Напоминание

"Семьеведение"


Авторы: Новоселова Татьяна Борисовна, Бакутова Гульнара Анваровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РБ Семейный центр
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности
Тема: "Семьеведение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «ВМЕСТЕ» ГОРОДА УФЫ

Модифицированная дополнительная общеобразовательная

программа социально-педагогической направленности

«Семьеведение»

Возраст обучающихся: 10-17 лет

Автор-составитель программы:

Стрельцова Эльвира Илнуровна

Брюханова Тамара Геннадьевна

Бакутова Гульнара Анваровна

Новоселова Татьяна Борисовна

Уфа, 2020

Содержание программы:

Пояснительная записка ……………………………………………………………………..3

Учебный план………………………………………………………………………………..6

Содержание программы ……………………………………………………………………9

Методическое обеспечение программы ………………………………………………….11

Список документов ………………………………………………………………………..15

«Необходимо растить будущих отцов и матерей,

Мужчин и женщин, - утверждал В.А.Сухомлинский, -

потому что они-то и становятся подлинными гражданами,

тружениками, гордостью и нравственной опорой нации».

Пояснительная записка

Программа является модифицированной, общеобразовательной, разработана на

основании программы Г.И.Плясовой «Воспитание семьянина». Данная программа

обеспечивает

всестороннее

развитие

и

воспитание

детей

и

подготовку

их

к

самостоятельной жизни в семье.

Семейное воспитание в семье в условиях Семейного центра «Вместе» - это одна из

наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие,

закладываются основы будущей личности. Именно в семье

формируются первые

представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.

Такие представления у детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и

поступивших в наш центр в основном из дезадаптированных семей, существенно

искажены. Эти дети приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой,

часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в

систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа,

обеспечивающая овладение ребенком комплексов социальных ролей, в том числе работа

по семейному воспитанию. Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко

определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в

Семейном центре (содержание программы

охватывает

все стороны

развития и

воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни).

Программа «Семьеведение» включает в себя 5 блоков:

1 блок – «Семья и ее функции»;

2 блок «Духовно-нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»;

4 блок – «Хозяйство семьи и бюджет»;

5 блок – «Самосовершенствование личности».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые

реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм

реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указано, как их решать).

Программа циклична, воспитанник, находясь в Семейном центре «Вместе», осваивает

ее в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и

основательно.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по

каждому из блоков программы.

Блок «Самосовершенствование личности» строится на основе курса, разработанный

Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными

особенностями детей.

Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука

кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница». Цель этих занятий – дать более подробные,

глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида

домашнего хозяйства.

В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа

предусматривает

использование

фронтальной,

групповой

и

индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Актуальность

Дети, проживающие в Семейном центре «Вместе», пришли из асоциальных семей, их

родители чаще всего злоупотребляли спиртными напитками, вели аморальный образ

жизни. К нормальным семейным отношениям они не привыкли. Поэтому семейное

воспитание в повседневной жизни Семейного центра «Вместе» имеет важнейшее

значение для детей, также как и создание бытовых условий, приближенных к домашним.

Это очень серьезная и сложная работа , и ее актуальность обусловлена следующим: дети,

лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными

создать семью. Для таких детей семейный опыт превращается в тяжкий крест, отравляет

жизнь. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не

компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог

бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов

особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы

усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось

искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а

отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны

становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом

учреждении.

Цель:

Создание

условий

для

воспитания

ребенка,

способного

в

будущем

самостоятельно создать устойчивую полноценную семью, предотвратить дублирование

социального сиротства.

Задачи:

Обучающие:

Формировать представление о позитивных семейных отношениях, роли семьи в

жизни каждого человека;

Развивающие:

- Развивать теоретические знания об экономике и бюджете семьи, практические

навыки ведения домашнего хозяйства;

-

развивать

умение

и

навыки

правильного

построения

внутрисемейных

взаимоотношений;

- корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

Воспитывающие:

- воспитывать культуру коммуникативных качеств личности, толерантность, умение

вести себя в конфликтных ситуациях, приобщить воспитываемых к общечеловеческим

ценностям.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании условий для

подготовки воспитанников Семейного центра «Вместе» к семейной жизни, освоению ими

социальных ролей в семье, освоению и применению культурно-исторического и

социального опыта семейных отношений через организацию разнообразных форм

познавательной,

практической

и

самостоятельной

творческой

деятельности

воспитанников.

