Напоминание

Пиодермии .Чесотка. Педикулез.


Автор: Абдуразакова Ханум Османовна
Должность: Преподаватель дерматовенерологии
Учебное заведение: ГБПОУ РД ДБМК им. Р.П.Аскерханова
Населённый пункт: город Махачкала,Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Пиодермии .Чесотка. Педикулез.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

« ДАГЕСТАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. Р. П. АСКЕРХАНОВА»

Методическая разработка

.

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном процессах.

МДК 02.01.07 Сестринский уход при узкой патологии:

Раздел дерматовенерология

для специальности 34.02.01 Сестринское дело

по теме:

«Пиодермии. Чесотка. Педикулёз»

для студентов 3-го курса.

Автор-составитель: Х.О.Абдуразакова.

Махачкала 2021

2

Согласовано:

Методист_______

П.А. Гамидова

Рассмотрено и утверждено на

заседании цикловой методической

комиссии общеклинических

дисциплин

Протокол №___ __ ____ 20___г.

Председатель ЦМК

Саламова М.Н.

.

В МР на тему: «Пиодермии. Чесотка. Педикулез» представлены практическая

часть темы, задания для различных методов оценки и закрепления знаний

обучающихся по теме занятия: вопросы для фронтального опроса,

индивидуального опроса, тестовые задания, слайд-презентация. МР может быть

использован для проведения практических занятий по МДК 02.01.07 Сестринский

уход при узкой патологии: раздел- Дерматовенерология.

Автор – составитель: Х.О.Абдуразакова.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Организационно-методический блок

Технологическая карта …………………………………………….…………….

Информационный блок

Блок контроля

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

Данная

методическая

разработка

предназначена

для

проведения

практического занятия по теме «Пиодермии. Чесотка. Педикулез» в соответствии с

рабочей программой по профессиональному модулю ПМ02.Участие в лечебно-

диагностическом

и

реабилитационном

процессах

МДК.02.02.

Основы

реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка).

На изучение данной темы отводится 4 часа по рабочей программе.

Методическая разработка структурирована и содержит следующие

элементы:

Методический блок, где даны рекомендации по работе с методической

разработкой,

мотивация,

оснащение,

указаны

междисциплинарные

связи,

технологическая карта занятия.

Информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта;

с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с

помощью мультимедийной презентации,и самостоятельная работа студента.

Блок контроля знаний включает определение исходного уровня знаний

студентов в виде фронтального опроса и контролирующий материал для

закрепления знаний.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с

учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного

материала студентами из-за большого объема информации в учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован для более качественного

усвоения информации по данной теме.

Дисциплина: МДК. 02.0107. Дерматовенерология

Тема: «Пиодермии. Чесотка. Педикулез».

Вид занятия: практическое занятие.

Тип занятия: урок изучения нового учебного материала на практике и

самостоятельная работа студентов.

Количество часов: 4 академических часа

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЛОК

5

1. Образовательные (учебные):

введение новых понятий:

Пиодермия,чесотка,педикулез;

2. Развивающие:

способствовать развитию логического мышления;

учить обобщать, анализировать, систематизировать.

3. Воспитательные:

вызвать профессиональный интерес студентов к изучаемому предмету;

продолжить воспитывать чувство значимости медицинской сестры в

сохранении здоровья;

В результате изучения данной темы студент должен знать:

виды, формы и методы диагностики и лечения больных с пиодермией, чесоткой и

педикулезом;

Материалы данной методической разработки способствуют реализации

общих и профессиональных компетенций:

Общие компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

планировать и осуществлять повышение квалификации

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

6

ОК 9.

Ориентироваться

в

условиях

смены

технологий

в

профессиональной деятельности

ОК 12.

Организовывать

рабочее

место

с

соблюдением

требований

охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и

противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и

спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и

профессиональных целей

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.3.

Сотрудничать

со

взаимодействующими

организациями

и

службами

ПК 2.4.

Применять

медикаментозные

средства

в

соответствии

с

правилами их использования

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

1. Нормативные документы: ФГОС по специальности 34.02.01.Сестринское

дело; рабочая программа по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном процессах; ФОС МДК.02.01.07. Дерматовенерология.

2. Учебно-методическое

обеспечение:

методическая

разработка

практического занятия, контролирующие материалы (вопросы для определения

исходного уровня знаний с примерными ответами; вопросы для закрепления

знаний.

