Автор: Илюшина Галина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Петрово-Дальневская СОШ
Населённый пункт: Московская область, с. Петрово-Дальнее, ул.Школьная, д.12А
Наименование материала: Статья
Тема: «Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики»
Раздел: среднее образование
Практико-значимая работа по теме
«ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Выполнил:
Илюшина Галина Сергеевна,
учитель математики
МБОУ Петрово-Дальневская
СОШ, Красногорский район
Москва, 2017
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
1.1.
Актуальность использования технологии развития критического мышле-
ния в учебном процессе…………………………………………………………
3-5
1.2.
Цели и задачи использования образовательной технологии………… 6-7
2. Основная часть………………………………………………………………...8
Урок по теме “ Многочлен стандартного вида», 7 класс……………… 8-15
3. Заключение……………………………………………………………………..16
4. Список литературы……………………………………………………………17
2
Пояснительная записка
1.3.
Актуальность использования технологии развития критического
мышления в учебном процессе
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский )
Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной ак-
тивности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо
создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой
является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из техноло-
гий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является тех-
нология развития критического мышления. Развивать мышление – значит раз-
вивать умение думать. Благодаря способности человека мыслить, решаются
трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Мыслительные
навыки необходимы не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение при-
нимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различ-
ные стороны явлений). Поэтому использование технологии развития критиче-
ского мышления на уроках является актуальным в настоящее время.
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий
для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные ас-
пекты деятельности учителей.
В век динамичных изменений главным становится умение учиться самосто-
ятельно. Таким образом, и новые стандарты, и технология развития критиче-
ского мышления акцентируют внимание на личностно - ориентированном обу-
чении.
3
Работая с детьми на уроках математики, постоянно находишься в поиске таких
методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные
способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Методический аспект формирования критического мышления заключается
в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединя-
ющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.
Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения тех-
нологии развития критического мышления делает способы обучения совершен-
но непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самосто-
ятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобще-
ния. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализи-
рует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная рабо-
та сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает по-
ложительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучаю-
щихся.
Применение приемов технологии критического мышления способствует
формированию универсальных учебных действий:
личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения,
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
метапредметны
х
(формирование умения использовать знако-символические
средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового
чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб-
щения);
предметных (новые знания по конкретному предмету).
И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где че-
рез свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт
второго поколения и технологию развития критического мышления, можно
прийти к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные
концепции нового стандарта.
4
В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов
и обучающихся.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся
главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя,
делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитан-
ное, а педагог координирует их работу. Суть технологии очень точно передана
в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовле-
ки меня – я пойму».
Базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вы-
зова, осмысление и рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы
и методы.
Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает
интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.
Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия).
Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем
«текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового ма-
териала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…
Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный ма-
териал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.
Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает слож-
ный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии суще-
ственно расширяет границы ее применимости.
5
1.2. Цели и задачи использования образовательной технологии
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необ-
ходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешен-
ные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явле-
ний и т.п.).
Развитие критического мышления:
- полностью опирается на самостоятельную активную деятельность;
- обучение происходит сообща, учащиеся работают парами или группами над
одной и той же темой или проблемой;
- использование интерактивных приемов обучения;
- ученик и учитель – деловые равноправные партнеры учебного процесса;
- обучающиеся продвигают друг друга в учебе, оказывая конкурентную по-
мощь, обмениваясь знаниями и поощряя любые усилия друзей;
- базовая модель развития критического мышления полностью вписывается в
урок;
Педагогическая технология развития критического мышления.
а) Педагогическая технология развития критического мышления выделяет целе-
вые ориентации:
Мотивация к учению.
Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.
Развитие рефлексивного мышления.
Формирование обобщений.