Возраст детей

Деятельность в рамках программы осуществляется поэтапно в трех разновозрастных

группах.

7-10

лет

формировать

идейные

ценности

семьи,

идейного

долга,

последовательность семейных отношений; развитие склонностей, способностей, талантов

в семье; комфорт и единство атмосферы в семье и ее материальное окружение.

11-18 лет – развивать психическое, физическое, эстетическое, экологическое здоровье

семьи; микроклимат, половое воспитание в семье; функции домашнего хозяйственного

труда, развивать теоретические и практические знания об экономике и бюджете семьи.

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Режим занятий – занятия планируются 1 раз в неделю продолжительностью 40-45

минут, исключая каникулярное время.

Прогнозируемый результат – У воспитанников сформированы представления о

ценности семейных отношений, ответственности членов семьи друг перед другом, знания

семейного кодекса.

- у воспитанников сформировано уважение

и толерантность к людям иных

национальностей и вероисповеданий;

- у воспитанников сформировано потребности соотносить свои интересы и желания с

интересами других людей;

- у воспитанников сформирована гражданская позиция, ответственность за свои

поступки, умение отстаивать свое мнение;

- развита культура общения с взрослыми, старшими, сверстниками;

- развита творческая активность, стремление к самопознанию;

- повышены интересы к семейным традициям, уважительное отношение к членам

семьи;

- сформировано умение планировать бюджет.

Формы реализации:

1.

Активное использование наглядных и дидактических материалов в соответствии с

тематикой:

видеофильмы,

мультимедиа ресурсы,

энциклопедии, учебная и художественная литература.

2.

Использование групповых, коллективных и индивидуальных форм организации

проведения занятий.

Этапы реализации программы:

Деятельность в рамках программы осуществляется поэтапно в 2-х группах:

7-10

лет

формировать

идейные

ценности

семьи,

идейного

долга,

последовательность семейных отношений, развитие склонностей, способностей;

комфорт и единство атмосферы в семье.

11-18 лет – развивать психическое, физическое, эстетическое, экологическое

здоровье семьи: микроклимат, половое воспитание в семье, функции домашнего

хозяйственного труда, развивать теоретические и практические знания об экономике

и бюджете семьи.

Формы подведения итогов: открытые занятия, развлечения, выставка работ.

Учебный план

Тема

Всего часов

Теория

1

1 блок – «Семья и ее функции»

23

23

2

2 блок «Духовно-нравственные основы

семьи»

20

20

3

3 блок – «Домашний труд в семье»

10

10

4

4 блок – «Хозяйство семьи и бюджет»

15

15

5

5

блок

«Самосовершенствование

личности»

12

12

Итого:

80

80

1 блок – «Семья и ее функции»

Задачи: Расширять знания, формировать представление о семье, ее функциях и

значении в жизни каждого человека.

Темы занятий:

Тема 1. «Понятие семьи, ее функции», «Семья и семейные ценности»

Тема 2. «Роль отца и матери в семье»

Тема 3. «Распределение обязанностей в семье»

Тема 4. «Имидж семьи»

Тема 5. «Слагаемые счастливой семьи». Игра «Дом счастья»

Тема 6. «Семейная летопись», «Родные люди, родственные отношения, кровное

родство»

Тема 7. «Вся семья вместе, так и душа на месте» (традиции нашей семьи)

Тема 8. «Семейные нравственные нормы» (заповеди)

Тема 9. «Этикет взаимоотношений в семье»

Тема 10. «Моя родословная»

Тема 11. «Быт и семья»

Тема 12. «Здоровье семьи»

Тема 13. «Семейные традиции»

Тема 14. «Радость семейных праздников»

Тема 15. «Основы народных традиций и обрядов»

Тема 16. «Супружество: наука и искусство»

Тема 17. «Планирование семьи»

Тема 18. «Психологический климат и совместимость в семье»

Тема 19. «Права и обязанности каждого члена в семье»

Тема 20. «Поощрения и наказания в семье»

Тема 21. «Неполная семья»

Тема 22. «Основные проблемы семейных отношений»

Тема 23. «Организация семейного досуга»

2 блок – «Духовно-нравственные основы семьи»

Задачи:

дать

теоретические

и

практические

представления

о

духовных

и

нравственных ценностях семьи.

