Напоминание

Обществознание


Автор: Лепёхина Анна Сергеевна
Должность: преподаватель юридических дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ Колледж Росрезерва
Населённый пункт: г. Торжок, Тверская область
Наименование материала: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Тема: Обществознание
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное агентство по государственным резервам

федеральное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

ТОРЖОКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине ОУД.08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

для группы специальностей

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(Базовая подготовка)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

(Углубленная подготовка)

2016

Рассмотрены

предметно-цикловой комиссией гуманитарно – юридических дисциплин

Протокол № ___ от _______ 20__ г.

Методические

рекомендации

по

выполнению

самостоятельной

работы

со ставлены

в

соответствии

с

федеральным

го суд а р с т ве н н ы м

образовательным стандартом среднего профессионального образования для

всех специальностей

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(Базовая подготовка)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

(Углубленная подготовка)

рабочей программой дисциплины ОУД 08 «Обществознание»

Разработчик: Лепехина А.С.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2.

Краткий тематический план видов самостоятельной работы

3.

Карта самостоятельной работы студента

4.

Порядок выполнения самостоятельной работы студентом

5.

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

Интернет-ре сурсов,

дополнительной литературы

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная

работа

студента

является

одной

из

важнейших

составляющих учебного процесса, целью которой является формирование

знаний, умений и навыков, и в дальнейшем усвоение студентом приемов

познавательной

деятельности,

развитие

интереса

к

творческой

работе,

овладение общими компетенциями.

Задачами самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД 08

«Обществознание» являются:

-

сформированность

знаний

об

обществе

как

целостной

развивающейся

системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,

иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных

перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

- сформированность представлений о методах познания социальных явлений

и процессов;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;

- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений

поиска

информации

в

источниках

различного

типа

для

реконструкции

недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и

процессов общественного развития.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

- подготовка сообщения;

- составление сравнительной таблицы;

- подготовка к деловой игре;

- работа с периодической печатью;

- подготовка к семинару, конференции;

- подготовка социологического исследования.

Результаты

самостоятельной

работы

студента

оцениваются

по

следующим параметрам:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении

заданий и решении задач;

- умение студента находить информацию, изучать ее, выделять главное и

применять на практике;

- сформированность общих компетенций;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- умение студента сформулировать

собственную

позицию,

оценку

и

аргументировать ее.

Общие критерии оценки выполненной самостоятельной работы:

Оценка

«5» (отлично) – работа выполнена полностью правильно, без

ошибок и исправлений, тема раскрыта полностью, глубоко.

Оценка «5» (отлично) ставится студентам, которые при ответе:

- обнаруживают

всестороннее

систематическое

и

глубокое

знание

материала;

- демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;

- способны

творчески

применять

знание

теории

к

решению

профессиональных задач;

- владеют понятийным аппаратом;

- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных

подходов к решению заявленной проблемы.

Оценка «4» (хорошо) – работа выполнена с незначительными ошибками,

исправлениями,

тема

раскрыта

не

полностью,

не

все

выводы

носят

аргументированный и доказательный характер.

Оценка «4» (хорошо) ставится студентам, которые при ответе:

- обнаруживают твёрдое знание материала;

- усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;

- с п о с о б н ы

п р и м е н я т ь

з н а н и е

т е о р и и

к

р е ш е н и ю

з а д а ч

профессионального характера;

- допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.

Оценка «3» (удовлетворительно) – работа выполнена с ошибками, тема

раскрыта

частично, демонстрируются

поверхностные

знания

вопроса,

допускаются

нарушения

в

последовательности

изложения,

имеются

затруднения с выводами.

Оценка

«3»

(удовлетворительно)

ставится

студентам,

которые

при

ответе:

- в основном знают материал в объёме, необходимом для предстоящей

работы по профессии;

- в целом усвоили основную литературу;

- допускают существенные погрешности в ответе на вопросы и при

решении задач.

Оценка

«2»

(неудовлетворительно)

работа

не

выполнена

или

выполнена частично, материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не

представляет

определенной

системы

знаний,

отсутствует

аргументация

и

выводы.

Оценка

«2»

(неудовлетворительно)

ставится

студентам,

которые

при

ответе:

- обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного материала;

- допускают

принципиальные

ошибки

в

ответе

на

вопросы

и

при

решении задач;

- демонстрируют незнание теории и практики.

КРАТКИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ содержится в п. 2.2 рабочей программы учебной дисциплины.

3. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Карта самостоятельной работы поможет студентам организовать свою

работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач.

Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной

деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но

и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень

важно в процессе обучения.

Наименование

разделов и тем

Содержание

самостоятельной

работы

Объем часов

Форма проверки

СРС

преподавателем

Раздел 1.

Человек и

общество

Тема

1.1.Природа

человека,

врожденные и

приобретенные

качества.

Составление

сравнительной

таблицы

«Философские

представления о

социальных

качествах

человека».

2

Тестирование

Сообщения по

теме:

«Профессии в

колледже».

2

Экспертное

наблюдение

Подготовка к

дискуссии:

«Свобода

человека и ее

ограничители».

1

Экспертное

наблюдение

Подготовка к

ролевой игре:

«Умение

общаться».

1

Экспертное

наблюдение

Тема 1.2.

Общество как

сложная система

Подготовка к

конференции:

«Социальные и

гуманитарные

аспекты

глобальных

проблем».

1

Экспертное

наблюдение

Сообщения по

теме:

«Антиглобализм,

его причины и

проявления».

2

Тестирование

Раздел 2.

Духовная

культура

человека и

общества

Тема 2.1.

Духовная

культура

личности и

общества

Анализ текстов.

1

Тестирование

Тема 2.2. Наука

и образование в

современном

мире

Подготовка к

дискуссии:

«Ответственность

ученого перед

обществом».

2

Экспертное

наблюдение

Эссе по

выбранной теме

2

Проверочная

работа

Тема 2.3.

Мораль,

искусство и

религия как

элементы

духовной

культуры

Подготовка

сообщений

«Мировые

религии»,

«Религиозные

объединения в

РФ»

2

Экспертное

наблюдение

Подготовка к

конференции -

презентации

«Виды искусств».

1

Экспертное

наблюдение

Раздел 3.

Социальные

отношения

Тема 3.1.

Социальная

роль и

стратификация.

Проведение

мини-

исследования

«Престижность

2

Экспертное

наблюдение

профессий

колледжа».

Тема 3.2.

Социальные

нормы и

конфликты.

Подготовка

презентаций на

тему: «Здоровый

образ жизни:

история и

современность».

2

Экспертное

наблюдение

Подготовка к

круглому столу:

«Профилактика

негативных форм

девиантного

поведения среди

молодежи.

Опасность

наркомании,

алкоголизма».

2

Экспертное

наблюдение

Тема 3.3.

Важнейшие

социальные

общности и

группы

Подготовка к

конференции

«Этносоциальные

конфликты, пути

их разрешения».

2

Экспертное

наблюдение

Подготовка

сообщений:

«Проблемы

современной

семьи»

1

Экспертное

наблюдение

Проведение

мини-

исследования на

тему «Права и

обязанности

супругов» (на

примере

собственной

семьи)

2

Экспертное

наблюдение

Раздел 4.

Политика

Тема 4.1.

Политика и

власть.

Государство в

политической

системе.

Характеристика

функций

государства по

Конституции РФ.

1

Фронтальный

опрос

Мини-сочинение

на тему:

«Демократия –

наихудшая форма

правления, если

не считать всех

остальных». (У.

Черчилль)

2

Тестирование

Тема 4.2.

Участники

политического

процесса.

Подготовка

сообщений:

«Политическая

элита в СССР»,

«Политическая

элита в

современной

России»,

«Организации

гражданского

общества в РФ»,

«Избирательное

право в

иностранных

государствах» (по

выбору

2

Экспертное

наблюдение

Составление

сравнительной

таблицы:

«Консерватизм,

либерализм,

социал-

демократия,

коммунизм».

1

Тестирование

Подготовка к

дискуссии: «Роль

средств массовой

информации в

политической

жизни общества».

2

Экспертное

наблюдение

Подготовка к

зачету

3

Экспертное

наблюдение

Итого:

39

4.

ПОРЯДОК

ВЫПОЛНЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

СТУДЕНТАМИ

Раздел 1. Человек и общество

Тема

1.1.Природа

человека,

врожденные

и

приобретенные

качества.

1.

Составить

сравнительную

таблицу

«Философские

представления

о

социальных качествах человека».

Исторический период

Представления о социальных качествах человека

Античность

Средневековье

Возрождение

Новое время

Современность

Методические рекомендации по оставлению таблиц (см. Приложение 1)

2.

Составить сообщения по теме: «Профессии в колледже».

