Автор: Пилецкая Инна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровое пособие для развития фонематического восприятия и звукового анализа-синтеза у старших дошкольников "Приключения Пети Звукознайкина в стране звуков"л
Раздел: дошкольное образование
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Пилецкая Инна Геннадьевна
Развитие фонематического восприятия и звукового
анализа-синтеза у старших дошкольников методом знаково-
символического моделирования.
Игра-путешествие «Приключения Пети Звукознайкина
в стране звуков»
Пояснительная записка.
2
Одним из главных требований ФГОС ДО к содержанию основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, является
формирование у детей целостной картины мира. Сложно решить эту задачу, без
становления обобщенных мыслительных моделей, способствующих появлению
у детей универсальных способов познания окружающего.
Меня заинтересовало, как можно активизировать речемыслительную
деятельность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, используя
адаптированные методы технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских
задач Г.С. Альтшуллера). Я использовала в работе несколько игровых пособий,
разработанных на основе методов и приёмов ТРИЗ, но особенно хочу выделить
пособие «Имена признаков». Основным приёмом формирования обобщённого
понятия «имя признака» в технологии ТРИЗ является схематизация,
моделирование т.е. каждому признаку соответствует значок-обозначение,
который используется при выявлении признака у конкретного объекта.
По аналогии с пособием «Имена признаков» я разработала и
применяю в своей деятельности систему игровых упражнений для
развития речевого слуха, фонематического восприятия и навыков
звукового анализа-синтеза. Я назвала её «Приключения Пети
Звукознайкина в стране звуков».
Новизна пособия заключается в дополнении и систематизации игровой
технологии формирования фонематического восприятия и звукового анализа-
синтеза, предложенной Т.А. Ткаченко в книге «Специальные символы в
подготовке детей 4 лет к обучению грамоте» с опорой на принципы
технологии ТРИЗ, разработанные Г.С. Альтшуллером и на принципы
логопедической работы, описанные в книге М.Ф. Фомичёвой «Воспитание у
детей правильного произношения».
Основным методом формирования обобщённого понятия «звук» в
этой системе игр является метод знаково-символического моделирования.
Он помогает ввести звуки родного языка в игровое, наглядно-практическое,
поле ребёнка с недоразвитием фонематического восприятия, позволяет
обходным путём, через ассоциации с предметами окружающего мира, с
опорой на сохранные (зрительный и тактильный) анализаторы, формировать у
дошкольника с нарушениями речи фонематическое восприятие и звуковой
анализ-синтез. Данная технология легко воспроизводится, так как оформлена в
виде настольной игры и не требует сложного оборудования. Она доступна
пониманию, как специалистов, педагогов, так и родителей и предназначена для
детей 4 – 6 лет с нарушениями речи.
Описание игрового пособия.
3
Смысл игры-путешествия заключается в том, чтобы поэтапно
познакомить детей со свойствами звуков, научить через сравнение по
происхождению (речевые-неречевые) и различным характеристикам (громкие-
тихие, звонкие-глухие, высокие-низкие, твёрдые-мягкие, гласные-согласные)
дифференцировать звуки; сформировать представление о системе фонем
русского языка; сформировать навыки звукового анализа-синтеза; подготовить
к закреплению звуко-буквенных ассоциаций и освоению слогослияния и
первоначальных навыков чтения.
На каждом занятии дети получают письмо от Пети Звукознайкина, в котором
он рассказывает о своём путешествии в стране звуков и предлагает
поучаствовать в своих исследованиях.
I. Мир звуков: речевые и неречевые звуки.
а). Игра «Звуки природы», конверт №1.
Цель: развивать речевой слух, умение выделять на слух определённый звук
среди ряда других звуков.
Петя Звукознайкин попадает в лес, слышит «голоса природы» и пытается их
4
воспроизвести при помощи звукоподражаний:
Ш-ш-ш… (змея шипит), С-с-с (водичка течёт в ручейке), В-в-в (ветер воет),
Д-д-д (дятел долбит дерево), З-з-з (пчёлка звенит), Ж-ж-ж (жук жужжит),
Ф-ф-ф (ёжик фыркает), Ч-ч-ч (кузнечик стрекочет), У-у-у (волк воет),
Б-б-б (зайчик барабанит по пеньку)…
Петя: - «И ты можешь так сделать: хлопни в ладоши, если услышишь, как
«шипит змея» (звук [ш]): ш, с, ж, ш, ш, щ, ш, ч, з
выделение из слогов: са, шо, ош, у, шу…
из слов: кошка, собака, душ, нос…
б). Речевые звуки. Знакомство со «Звуковой азбукой», конверт №2.
Цель: развивать фонематический слух, умение артикулировать звуки.
