Напоминание

"Уголок живой природы и его обитатели"


Автор: Илюкина Надежда Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО - Детский экологический центр "Рифей"
Населённый пункт: Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Конспект занятия для младших школьников
Тема: "Уголок живой природы и его обитатели"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования –

Детский экологический центр «Рифей»

Педагог дополнительного образования

Илюкина Надежда Ивановна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: "Уголок живой природы и его обитатели"

Педагог: Илюкина Надежда Ивановна

Творческое объединение: «Юные любители природы»

Тема учебного занятия: Наблюдение за животными «уголка живой природы». Данное

занятие является заключительным в разделе « Животное - живой организм», уровень

сложности – средний. Знания и умения, полученные в рамках этого занятия, являются

основой для изучения последующих тем о строении и функционировании животных и

растительных организмов.

Цель:

- Познакомить обучающихся с понятием «уголок живой природы» и его обитателями.

- Расширить знания обучающихся о животных.

Задачи:

1.

Образовательные:

- сформировать понятия: уголок живой природы, его значение для человека, обитатели

уголка живой природы, создание оптимальных условий для их обитания;

- ознакомить обучающихся с биологическими особенностями обитателей уголка живой

природы и правилами безопасного обращения с ними;

- научить правильно и последовательно излагать свои мысли.

2.

Развивающие:

- развивать творческое воображение, образное восприятие и логическое мышление;

- развивать эстетические чувства и экологическое сознание у детей;

- развивать способность правильно и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

3.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру у обучающихся;

- воспитывать добросовестное, ответственное и бережное отношение к природе, к тем,

кого приручили;

- воспитывать гражданскую позицию – готовность придти на помощь, не быть

равнодушным.

Форма учебного занятия: практическое занятие.

Форма организации работы: индивидуально-групповая.

Тип

учебного

занятия:

комбинированное

занятие

(изучение

нового

материала,

применение и совершенствование знаний).

Методы обучения: рассказ с элементами беседы; творческие задания; игра; демонстрация

фото и видеоматериалов.

Обеспечение (оборудование):

- фото и видеоматериал об обитателях уголка живой природы;

- иллюстрации с изображением питомцев;

- карточки с заданиями;

Место проведения: учебный класс.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Планируемые результаты занятия:

-приобретение знаний об обитателях уголка живой природы;

-развитие исследовательского интереса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог предлагает детям самим определить тему занятия следующим образом:

загадывает детям загадки о животных, тот, кто отгадывает, находит иллюстрацию этого

обитателя на столе педагога и размещает ее на доску.

Отгадав все загадки, дети обобщают названных животных и называют тему занятия.

ЗАГАДКИ:

Я запасливый зверек,

мышь, не птица

В сумке за щекою

В лесу резвится,

Я таскаю зерна

На деревьях живет,

В свою кладовую.

И орешки грызет.

(хомяк) (белка)

Не портной, У родителей и деток

А всегда с иголками ходит. Вся одежда из монеток.

(еж) (рыбы)

Под полом, под полом

Живет спокойно, не спешит,

Шевелит хвостом.

На всякий случай носит щит.

В щели глядится,

Под ним, не зная страха,

Вылезти боится. Гуляет….

(мышь) (черепаха)

Скачет зверушка,

И в море не купаются,

Не рот, а ловушка.

И нет у них щетинки.

Попадут в ловушку

Но все же называются

И комар, и мушка. Они….

(лягушка) (морские свинки)

Это что за дом такой

До краев залит водой.

(аквариум)

Дети с помощью педагога обозначают тему занятия «Уголок живой природы и его

обитатели».

Живой уголок – островок природы в помещении (в квартире, в школе, в детском саду)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.

Педагог рассказывает о значении уголка живой природы для человека:

- Живой уголок в квартире или учебном заведении приближает человека к природе;

- Наблюдение и общение с живыми существами дарит людям радость;

- Заполняет досуг детей, обогащает знаниями, спасает от пагубного влияния улицы,

способствует утверждению личности в собственных глазах и среди окружающих;

- Увлечение комнатными животными для многих оказывается мощным лечебно –

терапевтическим фактором (медицина приводит данные о благотворном воздействии

домашних питомцев на пациентов, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями).