Задание

для

внеаудиторной

самостоятельной

работы:

используя

перечень

учебных

изданий,

дополнительной

литературы,

ресурсы

Интернета

подготовить сообщения по теме «Профессии в колледже».

Методические рекомендации по подготовке сообщения (см. Приложение № 2)

3.

Подготовиться к дискуссии: «Свобода человека и ее ограничители».

Темы докладов

1.

Личность и свобода

2.

Основные позиции свободного выбора свободного человека.

3.

Свобода как осознание возможностей в рамках судьбы. Р. Мэй

4.

Многоуровневая структура субъектности. Р. Харре

5.

Теория самоэффективности. А. Бандура

6.

Проблема свободы личности.

7.

Свобода как позиция. В. Франкл

Вопросы для обсуждения

1.

Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?

2.

Определите причины невозможности существования абсолютной свободы .

3.

«Быть свободным в обществе – это значит …»

Как это выражение

заканчивает

автор?

Версия

автора

«Быть

свободным

это

значит

оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».

4.

Сформулируйте

принцип

ограничения

свободы

человека:

«Моя

свобода

заканчивается там, …»

5.

Как трактовали категорию свободы мыслители?

6.

Как вы понимаете смысл их высказываний? Что в них больше, свободы или

необходимости?

7.

Как вы считаете, что объединяет сторонников различных позиций?

8.

Как

соотносятся

между

собой

два

таких

понятия

как

«свобода»

и

«ответственность»?

9.

Какие

факторы

могут

склонить

человека

сделать

выбор

в

понятиях:

«Я

могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

10.Что такое «ответственность»?

11.Почему

философы

полагают,

что,

ставя

вопрос

«Свобода

от»,

человек

находится лишь на исходном пункте свободы?

12.Роль государства в поддержании прав и свобод личности. А как граждане

могут гарантировать свободу друг другу?

Методические

рекомендации

по

подготовке

к

семинару-дискуссии

(см.

Приложение № 3)

4.

Подготовка к ролевой игре: «Умение общаться».

1. Что такое общение? Какие виды общения вы знаете?

2. Приведите примеры речевого и неречевого общения.

3. Охарактеризуйте

виды

общения

в

зависимости

от

спо собов

взаимодействия людей. Приведите примеры.

4. К каким видам общения вы чаще всего прибегаете?

5. В чем состоит различие общения и коммуникации?

6. Какие функции выполняет общение?

7. Какие формы общения вы знаете? Охарактеризуйте их.

8. Какую роль во взаимоотношениях между людьми играет этикет? Назовите

известные вам правила этикета. Какие из них вы чаще всего выполняете?

9. Что такое культура общения? Какого человека можно назвать культурным?

10. Опираясь на слова Б. Шоу, определите значение общения: «Если у вас

есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и

у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня

есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две

идеи».

Тема 1.2. Общество как сложная система

1.

Подготовиться

к

конференции:

«Социальные

и

гуманитарные

аспекты

глобальных проблем».

Вопросы для подготовки

1. Как развивались отношения между народами в истории человечества?

2. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире?

3.Особенности современного мира

4. Глобальные процессы.

5 . Объяснить понятия «однополюсный» и «многополюсный мир». Какой из

них более отвечает принципам равенства и справедливости?

6. Почему возникло движение антиглобалистов? Каковы его цели? Какие

акции

проводили

антиглобалисты

в

последнее

время

(воспользуйтесь

материалами периодической печати).

7. Охарактеризовать концепцию глобализации Валлерстайна. Соответствует

ли

она

развитию

современного

мира?

6. Назовите

характерные

черты

глобализации.

8. В чем проявляются глобальные проблемы современности?

9. В чем состоят причины глобальных проблем современности?

10.

Какие

действия

необходимы

для

решения

глобальных

проблем

современности.

11. Какова роль телевидения, СМИ в процессе глобализации

Методические

рекомендации

по

подготовке

к

семинару-дискуссии

(см.

Приложение № 3)

2.

Подготовить

сообщения

по

теме:

«Антиглобализм,

его

причины

и

проявления».

Темы сообщений

1.

Антиглобалисты. История движения.

2.

Антиглобалисты. Хроника борьбы.

3.

Антиглобализм и его причины

4.

Антиглобализм и общество

5.

Антиглобализм в России

Методические рекомендации по подготовке сообщений (см. Приложение 2)

Раздел 2. Духовная культура человека и общества

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

Проанализировать текст

Из

работы

современного

российского

автора

А.

В.

Ко стиной

«Культурология».

