Напоминание

Ты и твоё здоровье


Автор: Рокунова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Починковской СШ
Населённый пункт: Починки
Наименование материала: Статья
Тема: Ты и твоё здоровье
Раздел: начальное образование





Назад




Ты и твоё здоровье

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

А.В.Сухомлинский

Здоровье людей – главное богатство любого государства. А здоровье детей в

любом обществе

и при любых

социально-экономических и

политических

ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет

будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Дети с младшего школьного возраста должны усвоить, что «Здоровье потеряешь -

всё потеряешь»- как гласит народная мудрость.

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела

статус приоритетного направления.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и

целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что

связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка,

освоением им новой социальной роли «ученик». Здоровье ребенка, его социально-

психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются

средой, в которой он живет. Для ребенка этой средой является система

образования, т.к. с пребыванием в школе связаны более 70% времени его

бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный

рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение

здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения

физических и психических нагрузок на

ребенка. И сегодня уже необходимо

говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.

Основные школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье

учащихся:

Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

Уровень психологической помощи учащимся.

Состояние микроклимата в школе и дома.

Неправильное питание учащихся;

Недостаток двигательной активности учащихся;

Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного

процесса;

Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными,

приобретенными заболеваниями.

Уроки окружающего мира внесут существенную лепту в формирование

культуры здоровья, укрепление и сохранение здоровья детей.

Успешная учебная деятельность, воспитание и состояние здоровья учащихся

не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и

требуют к себе пристального внимания. Здоровье включает в себя духовный

компонент, физический, психический, социальный. А отсюда, помимо обычных

учебных, перед учителем стоят ещё и такие задачи:

- помочь ученику сохранить свое здоровье;

- формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и

здоровый образ жизни;

- вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны

виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно

деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как

главная ценность обучения. Важно не просто передать знания человеку, а научить

его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

Основное внимание на уроках уделяется выполнению различных поисковых,

исследовательских, проектных работ. Практическая направленность занятий

позволит создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора

действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки,

умения сотрудничать и т.д.

В процессе изучения каждой темы, связанной со здоровьем, у школьников

должно сформироваться понятие не только о физической, но и этико-эстетической

значимости здорового образа жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой,

ребёнок умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и

восхищаться;

- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные

способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Ж.Ж. Руссо говорил: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым". Таким образом, здоровье детей – это общая

проблема медиков, педагогов и родителей. Эта проблема, пожалуй, самая

актуальная и требующая системного подхода в решении.



В раздел образования