Темы занятий:

Тема 1. «Нравственные ценности»

Тема 2. «Нравственные заповеди библии. Нравственные нормы и поведение людей»

Тема 3. «Доброта. Дружба»

Тема 4. «Искусство милосердия»

Тема 5. «Справедливость и сочувствие»

Тема 6. «Справедливость и несправедливые поступки»

Тема 7. «Уважение. Взаимопомощь»

Тема 8. «Благодарность. Тактичность»

Тема 9. «Порядочность и честность»

Тема 10. «Справедливое отношение к себе и другим»

Тема 11. «Уважение к старшим и друзьям»

Тема 12. «Совесть. Честь. Правда»

Тема 13. «Правила доверия. Семейное счастье»

Тема 14. «Леность. Трудолюбие»

Тема 15. «Что такое взаимопомощь»

Тема 16. «Скупость. Щедрость. Бережливость»

Тема 17. «Легкомыслие. Разумность»

Тема 18. «Мудрость. Вежливость»

Тема 19. «Добросердечность. Человеколюбие»

Тема 20. «Вера. Надежда. Любовь»

3 блок – «Домашний труд в семье»

Задачи: дать теоретические знания и сформировать практические умения и навыки

ведения домашнего хозяйства

Темы занятий:

Тема 1. «Домашний труд – забота всей семьи»

Тема 2. «Навыки самообслуживания»

Тема 3. «Эстетика и культура быта»

Тема 4. «Создание уюта в семье, красота и самобытность»

Тема 5. «Слагаемые комфорта, единство атмосферы семьи и ее материального

окружения»

Тема 6. «Интерьер»

Тема 7. «Цветы в доме»

Тема 8. «Рациональное ведение домашнего хозяйства»

Тема 9. «Овладение трудовыми умениями и навыками»

Тема 10. «Искусство совместного ведения домашнего хозяйства»

4 блок – «Хозяйство семьи и бюджет»

Задачи: дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание

заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности.

Темы занятий:

Тема 1. «Экономика как хозяйство»

Тема 2. «Бедность и богатство»

Тема 3. «Бюджет семьи. Заработная плата. Семейная экономика»

Тема 4. «Потребности. Потребитель. Потребление»

Тема 5. «Деньги. Их назначение, их значение в вашей жизни»

Тема 6. «Рациональное потребление одежды»

Тема 7. «Продовольственный магазин, специализированные магазины, порядок

приобретения товаров»

Тема 8. «Планирование крупных покупок для семьи»

Тема 9. «Ориентировка в таблице международных размеров одежды, белья, обуви»

Тема 10. «Права потребителя. Знакомство с Законом РФ «О защите прав

потребителя»»

Тема 11. «Финансовые услуги. Банк».

Тема 12. «Сбережения. Виды вкладов»

Тема 13. «Страховые услуги. Страхование»

Тема 14. «Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги»

Тема 15. «Социальная защита населения»

5 блок – «Самосовершенствование личности» (3-4 группы)

Для старших детей «Утверждай себя»

Тема 1. «Механизм самоутверждения»

Тема 2. «Ваше место в обществе»

Тема 3. «Много ль человеку надо»

Тема 4. «Общение: необходимость и роскошь. Секреты общения»

Тема 5. «Многоликий лидер»

Тема 6. «Правила делового общения»

Тема 7. «В коллективе, через коллектив и для коллектива»

Тема 8. «Без конфликтов не бывает»

Тема 9. «Воля к победе» «Голосуй за меня»

Тема 10. «Что со мною происходит», «Любви навстречу»

Тема 11. «Два полюса или два материка?»

Тема 12. «В зеркале нравственности», «Нравственная закалка»

Для младших детей – курс «Сделай себя сам» (2 группа)

Тема 1. «Сам себе воспитатель»

Тема 2. «Снова смотрится в зеркало»

Тема 3. «Создание своего имиджа»

Тема 4. «Человек и музыка», «Человек и изобразительное искусство»

Тема 5. «Человек и поэтическое слово»

Тема 6. «Как стать интересным»

Тема 7. «Как стать обаятельной девушкой»

Тема 8. «Как стать обаятельным юношей»

Тема 9. «Ваше здоровье в ваших руках»

Тема 10. «Следи за здоровьем и физическим развитием»

Тема 11. «И, наконец, о любви»

Тема 12. «Вырабатывайте характер»

Тема 13. «Поверьте в себя»

Тема 14. «Ваши гости»

Тема 15. «Жизнеутверждающий мажор»

Тема 16. «Учитесь дружить», Учись любить труд»

Тема 17. «Скажите себе: нет», «Как работать над собой»

Тема 18. «Человек и обстоятельства»

Тема 19. «Воспитание воли»

Тема 20. «Ваш досуг»



В раздел образования