Напоминание

Чувство природы


Авторы: Максимова Ирина Борисовна, Новоселова Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РБ Семейный центр
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности
Тема: Чувство природы
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

ГБУ Социальный приют для детей

ГО г. Уфа РБ

Протокол №_____от_________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБУ Социальный приют для

детей ГО г. Уфа РБ

_____________ Г.Ю. Симонов

«____»______________2018 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Чувство природы»

Возврат обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:

старший воспитатель

Прохорова Татьяна Михайловна

Уфа 2018 год

Пояснительная записка

«Кто был глух к природе с детства,

кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

(В.А. Сухомлинский)

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать

великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу

может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и

знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование

у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе,

понимания

неразрывной

связи

человеческого

общества

и

природы,

включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

У детей занимающихся в кружке формируется экологическая культура,

которая

выражается

в

гуманно-ценностном

отношении

к

природе,

основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым

существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам;

стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их

особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети

узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми:

защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения,

сохранение

многообразие

видов

организмов,

охрана

природы,

как

необходимое

условие

сохранение

здоровья

людей.

Дети

получают

представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны

природы.

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную

социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего

мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и,

преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни.

Ее

социальная

направленность

выражается

в

формировании

экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с

социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной

ориентации.

Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными

программами этой направленности состоят в том, что программа построена

на

трёх

важнейших

принципах:

краеведческом,

экологическом

и

практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет

строить занятия кружка на основе окружающей ребёнка природы.

Актуальность программы

«Чувство природы» обусловлена тем, что

образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды

является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с

учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры

у детей, проживающих в приюте, чем целесообразнее организовать этот

процесс, тем выше эффективность воспитания.

Педагогическая целесообразность программы «Чувство природы» состоит

в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры,

повышение мотивации обучающихся не только к познанию окружающего

мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной

среды,

пропаганде

экологических

знаний,

воспитание

нетерпимого

отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа

обеспечивает

необходимые

условия

для

личностного

развития,

формирования у обучающихся активной жизненной позиции, воспитания

любви к природе Республики Башкортостан, организует содержательный

досуг. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и

проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение

данной программы, учащиеся получают экологические знания, у них

развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть

прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную

помощь.

Воспитываются

такие

личностные

качества,

как

доброта,

ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю,

умение работать в коллективе.

Цель программы:

Формирование осознанного, позитивного отношения учащихся к природе,

экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

1.

Обучающие задачи:

расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни

животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с

охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

научить видеть и понимать красоту живой природы;

сформировать

навыки

экологически

грамотного

и

безопасного

поведения;

познакомить детей:

1)

с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей,

с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в

красную книгу;

2)

с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и

человека;

3)

с технологией изготовления поделок из природного материала.

2. Воспитательные задачи:

воспитывать в детях:

1)

лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе,

стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

2)

ответственное отношение к окружающей среде;

3)

своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение

всех правил ТБ в кружке.

3.

Развивающие задачи:

развивать у детей:

1)

потребность общения с природой;

2)

эмоционально

доброжелательное

отношение

к

растениям

и

животным;

3)

нравственные и эстетические чувства;

4)

умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств

и познавательного интереса;

5)

умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Отличительные особенности программы:

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность

детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии,

способствует

развитию

мировоззрения,

ценностным

ориентациям,

установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

принцип целостности окружающей среды, формирующий у

обучающихся понимание единства окружающего мира;

принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь

окружающего мира;

принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый

возрастной период;

принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов,

способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

принцип направленности, способствующий развитию гармоничных

отношений с окружающей средой.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Дети,

поступающие

в

Приют,

имеют

очень

слабые

знания,

плохо

ориентируются в окружающем мире,

с повышенной утомляемостью,

ранимостью. У них низкая работоспособность, бедный словарный запас.

Чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям, не замкнулся в себе, его

нельзя торопить, а наоборот давать стимул: «У тебя все получится, ты -

молодец!»

Сроки реализации программы.

Программа «Чувство природы» рассчитана на 1 год.

Формы и режим занятий.

Игра,

беседа,

экскурсии,

конкурсы,

наблюдение,

открытые

занятия,

практические занятия, творческая мастерская.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут в соответствии с СанПин.

Формы проведения занятий: коллективная, групповая, индивидуальная,

работа в парах.

