Напоминание

Адаптация детей раннего возраста


Автор: Нестерова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Детский сад №410"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙРАННЕГО

ВОЗРАСТА

Адаптационный период– серьезное испытание для малышей раннего возраста:

из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что

неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна

и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных

возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к

разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто

вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не

только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда,

появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма

к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается

изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Семья ребенка также требует какое-то время для того, чтобы приспособиться к

новым жизненным обстоятельствам.

Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые

посещать детский сад

Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион

питания малыша новые для него блюда;

Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать

детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице,

оставаться ночевать у бабушки и т. п.;

По возможности приучать ребенка к самостоятельности при

самообслуживании;

Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;

Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;

Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с

воспитателями группы, куда он скоро придет;

Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с

которыми он раньше играл дома или во дворе;

Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в

детский сад;

Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления

ребенка в детский сад;

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком

нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на

целый день;

Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень

здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;

Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно

раньше забирать детей домой;

Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;

Щадить его ослабленную нервную систему;

Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время

прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр

телевизионных передач;

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных

особенностях малыша;

Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском

учреждении;

Не наказывать ребенка за детские капризы;

Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Как не надо:

- отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

- не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

- препятствовать контактам с другими детьми;

- увеличивать нагрузку на нервную систему;

- одевать ребенка не по сезону;

- конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду;

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;

Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний

предмет;

Принесите в группу свою фотографию;

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания

(например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке);

Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада;

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке;

Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу;

Будьте терпеливы.

Типичные ошибки родителей во время_адаптации ребенка к ДОУ

Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное

учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка,

растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо

помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее

представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное

состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При

терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От

старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу –

это адаптация к новым условиям.

Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к

детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать,

что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они

заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний

дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и

«папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально

чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им.

Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к

новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с

другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь

еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на

тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще

больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой

родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно

вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу.

Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с

ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего

бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи,

пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что

он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать

трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к

дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель

того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему

преодолевать трудности.



В раздел образования