3. ТСО: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация

1. Обеспечивающие:

физика; физкультура; фармакология; МДК. 02.01.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

7

2. Обеспечиваемые:

МДК.05.01

Медицинская

сестра

кабинета

общей

практики; написание выпускной квалификационной работы (дипломной работы)

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Методическое

обоснование

Форми-

руемыеОК

1.Организационный

момент

Проверка

присутствующих

на занятии,

внешнего вида,

готовности к

занятию

Готовятся к

занятию

Воспитание

организованности и

ответственности

студентов

ОК 12

2.Определение целей

занятия.

Мотивация темы

Сообщает тему,

цели и задачи

занятия. Знакомит

с ходом занятия,

сроками

выполнения

заданий, системой

выставления

оценок

Слушают,

записывают в

тетради тему и

цели занятия

Мотивация

необходимости

получения знаний и

умений,

использования их в

будущей

практической

деятельности

ОК 1

ОК 7

3.Определение

исходного уровня

знаний

(фронтальный

опрос)

Задает вопросы,

корректирует,

дополняет

Отвечают с

места

Получение

объективной

информации о

степени исходного

уровня знаний,

коррекция ошибок

ОК 4

4.Изучение нового

материала

Излагает новый

материал с

помощью

презентации

Слушают,

конспектируют

в тетради

Подготовка к

осуществлению

сестринского

процесса

ОК 5

ОК 9

ОК 13

5.Закрепление

нового материала

Задает вопросы,

активизирует

деятельность

студентов,

корректирует

ответы

Отвечают на

вопросы устно

с помощью

карточек

«Светофор»,

дополняют

ответы при

необходимости

Получение

объективной

информации о

степени усвоения

учебного материала,

коррекция ошибок

ОК 3

ОК 4

6.Рефлексия.

Подведение итогов

занятия

Оценивается

работа группы в

целом и

отдельных

студентов с

обоснованием

Анализируют

свою работу

Оценивание своей

деятельности –

достигнуты ли цели

занятия

ОК 2

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

8

оценок

7.Домашнее задание

Сообщается домашнее задание и задание для

самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

Рекомендации по выполнению задания

ОК 2

ОК 4

ОК 8

Тема занятия: «Пиодермии. Чесотка. Педикулез».

1. Мотивация темы: Пиодермия - большая группа дерматозов, вызываемая гноеродными

кокками, преимущественно стафилококками и стрептококками. Чесотка - инфекционное

паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным зуднем Sarcoptes scabiei.Проявление на

коже этих заболеваний имеет схожесть с множеством других патологических состояний и

практикующий врач любой специальности должен уверенно диагностировать гнойничковые и

паразитарные заболевания кожи от других болезней, а также уметь самостоятельно подбирать

рациональную терапию, провести противоэпидемические и оздоровительные мероприятия в

случае заразных дерматозов.

2.

Цель:

Изучить

особенности

клинического

течения,

этиологии

и

патогенеза,

дифференциальной диагностики и терапии пиодермии у детей старшего возраста и подростков,

у детей периода новорожденности, десквамативной эритродермии, а также чесотки и

педикулеза.

Изучить

методику

ведения

амбулаторных

больных,

правилам

заполнения

амбулаторной карты пациентов в поликлинике, уметь применять практические навыки,

полученные на клинических занятиях.

3.

Задачи занятия:

Студент должен знать:

-

Определение пиодермии, чесотки и педикулеза

-

Этиологию и патогенез гнойничковых заболеваний и чесотки, педикулеза

-

Дифференциальную диагностику пиодермии, а также чесотки и педикулеза

-

Методы диагностики чесотки и педикулеза

-

Методы терапии пиодермии, чесотки и педикулеза

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

9

-

Методы терапии педикулеза и чесотки, осложненной пиодермиями.

-

Эпидемиологические мероприятия в очаге.

-

Методы профилактики пиодермии, чесотки и педикулеза

Студент должен уметь:

-

Правильно собрать анамнез и поставить диагноз заболевания (стадия, характер течения,

тяжесть и др.)

-

Провести методы диагностики пиодермии, чесотки и педикулеза

-

Провести окончательный дифференциальный диагноз

-

Составить тактическую схему ведения больного

-

Заполнить амбулаторную карту дерматологического больного

-

Выписывать рецепты для лечения на основные лекарственные средства по данным

заболеваниям

-

Провести противоэпидемические и оздоровительные мероприятия в случае заразных

дерматозов

Средства необходимые для проведения занятия:

-

Таблицы и наглядные пособия:

-

Муляжи по теме:

-

Атлас «Кожные и венерические болезни» под ред. В.В.Владимирова.- М. 1986, 2000.