Народная культура — это традиционная культура, включающая культурные

пласты

разных

эпох

от

глубокой

древности

до

настоящего

времени,

субъектом

которой

является

народ

коллективная

личность,

которая

означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных

связей

и

механизмов

жизнедеятельности.

Это

культура

бесписьменная,

именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу

трансляции жизненно важной для общества информации. Специфической

особенностью

народной

культуры

является

опора

на

традицию

и

настроенность

на

воспроизведение

принятых

образцов

жизненной

активности — как в области поведения, так и в области мышления. Она

передаётся

в

непосредственном

общении

от

лица

к

лицу,

от

мастера

к

ученику,

от

поколения

к

поколению,

минуя

институционально-

организационные формы. Народная культура консервативна, практически не

подвержена

влиянию

иных

культурных

традиций,

мало

приспособлена

к

диалогу

вследствие

своего

стремления

к

консервации

и

доминированию

охранительных тенденций. Её субъектом является народ — коллективная

личность,

имеющая

единую

систему

ценностей

и

единую

для

всех

«жизненную

программу

поведения»,

индивидуальное

начало

в

народной

культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива — отсюда и

анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

Вопросы и задания к документу

1. Какие особенности народной культуры выделяет автор?

2.

Проиллюстрируйте

названные

особенности

собственными

примерами

известных вам произведений народной культуры.

3. Как автор характеризует субъекта народной культуры?

4.

Существует

мнение,

что

в

современном

обществе

народная

культура

занимает

весьма

скромное

место,

что

времена

фольклора

прошли.

Согласитесь с этой позицией или опровергните её.

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

1.

Подготовиться к дискуссии: «Ответственность ученого перед обществом».

Вопросы для подготовки

1.

Этика науки как глобальная проблема XXI века

2.

Проблема ответственности ученого

3.

Этические принципы социальных исследований

4.

Изобретения, которые изменили мир

5.

Генная инженерия: этика и ответственность ученых

6.

Болезни нового века

7.

Манифест Рассела — Эйнштейна

8.

Статья А.Д.Сахарова «Ответственность ученых»

9.

Тема ответственности ученого в произведениях М.А. Булгакова

Методические рекомендации по подготовке к семинару-дискуссии (см.

Приложение № 3)

2. Написать эссе по выбранной теме

Темы эссе

Образование — это умение правильно действовать в любых житейских

ситуациях. Джон Хиббен

Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование. Марк Твен

Современное образование чаще всего — это когда рожденных ползать и

рожденных летать собирают вместе и навязчиво учат ходить на ходулях.

Неизвестный автор

Образование

это

то,

что

останется,

когда

всё

вызубренное

забыто.Даниил Александрович Гранин

Образование

это

способность

выслушивать

что

угодно,

не

теряя

самообладания и самоуважения.Роберт Фрост

Ребенок,

получивший

образование

только

в

учебном

заведении,

необразованный ребенок. Джордж Сантаяна

Образованный

человек

тем

и

отличается

от

необразованного,

что

продолжает

считать

свое

образование

незаконченным. Константин

Симонов

Если

Вам

дали

хорошее

образование,

это

еще

не

значит,

что

Вы

его

получили. Анатолий Рас

Образование — чепуха, главное — талант. Максим Горький “На дне”

Методические

рекомендации

по

подготовке

к

написанию

эссе

(см.

Приложение № 5)

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной

культуры

1.

Подготовить

сообщения

на

тему

«Мировые

религии»,

«Религиозные

объединения в РФ».

Темы сообщений

1. Личность Будды.

2. Особенности вероучения буддизма.

3. Буддийское монашество.

4. Буддизм в России.

5. Особенности православного вероучения.

6. Католицизм

7 Протестантство

8. Культ икон в православии.

9. Православный храм и его символика.

10. Жизнь пророка Мухаммеда.

11. Мусульмане в России.

12. Религиозные объединения в РФ

Методические рекомендации по подготовке сообщений (см. Приложение 2)

2.

Подготовиться к конференции - презентации «Виды искусств».

Вопросы для подготовки

1.

Пространственные искусства и их место в истории культуры. Специфика

выражения образа мира в пространственных искусствах.

2.

Временные

искусства

и

их

место

в

истории

культуры.

Выразительные

возможности музыки и литературы.

3.

Синтетические виды искусства.

4.

Классификация

по социологическому принципу. Элитарное, народное и

массовое искусство.

5.

Современное искусство

6.

