Напоминание

Игровое пособие для развития фонематического восприятия и звукового анализа-синтеза у старших дошкольников "Приключения Пети Звукознайкина в стране звуков"л


Автор: Пилецкая Инна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровое пособие для развития фонематического восприятия и звукового анализа-синтеза у старших дошкольников "Приключения Пети Звукознайкина в стране звуков"л
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Пилецкая Инна Геннадьевна

Развитие фонематического восприятия и звукового

анализа-синтеза у старших дошкольников методом знаково-

символического моделирования.

Игра-путешествие «Приключения Пети Звукознайкина

в стране звуков»

Пояснительная записка.

2

Одним из главных требований ФГОС ДО к содержанию основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, является

формирование у детей целостной картины мира. Сложно решить эту задачу, без

становления обобщенных мыслительных моделей, способствующих появлению

у детей универсальных способов познания окружающего.

Меня заинтересовало, как можно активизировать речемыслительную

деятельность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, используя

адаптированные методы технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских

задач Г.С. Альтшуллера). Я использовала в работе несколько игровых пособий,

разработанных на основе методов и приёмов ТРИЗ, но особенно хочу выделить

пособие «Имена признаков». Основным приёмом формирования обобщённого

понятия «имя признака» в технологии ТРИЗ является схематизация,

моделирование т.е. каждому признаку соответствует значок-обозначение,

который используется при выявлении признака у конкретного объекта.

По аналогии с пособием «Имена признаков» я разработала и

применяю в своей деятельности систему игровых упражнений для

развития речевого слуха, фонематического восприятия и навыков

звукового анализа-синтеза. Я назвала её «Приключения Пети

Звукознайкина в стране звуков».

Новизна пособия заключается в дополнении и систематизации игровой

технологии формирования фонематического восприятия и звукового анализа-

синтеза, предложенной Т.А. Ткаченко в книге «Специальные символы в

подготовке детей 4 лет к обучению грамоте» с опорой на принципы

технологии ТРИЗ, разработанные Г.С. Альтшуллером и на принципы

логопедической работы, описанные в книге М.Ф. Фомичёвой «Воспитание у

детей правильного произношения».

Основным методом формирования обобщённого понятия «звук» в

этой системе игр является метод знаково-символического моделирования.

Он помогает ввести звуки родного языка в игровое, наглядно-практическое,

поле ребёнка с недоразвитием фонематического восприятия, позволяет

обходным путём, через ассоциации с предметами окружающего мира, с

опорой на сохранные (зрительный и тактильный) анализаторы, формировать у

дошкольника с нарушениями речи фонематическое восприятие и звуковой

анализ-синтез. Данная технология легко воспроизводится, так как оформлена в

виде настольной игры и не требует сложного оборудования. Она доступна

пониманию, как специалистов, педагогов, так и родителей и предназначена для

детей 4 – 6 лет с нарушениями речи.

Описание игрового пособия.

3

Смысл игры-путешествия заключается в том, чтобы поэтапно

познакомить детей со свойствами звуков, научить через сравнение по

происхождению (речевые-неречевые) и различным характеристикам (громкие-

тихие, звонкие-глухие, высокие-низкие, твёрдые-мягкие, гласные-согласные)

дифференцировать звуки; сформировать представление о системе фонем

русского языка; сформировать навыки звукового анализа-синтеза; подготовить

к закреплению звуко-буквенных ассоциаций и освоению слогослияния и

первоначальных навыков чтения.

На каждом занятии дети получают письмо от Пети Звукознайкина, в котором

он рассказывает о своём путешествии в стране звуков и предлагает

поучаствовать в своих исследованиях.

I. Мир звуков: речевые и неречевые звуки.

а). Игра «Звуки природы», конверт №1.

Цель: развивать речевой слух, умение выделять на слух определённый звук

среди ряда других звуков.

Петя Звукознайкин попадает в лес, слышит «голоса природы» и пытается их

4

воспроизвести при помощи звукоподражаний:

Ш-ш-ш… (змея шипит), С-с-с (водичка течёт в ручейке), В-в-в (ветер воет),

Д-д-д (дятел долбит дерево), З-з-з (пчёлка звенит), Ж-ж-ж (жук жужжит),

Ф-ф-ф (ёжик фыркает), Ч-ч-ч (кузнечик стрекочет), У-у-у (волк воет),

Б-б-б (зайчик барабанит по пеньку)…

Петя: - «И ты можешь так сделать: хлопни в ладоши, если услышишь, как

«шипит змея» (звук [ш]): ш, с, ж, ш, ш, щ, ш, ч, з

выделение из слогов: са, шо, ош, у, шу…

из слов: кошка, собака, душ, нос…

б). Речевые звуки. Знакомство со «Звуковой азбукой», конверт №2.

Цель: развивать фонематический слух, умение артикулировать звуки.

