Напоминание

Методики организации работы с одаренными детьми в ДОУ


Автор: Иванова Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№161
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Методики организации работы с одаренными детьми в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методики «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»

Интерес к одаренности, в настоящее время очень высок, и это объясняется

общественной потребностью. И прежде всего потребностью общества в

неординарной творческой личности. Одной из задач современного

образования является ориентация на выявление и поддержку креативных

дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную

педагогическую проблему. Поэтому в дошкольном учреждении нужно ставить цель

- так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые

индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития

в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога,

реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в

умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей

(музыкальных, художественных, математических и др.)

В области опережающего развития познания отмечаются следующие

признаки одаренности: повышенная любознательность, способность

прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы,

отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении,

большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем – либо,

упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий

энергетический уровень. Различаются виды одаренности:

1.Художественная одаренность (высокие достижения в области

художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи,

скульптуре, актерские способности).

2.Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют

информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).

3.Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются

независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).

Педагогический коллектив определяет направления работы с

одаренными детьми : диагностика и обеспечение развития.

Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные

обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает

решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в

воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать

эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления

одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения.

На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в

том или ином виде деятельности.

Методики диагностики одаренности дошкольников

Для выявления одаренности дошкольников необходимо привлекать психологов,

педагогов и родителей, что предполагают использование соответствующих методов

и методик. Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы:

методики диагностики интеллекта, креативности, психосоциального развития

личности дошкольника.

Методики диагностики одаренности дошкольников для психологов.

При изучении одаренности дошкольника достаточно информативны результаты

диагностики развития интеллекта. Среди тестов на интеллект, рекомендуемых для

обследования дошкольников можно выделить следующие: интеллектуальная шкала

Стенфорд-Бине (для детей от 2 лет); «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для

детей от 5 лет); невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 4 лет); методика

экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7) И.С.

Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет.

Одаренность в интеллектуальной сфере дошкольника проявляется не только в

тестовом обследовании, но и в процессе систематического наблюдения за

развитием ребенка. Так дошкольник сравнительно рано овладевает навыками

чтения и счета; он читает вывески, заголовки, даже книги, много знает, поражает

логичностью, последовательностью суждений, проявляет большой интерес к

окружающим предметам, людям, придумывает новые способы познания. Данные

проявления характерны для среднего и старшего дошкольного возраста.

Для диагностики вербальной (словесной) креативности дошкольников можно

рекомендовать к применению вербальный тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е.

Туник (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная

ассоциация»). Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С детьми от 5

до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.

Для диагностики невербальной креативности дошкольников от 5 лет рекомендуется

использовать фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И.

Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой (субтесты «Нарисуй картинку»,

«Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»). Также достаточно часто

применяется фигурный тест П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник с рекомендацией

использования также для детей от 5 лет. С дошкольниками тесты проводятся в

индивидуальной форме.

В качестве результативных показателей в предлагаемых диагностических

методиках Дж. Гилфорда и П. Торренса выделены четыре основных фактора

творческого мышления: беглость (определяется общим числом ответов), гибкость

(определяется числом категорий ответов), оригинальность (определяется числом

редко приводимых ответов), разработанность (оценивается степень детализации

ответов).

Перечисленные методики отвечают основным требованиям, предъявляемым к

диагностическим методикам, но их показатели не являются единственными и

достаточными индикаторами одаренности дошкольника. Психометрические тесты

полезны для отслеживания динамики проявлений одаренности конкретных детей.

В настоящее разрабатываются методики, позволяющие судить о характере

познавательной активности ребенка и возможной динамике ее развития. Одна из

рекомендуемых методик данной группы – СОНА (спонтанное описание

нерегламентированной активности), разработанная В.С. Юркевич. В большей

степени применяется для старших дошкольников.

Методика представляет собой формализацию обычной беседы, которую психолог

ведет с ребенком и его родителями, и ориентируется на спонтанное описание

одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение

прошедшей до момента обследования недели.

В основе методики лежит практически достаточно очевидная идея о том, что до тех

пор, пока доля познавательных интересов в общем «раскладе» деятельности

ребенка достаточно велика, прогноз его развития на ближайшие несколько лет

является достаточно благоприятным. Если же доля этих нерегламентированных

интересов мала или снижается, то соответственно прогноз оказывается менее

благоприятным.

Ребенок получал следующую инструкцию: «Расскажи о всех делах, которые ты

делал за всю прошедшую неделю. При описании твоих занятий соблюдай два

условия:

– первое условие – указывай не все дела, а такие, которые занимали не меньше

получаса (бытовые подробности по возможности опускай (ел, мылся, спал).

Перечислять можно в любом порядке, не соблюдая хронологической

последовательности. Главное – не упустить чего-нибудь важного;

– второе условие – старайся описывать только те занятия, которые тебе самому

хотелось делать, которые никто не заставлял тебя выполнять. О тех занятиях,

которые ты обязан делать, но которые тебе не нравятся (уроки, обязательные

занятия музыкой и т. п.), сообщать не надо. Говори только о том, что тебе очень

нравилось делать.

