Авторы: Якушева Альбина Рафаиловна, Садикова Ирина Борисовна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1238
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК (КВИЛЛИНГ) 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование
Оглавление
Пояснительная записка....................................................................................................................................................................................................3
Актуальность и педагогическая целесообразность программы..................................................................................................................................3
Цели и задачи программы................................................................................................................................................................................................4
Сроки реализации, режим и формы занятия..................................................................................................................................................................4
Ожидаемые результаты....................................................................................................................................................................................................5
Учебно-тематический план..............................................................................................................................................................................................7
Учебно-тематический план обучения............................................................................................................................................................................7
Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения.......................................................................................................................7
Календарно-тематическое планирование на год обучения детей 6-7 лет...............................................................................................................8
Содержание календарно-тематического планирование первого года обучения детей 4-6 лет.........................................................................10
Пояснительная записка
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие
ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и
пространственное мышление.
Она развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию, внимательность, воображение, помогает выработать
художественный вкус. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются коммуникативные навыки:
доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из проблем, потому что, слабость движения
пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по
жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно
развиты память и внимание, связная речь.
Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во
времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера.
Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими
навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит, сколько
часов выделено на овладение той или иной темой. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные
задачи в результате решения, которых у ребенка формируются знания и навыки в художественном творчестве.
Цели и задачи программы
Цели
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую
научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному
самоопределению, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.
Задачи
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, художественный
вкус, творческие способности и фантазии детей.
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Сроки реализации, режим и формы занятия
Программа «Волшебный завиток» предназначена для детей среднего дошкольного возраста – 5-6 лет, и рассчитана
на 1 год обучения.
Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по
программе «Волшебный завиток», проводится во вторую половину дня 1раз – в неделю.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного
образования детей – 1 академический час длительностью не более 25 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.
Формы занятий
Форма предоставления услуги - подгрупповая.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная,
основная и заключительная. Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового
материала. Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помочь советом и
провести индивидуальную работу. Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского
художественного творчества.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года, дошкольники:
научатся различным приемам работы с бумагой; познакомятся с искусством бумагокручения;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга,
пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности и фантазию;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание
дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут
быть:игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т.д.).
Кроме того, желательно живо,
эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Формы подведения итогов кружковой программы
Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского художественного творчества.
Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит
его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Одним из важных средств поощрения и развития детского художественноготворчества являются разнообразные
выставки. Отчетные выставки проходят один раз в квартал.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план обучения
тема занятий
количество часов
всего
теория
практика
1. Вводное занятие
Знакомство с историей искусства оригами, со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.
1
1
2.Изготовление основных форм
6
1
5
3. Изготовления поделок.
24
24
4. Итоговое занятие.
1
1
Итого:
32
2
32
Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения
Тема
Цель
Вводное занятие (1 ч).
Теория: Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.. Ознакомление кружковцев с
режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с
режущими инструментами и клеями
Изготовление основных форм
(6ч).
Индивидуальная работа.
Теория: История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Познакомить детей как
родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить
детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной
поделки.
Практика: Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической
картой и обозначением этих форм на схемах..
Изготовления поделок (24ч).
Творческая работа.
Теория: рассматривание поделок.
Практика: Изготовление поделок на разную тематику. Учить обводить трафарет на бумаге и вырезать.
Учить детей работать со схемой.
Итоговое занятие (1ч).
Контрольно-проверочное занятие.
Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного.
Практика: Работа по схемам. Выполнение и оформление работы.
Подведение итогов за год.
Календарно-тематическое планирование на год обучения детей 6-7 лет
месяц
№
тема занятия
часы
октябрь
1
Вводное занятие.
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
1
2
Материал – бумага.
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.
1
3
История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
1
4
Вырезание полосок для квиллинга.
1
ноябрь
5
Основные формы «глаз», «лист».
1
6
Основная форма «базовый ролл»
1
7
Основная форма «свободный ролл»
1
8
Гриб
1
декабрь
9
Гриб
1
10
Ветка рябины
1
11
Коллективная работа.
1
12
Снежинка «Жемчужина»
1
январь
13
Снежинка «Жемчужина»
1
14
«Елка»
1
15
Новогодняя открытка «Свеча»
1
16
Новогодняя открытка «Свеча»
1
февраль
17
«Пирующие мышки» (коллективная работа)
1
18
«Пирующие мышки» (коллективная работа»
1
19
«Мотивы гжели»
1
20
«Мотивы гжели»
1
март
21
«Зеленый виноград»
1
22
«Зеленый виноград»
1
23
«Ноготки»
1
24
«Ноготки»
1
апрель
25
«Наперстянка»
1
26
«Наперстянка»
1
27
«Цинерария»
1
28
«Цинерария»
1
Май
29
«Соляной куст»
1
30
«Соляной куст»
1
31
Божья коровка
1
32
Божья коровка
1
Содержание календарно-тематического планирование первого года обучения детей 4-6 лет
№
Тип
Содержание
1
Теория:
Вводное занятие.
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Практика:
Цель: Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника
безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
2
Теория:
Материал – бумага.
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.
Практика:
Цель: Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах.
Разнообразие бумаги, ее виды.
Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для
конкретной поделки.
3
Теория:
«История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга»
Практика:
Цель: Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.
4
Теория:
Вырезание полосок для квиллинга
Практика:
Цель: Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и
инструментах, используемых при работе.
Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины;
совершенствовать навыки вырезания;
5
Теория:
Основные формы «глаз», «лист».