Прогнозируемые результаты

Предметные:

общаться с природой;

видеть и понимать красоту живой природы;

воспринимать

окружающий

мир

посредством

органов

чувств

и

познавательного интереса;

проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник

наблюдений;

распознавать в окружающем мире растения и животных, которые

изучали;

сравнивать природные объекты и находить в них существенные

отличительные признаки;

применять на практике правила работы с природным материалом.

Метапредметные:

правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой

природы и животных, вошедших в красную книгу;

окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей,

разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную

книгу;

существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

технологию изготовления поделок из природного материала.

правила ТБ в кружке.

Личностные:

любовь к людям и природе;

ответственное отношение к окружающей среде;

доброжелательность к живым существам;

стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения

поставленных целей;

культура общения в коллективе.

Способы определения результативности:

1.

Усвоение теоретической части программы;

2.

Наработка практических навыков и умений;

3.

Эколого-просветительская деятельность;

4.

Исследовательская работа.

Формы подведения итогов реализации программы: эксперименты и

наблюдения

в

природе,

практические

и

исследовательские

дела,

экологические

конференции,

анкетирование,

тестирование,

выставки

поделок.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе

Теор-ких

Прак-ких

I.

Введение в образовательную

программу

1

-

1

II.

Планета Земля во Вселенной

8

4

4

III.

Зоологический мир

10

4

6

IV.

Цветочный калейдоскоп

10

3

7

V.

Здоровый образ жизни

4

2

2

VI.

Судьба планеты в наших руках!

2

2

-

VII.

Заключительное занятие

1

1

-

Итого часов:

36

19

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

Введение в образовательную программу (1 ч.)

1.

Знакомство с понятием экология, что это? Правила поведения в

группе и режим работы. Техника безопасности.

II.Планета Земля во Вселенной (8 ч.)

«Живая планета». «Солнце – источник тепла и света». «Мир живых

организмов на планете».

1.

Вода, земля, воздух - богатства нашей «зеленой» планеты. «Золотые

цепи» природы

.

2.

Игра «Солнце. Земля. Вода. «Рисование на тему «Наша «зеленая»

планета».

3.

От энергии Солнца к энергии жизнедеятельности.

4.

Мастерская: аппликация «Мое Солнышко» (материал и техника по

выбору).

5.

Признаки живого. Уникальность жизни.

6.

Разнообразие живых существ на Земле.

7.

Игра «Живое - неживое».

8.

Мастерская: коллективная работа над проектом «Мир живых существ»

(с использованием природного материала, бумаги, пластилина).

III. Зоологический мир (10 ч.)

«Птицы». «Удивительные животные». «Обитатели различных водоемов».

«Подводный мир аквариума».

1.

Птицы нашего леса. Декоративные птицы, правила ухода.

2.

Экскурсия на природу: наблюдение за птицами.

3.

Мастерская: аппликация «Снегирь».

4.

Животные нашей планеты. Домашние животные и уход за ними.

5.

Практическая работа «Чей это след?» Игра «Угадай животное».

6.

Просмотр видеофильма о животных.

7.

Особенности водной среды обитания. Обитатели океанов, морей, рек.

8.

Мастерская: объемная аппликация «Рыбки в пруду».

9.

Аквариум и его обитатели.

10. Уход и наблюдение за декоративными рыбками в аквариуме.

IV. Цветочный калейдоскоп (10 ч.)

«Природа родного края». «Мир цветов». «Комнатные растения».

1.

Растения Башкортостана.

2.

Просмотр видеофильма о природе родного края.

3.

Экскурсия на природу, наблюдения.

4.

Викторина «Берегите природу!»

5.

Флора Башкортостана.

6.

Исследовательская работа «Цветы нашей местности» (работа с

Красной книгой).

7.

Мастерская: Объемная аппликация из бумаги «Мой любимый цветок».

8.

Оригами «Цветы».

9.

Мир комнатных растений.

10. Способы размножения комнатных растений, уход.

V. Здоровый образ жизни (4 ч.)

1.

Здоровье физическое и духовное.

2.

О здоровой и полезной пище.

3.

Игры и спортивные занятия на свежем воздухе.

4.

Викторина «Здоровым будешь – все добудешь!»

VI. Судьба планеты в наших руках! (2ч.)

1.

Берегите свою планету.

2.

Правила экодвижения.

VII. Заключительное занятие (1ч.)

1.

