Автор: Рокунова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Починковской СШ
Населённый пункт: Починки
Наименование материала: Статья
Тема: Ты и твоё здоровье
Раздел: начальное образование
Ты и твоё здоровье
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
А.В.Сухомлинский
Здоровье людей – главное богатство любого государства. А здоровье детей в
любом обществе
и при любых
социально-экономических и
политических
ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет
будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Дети с младшего школьного возраста должны усвоить, что «Здоровье потеряешь -
всё потеряешь»- как гласит народная мудрость.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела
статус приоритетного направления.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и
целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что
связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка,
освоением им новой социальной роли «ученик». Здоровье ребенка, его социально-
психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются
средой, в которой он живет. Для ребенка этой средой является система
образования, т.к. с пребыванием в школе связаны более 70% времени его
бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный
рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение
здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения
физических и психических нагрузок на
ребенка. И сегодня уже необходимо
говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.
Основные школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье
учащихся:
Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
Уровень психологической помощи учащимся.
Состояние микроклимата в школе и дома.
Неправильное питание учащихся;
Недостаток двигательной активности учащихся;
Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного
процесса;
Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными,
приобретенными заболеваниями.
Уроки окружающего мира внесут существенную лепту в формирование
культуры здоровья, укрепление и сохранение здоровья детей.
Успешная учебная деятельность, воспитание и состояние здоровья учащихся
не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и
требуют к себе пристального внимания. Здоровье включает в себя духовный
компонент, физический, психический, социальный. А отсюда, помимо обычных
учебных, перед учителем стоят ещё и такие задачи:
- помочь ученику сохранить свое здоровье;
- формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и
здоровый образ жизни;
- вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны
виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно
деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как
главная ценность обучения. Важно не просто передать знания человеку, а научить
его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.
Основное внимание на уроках уделяется выполнению различных поисковых,
исследовательских, проектных работ. Практическая направленность занятий
позволит создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора
действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки,
умения сотрудничать и т.д.
В процессе изучения каждой темы, связанной со здоровьем, у школьников
должно сформироваться понятие не только о физической, но и этико-эстетической
значимости здорового образа жизни.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой,
ребёнок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и
восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные
способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Ж.Ж. Руссо говорил: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым". Таким образом, здоровье детей – это общая
проблема медиков, педагогов и родителей. Эта проблема, пожалуй, самая
актуальная и требующая системного подхода в решении.