б) Цель применения технологии развития критического мышления:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной
жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, ана-
лизировать, рассматривать различные стороны решения). Для критического
мышления характерно построение логических умозаключений, создание согла-
6
сованных между собой логических моделей и принятие обоснованных реше-
ний, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или
временно отложить его рассмотрение. Когда мы мыслим критически, мы оце-
ниваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно при-
нятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной зада-
чей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслитель-
ного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех
факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление
иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на
получение желаемого результата.
В процессе использования технологии развития критического мышления
формируется самостоятельное мышление, ученик вооружается методами и
способами самостоятельной работы, получает возможность сознательно управ-
лять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”, позволяет влиять
на результат и цели образовательного процесса.
7
ТЕМА УРОКА «МНОГОЧЛЕН СТАНДАРТНОГО ВИДА»
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.
Урок составлен с позиций системно-деятельностного подхода.
Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Чтение. Сум-
мирование в парах», «Кластеры».
Формы работы: парная, групповая.
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Задачи урока:
Образовательные: формирование понятия о многочлене стандартного вида
Развивающие: формирование умения по проведению аналогий между ранее
известным и новым материалом посредством применения приема ТРКМ «Груп-
повая мозговая атака».
формирование умение ранжировать информацию по степени новизны и
значимости, умение графически оформлять текст посредством применения при-
ема ТРКМ «Представление информации в кластерах».
Воспитательные:
формирование умения анализировать свою деятель-
ность, делать самостоятельные выводы, формирование способностей задавать
умные вопросы и умений творчески находить на них ответы на основе исполь-
зования приемов технологии развития критического мышления.
Ход урока.
I.
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Я, как и всегда, рада вас видеть сегодня на уроке, надеюсь, что время урока
пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Я пока раздам вам ваши оценочные листы, не забывайте заносить в них баллы.
8
II.
Этап актуализации знаний.
Урок начнем с того, что актуализируем наши знания, умения и навыки.
На доске для пяти ребят записаны выражения.
1. 4c(-1)aaa; daa3c
2
; 6aa
2
c
2. -2хх(-3)y; 6zccd
2
; -6yxx
3. 3xx; 5aa; x
2
6
4. -1/5cca
2
5; aa3c
2
; bb
2
c6c
5. pp
2
(-4)x; m(-2/3)m3x
2
; 4xppp
-что это за выражения? (одночлены)
Докажите.
Я раздаю вам карточки, на которых записаны задания, которые надо выполнить
над этими одночленами.
Прочитаем их.
Выполняйте задания по порядку.
1.
Приведите одночлены к стандартному виду.
2.
Составьте из полученных одночленов многочлен.
3.
Если можно, приведите подобные члены.
Вызываются к доске: 5 ребят
Проверяют, выполняя в тетради: остальные учащиеся
Пожалуйста, ваш анализ.
По ходу проверки задаю вопросы:
Какое выражение называют многочленом?
Какие члены многочлена называют подобными?
Как привести подобные члены?
Какие свойства многочленов мы использовали?
А какие не использовали?
III.
Мотивационный этап
Если помните, вы на прошлом уроке ставили цель – научиться решать задачи,
которые содержат многочлены. Пока мы такие задачи не решали, но сделали
установку – в будущем научиться их решать.
9
МНОГОЧЛЕН СТАНДАРТНОГО ВИДА
Определение многочлена
Свойства многочлена
Как привести одночлен к стандартному виду
Подобные одночлены
Но, ребята, решать задачи можно только с многочленами стандартного вида.
Такого понятия мы с вами не знаем, поэтому тема нашего урока…?
Запишем: Многочлен стандартного вида.
Разминка. Прием «Ключевые слова».
- На доске записана тема урока, дадим определение каждого понятия, входяще-
го в название темы.
(Многочлен – это алгебраическая сумма одночленов.
Стандарт – образец, норма, модель, эталон каких-то объектов
Вид – внешний облик, внешность, наружность)
Формулировка целей.
Исходя из нашей темы, сформулируем цели на урок.
