Напоминание

Методическая разработка карты уроков биологии в 5 классе по теме «Увеличительные приборы. Строение клетки» в условиях дистанционного обучения


Автор: Жильцов Александр Владимирович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: городской округ Воскресенск Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка карты уроков биологии в 5 классе по теме «Увеличительные приборы. Строение клетки» в условиях дистанционного обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка карты уроков биологии в 5 классе

по теме «Увеличительные приборы. Строение клетки»

в условиях дистанционного обучения.

Жильцов Александр Владимирович, учитель биологии

МОУ «СОШ № 17» городского округа Воскресенск Московской области.

Учебник В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков Биология 5 класс. – М.: Дрофа, 2019

Урок №4

1.

Запишите в тетрадь тему: Увеличительные приборы.

1.1.

Прочитайте первый абзац §4 учебника.

1.2.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

Увеличительные приборы: _____ и _____. Главной частью этих приборов являются _____

стекла - ______.

1.3.

Прочитайте второй абзац §4 учебника.

1.4.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

Лупы бывают ____ и _____. У луп линзы имеют форму ______ стёкол. Дают увеличение

от ___ до ___ раз.

1.5.

Прочитайте три абзаца на стр. 24 учебника.

1.6.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

Микроскоп бывает _______ (увеличение в десятки и тысячи раз) и ______ (увеличение в

миллионы раз).

1.7.

Рассмотрим основные части микроскопа.

Каково значение каждой из его частей?

1.8.

Общее увеличение микроскопа равно увеличение окуляра умножить на

увеличение объектива.

1.9.

Микропрепарат: временный и постоянный.

1.10.

Предметное и покровное стекло.

1.11.

Рассмотрим алгоритм приготовления микроскопа к работе:

1)

поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола

2)

в отверстие предметного столика направьте зеркалом свет, добейтесь хорошего освещения

поля зрения

3)

поместите приготовленный препарат на предметный столик

4)

пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на

расстоянии 1–2 мм от препарата

5)

глядя в окуляр одним глазом, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не

появится чёткое изображение предмета

2.

Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с оборудованием для научных

исследований. Устройство светового микроскопа».

3.

Задание на дом: §4, УСТНО ответьте на вопросы 1-6 на стр. 26 учебника.

Основные понятия:

Увеличительные приборы, лупа ручная и штативная, микроскоп световой и электронный,

линза, устройство микроскопа: окуляр, тубус, объектив, предметный столик, зеркало, штатив;

микропрепарат временный и постоянный, предметное стекло, покровное стекло

Вопросы:

1.

Что является главной частью увеличительного прибора?

2.

Что такое микропрепарат? Какие стекла используют при приготовлении микропрепарата?

3.

Как устроен световой микроскоп? Каково значение каждой из его частей?

4.

Как определить общее увеличение микроскопа?

5.

Назовите правила работы со световым микроскопом.

Проверочная работа

1.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микроскопа к работе.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)

поместите приготовленный препарат на предметный столик

2)

в отверстие предметного столика направьте зеркалом свет, добейтесь хорошего освещения

поля зрения

3)

пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на

расстоянии 1–2 мм от препарата

4)

поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола

5)

глядя в окуляр одним глазом, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не

появится чёткое изображение предмета

2.Какие бывают лупы?

2.Какие бывают микроскопы?

3.Что является главной частью любого

увеличительного прибора?

3.Где расположены в микроскопе линзы?

4.С помощью какой детали микроскопа

настраивают свет?

4.С помощью какой детали микроскопа

настраивают четкое изображение объекта?

5.Ольга рассмотрела кожицу лука под

микроскопом, на котором было указано:

– увеличение окуляра – 10;

– увеличение объектива – 40.

Какое общее увеличение даёт данный

микроскоп?

5.Каким будет увеличение микроскопа, если

увеличение линзы окуляра ×7, а линзы

объектива ×40?

6.Какое увеличение будет иметь линза

окуляра,

если

общее

увеличение

микроскопа равно 80, а увеличение линзы

объектива равно х4?

6.Какое увеличение будет иметь линза

объектива,

если

общее

увеличение

микроскопа равно 200, а увеличение линзы

окуляра равно х20?

Урок №5

1.

Запишите в тетрадь тему: Клетка.

1.1.

Прочитайте три абзаца стр. 27 §5 учебника.

1.2.

Открытие клетки связано с именами великих ученых, изучавших объекты живой

природы с помощью микроскопа.

Ро

́

берт

Гук

(1635-1703)

-

английский

естествоиспытатель и изобретатель. С помощью

усовершенствованного им микроскопа наблюдал

структуру

растений

и

дал

чёткий

рисунок,

впервые показавший клеточное строение пробки

(термин «клетка» был введён Гуком). В своей

работе «Микрография» (1665) он описал клетки

бузины и других растений.

1.3.

Используя текст, напишите о научном вкладе Р. Гука, сделанном в области изучения

клеток. Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

Роберт ___ , рассматривая под микроскопом тонкий срез _____ коры, обнаружил, что пробка

состоит из полостей, которые он назвал _______.

1.4.

Ответьте устно на вопрос: Что было установлено после открытия Гука?