Проблема возникновения новых видов искусства.

Раздел 3. Социальные отношения

Тема 3.1. Социальная роль и стратификация.

Провести мини-исследования «Престижность профессий колледжа».

Методические рекомендации по подготовке социологического исследования

(см. Приложение 6)

Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты.

1.

Подготовить

презентацию на тему: «Здоровый образ жизни: история и

современность».

Методические рекомендации по подготовке презентации (см. Приложение 7)

2.

Подготовиться

к

круглому

столу:

«Профилактика

негативных

форм

девиантного

поведения

среди

молодежи.

Опасность

наркомании,

алкоголизма».

Вопросы для подготовки

1.

Социально

-

психологические

особенности

подростков

как

социально

-

демографической группы

2.

Формы девиантного поведения и их особенности

3.

Сущность и понятия подросткового девиантного поведения

4.

Причины, сущность, и формы девиантного поведения подростков.

5.

Социальный портрет подростка-девианта.

6.

Профилактика девиантного поведения

7.

Меры по предупреждению девиантного поведения подростков

8.

Социальный

контроль

как

средство

предупреждения

и

профилактики

девиантного поведения

9.

Формирование здорового образа жизни молодого поколения

10.Последствия алкоголизма и наркомании для личности, семьи, общества.

11.Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи.

Методические рекомендации по подготовке к семинару (см. Приложение №

3)

Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы

1.

Подготовиться

к

конференции

«Этносоциальные

конфликты,

пути

их

разрешения».

Вопросы для подготовки

1.

Межнациональные отношения и конфликты

2.

Причины межнациональных конфликтов

3.

Стратегии

реформирования

национально-государственного

устройства

России и возможные конфликты

4.

Роль государства в преодолении национальных противоречий

5.

Анализ конфликтов:

-

грузино-абхазский конфликт,

-

осетино-ингушский конфликт,

-

конфликт в Приднестровье,

-

Россия и страны Балтии,

-

Карабахский конфликт,

-

Крым и российско-украинские отношения.

6.

Этноцентризм и его разновидности

7.

Сходство и различие национализма и патриотизма

8.

Конфликты миграции

Методические рекомендации по подготовке к семинару - конференции (см.

Приложение № 3)

2.

Подготовить сообщения: «Проблемы современной семьи»

Темы сообщений

1.

Проблемы многодетных семей

2.

Влияние старшего поколения на воспитание детей

3.

Проблемы неполных семей

4.

Как занятость родителей влияет на воспитание детей.

5.

Дети-опекаемые, отношения в семье

6.

Если ребенок - инвалид…

7.

Подростки и родители, отношения в семье

8.

Мать-одиночка, трудности воспитания детей

9.

Алкоголь и семья

10.Как нецензурная лексика в родительской среде влияет на воспитание ребенка.

11.Невоспитанные родители и школа

12.Влияние социальных сетей на воспитание ребенка

13.Строгий родительский контроль

14.Педагогическая несостоятельность родителей и сопутствующие проблемы

15.Отец – одиночка, трудности в воспитании детей

Методические

рекомендации

по

подготовке

со о б щ е н и й

(см.Приложение 2)

3.

Провести мини-исследования на тему «Права и обязанности супругов» (на

примере собственной семьи)

Методические рекомендации по подготовке социологического исследования

(см. Приложение 6)

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

1.

Дать характеристику функциям государства по Конституции РФ.

Вопросы для подготовки

1)Что

такое

функции

государства?

Как

в

их

реализации

проявляется

социальная сущность государства?

2) В чем различие внешних и внутренних функций государства? Каково их

содержание?

3 ) Определите,

какие

функции

государства

проявляются

в

следующих

событиях:

а) в 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На

обратном

пути,

пойдя

на

поводу

у

дружины,

Игорь

решил

вернуться

и

собрать дань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря

Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее она

упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» —

места сбора дани;

б) сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он

расширил

территорию

Руси

за

счет

присоединения

земель

вятичей

и

кривичей,

разгромил

Волжскую

Булгарию

и

Хазарский

Каганат,

покорил

народы

Северного

Кавказа.

Борьба

с

Византийской

империей

оказалась

неудачной, захваченные на Балканском полуострове земли пришлось вернуть;

в) в 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было

принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а

затем и весь народ. Принятие христианства имело большое значение. Оно

укрепило государственную власть и территориальное единство Руси;

г) в 1550 г. при Иване Грозном был принят Судебник, утвердивший Юрьев

день (право ухода крестьян от феодалов один раз в году), а с 1581 г. начинают

вводиться заповедные года. В таком году запрещался уход крестьян даже в

Юрьев день;

д) в XVII в. Россия вела постоянные войны. Денег в казне не хватало.