Подведение итогов учебного года. Беседа «Чему мы научились?».

Методическое обеспечение программы

Основные

способы

и

формы

работы

с

детьми:

индивидуальные,

микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.

Индивидуальная форма работы тесно связана с приобщением обучающихся к

чтению специальной литературы, с выполнением наблюдений и направлена

на воспитание у детей осознания важности личного вклада в сохранение

природы, раскрытие возможностей для самореализации и самовоспитания.

Формы работы: объяснение, планирование, консультации, организация

совместных наблюдений.

Микрогрупповая форма работы используется в работе с малыми группами из

3 – 4 человек и направлена на воспитание у воспитанников таких социально

значимых

качеств:

ответственность,

способность

к

сотрудничеству,

взаимопомощи и самореализации.

Формы работы: экологические ситуации, наблюдение, исследование.

Групповая (коллективная)

форма работы направлена на осознание всем

коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.

Формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии,

творческие дела, трудовые операции, игры, соревнования и конкурсы.

Массовая

форма

работы

направлена

на

формирование

целостного

мировоззрения ребенка с гармонично развитыми сферами индивидуальности,

позволяющая ему не только жить в гармонии с природой и социальной

средой, но и активно участвовать в сохранении окружающего мира.

Формы работы: массовая познавательная и практическая, исследовательская

деятельность.

Основные методы организации и реализации учебно-воспитательного

процесса:

Методы воздействия на становления экологической воспитанности

обучающихся:

метод

убеждения

(формирование

у

воспитанников

устойчивых

убеждений, когда воздействие осуществляется на интеллектуальную

сферу);

метод упражнений (формирование важных качеств личности как

поведение в условиях природы и ответственность по отношению к ней в

практической деятельности);

метод стимулирования (оказывает влияние на мотивационную сферу

личности путем использования поощрения, наказания, соревнования).

Материально-техническое обеспечение:

Кабинет для занятий кружка

Глобус, географическая карта Земли.

Шкаф для хранения природного материала.

Садовый инвентарь

Бросовый материал и бытовые отходы: обрезки ткани, газеты, бумага

и др.

Предметы ручного труда: картон, цветная бумага, клей ПВА,

ножницы, вата и др.

Природный материал: камни, ракушки, шишки и т.п.;

Горшки цветочные;

Канцелярские принадлежности;

Предметы художественного творчества: краски, кисти, карандаши,

бумага.

Комнатные растения

Аудио и видео-фильмы о природе.

Красная книга Республики Башкортостан.

Оборудование и материалы для проведения экологических акций:

метлы, ведра, пакеты для мусора, рукавицы.

Список литературы

Список нормативных документов

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от

29.12.2012 г. № 273.

2. Закон Республики Башкортостан от 01.06.2013 г. № 696-з «Об образовании

в Республике Башкортостан»

3. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от

11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам

дополнительного образования обучающихся

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации

режима

работы

организаций

для

детей-сирот

и

детей,

отсавшихся без попечения родителей (СанПин 2.4.3259-15)

5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242

Список использованной литературы

1. И. Белавина, Н.Найденская. «Планета наш дом»/ Методика проведения

занятий для дошкольников и младших школьников./Издательство «Лайда»

Москва 2012 год.

2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование

детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2011 г.

3. Алиева

Л.В.

«Школа

жизни

-

окружающий

мир».

Программно-

методическое

обеспечение

туристко-краеведческой

деятельности

в

дополнительном образовании детей-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2011 г.

4. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании.-

М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2012 г.

5. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание

школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5

зазнания, 2011.

6. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие/Сост.

Л.Д.Черемисина. – М.: АРКТИ, 2011.

7. Л.Д. Ласкина, Н.В.Николаев «Экологическое образование младших

школьников»/Рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы/

издательство «Учитель» Волгоград, 2011 год.

8.

Барышникова Г.Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры,

конкурсы и праздники для начальной школы. ООО «Издательство АСТ» и

ООО «Издательство Астрем». 2013 г.

9. Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?». Путешествие в мир природы.

Москва 2014 г.

10. Развивающие классные часы и праздники в 1-2 кл. Н.Ф. Дик. Изд. 2-е.

Ростов на Дону, 2012.

11. Окружающий мир 2-4 классы. Внеклассные занятия на тему» Времена

года». Издательство «Учитель». Составитель Дьячкова Г.Т.Волгоград, 2013 г.



В раздел образования