1.5.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенное слово:

Все живые организмы, обитающие на Земле, состоят из ______.

1.6.

Какой вывод можно сделать?

1.7.

Прочитайте текст, рассмотрите рисунки на стр. 27-28 учебника.

1.8.

Ответьте устно на вопрос: назовите главные части живой клетки.

1.9.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

Большинство клеток имеют ___ главные части: _______, __________, ________.

Клетки бактерий не содержат _______.

1.10.

В тетради зарисуйте рисунок строения клетки (стр. 28 учебника).

1.11.

Ответьте устно на вопрос: Какие процессы происходят в живой клетке?

1.12.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

Живые клетки ____, _____, _____, _____.

1.13.

Ответьте устно на вопрос: Клетки в организме одинаковые или разные?

1.14.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

В организме клетки отличаются по _____ и _____.

1.15.

Рассмотрите на рисунках стр. 29 учебника разновидности клеток человека.

1.16.

Прочитайте текст (до слова «Вирус»), рассмотрите рисунки на стр. 30-31 учебника.

1.17.

Ответьте устно на вопрос: Что такое органоиды? Назовите органоиды клетки.

1.18.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

Органоид – часть живой клетки. Например, _______, _______.

1.19.

Ответьте устно на вопрос: Какой органоид имеется у растений? Какое значение он

имеет?

1.20.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

У растений имеются ________. Они придают растению ______ цвет. В них на свету

происходит образование ________ веществ.

1.21.

Прочитайте текст «Вирус», рассмотрите рисунок на стр. 30 учебника.

1.22.

Ответьте устно на вопрос: Кто такой вирус? Какое значение он имеет?

1.23.

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные слова:

Вирусы (от лат. virus – яд) НЕ ИМЕЮТ _____________ строения, могут существовать

только в клетках других организмов – это ____________ паразиты, вне клетки не

проявляют признаков _________ и имеют вид ____________. Строение вирусов: ______

кислота и защитная _______ оболочка. Они вызывают заболевания: _____, _____, _____,

_____, _____.

1.24.

Зарисуйте в тетрадь рисунок вируса гриппа (стр. 30 учебника).

2.

Выполнение лабораторной работы №2 «Строение клеток растений и животных».

3.

Задание на дом: §5, УСТНО ответьте на вопросы 1-6 на стр. 32 учебника.

Основные понятия:

Роберт Гук, клетка, наружная мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды, хлоропласты,

митохондрия, лизосома, бактерии, признаки живых клеток, вирусы, внутриклеточный паразит,

вирусные заболевания.

Вопросы:

1.

Какое открытие сделал Роберт Гук?

2.

Что является единицей строения живых существ? Кто ей дал такое название?

3.

Что такое клетка?

4.

Назовите главные части живой клетки.

5.

Какова особенность строения клетки бактерий?

6.

Назовите признаки живых клеток.

7.

Человеческий организм берёт начало от одной клетки, образующейся в результате слияния

двух половых клеток. Как называют женскую половую клетку и мужскую половую клетку? Как

называют процесс слияния половых клеток?

8.

Взрослый организм человека состоит примерно из 100 триллионов клеток. Откуда появляется

такое множество клеток?

9.

Чем клетки отличаются друг от друга?

10.

Что такое органоиды?

11.

Что такое хлоропласты? Какое значение они имеют для растений?

12.

Кто такие вирусы?

13.

Почему вирусы – внутриклеточные паразиты?

14.

Какое строение имеют вирусы?

15.

Назовите вирусные заболевания?

Проверочная работа

1 вариант

2 вариант

1.Все живые организмы состоят из

1.Клеточное строение характерно для

1)

клеток

2)

тканей

3)

органов

4)

систем органов

1)

только растений

2)

растений и грибов

3)

всех живых организмов

4)

всех тел природы

2.Доказательством родства всех живых

организмов между собой служит то, что они

2.О родстве всех растений говорит то, что они

1)

питаются

2)

дышат

3)

состоят из клеток

4)

двигаются

1)

дышат

2)

двигаются

3)

питаются

4)

состоят из клеток

3.Термин клетка был введён

3.Первое описание клетки дал

1) М. Шлейденом

2) Р. Гуком

3) Т. Шванном

4) Р. Вирховым

1)

А. Левенгук

2)

Р. Гук

3)

Т. Шванн

4)

М. Шлейден

4.Бактериальные клетки не содержат

4.Хлоропласты содержатся в клетках

1)

цитоплазмы

2)

ядра

3)

наружной мембраны

1)

растений

2)

животных

3)

бактерий

4)

грибов

5.К неклеточным формам жизни относят

5.Не имеют клеточного строения

1)

бактерии

2)

растения

3)

животные

4)

вирусы

1)

растения

2)

вирусы

3)

бактерии

4)

животные

6.Возбудителями гриппа являются

6.Кто является возбудителем гриппа?

1)

паразитические простейшие

2)

болезнетворные бактерии

3)

паразитические грибы

4)

вирусы

1)

вирус

2)

паразитический грибок

3)

болезнетворная бактерия

4)

паразитическое простейшее



В раздел образования