В.С. Юркевич отмечает, что ребенок часто рассказывает о своих занятиях без

особой системы, повторяясь и перебивая себя. Часто это выглядит как «поток

сознания», в котором потом, при последующем анализе, вычленяются

интересующие характеристики.

Точно такое же задание предлагается выполнить и родителям ребенка. В анализ

включаются только те занятия, которые совпадают в перечислении ребенка и

родителей. Следует подчеркнуть, что мать или отец, выполняя задание с теми же

ограничениями, не должны присутствовать при выполнении этого задания их

ребенком. Только в таком случае результаты могут быть приняты к анализу. Для

того, чтобы добиться достаточной достоверности результатов, такого рода задания

желательно предлагать ребенку и его родителю трижды в течение трех месяцев.

Окончательный анализ производится при наличии достаточного соответствия

результатов всех трех этапов методики СОНА.

Методика не предназначена для прогноза художественной одаренности.

Художественная одаренность имеет свои, весьма специфические особенности

развития, в некоторых отношениях принципиально отличающиеся от динамики

интеллектуальной одаренности или креативности (творческой, но не

художественной одаренности).

Данная методика является достаточно трудоемкой, вследствие чего ее более

целесообразно использовать в специализированных учреждениях, работающих с

одаренными детьми дошкольного возраста.

Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей

При выявлении и развитии одаренных дошкольников нельзя забывать об участии

педагогов и родителей в данном процессе. Методики для педагогов и родителей

должны содержать специальные критерии, ориентируясь на которые педагог и

родитель имели бы возможность анализировать интеллектуально-творческий

потенциал дошкольника.

Необходимо отметить, что в отечественной психолого-педагогической науке они

разрабатываются мало, адаптируются некоторые зарубежные варианты методик.

В данной группе можно порекомендовать к использованию следующие методики.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой.

Данный опросник может быть использован для оценки одаренности дошкольников

педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер,

где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических

достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической,

двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по

четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности.

Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени,

выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется

средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет), в адаптации Е.Е.

Туник , состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения,

разработанные специально для идентификации проявлений креативности,

доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за

10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести

подсчеты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений педагога, психолога,

родителей за социальными взаимодействиями ребенка в окружающей среде (во

время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный

опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника

педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется

уровень креативности.

Для оценки специальных способностей дошкольников педагогам целесообразно

предлагать экспертные карты, содержащие компоненты специальных

способностей : музыкальных, математических, художественных и др.

Методика оценки общей одаренности, разработанная А . И . Савенковым. Методика

адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка

общей одаренности ребенка его родителями. Результат будет более объективен,

если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие

ребенка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту

методик для специалистов (психологов и педагогов).

В инструкции к методике родителям предлагается оценить по пятибалльной шкале

уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одаренных

детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к

проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к

оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически,

настойчивость (целеустремленность), требовательность к результатам собственной

деятельности.

По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график дает наглядное

представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую

развивающую работу с ребенком.

Методика «Карта одаренности» разработанная А . И . Савенковым. Методика

предназначена для родителей и позволяет оценить степень развития у ребенка от

5 до 10 лет следующих видов одаренности: интеллектуальная, творческая,

академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная,

артистическая, техническая, лидерская, спортивная.

Методика выполняет две функции

1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить

степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно

рассматривать как основание для программы его дальнейшего развития. Родители

могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить

внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Предложенные диагностические методики могут быть использованы во всех типах

образовательных учреждений, работающих с дошкольниками. Их выбор

определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами

и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем

подготовленности психолога и педагогов к работе с данными методиками.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть

творческим:

постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению

новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.

Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности

ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять

детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки

или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно

выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности

дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у

воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей

достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.

Следующим условием для развития одаренности детей является создание

развивающей среды детском саду - система условий, обеспечивающих всю

полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно-

ориентированную модель взаимодействия.

Следующим условием является переход к развивающей системе образования.

Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие

личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Требованиями развивающих

программ являются: поощрение углубленного изучения тем и проблем,

выбираемым самим ребенком; обеспечение самостоятельности, развитие навыков и

методов исследовательской работы.

Одним из важных условий развития одаренности детей является

дополнительное образование

Важным условием решения задач активизации потенциальных

возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и

родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему

направлению.

1. Информационно-аналитическое

(реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает

решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей;

выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и

образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

2. Познавательное направление

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности

родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Родители непосредственно участвующие в организации педагогического

процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю.

Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки

и реализации задатков и способностей детей.

Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в детском саду

являются такие мероприятия как:

Спортивные праздники

Реализация различных проектов

Музыкальные театрализованные праздники

Совместные выставки рисунков

Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми

позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия

индивидуального потенциала каждого ребенка.

В заключении хочется отметить, что воспитатель, развивающий креативность

дошкольников проходит, через сложный, а подчас и длительный процесс создания

условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей.

Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне

зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его

таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям

творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической

свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в

возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепления самооценки

дошкольников; 5) организация системы обучения или создание креативной

воспитательно - образовательной среды ДОУ.



В раздел образования