-

Слайды по теме: «Пиодермии. Чесотка. Педикулез»

-

Клинические задачи по теме: «Пиодермии. Чесотка. Педикулез»

-

Больные пиодермией, чесотки и педикулеза

-

Набор инструментов для проведения занятия.

Базисные знания:

-

Раздел по гистоморфологии пиодермии, чесотки и педикулеза.

Клинико-морфологическая диагностика и принципы лечения кожных болезней.

Руководство для врачей. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2018. - 512 с.

-

Раздел по диагностике морфологических элементов пиодермии, чесотки и педикулеза

Кожные и венерические болезни. Руководство для врачей, в 2-х томах. Под редакцией Ю.К.

Скрипкина. Москва, Медицина. - 2019.

-

Раздел по классификации пиодермии, чесотки и педикулеза

Кожные и венерические болезни. Под редакцией О.Л.Иванова. М.: Шико, 2018 - 480с.

- Раздел по принципам терапии пиодермии, чесотки и педикулеза

Клинические рекомендации. Дерматовенерология. Под редакцией А.А. Кубановой. - М.:

ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 320 с.

Контрольные вопросы:

1.

Классификация гнойничковых заболеваний кожи.

2.

Этиология и патогенез гнойничковых заболеваний кожи.

3.

Лечение гнойничковых заболеваний кожи.

4.

Особенности течения при СПИДе гнойничковых заболеваний кожи.

5.

Особенности дифференциальной диагностики и клинического течения пиодермии у

детей старшего возраста и подростков.

10

6.

Особенности дифференциальной диагностики и клинического течения пиодермии у

детей периода новорожденности.

7.

Особенности клинического течения пиодермии десквамативной эритродермии.

8.

Определение чесотки.

9.

Этиология чесотки.

10.

Клиническая картина чесотки.

11.

Осложнения чесотки.

12.

Методы лечения чесотки.

13.

Профилактика чесотки.

14.

Определение. Этиология педикулеза.

15.

Методы лечения и профилактика педикулеза.

4.

Хронокарта практического занятия:

8.00-8.05 Организация урока.

8.05 - 8.30 Контроль исходного уровня знаний студентов.

8.30 - 8.50 Амбулаторный прием больных в поликлинике. Разбор больных с преподавателем.

8.50 - 9.00 Перерыв.

9.00-9.50 Амбулаторный прием больных в поликлинике. Разбор больных с преподавателем.

9.50 - 10.05 Перерыв.

10.05 - 10.55 Амбулаторный прием больных в поликлинике. Разбор больных с преподавателем.

Решение ситуационных клинических задач. Демонстрация слайдов, рисунков таблиц,

фотографий, мультимедийное сопровождение.

10.55 - 11.05 Перерыв.

11.05 - 11.15 Контроль конечного уровня знаний, ответы на вопросы.

11.15— 11.20 Инструкция о содержании и методике подготовки следующего занятия.

6. Блок информации по теме занятия:

ПИОДЕРМИИ (ГНОЙНИЧКОВЫЕ БОЛЕЗНИ КОЖИ) - группа заболеваний кожи,

вызываемая гноеродными микроорганизмами, главным образом стафилококками,

стрептококками, реже другими (псевдоманозная инфекция и др.).

КЛИНИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИОДЕРМИЙ

ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ

Стафилодермии

Стрептодермии

Смешанные

стрептостафилодермии

11

Поверхностные:

1.Остиофолликулит

2.Фолликулит поверхностный

3.Сикоз вульгарный

4.Угри обыкновенные

5.Эпидемическая

пузырчатка

новорожденных

Глубокие:

1. Глубокий фолликулит

2. Фурункул, фурункулез

3. Карбункул

4. Гидраденит

Поверхностные:

1. Импетиго стрептококковое -

заеда стрептококковая

- сифилоподобное

- интертригинозное

- кольцевидное

- буллезное

- поверхностный панариций

2. Сухая стрептодермия

- простой лишай лица

Глубокие:

1. Целлюлит

- острый стрептококковый -

рожа

2. Эктима обыкновенная

Поверхностные:

1. Импетиго вульгарное

(смешанное)

Глубокие:

1. Хроническая язвенная

пиодермия

2. Шанкриформная пиодермия

!

АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ

1.Вегетирующем пиодермия

2. Ботриомикома (пиогенная гранулема)

ПРИНЦИПЫ ЭТИОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПИОДЕРМИЙ

Пиодермии

Общая характеристика и

значимость этиологических,

патогенетических факторов

Лечение

ОСТРЫЕ

ПИОДЕРМИИ

(фурункул,

карбункул,

гидраденит, эпидемическая

пузырчатка новорожденных и

ДР-)

Ведущая роль — высокая

патогенность микроорганизма,

кратковременно действующие

отрицательные факторы внешней

среды (переохлаждение,

перегревание и др.)

Антибиотики,

сульфаниламидные

препараты.

Устранение

неблагоприятных

экзогенных факторов.

Наружное лечение

ХРОНИЧЕСКИЕ

ПИОДЕРМИИ (хронический

рецидивирующий фурункулез,

вульгарный сикоз, хронические

язвенные, вегетирующие,

узловатые формы)

Ведущая роль — висцеральная

патология (диабет, очаги фокальной

инфекции и др.), подавление

иммунологической реактивности;

второстепенная роль —

микроорганизмы невысокой

патогенности

Санация очагов фокальной

инфекции, лечение диабета и

другой висцеральной

патологии Специфические

иммунопрепараты

(стафилококковый

анатоксин, антифагин и др.),

средства,

усиливающие иммуногенез

(пантоксил,

гамма-

глобулин)

На первоначальных и

заключительных этапах — антибиотики.

Наружное лечение

КЛИНИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЧЕСОТКИ

-

Типичная чесотка

12

-

Норвежская чесотка

-

Чесотка без ходов

-

Скабиозная лимфоплазия

-

Псевдосаркоптоз

-

Чесотка «инкогнито», «чистоплотных» или «культурных»

-

Осложненная чесотка (пиодермией, аллергическим дерматитом, микробной экземой)

СИМПТОМЫ ПРИ ЧЕСОТКЕ

АРДИ - пустулы и гнойные корочки на локтях и в их окружности;

ГОРЧАКОВА - кровянистые корочки на локтях и в их окружности;

МИХАЭЛИСА - кровянистые корочки и импетигинозные высыпания в межягодичной складке с

переходом на крестец.

МЕТОДИКА ОБНАРУЖЕНИЯ ЧЕСОТОЧНОГО КЛЕЩА

Применение: для диагностики чесотки.

Каплю 40% молочной кислоты наносят на чесоточный элемент (ход, пузырёк и т.д.). Через

5 минут разрыхленный эпидермис соскабливают острой глазной ложечкой до появления

капиллярного кровотечения, немного захватывая и прилегающую здоровую кожу. Полученный

материал переносят на предметное стекло в каплю молочной кислоты, накрывают покровным

стеклом и сразу же исследуют под малым увеличением микроскопа. Результат считается

положительным при обнаружении в препарате клеща, яиц, личинок, опустевших яйцевых

оболочек или хотя бы одного из этих элементов.

СХЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЧЕСОТКИ ПРЕПАРАТОВ

Препарат

Возраст пациента

Метод лечения

Количество

препарата необходимое

Серная мазь 33

%

Взрослые, дети

старше 12 лет

5—7 дней подряд

100 гр

Серная мазь

10-15 %

дети старше 2 лет

5—7 дней подряд

50 гр

Сернистый

вазелин 6 %

Новорожденные и

грудные лети

3—7 дней

30 гр

Бензилбензоат

20%

Взрослые, дети

старше 12 лет

2—3 дня, перерыв 3

дня повторное

применение -

2 фл. по 250 мл

Бензилбензоат

10%

Новорожденные и

дети до 3 лет

дети старше 12 лет

Две обработки по 12

часов с интервалом в

сутки

100мл

250мл

Эсдепаллетрин

(SPREGAL)

Новорожденные и

дети до 5 лет

Однократная

обработка 12 часов

1/4 фл. (1 фл. 160 гр.)

Эсдепаллетин

(SPREGAL)

Взрослые и дети

старше 5 лет

Однократная

обработка 12 часов,

перерыв 3 дня,

1/2 фл. (1 фл. 160 гр.)

КЛИНИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕДИКУЛЕЗА

-

Педикулез головной

13

-

Педикулез платяной

-

Педикулез лобковый (фтириаз)

7. Задания для итогового контроля занятия:

Контроль итогового уровня знаний:

1.