Схемы-символы гласных звуков:
-показывать губами
-произносить звуки
-угадывать по губам логопеда
-«ловить» на слух
Схемы-символы согласных звуков: называем звук, «ловим» на слух.
5
6
Как мы видим, азбука символов согласных звуков создана по ассоциативному
принципу: [л] – гудит пароход, [с] – свистит струя воды, [ф] – фыркает
сердитый кот, [б] – гремит барабан, [д] – дятел долбит дерево, [в] – воет ветер,
[ц] – ц-ц-ц- клюёт цыплёнок, [ч] – чикают ножницы, [х] –дышим на руки,
согревая их в морозный день, [ж] – жужжит жук, [г] – гогочет гусь, [т] – стучит
молоток, [р] – рычит мотор самолёта, [п] – пыхтит паровоз, [щ] – чистит щётка,
[ м] – мычит корова, [ш] – шипит змея, [н] – ноет комарик, [к] – стучит
каблучок, [з] – звенит звонок. Особняком стоят йотированные гласные: их мы
обозначаем по начальным звукам слов йогурт, яблоко, ель, юла, ёжик. Далее
символическая азбука используется в играх.
7
II. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Камень – вата», конверт №3, конверт №2 «Звуковая азбука».
Цель: развивать фонематическое восприятие, учить детей дифференцировать
звуки по признаку твёрдости-мягкости.
Петя сообщает ребятам, что обнаружил: звуки бывают разные – они звучат то
нежно, мягко («вата»), то грубо, твёрдо («камень») и просит ребят помочь ему
рассортировать все звуки по этому признаку.
Игра «Эхо в горах», конверт №4 («По горам, по долам») и №2 «Звуковая
азбука»
Цель: дифференцировать понятия «звук» и «голос», учить детей регулировать
голос по силе (тихий – громкий).
Петя оказывается в горах и наблюдает явление горного эха, когда крик
постепенно затихает. Он предлагает ребятам поиграть в «Эхо в горах» и
научиться управлять силой своего голоса.
Игра «Голос спит – голос проснулся». «Чей голос?», конверт №5 и
№2 «Звуковая азбука».
Цель: развивать фонематическое восприятие, учить детей дифференцировать
звуки по признаку звонкости-глухости.
8
Перед зеркалом мы наблюдаем за работой речевого аппарата. Накладывая
ладонь на область гортани, учим ребёнка определять: участвует ли голос в
образовании данного согласного звука (звонкий он или глухой).
Игра «Взлёт и посадка», конверт №6 («Приключения в небесах»).
Цель: развивать речевое дыхание, дифференцировать понятия «звук» и
«голос», учить детей регулировать голос по высоте (низкий - высокий).
Петя рассказывает ребятам, что, оказывается, можно управлять своим голосом
и предлагает поиграть в игру «Взлёт и посадка»: вслед за самолётиком голос
«взлетает» и «опускается», меняясь по высоте (вспомогательная аналогия:
трубит слон – пищит мышь).
Игра «По долам, по горам», конверт №4 и №2 «Звуковая азбука».
Цель: развивать речевое дыхание, дифференцировать понятия «звук» и
«голос», учить детей модулировать голос по высоте (низкий - высокий), то
есть плавно менять высоту голоса на длительном выдохе (используя один или
несколько гласных звуков).
9
Петя рассказывает о том, как он слушал в горах пение горцев и предлагает
ребятам спеть, управляя своим голосом, а поможет в этом горный барашек,
скачущий по горам.
III. Развитие простых форм звукового анализа-синтеза.
Игра «Звуковые домики» конверт № 7 и №2 «Звуковая азбука».
Цель: обобщить представления детей об основных характеристиках звуков,
формировать понятие о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких
согласных звуках.
Игра «Подружки поют». Конверт № 8.
Цель: формировать умение анализировать звуковой ряд с опорой (и без опоры
на артикуляцию).
10
Услышал Звукознайкин, что кто-то поёт и смог по голосам угадать певиц! А ты
сможешь? Тогда слушай: АУ…Ставь «певиц» на «сцену»!
Игра «Поезд песенку везёт». Конверт №9 и №2 «Звуковая азбука».
Цель: развивать умение производить звуковой анализ-синтез сочетаний
гласных звуков, сочетаний гласных с согласными звуками.
Петя пишет ребятам, что он путешествовал на необычном поезде. В стране
звуков поезда возят «песенки». Он предлагает ребятам выбрать 2-3
«пассажиров» и спеть «песенку», которую везёт поезд. Дети со
Звукознайкиным наблюдают: зависит ли звучание от количества и
перестановки звуков в «поезде».
Игра «По морям, по волнам». Конверт № 10 и №2 «Звуковая азбука»
Цель: развивать способность синтезировать и анализировать сочетания
согласного и гласного звуков (прямой слог), готовить к освоению
слогослияния.
