Напоминание

Методические рекомендации по разработке занятия с использованием ДОТ в учреждениях дополнительного образования


Автор: Семёнова Кира Васильевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО - Детский экологический центр
Населённый пункт: Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по разработке занятия с использованием ДОТ в учреждениях дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методист МБУ ДО - ДЭЦ «Рифей»

Семёнова Кира Васильевна

Методические рекомендации по разработке занятия с использованием ДОТ

(дистанционных образовательных технологий) в учреждениях дополнительного

образования.

Сегодня специалисты по стратегическим проблемам образования называют

дистанционную форму обучения, образовательной системой XXI века и в мире на нее

делается огромная ставка. Почему? По данным зарубежных экспертов к концу XXI века

минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, станет

высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной форме вряд ли выдержат

бюджеты даже самых благополучных стран. По прогнозам специалистов, в ближайшие

пять лет две трети студентов в развитых странах будут учиться дистанционно. Вот

почему образование с использованием ДОТ понемногу замещает прежние формы

обучения.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-

ФЗ принятого Государственной Думой, 21 декабря 2012 года, одобренного Советом

Федерации

26

декабря

2012

г.,

статья

13

«Общие

требования

к

реализации

образовательных программ», образовательные учреждения могут организовывать учебные

занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места

нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу,

достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной

деятельности

в

электронной

информационно

образовательной

среде,

к

которой

предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть

«Интернет».

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих

доставку

обучаемым

основного

объема

изучаемого

материала,

интерактивное

взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление

обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а

также в процессе обучения.

В чем преимущество ДОТ?

1.

Обеспечение

реальной

возможности

получения

образования

различными

категориями обучающихся, в том числе лицами с ограниченными возможностями

здоровья.

2.

Получение новых знаний из любой точки мира, где есть сеть Internet.

3.

Процесс обучения является индивидуальным (подходит для одарённых детей и

пр.)

4.

Возможность воспользоваться ДОТ при условии временной болезни (ОРВИ).

5.

Доступность учебных материалов в любое время.

6.

Разнообразие и большой объём доступных информационных ресурсов.

«Дистанционное

занятие

-

это

форма

организации

занятия,

проводимая

в

определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и

групповой деятельностью обучающихся по созданию собственного образовательного

продукта, с целью освоения основ изучаемого материала, воспитания и развития

творческих способностей (Е.В. Харунжаева)».

Цель дистанционного занятия: освоение учебных программ с использованием

дистанционных технологий, с целью формирования у обучающихся навыков творческого,

критического мышления, самостоятельности в организации и регулировании собственной

деятельности, развитии уровня ИКТ-компетентности. В процессе обучения обучающийся

приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной

стратегии.

Задачи:

- формирование у обучающихся навыка эффективного поиска и отбора информации, ее

структурирования, анализа и оценки, давать оценку информации с точки зрения ее

дидактических свойств: достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности

(или статичности);

- формирование навыка

самооценивания, сравнения получаемых в автоматическом

режиме результатов с прогнозируемыми результатами. Осуществление самокоррекции

своей учебной деятельности, развитие навыка рефлексии;

- модернизировать формы педагогического контроля в условиях применения новых

средств обучения: сетевых учебных курсов, интерактивных обучающих компьютерных

программ, тренажеров, тестов;

- освоения обучающимися новых видов деятельности: работа в тестовом режиме,

интерактивный (онлайн) режим.

Существует 3 вида дистанционных технологий:

1. Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов)

текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их

рассылке для самостоятельного изучения обучающимися при организации регулярных

консультаций у преподавателей.

2. ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для

доставки обучающихся учебно-методических материалов и организации регулярных

консультаций у преподавателей.

3. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети

для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с

различной степенью интерактивности между преподавателем и обучающимися.

Дистанционные занятия очень разнообразны. Их виды:

1.

Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимания обучающегося, обеспечение

мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и

выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и

пересылки.

2.

Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий.

Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт

обучающегося. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.

3.

Индивидуальная

консультация.

Отличается

предварительной

подготовкой

вопросов.

Предлагаются

проблемы

и

пути

поиска

решений.

Учитываются

индивидуальные особенности обучающегося. Может проводиться индивидуально по

электронной почте.

4.

Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

5.

Выполнение виртуальных лабораторных работ.

6.

Чат-занятия - учебные занятия,

осуществляемые с использованием чат-

технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса

имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются

расписание этапов и вопросы-проблемы.

7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты.

Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель

делает заготовки и продумывает возможные реакции на них обучающихся. Синхронные

занятия

могут

проводиться

с

помощью

телевизионных

видеоконференций

и

компьютерных форумов. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в

режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса

видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора.

Компромиссным

вариантом

синхронных

групповых

занятий,

семинаров

является

текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной

степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.

8. Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернет

в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение

длительного времени.

9. Веб-занятие. Может быть оформлено в виде лабораторной работы и др.

Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-

занятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ.

10. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная

форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в

реальном времени посредством chat или ICQ.

11. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами

ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы

интернета. Обучающиеся

самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах

Интернет

или

на

рекомендованных

электронных

носителях,

выполняя

задание

преподавателя либо под влиянием личной мотивации.

