Авторы: Хапёрская Людмила Николаевна, Людмила Николаевна Хапёрская
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Московский педагогический государственный университет
Населённый пункт: г. Ивантеевка
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Автоматизация звука "ЛЬ" в словах и предложениях".
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
Индивидуального занятия
Тема: Автоматизация звука «ЛЬ» в словах и
словосочетаниях.
Цели:
1.Образовательные:
- закреплять четкое и правильное произношение звука «ЛЬ» в словах и
словосочетаниях;
- учить различать звук «ЛЬ» на слух и в произнесении.
2.Учебные:
- учить слушать и точно выполнять инструкции учителя;
- уметь тщательно выполнять задания.
3.Коррекционная:
- максимальная коррекция недостатков произношения звука «ЛЬ» в словах и
словосочетаниях.
4.Воспитательные:
- учить ребенка бороться со своими недостатками;
- учить ребенка преодолевать трудности.
Задача:
Учить ребенка правильно произносить звук «ЛЬ» в словах и
словосочетаниях.
Оборудование: зеркало, раздаточный материал, экран, мяч, проволока,
картинки символы для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
1.
Организационный момент:
Игра «Лабиринт».
Покажи слоненку путь к его другу львенку.
2.
Основная часть:
2.1.
Артикуляционная гимнастика:
- «Иголочка» (счет до 5)
- «Чашечка» (счет до 5)
- «Маляр»
- «Грибок»
- «Часики» (тик-так)
Молодец, ты очень хорошо поработал.
2.2.
Введение в тему
«Отгадай загадки»
К нам пришла Улитка , она сочинила стихи, и не может придумать
последние слова. Может у тебя получится ей помочь?
- У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из (лейки).
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Да это же (лиса)!
- Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его (лимон)!
Молодец, ты очень хорошо помог Улитке! С какого звука начинаются эти
слова?
- Повтори отгадки, какой первый звук в этих словах?
- Вспомним как правильно произносить этот звук:
Язык поднимается вверх, придвигается к верхним зубам, прислоняется к
верхним бугоркам около верхних зубов и устраивает ветерку преграду.
Ветерок пытается вырваться, язык злиться – гудит. (Отчетливо и
несколько раз произнести звук «ЛЬ»)
- Попробуй произносить этот звук долго и в это время сделай букву «Эль»
из проволоки.
2.3.
Игра «Повторяй за мной»
- Слушай внимательно и повторяй за мной:
Ли-ли-ли – липа
Ли-ли-ли – малина
Ля-ля-ля – лямка
Ля-ля-ля – балет
Ле-ле-ле – лента
Ле-ле-ле – билет
Лё-лё-лё – Лёня
Лю-лю-лю – Люда
2.4.
Игра «Запомни и повтори»
Лимон – линейка – лиса – листопад
(Несколько раз менять слова местами)
2.5.
Игра «Один – много» (с мячом)
Метель – метели
Модель – модели
Медаль – медали
Тополь – тополя
Ель – ели
Туннель – туннели
2.6.Физминутка «Угадай звук»
Я буду называть звуки, слоги, слова, когда услышишь звук «ЛЬ» -
выполняй команды.
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ль»: -м, - р, -л, -ль;
- топни, когда услышишь звук «ль» в слогах:
ла-лы-лу-ли, лу-ло-ла-ле, ал-ол-ил-эль;
- подпрыгни, когда услышишь звук «ль» в словах: лоб, рот, лед; лук,
слон, лимон; стол, стул, соль. Где услышал в слове соль звук «ль»: в
начале или в конце слова? Молодец.
2.7. Игра «Чей хвост?»
Улитка проделала большой путь, ползла по камням и оврагам, картинки
смешались и получились вот такие животные. Посмотри, знакомы ли они
тебе, может быть что-то нужно поменять мечтами? Попробуй правильно
составить картинки.
- Назови «Чей хвост?»
Это хвост верблюда, хвост павлина, хвост лисы, хвост льва.
2.8. Игра «Кто, что маленький?»
(раздаточные картинки)
Маленький тюлень; маленькая капля; маленькая клюква; маленький плед;
маленький теленок; маленький пудель; маленький тюльпан, маленький
львенок, маленький лисенок.
- В какой позиции стоит звук «ЛЬ» в словах, которые называют предметы?
3.
Итог занятия:
- Какие задания мы сегодня выполняли?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание было самое трудное?
Какие слова запомнил со звуком «ль»?
Молодец!
План занятия
1.Оргмомент
Игра «Лабиринт»
Цель: Развитие пространственного гнозиса.
2.Основная часть
2.1. Артикуляционная гимнастика
Цель: Подготовить артикуляционый аппарат к работе
2.2. Введение в тему
Игра «Отгадай загадки»
Цель: Развитие образного мышления
2.3. Игра «Повторяй за мной»
Цель: Развитие фонематических процессов
2.4. Игра «Запомни и повтори»
Цель: Развитие слухо-речевой памяти
2.5.
Игра «Один - много»
Цель: Развитие понятия единственного и множественного числа
имен существительных.
2.6.
Физминутка
Цель: Развитие координации движения, фонематического
восприятия.
2.7.
Игра «Чей хвост?»
Цель: Развитие умения согласовывать имена существительные и
прилагательные.
2.8.
Игра «Кто, что маленький?»
Цель: Развитие умения согласовывать имена существительные с
именами прилагательными.
3.Итог