Поэтому в 1646 г. был сильно увеличен налог на соль, но это не привело к

пополнению

казны.

Взыскание

недоимок

усилило

тяжелое

положение

городского

населения,

в

результате

чего

в

1648

г.

в

Москве

вспыхнуло

восстание;

е)

в

1719

г.

была

опубликована

Берг-привилегия

(указ),

позволявшая

заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр I проводил

п ол и т и ку

п р от е к ц и о н и зма

( п о к р о в и т е л ь с т ва

о т е ч е с т в е н н ы м

производителям), повышая пошлины на ввозимый из-за рубежа товар;

ж) в 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», объединивший бояр и

дворян в одно дворянское сословие, а в 1722 г. «Табель о рангах» установил

порядок прохождения государственной службы и возможность получения

дворянства по выслуге;

з) в первые же дни после октябрьского вооруженного восстания Совет

народных комиссаров столкнулся с саботажем государственных чиновников и

попытками свержения Советской власти. 7 декабря 1917 г. была создана

Всероссийская

чрезвычайная

комиссия

по

борьбе

с

контрреволюцией

и

саботажем. В связи с обострением гражданской войны и покушением на

Ленина в сентябре 1918 г. был издан декрет о «красном терроре»;

и)

на

рубеже

1920—1930-х

гг.

руководство

СССР

приняло

курс

на

ускорение индустриального развития страны. V Всесоюзный съезд Советов

утвердил в мае 1929 г. первый пятилетний план, который предусматривал

приоритетное

развитие

тяжелой

промышленности.

Средства

на

индустриализацию решено было взять из деревни. С конца 1929 г. началась

политика коллективизации;

к) 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали на

СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка

Главного командования, 30 июня — образован Государственный комитет

обороны,

сосредоточивший

в

своих

руках

всю

полноту

власти.

Крупномасштабные

мероприятия

были

проведены

по

переводу

промышленности на военные рельсы, мобилизации населения в армию и на

строительство оборонительных сооружений, эвакуации.

2. Написать мини-сочинение на тему: «Демократия – наихудшая форма

правления, если не считать всех остальных». (У. Черчилль)

Методические

рекомендации

по

подготовке

к

написанию

эссе

(см.

Приложение № 5)

Тема 4.2. Участники политического процесса.

1.

Подготовить сообщение по выбранной теме

Темы сообщений

1.

«Политическая элита в СССР»

2.

«Политическая элита в современной России»

3.

«Организации гражданского общества в РФ»

4.

«Избирательное право в иностранных государствах»

Методические рекомендации по подготовке сообщений (см.Приложение 2)

2.

Составить

сравнительную

таблицу:

«Консерватизм,

либерализм,

социал-

демократия, коммунизм».

Линия

сравнения

Консерватиз

м

Либерализм

Социал-

демократия

Коммунизм

Базовые

ценности

Экономически

е приоритеты

Современные

партии

Методические рекомендации по составлению таблиц (см.Приложение

1)

3.

Подготовиться

к

дискуссии:

«Роль

средств

массовой

информации

в

политической жизни общества».

Вопросы для подготовки

1) Что входит в понятие «средства массовой информации»?

2) Чем массовая информация отличается от обмена информацией в

межличностном общении?

3) Каковы политические функции СМИ?

4) В чем состоят особенности различных видов массовой политической

информации?

5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя?

6) Как действует механизм политического манипулирования, каковы его

последствия?

7) При каких условиях избиратель может противостоять политическим

манипуляциям с использованием СМИ?

Методические рекомендации по подготовке к семинару - дискуссии (см.

Приложение № 3)

4.

Подготовиться к зачету

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

3. Правовое государство

4. Свобода деятельности человека

5. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

6. Религия как феномен культуры

7. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

8. Потребности и интересы

9. Основные институты общества

10. Познание мира. Виды человеческих знаний

11. Многовариантность общественного развития

12. Понятие общественного прогресса

13. Политический процесс

14. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

15. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

16. Мораль, ее категории

17. Искусство, его формы, основные направления

18. Избирательная кампания в Российской Федерации

19. Социализация индивида

20. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

21. Социальные группы

22. Общественная значимость и личностный смысл образования

23. Социальная стратификация

24. Отклоняющееся поведение и его типы

25. Виды социальных норм. Социальный контроль.