12. Вебинар (происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») ─ это семинар,

который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые

предполагают двустороннее участие преподавателя и обучающихся, и веб-касты, веб-

конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные

его слушают (смотрят, читают).

13. Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается

от традиционного. Занятие проходит в реальном режиме времени. Необходимое

оборудование для участия— наушники с микрофоном, возможно, вебкамера, компьютер с

подключением к Интернет. Кроме того, возможно, потребуется установить через

Интернет необходимую программу для осуществления общения с преподавателем

(например, Skype). Основные формы использования информационных услуг при

проведении дистанционных уроков: электронная почта, Skype, ZOOM, сайт учреждения,

telegram.

При разработке занятия с использованием ДОТ важно составить план работы данного

занятия. Для этого каждый педагог должен задать себе 3 вопроса:

1. Чему я хочу научить обучающихся?

2. Каким образом дети этому научатся?

3. Какую поддержку в этом я могу им оказать?

Важно подумать об учебных материалах, способах контроля работы обучающихся,

способах обратной связи. Необходимо учитывать, что время дистанционного занятия не

более 30 минут.

Требования к занятию, построенному на основе дистанционных образовательных

технологий:

1. Внешний порядок занятия. Самым простым и самым элементарным является точное

начало и точное окончание занятия. Это требование к занятию с использованием ДОТ

может

являться

определяющим,

т.к.

основано

на

финансовой

дисциплине

образовательного учреждения. К внешнему порядку относятся не только его точное

начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые

могут возникнуть во время занятия.

2. Внутренний порядок занятия (его структура). К внутреннему порядку занятия

относится целесообразное распределение его на этапы, т.е. занятие делится на четкие

временные отрезки. Правильно спланированное занятие содержит в каждом из своих

этапов

цель,

мобилизующую

обучающихся,

стимулирующую

процесс

обучения,

побуждающий мотивацию, т.е. обучающиеся должны знать, чего от них требуют, что они

должны прочно усвоить. Структурно хорошо подготовленное занятие учитывает уровень

подготовленности обучающихся, характеризуется четким распределением учебного

материала, позволяет обучающимся последовательно продвигаться им от одной частной

цели занятия к другой.

3. Проблемный подход к обучению, в котором обучающиеся должны совершить по

существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного

познания:

- понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы;

-установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения,

выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений;

- решение проблемы, оценка решения.

4. Соответствие занятия дидактическим принципам: наглядность и точность при

выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие

упражнений и контрольных заданий данному занятию.

5. Требования к обучаемым, непосредственным участникам занятия, - иметь навыки

пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во

внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться

электронной почтой, программой-просмотрщиком веб-страниц, технологиями гостевой

книги и беседы (chat). В случае неподготовленности непосредственных участников

занятия по перечисленным параметрам большая часть работы ложится на педагога.

6. Высокая активность обучающихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие

условия, при которых обучающиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут

участниками решаемых задач до конца занятия. Для этого целесообразно распределить

занятие на этапы, позволяющие продвигаться обучающимся от одной цели к другой, в

соответствии с целями всего занятия.

7. Мотивация деятельности обучающихся. Мотивация достигается реальными целевыми

установками обучающихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций, которыми

могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация

позволяет включать обучающихся в осознанный процесс познания.

8. Методы урока: частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением

материала,

а

также

исследовательские

методы,

позволяющие

обучающимся

самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения

уже известных задач, доказательств теорем и т.д.

Алгоритм разработки занятия, на основе ДОТ.

1. Определить тему. Выделить основные учебные элементы.

2. Определить тип занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и

т.д.).

3. Выбрать наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям

модели дистанционного занятия. Выбор модели дистанционного занятия осуществляется

с учетом уровня ИКТ-компетентности дистанционных обучающихся.

(Для этого

рекомендуется провести анкетирование).

4. Определить форму проведения дистанционного занятия (вебинар, веб-квест, семинар,

конференция и т.д.).

5. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие

материалы.

6. Выбрать форму структуризации учебных элементов, формы их предъявления

обучающимся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).

7. Подготовить глоссарий по тематике дистанционного занятия.

8. Разработать контрольные задания для каждого учебного элемента занятия. Выбор

системы

оценивания

и

формирование

шкалы

и

критериев

оценивания

ответов

обучающихся.

9. Подобрать список литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный

перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и

электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и

внешние источники информации в сети Интернет.

10. Определить время и длительность работы за компьютером, исходя из возрастной

категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за

компьютером для обучающихся: 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х

классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.

11. Подготовить методические рекомендации и технологическую карту занятия.

12.

На

основе

анализа

результатов

уровня

ИКТ-компетентности

обучающихся

подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий

13. Провести тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в

различных браузерах.

14. Проведение занятия.

15. Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли

трудности со стороны обучающихся, педагога.

Таким образом, занятия с использованием ДОТ, это альтернативная форма

образования, имеющая массу преимуществ. Дистанционное обучение делает процесс

обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого

самовыражения обучающегося. Дети, обучающиеся дистанционно, становятся более

самостоятельными, мобильными и ответственными. Внедрение дистанционного обучения

уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Эффективность

дистанционного

обучения

зависит

от

организации

и

методического

качества

используемых материалов, а также мастерства педагога.



В раздел образования