Из 53 пациентов, перенесших инфаркт и имевших домашнего любимца, через год были

живы 50 человек. Видимо тепло взаимной привязанности обеспечивало оптимальный

душевный комфорт и нейтрализовало стрессовые ситуации, особенно опасные для

сердечников.

- Многим любителям детское увлечение содержанием животных помогает найти свое

призвание в жизни;

- Да и сами животные, на попечении человека живут примерно в 5 раз дольше, чем в

природе. Клетка для животных отнюдь не заточение в неволе. Мало того, многие

обитатели выпущенные «на волю», стараются вернуться к своему хозяину.

2.

Педагог рассказывает об основных обитателях уголка живой природы,

и

необходимости

создания

для

них

определенных

условий

содержания

(общее

знакомство).

3.

Демонстрация видеоматериала о содержании животных в ДЭЦ.

4.

Педагог уточняет у кого из присутствующих детей имеется домашний

питомец.

5.

Рассказы детей о своих любимцах, интересные и занимательные

истории из жизни «братьев меньших», наблюдаемые детьми (по желанию).

6.

ИГРА.

Дети встают в круг. Преподаватель называет обитателей уголка живой

природы. Если это птица – дети поднимают руки вверх, зверь – руки вперед, рыба –

приседают.

Детям раздается задание – карточка с пословицей, в которой

перепутаны слоги. Педагог предлагает переставить в словах слоги и озвучить пословицу.

ЫМ В ВЕОТТЕ АЗ ХЕТ, ГОКО РУПРИЛИЧИ

(МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ)

«КТО ЛИШНИЙ»

Педагог называет несколько обитателей живого уголка, а дети должны назвать, кто из них

лишний и объяснить почему:

- МОРСКАЯ СВИНКА, ХОМЯК, ПОПУГАЙ (птица)

- ЧЕРЕПАХА, КАНАРЕЙКА, ПОПУГАЙ (пресмыкающееся)

- МЕЧЕНОСЦЫ, ГУППИ, НЕОНЫ (все рыбы)

- КРОЛИК, ШПОРЦЕВЫЕ ЛЯГУШКИ, ТРИОНИКС (обитает на суше)

«НАЙДИ ПАРУ»

Детям раздаются карточки с заданием: в одном столбце написаны обитатели уголка живой

природы, а в другом – слова, описывающие животного.

Надо стрелочками соединить подходящие друг другу слова.

ДАРЮХВОСТЫ ЯЩЕРИЦА

ПОВТОРЮШКА ПОПУГАЙ

КОЛЮЧКА ЕЖ

СКОЧКИНАКОЧКУ ЛЯГУШКА

ДАЙОРЕШКА БЕЛКА

ПАНЦИРКА ЧЕРЕПАХА

ЗАЩЕКОЙВСЕХРАНЮ ХОМЯК

ВОПРОСЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ:

- Кто помог героям сказки «Гуси – лебеди» убежать от бабы Яги

(мышь)

- Кто хранил золотой ключ в сказке «Приключения Буратино»

(черепаха)

- Кто был подругой старухи Шапокляк

(крыса Лариса)

- Кому принадлежит имя Серая Звездочка

(жабе)

«НАЙДИ МЕНЯ»

Детям раздаются картинки, где изображены спрятанные обитатели живого уголка.

Необходимо их найти. (картинка прилагается)

Детям предлагается самим нарисовать полюбившегося им питомца.

Педагог предлагает разгадать детям кроссворд по данной теме.

Шаблон кроссворда рисуется на доске, ответ вписывает тот ребенок, который правильно

ответил на вопрос.

- Каких обитателей уголка живой природы называют «пернатыми обезьянками»

(попугаи)

- Кто из обитателей живого уголка является родственником зайцам

(кролик)

- Это бойцовые рыбки, их сравнивают с петухами, но не внешне, а т. к. между ними

устраивают бои.

