состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При
терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От
старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу –
это адаптация к новым условиям.
Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к
детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать,
что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они
заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний
дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и
«папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально
чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им.
Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к
новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с
другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь
еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на
тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще
больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой
родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно
вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу.
Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с
ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего
бояться, потому что она все так же рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи,
пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что
он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать
трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к
дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель
того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему
преодолевать трудности.