Для чесотки характерны:

1 лентикулярные папулы

2

геморрагии

3

точечные зудящие пузырьки и узелки

4

волдыри

5

полигональные папулы

2.

Для стафилококкового импетиго характерно

1.

появление на коже мелких пустул, пронизанных в центре волосом

2.

наличие воспалительного венчика по периферии пустул

3.

и то, и другое

3.

При фурункуле в стадии инфильтрации назначается:

1 местно повязка с анилиновыми красителями

2

прогревание ’’синей лампой”

3

местно повязка с чистым ихтиолом

4

местно повязка с мазью Вишневского

4.

Для стафилококковых пиодермий характерно:

1 гнойнички плоские, дряблые

2

гнойнички напряженные, конической или полушаровидной формы

3 поражение сально-волосяных фолликулов и потовых желез

5.

Симптомами стрептококковых пиодермий являются:

1 гнойнички плоские, дряблые

2

гнойнички напряженные, конической или полушаровидной формы

3

поражение сально-волосяных фолликулов и потовых желез

6.

При эпидемической пузырчатке новорожденных назначаются текст ответа:

1 антибиотики

2

чистый ихтиол

3

анилиновые красители

4

УВЧ

5

УФО

7.При множественных абсцессах у детей назначаются текст ответа:

1 антибиотики

;

2

вскрытие абсцессов, анилиновые красители

3

местно ихтиоловая мазь

Эталоны: 1.З.; 2.3.; 3.3.; 4.3.; 5.1.; 6.1.; 7.2.

Ситуационные задачи:

1.

На прием обратился пациент с жалобами на зуд, высыпания на коже, которые возникли

после работы в совхозе и проживании там в общежитии.

14

При осмотре: на животе, в межпальцевых складках кистей, в области сгибательной

поверхности лучезапястного сустава, в области живота, в области ягодиц имеются узелково-

пузырьковые высыпания, расчесы, корочки, парные элементы. Ваш предположительный

диагноз? Ваша дальнейшая тактика?

2.

Ребенку 7 лет. На коже лица появились единичные вялые пустулы. Болен около недели.

После купания состояние ухудшилось, температура 38°.

Объективно: на коже лица и верхних конечностях множественные дряблые пустулы,

окруженные гиперемированным ободком, эрозии, корки гнойного характера.

Ваш предположительный диагноз? Ваша тактика? Можно ли купать ребенка?

Можно ли допускать такого ребенка в детский сад? Решить вопрос госпитализации.

Эталоны решения задач:

1.

Чесотка. На основании типичной клинической картины. Наружная терапия с включением

Эсдепаллетин (SPREGAL)1/2 фл. (1 фл. 160 гр.). Однократная обработка всего кожного

покрова 12 часов, перерыв 3 дня и повторная обработка.

2.

Ветряная оспа. На основании типичной клинической картины. Лабораторное исследование

содержимого пустул. Купать ребенка нельзя. Допускать такого ребенка в детский сад нельзя.

Ребенка следует госпитализировать.

8.Список рекомендуемой литературы:

1.Хайрутдинов В.Р., Сомцов А. Р. – «Псориаз. Современное представление о дерматозе» 2019г.

2. Кошкин С.В., Чермных В.В., Рябова В.В. – «Сифилитическая инфекция на современном

этапе: эпидемиология, клинические проявления, диагностика и лечение» 2018г.

3. Раводин Р.А., Разнатовский К.И. – «Диффузные болезни соединительной ткани в практике

врач-дерматовенеролога» 2020г.

4. Пономаренко Г.Н., Смирнова И.О. - «Физические методы лечения в дерматологии» 2021г.

5. Ральф М. Т. –« Сложный пациент трихолога »2018г.

6. Дурду М. Г. –« Цитопатология кожи» 2020 г.

7. Барда . Р Л. – «Визуализация в дерматологии» 2021г.

8. Джейм У.Д. – «Клинический атлас заболеваний кожи по Эндрюсу» 2020г.

9. Хэбиф Т.П. – «Кожные болезни» 2020г.

10. Намазова - Баранова Л.С. – «Уход за кожей новорожденного ребенка» 2018г.

11. Чупров И.Н. – «Дерматоонкопатология» 2021г.

12. Гоукроджер И.А. – « Дерматология» 2020г.

13. Муртузин А.И. – «Стандарты медицинской помощи. Критерии оценки качества» 2021г.



В раздел образования