Напоминание

Формирование навыков функциональной грамотности на уроках английского языка.


Автор: Шанявская Людмила Валентиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков функциональной грамотности на уроках английского языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование навыков функциональной грамотности на уроках английского

языка.

В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и

всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?».

Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка в

повседневной

жизни:

работа

за

компьютером,

общение

в

соцсетях,

просмотр

видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях, … Кроме того, в современном мире

люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другу

культуру и в то же время нести свою.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном

процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и

письма в условиях его взаимодействия с социумом. Мы помним, что основной целью

обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и

практического

применения,

поэтому

можно

смело

утверждать,

что

на

уроках

английского

языка

учитель

работает

по

всем

направлениям

формирования

функциональной грамотности.

Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся,

создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную

ситуацию,

которая

спровоцирует

учащихся

на

спонтанную

речь.

Основной

характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино,

сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.

Неотъемлемой частью языкового урока является развитие четырех видов речевой

деятельности. Чтение (смысловое, просмотровое, поисковое) и аудирование- одни из

необходимых рецептурных функциональных умений, необходимых в повседневной

жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать

трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию

лекарства и другие).

Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) — продуктивные

умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных

функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке,

уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).

информации

Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной

грамотности:

задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных

знаний;

в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной

жизни;

ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

вопросы изложены простым и ясным языком;

используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

1

глобальные компетенции;

креативное мышление.

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной

грамотности на уроках английского языка.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка

начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от

1 до 12.

Типовая

задача: производить

простые

вычисления

на

иностранном

языке,

характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

«Ты гостишь у своей бабушке в деревни. Скажи своему английскому другу Бену,

сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.» Look at the pictures and count the birds.

Ex: Two ducks and two cocks are four birds.

Типовая

задача

на

формирование

финансовой

грамотности

может

быть

сформулирована так: Look at the picture, read the text and answer the questions.

English Banknotes and Coins

The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one

hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept

Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As

to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one

penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The

singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is

often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".

1.

What is the official currency of the U.K.?

2.

What is the smallest unit?

3.

How many pence are there in one pound?

4.

What banknotes in the U.K. now?

Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:

Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping

animals in the zoo a good idea?

“ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us

how rich the animal world is.

But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”

Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность

критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и

межкультурного

взаимодействия;

осознавать,

как

культурные,

религиозные,

политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие,

суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное

взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к

человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии-

начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе.

Задание

на

формирование

функциональной

грамотности

можно

сформулировать следующим образом:

You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important

things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.

«Креативность»,

«творческий

подход»,

«креативная

личность»,

«творческие

успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном

обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность,

2

способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта,

гения.

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала

учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты

своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов,

коллажей, презентаций и даже поделок. Одно из самых любимых заданий в 6 классе

«Create alien».

Do you know how aliens are look like? Draw alien as you imagine and describe.

Исследование PISA показало, что наиболее освещенным в научной литературе

является вопрос развития функционально-грамотного чтения на уроках английского

языка. Исследование показало, что наиболее освещенным в научной литературе является

вопрос развития функционально-грамотного чтения на уроках английского языка.

Так, исследование организации PISA подразделяет навыки функционального чтения

на следующие (от простого к сложному):

1. поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий

уровень);

2. поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

3. поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками

информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

4.

поиск

и

установление

последовательности

или

комбинации

отрывков,

содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая

информация в тексте необходима для выполнения задания;

5. понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и

гипотез относительно содержания текста. Ученик, у которого сформированы навыки

функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для

получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.».

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет

пользоваться

различными

видами

чтения

(изучающим,

просмотровым,

ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и

понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду

текстов. Функциональное чтение на уроках английского языка формирует ряд

необходимых

умений

как

предметного

(языкового,

лингвистического),

так

и

метапредметного характера, которые способствуют формированию функционально-

грамотной личности, умеющей применять одни и те же навыки в различных жизненных

ситуациях, трансформируя и адаптируя их под условия постоянно меняющейся внешней

среды.

Видами функционального чтения на уроках английского языка являются:

1. Просмотровое (skimming reading)- это беглое, выборочное чтение, целью которого

является получить общее представление о тексте.

2. Поисковое (scanning reading)- это вид чтения, задачей которого является поиск

определённой информации в тексте.

3. Изучающее чтение (intensive reading)- это вид чтения, направленный на полное

понимание текста.

Основными

этапами

работы

с

текстом

при

формировании

читательской

компетенции учащихся являются:

1. Предтекстовый (Pre-reading). Этот этап подразумевает актуализацию имеющихся

знаний учащихся по данной теме, а также развитие прогностических умений. На данном

этапе учитель может попросить учащихся определить тематику текста; перечень

3

поднимаемых

в

нем

проблем;

ключевые

слова

и

выражения,

ассоциации;

сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций,

либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определить основную идею

текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова

с переводом, либо слова с определениями; просмотреть текст/ первый абзац и

определить, о чем этот текст; прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его

тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения

текста; определить кто будет главным героем (его профессия, национальность)?