11
Путешествуем с Петей по морю. Для игры нужен бумажный пароходик с
кармашком, звуковая азбука, а так же схемы-символы гласных звуков в виде
«островов». Подплывая к каждому «острову», пароходик даёт «гудок». Сегодня
«путешествует» звук [ф] пароходик подаёт «гудки» фо, фи, фа, фу…
Игра «Приключения в небесах» (Вариант 2). Конверт № 6 и конверт №2 –
«Звуковая азбука».
Цель: развивать способность синтезировать и анализировать сочетания
согласного и гласного звуков (обратный слог), готовить к освоению
слогослияния.
Петя рассказывает ребятам, что в стране звуков он наблюдал в небе необычные
облака – звуковые! (на «облаках» располагает символы согласных звуков). А
когда Петя полетел на самолёте (погрузил в самолёт гласный звук), то в небесах
зазвучали «песенки». Вот такие «музыкальные облака»…
Игра «Подбери ключик». Конверт №11.
Цель: развивать умение выделять на слух из 1-2 сложных слов гласные звуки с
опорой (и без опоры) на артикуляцию.
12
Петя, в очередном письме, пишет ребятам, что в стране звуков в домах
необычные, звуковые замки и ключи. Оказывается гласные звуки являются
«ключевыми» в словах! Петя просит ребят помочь ему открыть домики.
а) -
«Послушай и угадай какой «ключевой звук» спрятался в этом слове:
«МАК». Ребёнок слышит слово, в котором я протягиваю гласный звук, а так же
он видит артикуляцию гласного звука по моим губам. Так он угадывает, каким
«ключиком» надо открыть домик. Для этой игры подходят такие слова: лук,
мох, дом, мак, сын, рис, кот, сад, шум…
б) Затем усложняем задачу, предложив ребёнку открыть по два замка на
каждом домике. Для этого подойдут слова, состоящие из двух слогов: утка,
лиса, руки, домик, быки, кино. Сначала я произношу слово плавно, а затем
каждый слог отдельно, выделяя голосом первый и второй «ключики» (гласные
звуки): «РАКИ»…
Игра «Звуковая линейка». Конверт №12 и №2 «Звуковая азбука».
Цель: развивать простые формы звукового анализа-синтеза, проводить
позиционный анализ звуков в слове.
13
Звукознайкин рассказывает ребятам, что он узнал, что оказывается слова
состоят из звуков и решил разобраться, как устроены слова и предлагает
поиграть со «Звуковой линейкой».
Прямоугольная «Звуковая линейка» - символ слова. Квадраты звуковой
линейки символизируют начало, середину и конец слова.
а) Даю задание: - «Отгадай, какой звук «живёт» в начале слова и положи
символ гласного звука в первый квадрат звуковой линейки. Сперва я беру слова
с ударным гласным в начале слова: аист, осы, астры, Африка, уши, узел, эхо,
Игорь, ива, Ира, Оля, Аня.
б) аналогично формирую умение выделять последний звук в слове: луна,
кино, шаги, шары, дом…
в). «Где звук «живёт»?»: в начале, в середине или в конце слова? (например
звук [л]: лак, колпак, стол.
IV. Развитие способности выполнять полный звуковой анализ слова.
Игра «Разбери слово». Конверт №12.
Петя сообщает ребятам, что он открыл главный секрет звуков и слов: звуки в
словах располагаются по порядку! Он предлагает ребятам посоревноваться в
определении порядка звуков в словах.
Сначала берём слова из 3 звуков, выделяем 1-ый и последний звуки, а потом –
звук в середине. «Звуковую линейку» заполняем фишками. Ребёнок говорит, из
скольких звуков состоит слово, называет их по порядку (например: слово
14
ГУСЬ). Затем можно выйти за пределы «Звуковой линейки» и разбирать слова
из 4-6 звуков, используя только звуковые фишки.
V. Обобщение.
Игра «Секреты звуков». Конверт № 13.
В последнем письме Петя Звукознайкин сообщает, что его путешествие
завершается и спрашивает ребят, какие секреты звуков они узнали вместе с
ним? В помощь он отправляет ребятам «подсказки» (схемы для характеристики
звуков по месту и способу образования и артикуляции (гласный-согласный) и
по их основным признакам (твёрдости-мягкости, звонкости-глухости), а так же
схемы для определения качеств голоса: по силе и по высоте (выполнены в виде
«гармошки»).
15
Ребята вместе с логопедом могут написать Пете письмо, в котором расскажут о
том, что им больше всего запомнилось в этом путешествии, и какие секреты
звуков они узнали, нарисовать рисунки про путешествие.
Предполагается дополнение этого пособия «картой» страны звуков, текстами
«писем», планированием занятий. Возможно «масштабирование» пособия для
фронтальной работы, а так же изготовление книжки-игрушки.
16
17