26. Понятие власти.

27. Социальный конфликт

28. Государство, его функции

29.

Молодежь

как

социальная

группа,

особенности

молодежной

субкультуры

30. Государство как основной институт политической системы

31. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные

конфликты, пути их разрешения

32. Политическая система

33. Семья и брак

34. Демократия, ее основные ценности и признаки.

35. Гражданское общество и государство

36. Политические партии и движения

37. Семья как социальный институт

38. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь

Приложение 1

Методические рекомендации при составлении таблиц

Таблица — это такой способ подачи информации, когда цифровой или

текстовый материал распределяется по колонкам, отделенным друг от друга

вертикальными

и

горизонтальными

линиями.

Таблицы

бывают

аналитическими и неаналитическими. Материал в таблицах группируется по

вертикальным,

горизонтальным

графам

(или

колонкам).

Таблицы

бывают

хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические

(на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и

знание изучаемого или изучаемого материала). Таблицы подразделяют на:

Тематические

Сравнительные

Аналитические

Неаналитические

Хронологические

Синхронистические.

Учебная

информация,

систематизируемая

в

таблицу,

должна

быть

тщательно изучена, отфильтрована. Прежде чем заполнять таблицу, прочтите

необходимый

объём

материала,

выделите

главное.

При

необходимости,

сократите без потери смысла.

Критерии оценки:

«Отлично» - если таблица выполнена аккуратно, полностью освещены все

обозначенные вопросы.

«Хорошо» - работа содержит небольшие неточности.

«Удовлетворительно»

-

таблица

выполнена

неаккуратно,

не

полностью

освещены заданные вопросы.

«Неудовлетворительно»

-

работа

выполнена

небрежно,

не

соблюдена

структура.

Приложение №2

Методические рекомендации по подготовке сообщения

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании

предмета

речи,

но

и

в

умении

преподнести

свои

мысли

и

убеждения

правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Алгоритм действия студента при выполнении сообщения:

1. Найти необходимую информацию по теме: учебное пособие, статьи,

материалы Интернета.

2. Выявить различные факты, суждения, мнения, гипотезы, теории.

3. Сопоставить различные точки зрения на решение проблемы.

4. Выразить свой взгляд на решение проблемы.

5.

Аргументировать

свою

позицию

логическими

доказательствами,

фактами, примерами.

6. Сделать общие выводы по своей работе.

7. Оформить текст работы в рукописном или отпечатанном виде.

8. Продумать устное сообщение (не более 10 минут) по выполненной

работе.

9. Подготовиться к публичной защите работы (сообщение, иллюстрации,

технические средства, ответы на вопросы, стиль поведения и др.)

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15%

общего

времени),

основной

части

(60-70%)

и

заключения

(20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество,

тема сообщения). Для основной части должно быть отобрано оптимальное

количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще

используются

глаголы

настоящего

времени

во

«вневременном»

значении,

возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм

несовершенного

вида,

используются

неопределенно-личные

предложения.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории

может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику

каждому из них, когда употребляете их впервые.

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из

основной

идеи

выступления.

Правильно

построенное

заключение

способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении

имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком

виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес

слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у

слушателей,

какой

бы

интересной

и

важной

темы

она

ни

касалась.

И

наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть

аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория

чувствует

компетентность

выступающего.

Яркая,

энергичная

речь,

отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной

внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на

слух, чем длинные. Необходимо избегать сложных предложений, причастных

и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться

передать информацию по частям.

При оценке сообщения учитываются:

1.

Качество

сообщения:

полнота

представления

работы,

подходов,

результатов; аргументированность, объем, убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме (или дисциплине), эрудиция.

3. Культура речи, манера поведения, использование наглядных средств,

чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, дружелюбность,

направленность ответов на успешное раскрытие темы и сильных сторон

работы, контактность со слушателями, готовность к дискуссии.

5. Деловые качества докладчика: ответственное отношение, стремление

к достижению высоких результатов.

Критерии оценки сообщения:

«Отлично» - полностью раскрыта тема сообщения, информация взята из

нескольких

источников,

сообщение

сделано

грамотно,

без

ошибок. При

представлении

сообщения

студент

продемонстрировал

отличное

знание

материала

работы,

приводил соответствующие

доводы,

давал

полные

развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» - полностью раскрыта тема сообщения, информация взята из

нескольких

источников,

сообщение

сделано

грамотно,

текст

напечатан

аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки.