Схемы-символы гласных звуков:

-показывать губами

-произносить звуки

-угадывать по губам логопеда

-«ловить» на слух

Схемы-символы согласных звуков: называем звук, «ловим» на слух.

5

6

Как мы видим, азбука символов согласных звуков создана по ассоциативному

принципу: [л] – гудит пароход, [с] – свистит струя воды, [ф] – фыркает

сердитый кот, [б] – гремит барабан, [д] – дятел долбит дерево, [в] – воет ветер,

[ц] – ц-ц-ц- клюёт цыплёнок, [ч] – чикают ножницы, [х] –дышим на руки,

согревая их в морозный день, [ж] – жужжит жук, [г] – гогочет гусь, [т] – стучит

молоток, [р] – рычит мотор самолёта, [п] – пыхтит паровоз, [щ] – чистит щётка,

[ м] – мычит корова, [ш] – шипит змея, [н] – ноет комарик, [к] – стучит

каблучок, [з] – звенит звонок. Особняком стоят йотированные гласные: их мы

обозначаем по начальным звукам слов йогурт, яблоко, ель, юла, ёжик. Далее

символическая азбука используется в играх.

7

II. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Камень – вата», конверт №3, конверт №2 «Звуковая азбука».

Цель: развивать фонематическое восприятие, учить детей дифференцировать

звуки по признаку твёрдости-мягкости.

Петя сообщает ребятам, что обнаружил: звуки бывают разные – они звучат то

нежно, мягко («вата»), то грубо, твёрдо («камень») и просит ребят помочь ему

рассортировать все звуки по этому признаку.

Игра «Эхо в горах», конверт №4 («По горам, по долам») и №2 «Звуковая

азбука»

Цель: дифференцировать понятия «звук» и «голос», учить детей регулировать

голос по силе (тихий – громкий).

Петя оказывается в горах и наблюдает явление горного эха, когда крик

постепенно затихает. Он предлагает ребятам поиграть в «Эхо в горах» и

научиться управлять силой своего голоса.

Игра «Голос спит – голос проснулся». «Чей голос?», конверт №5 и

№2 «Звуковая азбука».

Цель: развивать фонематическое восприятие, учить детей дифференцировать

звуки по признаку звонкости-глухости.

8

Перед зеркалом мы наблюдаем за работой речевого аппарата. Накладывая

ладонь на область гортани, учим ребёнка определять: участвует ли голос в

образовании данного согласного звука (звонкий он или глухой).

Игра «Взлёт и посадка», конверт №6 («Приключения в небесах»).

Цель: развивать речевое дыхание, дифференцировать понятия «звук» и

«голос», учить детей регулировать голос по высоте (низкий - высокий).

Петя рассказывает ребятам, что, оказывается, можно управлять своим голосом

и предлагает поиграть в игру «Взлёт и посадка»: вслед за самолётиком голос

«взлетает» и «опускается», меняясь по высоте (вспомогательная аналогия:

трубит слон – пищит мышь).

Игра «По долам, по горам», конверт №4 и №2 «Звуковая азбука».

Цель: развивать речевое дыхание, дифференцировать понятия «звук» и

«голос», учить детей модулировать голос по высоте (низкий - высокий), то

есть плавно менять высоту голоса на длительном выдохе (используя один или

несколько гласных звуков).

9

Петя рассказывает о том, как он слушал в горах пение горцев и предлагает

ребятам спеть, управляя своим голосом, а поможет в этом горный барашек,

скачущий по горам.

III. Развитие простых форм звукового анализа-синтеза.

Игра «Звуковые домики» конверт № 7 и №2 «Звуковая азбука».

Цель: обобщить представления детей об основных характеристиках звуков,

формировать понятие о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких

согласных звуках.

Игра «Подружки поют». Конверт № 8.

Цель: формировать умение анализировать звуковой ряд с опорой (и без опоры

на артикуляцию).

10

Услышал Звукознайкин, что кто-то поёт и смог по голосам угадать певиц! А ты

сможешь? Тогда слушай: АУ…Ставь «певиц» на «сцену»!

Игра «Поезд песенку везёт». Конверт №9 и №2 «Звуковая азбука».

Цель: развивать умение производить звуковой анализ-синтез сочетаний

гласных звуков, сочетаний гласных с согласными звуками.

Петя пишет ребятам, что он путешествовал на необычном поезде. В стране

звуков поезда возят «песенки». Он предлагает ребятам выбрать 2-3

«пассажиров» и спеть «песенку», которую везёт поезд. Дети со

Звукознайкиным наблюдают: зависит ли звучание от количества и

перестановки звуков в «поезде».

Игра «По морям, по волнам». Конверт № 10 и №2 «Звуковая азбука»

Цель: развивать способность синтезировать и анализировать сочетания

согласного и гласного звуков (прямой слог), готовить к освоению

слогослияния.