-сформировать понятие о многочлене стандартного вида
-сегодня мы с вами будем также формировать умение анализировать свою дея-
тельность, делать самостоятельные выводы, формировать способность задавать
умные вопросы и умение творчески находить на них ответы.
Стадия вызова. На данной стадии применяется прием «Групповая мозговая
атака.
Запишем в тетради все, что вы знаете по данной теме. Затем на доске записыва-
ем все, что говорят дети, не отбрасывая ничего. Оформляем в виде кластера:
10
- В КОНЦЕ УРОКА, ПОДВОДЯ ИТОГИ, МЫ ВЕРНЕМСЯ К ЭТОМУ КЛА-
СТЕРУ И ПРОАНАЛИЗИРУЕМ, ВЕСЬ ЛИ МАТЕРИАЛ НАМ ПРИГОДИЛСЯ
НА УРОКЕ.
Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине
листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сто-
ронам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
IV.
Ориентировочный этап.
Стадия осмысления.
- Посмотрите, ребята, на доске размещены выражения (на листах подготовлены
заранее).
aa
−
5 a
+
6
;
a
3
−
2 ab
+
b
2
−
3 ab
−
11
;
3
−
5
+
a
a
2
+
2ab
+
b
2
;
a
−
b
;
1
7
−
ab
- Как мы можем назвать эти выражения? (Многочлены)
- Докажите.
- А теперь будьте, пожалуйста, внимательны. Я дам определение многочлена
стандартного вида.
Если в многочлене все члены записаны в стандартном виде и приведены
подобные члены, то говорят, что многочлен приведен к стандартному виду
(или записан в стандартном виде).
А теперь скажите, данные многочлены стоят в стандартном виде?
Почему? Докажите!
Давайте выделим признаки, по которым мы можем определить, что какой-то
многочлен записан в стандартном виде.
Многочлен имеет стандартный вид, если:
1). Все его члены записаны в стандартном виде;
2). Нет подобных членов.
Если эти признаки не будут соблюдаться, то какой вывод мы можем сделать
про многочлен? (что он нестандартного вида)
11
Рассмотрим еще раз многочлены на доске. Всем ли признакам многочлена стан-
дартного вида они удовлетворяют и сделаем вывод!
aa
−
5 a
+
6
1). –
2).
______
Нет
a
3
−
2 ab
+
b
2
−
3 ab
−
11
1). +
2). -
______
Нет
a
2
+
2ab
+
b
2
1). +
2). +
______
Да
3
−
5
+
a
1). +
2). -
______
Нет
a
−
b
1). +
2). +
______
12
Да
1
7
−
ab
1). +
2). +
______
Да
V. Этап формирования действия.
Работа с текстом. (Прием «Чтение. Суммирование в парах»). Учащимся
раздаются тексты. Текст разбит на смысловые отрывки (Текст №1, текст №2.).
Учащиеся разбиваются на пары («А» и «В»). Каждой паре предлагается текст,
состоящий из двух логических частей. Учащиеся читают первую часть, затем
ученик «А» задает вопросы ученику «В», «В» отвечает. Далее читают вторую
часть и меняются ролями. После того как первая и вторая части отработаны,
делаются краткие записи в тетради, а часть пар, кому учитель выдал ватман,
фломастер готовятся к презентации своих ответов, выполняя каждую логиче-
скую часть на отдельном листе ватмана.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать с текстом. Он разбит на
смысловые отрывки.
Разбейтесь на пары «А» и «В».
Прочитайте первую часть, затем ученик «А» задает вопросы ученику «В», «В»
отвечает. Далее читают вторую часть и меняются ролями. После того как пер-
вая и вторая части отработаны, делаете краткие записи в тетради.
Любой многочлен можно привести к стандартному виду.
Сегодня подготовят презентацию –
Цюкало Дмитрий и Мартюк Мария №1.
Текст №1
Любой многочлен можно привести к стандартному виду
13
Алгоритм приведения многочлена к стандартному виду:
Для того, чтобы привести многочлен к стандартному виду нужно:
1.