(рыбка петушок)

- Это экзотический обитатель террариума по имени Коа являлся другом и защитником

Маугли

(питон)

- Сирийский, джунгарский, дикий. О ком идет речь.

(хомяк)

- А эти питомцы имеют сухую, покрытую чешуйками кожу. Бывают разновидности:

геккон, желтопузик, агама, зеленая. Кто они.

(ящерицы)

- Кто считается самым разумным из грызунов в живом уголке.

(крыса)

Если кроссворд разгадан, верно, то в выделенном столбце должно получиться слово

«ПИТОМЦЫ».

КРЕСС - КРОСС.

Детям раздаются карточки , в которых надо выделить 15 слов, связанные с уголком живой

природы и его обитателями.

М Е Ч Е Н О С Ц Ы Ю Э Ю 1. МЕЧЕНОСЦЫ 9. ЗМЕИ

Ь Ъ Ч Е Р Е П А Х А Р Б 2. ЧЕРЕПАХА 10. ЁЖ

К Р Ы С А Х О Р Ё К Ю Е 3. КРЫСА, ХОРЁК 11. ЖАБА

З Ё М ЫШ И П УЮ Ь Х Л 4. МЫШИ 12. ПОПУГАЙ

МЖ И В О Й У Г О Л О К 5. ЖИВОЙ УГОЛОК 13. ХОМЯК

Е А Ь Ю Я Я Г У Р А М И 6. ГУРАМИ 14. БЕЛКИ

И Б Р Ы Б К А Э Ю Э Я Ю 7. РЫБКА (по вертикали)

К А Н А Р Е Й К А Ъ К Ъ 8. КАНАРЕЙКА

(по горизонтали)

7.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛЮБИТЕЛЯМ ЖИВОТНЫХ:

- Руководствоваться принципом « Лучше меньше, да лучше»;

- Важно учитывать возраст ребенка, его личные вкусы и интересы, особенности здоровья

и характера;

- Приобретая домашнего питомца, необходимо понимать, что с этого момента ты в ответе

за него, его жизнь;

- Прежде чем заводить питомца, договорись с родителями. Тебе понадобится их помощь;

-

Необходимо

продумать

такие

моменты,

как

временные,

пространственные

и

материальные возможности самого любителя;

- Заводите питомца только в том случае, если вы имеете возможность уделять ему

достаточно внимания, времени, сил, терпения, а главное, любви и специальных знаний.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.Подведение итогов занятия

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии;

- Какие полезные рекомендации вы используете в своем живом уголке;

2. Проверка приобретенных знаний.

Детям предлагается устный диктант. Педагог зачитывает фразу. Ребята, если с ней

согласны, то кивают головой, если не согласны, то машут головой в разные стороны.

- Живой уголок совсем не нужен людям

+ Увлечение животными заполняет досуг детей

+ Забота о подопечном питомце развивает чувство ответственности

+ Уход за животными развивает в человеке доброту и выдержку

- Детское увлечение животными совсем не помогает найти свое призвание в жизни

+Живой уголок в квартире позволяет приблизить современного человека к природе

- Уголок живой природы не помогает человеку узнать мир животных

- Совсем не надо тратить своё свободное время, силы и средства на возню с живностью

+ Прежде, чем приобретать питомца, выясни о его содержании как можно больше

- Содержание животных в неволе делает их несчастными

+ Обитатели уголка живой природы живут в 5 раз дольше, чем в природе

- Приобретая домашнего питомца, люди совсем не несут за это ответственности

ЛИТЕРАТУРА:

А.А. Плешаков «Зеленые страницы»; М. Просвещение 2000 г.

Энциклопедия для детей «Обитатели уголка живой природы»; М.«РОСМЭН»2001г

Т.И. Тарабанина, Е.И. Соколова «И учеба, и игра: природоведение»;

М. Просвещение 2002 г.

Г.В. Буковская «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших

школьников» М. Владос 2002 г.

- «Животные у нас дома», В.Гусев, Москва «Экология» 2002 г;

- «Мои любимцы» перевод с английского С. Ильина, «АСТ-ПРЕСС» 2005г



В раздел образования