Напоминание

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми


Автор: Милюшина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с

детьми

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является

едва ли не основным моментом в структуре занятий с детьми, имеющими

дефекты звукопроизношения.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно

производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

в выработке длительного ротового выдоха;

в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с

учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой

целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит

нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового

выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному,

удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе

произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи

(произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7

слов).

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их

цель—увеличить

объём

дыхания

и

нормализовать

его

ритм.

Ребёнка

учат

дышать

при

закрытом

рте.

Тренируют

носовой

выдох,

говоря

ребёнку:

«Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой

выдох,

закрывая

при

этом

ноздри

ребёнка.

Используются

упражнения

с

сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы

препятствуя

вдоху

в

течение

1-2

секунд.

Ребёнка

учат

задерживать

вдох,

добиваясь

быстрого

и

глубокого

вдоха

и

медленного

продолжительного

выдоха. При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно

следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал неудобных поз. Все

дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо

проветренном помещении.

С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

1.

«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—

бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги.

Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик»,

подгоняя его другому «берегу».

2.

«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие

шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на

«снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны

медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3.

«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть

альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу,

изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тонкими

полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на

бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4.

«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают

баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она

является дыхательным упражнением и очень проста в использовании.

Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды.

Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть

пузырьки должны быть долго.

5.

«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные

инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6.

«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к

произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку

предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку,

чтобы сдуть её с носа.

7.

«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так,

чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго,

аккуратно, потихоньку.

8.

«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?»

Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной

бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

9.

«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками

– дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке

свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует

правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний»,

значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш]

«ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

10.

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы

голоса.

11.

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа.

Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В

пузырьке слышится шум.

12. «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать

воздух через рот.



В раздел образования