Каждый его член привести к стандартному виду;
2.
Привести подобные члены.
Пример1. 2сс +ddс- с
2
= 2с
2
+ сd
2
- 1
c
2
= 1c
2
+ cd
2
= c
2
+ cd
2
Пример 2.
3
2
2
2
2
3
2
2
2
3
2
2
2
2
в
aв
в
а
ав
в
а
а
в
в
авв
ва
а
в
ава
а
=
3
2
2
3
3
2
2
3
3
2
2
2
2
3
1
3
)
2
1
(
)
1
2
(
)
2
1
(
)
1
2
(
в
ав
в
а
а
в
ав
в
а
а
в
ав
ав
в
а
в
а
а
Пример 3. От учащихся
Текст №2
Презентация ответов. По одному человеку из пары, готовившей презента-
цию, защищают свою работу, по очереди. Остальные дополняют их ответы, за-
дают вопросы по схеме:
Простой вопрос – воспроизвести какие-либо определения, теоремы,..
Уточняющий вопрос -
Вопрос начинается со слов «Если я правильно
понял…?», «Я могу ошибаться, но, по моему, ты сказал о …»»то есть ты гово-
ришь, что…».
Творческий – «Что изменилось бы, если…?»
Вопрос – интерпретация (объясняющие вопросы)- вопросы начинаются со слов
«Почему…?»,
Практический вопрос – вопрос направлен на взаимосвязь теории и практики.
VI.
Этап формирования в громкой речи.
- Послушаем презентацию изученной информации. По одному человеку из
пары, готовившей презентацию, защищают свою работу, по очереди. Осталь-
ные дополняют их ответы, задают вопросы по схеме.
Выполнение №399 (1столбик),
VII.
Этап формирования действия во внешней речи про себя.
№400(а,в),
VIII.
Этап формирования действия во внутренней речи.
14
№401 (а,в) из учебника С.М. Никольского «Алгебра - 7».К доске приглашаются
учащиеся, не принимавшие участие в подготовке презентации
IX.Рефлексия.
Возвратимся к кластеру, созданному в начале урока, его доработаем, используя
записи, представленные учащимися на листах ватмана.
- какие знания нам понадобились для изучения новой темы?
(определение многочлена, приведение одночлена к стандартному виду, алго-
ритм приведения подобных членов, свойства многочленов)
Далее предлагаем учащимся выполнить задание:
- В течение 3-х минут вспомните все новые сведения, полученные сегодня на
уроке, напишите эссе:
на тему «Алгоритм приведения многочлена к стандартному виду» используя в
описании свои примеры.
На тему «Я не понял …и хотел бы, чтобы учитель пояснил мне…»
X. Домашнее задание.
Учебник С.М. Никольский «Алгебра-7» п.5.3 №393-398(устно) №400(б, г),
№401 (б, г, ж).
Составить текст самостоятельной работы по данной теме (с ее решением).
Выставление оценок. Посчитайте количество баллов и выставим оценки за
урок.
15
Заключение
Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Уче-
ники не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующи-
ми лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями
друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится прио-
ритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, ин-
терпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая. Популярным методом де-
монстрации процесса мышления является графическая организация материала.
Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, по-
казывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится нагляд-
ным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала мо-
жет применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию,
как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организо-
вать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволя-
ют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознаком-
ление с ней можно организовать на любом предметном материале. Принципи-
альными моментами для технологии РКМ являются: активность субъектов в
образовательном процессе; организация групповой работы в классе; развитие
навыков общения; - идея ценности личности; подход к образовательной техно-
логии как средству и инструменту самообразования человека; соотнесение со-
держания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлени-
ем и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни.
16
Список литературы
1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке.
Пособие для учителя. – М., 2004.
2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О.
Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.
М. 1998г.
4. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методиче-
ские приемы // Директор школы. 2005. № 4.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образова-
ния. – М., 2008.
7. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов но-
вого поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
17