2. Текстовый (While- reading). Этот этап подразумевает контроль степени

сформированности

различных

языковых

навыков

и

речевых

умений

а

также

продолжение формирования соответствующих навыков и умений. На данном этапе

учитель может предложить учащимся найти ответы на предложенные вопросы;

подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не

упомянуто; составить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание

на множественный выбор; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов

слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; восполнить

недостающую информацию.

3. Послетектовый (Post-reading). Этот этап подразумевает использование ситуации

из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в

устной и письменной речи. На этом этапе учитель может предложить учащимся выявить

новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного;

опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать что-

то; составить план текста, выделив его основные мысли; пересказать/кратко изложить

содержание текста; рассказать текст от лица главного героя.

Рассмотрим некоторые виды заданий на освоение всех видов чтения на примере

текста «Teens with drive» из учебника УМК «Spotlight». Целевая аудитория- учащиеся

основной общего образования. Данный опыт можно применять при организации уроков,

занятий внеурочной деятельности и индивидуальных консультаций.

Текст: Some teenagers spend their days playing computer games? Watching TV or just

complaining that they are bored. Some others, though, get out there and do things! Meet the

world’s new generation of dynamic teens. Shawn Mendes is a young Canadian musician who is

taking the music world by storm! He first became famous for some short videos that he

uploaded to YouTube in 2013. In these six-second videos he sang lines from popular songs and

they got millions of views. Shawn's talent also caught the attention of a music producer who

quickly gave him a contract. Then, in April 2015, Shawn released his first album Handwritten

which topped the charts in the USA and Canada. Since then, Shawn has appeared on stage with

Taylor Swift and has won two Teen Choice Awards. Shawn is determined to succeed and it

looks like he's going the right way about it! Many teenagers dream of playing for a huge

football club but for Martin Odegaard that dream has become a reality. Martin, whose father is

a football coach, became a professional footballer in Norway at the age of 15.

But it was a year later when his career really took off! In 2015, he joined Real

Madrid for around €4 million! At the moment, Martin doesn't play for the club's main

team, but he is a patient person who is happy to train and improve his skills. He did play one

game in 2015, though. In a match in May, he came on a substitute and became the youngest

ever player for Real Madrid! He was just 16 years and 157 days old! The player who Martin

replaced was Cristiano Ronaldo. In the future, Martin could become a superstar like his

teammate!

4

Pre-reading activities:

1. Read the title and say what will be the text about? What does drive mean:

ambition or trip? (учащимся предлагается прочитать заголовок и определить, о чем

пойдет речь в тексте).

2. Make a list (spider gram) of words you can meet in the text. Who are teens with drive?

What qualities do they need to have? (учащимся предлагается составить список качеств,

которыми должны обладать подростки с амбициями) While-reading activities:

1. Find key sentences in each paragraph. Find main ideas of the paragraphs. Read three

shorts paragraphs about teens and give each a title (учащимся предлагается определить

ключевые предложения в каждом абзаце, основную идею и озаглавить каждый абзац).

2. While reading the text fill in the table (прием 5 «W»)

Who?

What?

Where?

When?

Why

Post reading activities:

1. Find out what plans the young people have. What character traits do they have to realize

plans (учащимся предлагается определить планы, черты характера и умения подростков).

a)

Name

b)

Plans

c)

Character traits

d)

Skills

e)

Swan Mendes

f)

Martin Odegaard

2. Write an e-mail to your English pen-friend about teens with drive. In your e-mail write:

name of person, country, character qualities, why you find him interesting (учащимся

предлагается написать письмо своему другу по переписке и рассказать о подростке с

амбициями).

Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте

конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть

сформулированы по- разному.

1.

Mark *the correct answer according to the text.

2.

Read the text and choose the statements which are NOT mentioned in the text.

3.

Read the text and decide which of the fact are not stated in the text.

К отличительным особенностям текстов на формирование функционального

чтения относятся:

большой объем неадапритованного текста;

информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, …

интегрированные задания;

так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные

документы и т.д.

Информация, представленная в виде диаграмм вызывает сложности у многих

учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобно типа задания.

Men and women have different tastes in films. Look at the diagram and comment on it

using the phrases from the box.

I understand from the chart that…

I’m surprised to see that…

I find it interesting that…

It’s difficult to believe that…

I quite agree that…

5

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида

текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся,

грамотности чтения и комплексному освоению

учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое

мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

Читательская

грамотность

это

одно

из

направлений

функциональной

грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил

учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения

учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем

проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже о

иностранном.

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель

способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает

творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это

необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с

обществом.

6



В раздел образования