11

Путешествуем с Петей по морю. Для игры нужен бумажный пароходик с

кармашком, звуковая азбука, а так же схемы-символы гласных звуков в виде

«островов». Подплывая к каждому «острову», пароходик даёт «гудок». Сегодня

«путешествует» звук [ф] пароходик подаёт «гудки» фо, фи, фа, фу…

Игра «Приключения в небесах» (Вариант 2). Конверт № 6 и конверт №2 –

«Звуковая азбука».

Цель: развивать способность синтезировать и анализировать сочетания

согласного и гласного звуков (обратный слог), готовить к освоению

слогослияния.

Петя рассказывает ребятам, что в стране звуков он наблюдал в небе необычные

облака – звуковые! (на «облаках» располагает символы согласных звуков). А

когда Петя полетел на самолёте (погрузил в самолёт гласный звук), то в небесах

зазвучали «песенки». Вот такие «музыкальные облака»…

Игра «Подбери ключик». Конверт №11.

Цель: развивать умение выделять на слух из 1-2 сложных слов гласные звуки с

опорой (и без опоры) на артикуляцию.

12

Петя, в очередном письме, пишет ребятам, что в стране звуков в домах

необычные, звуковые замки и ключи. Оказывается гласные звуки являются

«ключевыми» в словах! Петя просит ребят помочь ему открыть домики.

а) -

«Послушай и угадай какой «ключевой звук» спрятался в этом слове:

«МАК». Ребёнок слышит слово, в котором я протягиваю гласный звук, а так же

он видит артикуляцию гласного звука по моим губам. Так он угадывает, каким

«ключиком» надо открыть домик. Для этой игры подходят такие слова: лук,

мох, дом, мак, сын, рис, кот, сад, шум…

б) Затем усложняем задачу, предложив ребёнку открыть по два замка на

каждом домике. Для этого подойдут слова, состоящие из двух слогов: утка,

лиса, руки, домик, быки, кино. Сначала я произношу слово плавно, а затем

каждый слог отдельно, выделяя голосом первый и второй «ключики» (гласные

звуки): «РАКИ»…

Игра «Звуковая линейка». Конверт №12 и №2 «Звуковая азбука».

Цель: развивать простые формы звукового анализа-синтеза, проводить

позиционный анализ звуков в слове.

13

Звукознайкин рассказывает ребятам, что он узнал, что оказывается слова

состоят из звуков и решил разобраться, как устроены слова и предлагает

поиграть со «Звуковой линейкой».

Прямоугольная «Звуковая линейка» - символ слова. Квадраты звуковой

линейки символизируют начало, середину и конец слова.

а) Даю задание: - «Отгадай, какой звук «живёт» в начале слова и положи

символ гласного звука в первый квадрат звуковой линейки. Сперва я беру слова

с ударным гласным в начале слова: аист, осы, астры, Африка, уши, узел, эхо,

Игорь, ива, Ира, Оля, Аня.

б) аналогично формирую умение выделять последний звук в слове: луна,

кино, шаги, шары, дом…

в). «Где звук «живёт»?»: в начале, в середине или в конце слова? (например

звук [л]: лак, колпак, стол.

IV. Развитие способности выполнять полный звуковой анализ слова.

Игра «Разбери слово». Конверт №12.

Петя сообщает ребятам, что он открыл главный секрет звуков и слов: звуки в

словах располагаются по порядку! Он предлагает ребятам посоревноваться в

определении порядка звуков в словах.

Сначала берём слова из 3 звуков, выделяем 1-ый и последний звуки, а потом –

звук в середине. «Звуковую линейку» заполняем фишками. Ребёнок говорит, из

скольких звуков состоит слово, называет их по порядку (например: слово

14

ГУСЬ). Затем можно выйти за пределы «Звуковой линейки» и разбирать слова

из 4-6 звуков, используя только звуковые фишки.

V. Обобщение.

Игра «Секреты звуков». Конверт № 13.

В последнем письме Петя Звукознайкин сообщает, что его путешествие

завершается и спрашивает ребят, какие секреты звуков они узнали вместе с

ним? В помощь он отправляет ребятам «подсказки» (схемы для характеристики

звуков по месту и способу образования и артикуляции (гласный-согласный) и

по их основным признакам (твёрдости-мягкости, звонкости-глухости), а так же

схемы для определения качеств голоса: по силе и по высоте (выполнены в виде

«гармошки»).

15

Ребята вместе с логопедом могут написать Пете письмо, в котором расскажут о

том, что им больше всего запомнилось в этом путешествии, и какие секреты

звуков они узнали, нарисовать рисунки про путешествие.

Предполагается дополнение этого пособия «картой» страны звуков, текстами

«писем», планированием занятий. Возможно «масштабирование» пособия для

фронтальной работы, а так же изготовление книжки-игрушки.

16

17



В раздел образования