Практика:
Цель: Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и
обозначением этих форм на схемах.
6
Теория:
Основная форма «базовый ролл»
Практика:
Цель: Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления
7
Теория:
Основная форма «базовый ролл»
Практика:
Цель: Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления.
8
Теория:
Основная форма «свободный ролл»
Практика:
Цель: Учить детей правильно накручивать свободный ролл на основе базового ролла.
9
Теория:
Гриб
Практика:
Учить обводить трафарет на бумаге и вырезать. Учить детей работать со схемой.
10
Теория:
Гриб
Практика:
Цель: Учить обводить трафарет на бумаге и вырезать. Учить детей работать со схемой.Воспитывать интерес к
конструированию из бумаги.
11
Теория:
Ветка рябины
Практика:
Цель: Закрепляем умение детей крутить базовый ролл, по схеме собирать ветку рябины.
12
Теория:
Коллективная работа.
Практика:
Цель: Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы
в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
13
Теория:
Снежинка «Жемчужина»А.Зайцева «Волшебные снежинки из бумаги и бисера» стр. 34
Практика:
Цель: Учить составлять из отдельных элементов снежинку, продолжать знакомить с технологической картой и
распределять их на схеме.
14
Теория:
Снежинка «Жемчужина»
Практика:
Цель: Закрепляем знания и умения изготовление снежинки.
15
Теория:
«Елка»Х.Уолтер«Популярный квилинг» стр.50
Практика:
Цель: Учить располагать три зеленых треугольника, чтобы получилась форма елки. Оформить готовую поделку
декоративными элементами
16
Теория:
Новогодняя открытка «Свеча» А. Быстрицкая «Бумажная филигрань» стр. 54
Практика:
Цель: Продолжать учить детей правильному выполнению формы «глаз», «тугая спираль», продолжать учить
работать со схемами.
17
Теория:
Новогодняя открытка «Свеча» А. Быстрицкая «Бумажная филигрань» стр. 54
Практика:
Цель: Закреплять умения детей правильному выполнению формы «глаз», «тугая спираль», продолжать учить
работать со схемами.
18
Теория:
«Пирующие мышки» (коллективная работа) Х.Уолтер «Популярный квилинг» стр.52
Практика:
Цель: Продолжать учить детей составлять композицию, закрепляя умение работать с бумагой.
19
Теория:
«Пирующие мышки» (коллективная работа» Х.Уолтер «Популярный квилинг» стр.52
Практика:
Цель: Продолжать учить детей составлять композицию, закрепляя умение работать с бумагой
20
Теория:
«Мотивы гжели» А.Быстрицкая «Бумажная филигрань» стр. 83
Практика:
Цель: Продолжаем учить детей придавать бумаге различные формы, составлять композицию из основных форм.
21
Теория:
«Мотивы гжели» А.Быстрицкая «Бумажная филигрань» стр. 83
Практика:
Цель: Продолжаем учить детей придавать бумаге различные формы, составлять композицию из основных форм.
22
Теория:
«Зеленый виноград» А. Быстрицкая «Бумажная филигрань» (коллективная работа) стр.20
Практика:
Цель: Создавать с детьми коллективную композицию, развиваем мелкую моторику. Продолжаем работу с
ножницами.
23
Теория:
«Зеленый виноград» А. Быстрицкая «Бумажная филигрань» (коллективная работа) стр.20
Практика:
Цель: Создавать с детьми коллективную композицию, развиваем мелкую моторику. Продолжаем работу с
ножницами.
24
Теория:
«Ноготки» А. Быстрицкая «Бумажная филигрань» стр. 122
Практика:
Цель: Продолжаем работать с ножницами, делая надрезы на полосках бумаги ровно и аккуратно, собираем
готовые цветы в композицию.
25
Теория:
«Ноготки» А. Быстрицкая «Бумажная филигрань» стр. 122
Практика:
Цель: Продолжаем работать с ножницами, делая надрезы на полосках бумаги ровно и аккуратно, собираем
готовые цветы в композицию
26
Теория:
«Наперстянка» Х.Уолтер «Цветы из бумажных лент» стр. 20
Практика:
Цель: Формировать умения следовать устным инструкциям. Собирать готовые детали в единую композицию.
27
Теория:
«Наперстянка» Х.Уолтер «Цветы из бумажных лент» стр. 20
Практика:
Цель: Формировать умения следовать устным инструкциям. Собирать готовые детали в единую композицию.
28
Теория:
«Цинерария» Х.Уолтер«Цветы из бумажных лент» стр. 8 (коллективная работа)
Практика:
Цель: Продолжать изготавливать бахромчатый цветок, собирая их в единую композицию, украшая работу
декоративными элементами.
29
Теория:
«Цинерария» Х.Уолтер«Цветы из бумажных лент» стр. 8 (коллективная работа)
Практика:
Цель: Продолжать изготавливать бахромчатый цветок, собирая их в единую композицию, украшая работу
декоративными элементами.
30
Теория:
«Соляной куст» Х.Уолтер«Цветы из бумажных лент» стр.6
Практика:
Цель: Закрепляем умения детей крутить основные детали, составляя из готовых деталей панно.
31
Теория:
«Соляной куст» Х.Уолтер«Цветы из бумажных лент» стр.6
Практика:
Цель: Закрепляем умения детей крутить основные детали, составляя из готовых деталей панно.
32
Теория:
Божья коровка
– ИТОГОВОЕ.
Практика:
Цель: Закрепить усвоенные на занятиях приемы . Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как
правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.