Автор: Шумилов Александр Владимирович
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ прогимназия "Радуга" 624
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Адаптация детей младшего школьного возраста
В этой статье мы рассмотрим школьную адаптацию детей младшего
школьного
возраста.
Затронем
основное
определение
адаптации,
рассмотрим
показатели
благоприятной
адаптации
школьника,
физиологические свойства адаптации и группы детей по степени
адаптации.
Первые 2-3 недели, о порой и до полугода, процесса обучения становится
непростым эпизодом в жизни школьника, как для ребенка, так и для
родителей. Для ребенка, это связано с переходом на новый социальный
уровень, сменой вида деятельности, среды, а так же с кризисом 6–7 лет. Для
родителей это следующие трудности: при наличии благих намерений, но
отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко
становятся виновниками школьных стрессов у детей.
Адаптация
-
естественное
состояние
человека,
проявляющееся
в
приспособлении
(привыкании)
к
новым
условиям
жизни,
новой
деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную
ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит
не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность
пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Немного о физиологической адаптации.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит
через несколько этапов: Первые 2–3 недели обучения на все новые
воздействия
организм
ребенка
отвечает
значительным
напряжением
практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть
ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие
первоклассники болеют. Далее — неустойчивое приспособление. Организм
ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на
новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого
приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев
в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Проявлениями
трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также
капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка
в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить,
какие
сложности
со
здоровьем
у него
имеются.
Теперь
поговорим
о социально-психологической адаптации. Наблюдение за первоклассниками
показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит
по-разному.
По степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых 2-3х недель
обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе,
находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны,
доброжелательны,
приветливы,
хорошо
общаются
со
сверстниками,
с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период
несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не
могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками —
они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не
реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как
правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.
Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся
адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация
связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы
поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не
осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении
письму,
чтению,
счету
и т. п.
Причиной
нарушения
социально-
психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация
постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Важно
учесть, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку,
ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять
напряжение,
накопившееся
за
день.
Надеюсь,
что
информация
об
особенностях
протекания
адаптации
к школьному
обучению
у детей
оказалась интересной и полезной для Вас и Вы сможете, учитывая эти
сведения, облегчить привыкание своего ребенка к школе, помочь ему
в трудную
минуту.