Автор: Никонов Сергей Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ МО г.Нягань
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА г.Нягань
Наименование материала: статья
Тема: Основы техники лыжного спорта
Раздел: среднее образование
Основы техники лыжного спорта
Аннотация
В статье представлена актуальность тематики реферата на тему «Основы
техники лыжного спорта».
Ключевые слова: лыжный спорт,техника лыжного спорта, техническая
подготовка лыжника.
Abstract
The article describes the subject matter of the abstract entitled «Basic
techniques of skiing».
Key words: skiing, skiing equipment, technical training skier.
Техническая подготовка лыжника – это процесс целенаправленного
изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах.
Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и
физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в
избранном виде лыжного спорта [1, с. 15]. По мнению И.М. Бутина, высокий
уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы
над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий
лыжным спортом [4, с. 78]. В планах подготовки лыжников от новичка до
квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность
овладения техникой.
Передвижение на лыжах происходит в самых разнообразных условиях
скольжения и сцепления лыж со снегом, в сложных условиях меняющегося
рельефа местности, состояния и микрорельефа лыжни, и все это требует от
лыжников-гонщиков высокого уровня владения всем арсеналом техники
способов ходов, спусков и подъемов.
Достижение
высоких
спортивных
результатов
в
лыжном
спорте
возможно только при настойчивой круглогодичной работе над техникой в
2
течение ряда лет. Современная техника передвижения на лыжах дает
спортсменам возможность эффективно реализовать достигнутый в процессе
тренировки высокий уровень функциональной и физической подготовки,
добиваясь высокой скорости. Вместе с тем последовательное повышение
уровня
общей
и
специальной
физической
подготовки
способствует
дальнейшему совершенствованию техники лыжных ходов [3, с. 105].
Для выполнения двигательной задачи лыжник использует множество
частных движений, объединенных в единое целое – в систему движений. В
системевсе ее части (элементы) взаимодействуют друг с другом, взаимно
связаны.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех фаз. Первая
– фазагенерализации или образования навыка. В этой фазе для повышения
эффективности обучения необходимо облегчать условия выполнения нового
движения.
Важным условием является постепенность в повышении требований
преподавателя к качеству выполнения движения.
Вторая – фаза становления, в которой формирование динамического
стереотипа на технически правильно выполняемое движение. Третья фаза
называется фазой стабилизации или совершенствования навыка. В этой фазе
необходимо создавать изменяющиеся условия, постоянно их усложнять,
приближая к условиям спортивной деятельности. Длительность отдельных
фаз может быть различной в зависимости от многих факторов.
Формирование и совершенствование двигательных навыков происходит
лишь в процессе обучения, под которым в лыжном спорте понимается
приобретение
лыжниками
новых
знаний
и
технических
навыков
в
передвижении на лыжах [5, с. 98].
Таким образом, закрепление и дальнейшее совершенствование должны
обеспечить
совершенное
владение
техникой
изучаемого
способа
передвижения на лыжах в разнообразных условиях его применения. Для
достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
3
• закрепить сформированный навык в способе передвижения на лыжах;
• расширить
диапазон
вариативности
техники
для
эффективного
использования изученного способа в самых разнообразных условиях;
• завершить индивидуализацию техники в соответствии с особенностями
и уровнем физической подготовленности;
• добиться совершенного владения техникой на высоких скоростях при
максимальных напряжениях;
• обеспечить совершенствование техники передвижения на лыжах с
учетом дальнейшего повышения уровня развития физических качеств.
Список литературы
1.
Агроновский М.А. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт,
2006. – 310 с.
2.
Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009.
3.
Апросичева Н.В., Исайчева Е.А. Лыжный спорт и школа.
Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 352 с.
4.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
5.
Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков /
Авт.-сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2006. – 171 с.
4