При представлении сообщения студент продемонстрировал хорошее знание

материала,

приводил

соответствующие

доводы,

но

не

смог

дать

полные

развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - тема раскрыта не полностью, информация взята

из

одного

источника.

При

представлении

сообщения

с туд е нт

продемонстрировал

слабое

знание

материала

работы,

не

смог

привести

соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

«Неудовлетворительно» - тема сообщения не раскрыта, информация взята из

1 источника, много ошибок в построении предложений.

При представлении

сообщения студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не

смог раскрыть тему, не отвечал на вопросы.

Приложение №3

Методические рекомендации по подготовке к семинару, конференции

Конференция — форма организации научной деятельности, при которой

студенты собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-либо

определенной теме. Обычно заранее сообщается о теме, времени и месте

проведении конференции.

Семинар— это особая форма учебно-теоретичееких занятий, которая, как

правило.

служит

дополнением

к

лекционному

курсу.

Семинар

обычно

посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции,

проводится в каждой студенческой группе отдельно.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в

теории предмета. Современная практика предлагает широкий круг типов

семинарских занятий. Среди них особое место занимают:

-

семинар-дискуссия,

где

в

диалоге

хорошо

усваивается

новая

информация, видны убеждения студента; обсуждаются противоречия (явные

и скрытые) и недостатки; для обсуждения берутся конкретные актуальные

вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены;

-

семинар-исследование

(конференция)

предполагает

предварительную

работу - написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Результаты

обсуждаются

на

семинаре

(конференции)

с

наглядным

показом

исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, презентации)

-

семинар-зачет,

которым

заканчивается

каждая

изучаемая

тема

дисциплины

Семинары

могут

быть

различными

как

по

содержанию,

так

и

по

построению,

организации

работы.

Обычно

на

семинарах

обсуждаются

заранее

поставленные

вопросы.

Студенты

заблаговременно

знакомятся

с

планом

сем

семинарского

занятия

и

литературой,

рекомендуемой

для

изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов

или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только

те студенты, которые делают сообщение. Чтобы активно обсуждать проблему,

высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в

поисках истины, а это и есть главное назначение семинара — готовиться к

нему должны все.

При подготовке к семинару:

-

проанализируйте

тему

семинара,

подумайте

о

цели

и

основных

проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме

на лекции;

-

изучите

рекомендованную

литературу,

делая

при

этом

конспекты

прочитанного

или

выписки,

которые

понадобятся

при

обсуждении

на

семинаре;

-

постарайтесь

сформулировать

свое

мнение

по

каждому

вопросу

и

аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы е учебниками и

научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них

ответы.

В процессе работы на семинаре:

-

внимательно

слушайте

выступления

других

участников

семинара,

старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением

-

активно

участвуйте

в

обсуждении

рассматриваемых

вопросов,

не

бойтесь

высказывать

своё

мнение,

но

старайтесь,

чтобы

оно

было

подкреплено убедительными доводами

- если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте его, но

помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т. е.

нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы -

после семинара кратко сформулируйте окончательный правильный ответ на

вопросы, которые были рассмотрены.

Критерии

оценки

работы

на

семинаре,

конференции

(каждый

оценивается по 0,5 балла):

Владение теоретическим материалом;

Применение теоретических знаний;

умение грамотно формулировать и выражать свою мысль;

умение обобщать и анализировать информацию;

формулирование вопросов (уточняющих, дополнительных);

ораторское искусство;

взаимодействие с членами группы;

умение оценивать мнение других;

корректность;

использование различных источников информации.

Приложение №4

Методические рекомендации по работе с оригинальными текстами

Способы работы с оригинальными текстами.

Воспроизводящий.

Предполагает

выписки

основных

понятий,

определений,

выводов,

ответы

на

поставленные

вопросы,

требующие

уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе

коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста;

составление простого плана и т.д.

Преобразующий.

Вопросы

и

задания

могут

включать

рассказ

по

документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной

идеи,

вывода,

синтезом

положений

источника

с

другим

теоретическим

материалом

(самостоятельный

отбор,

группировка

фактов,

идей

и

привлечение их для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого

плана,

тезисов,

конспекта,

текстовых

таблиц,

схем;

самостоятельную

постановку вопросов к документу.

Творческо-поисковый.

Требуется

осмысление

и

сопоставление

точек

зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий

сравнения

изучаемых

явлений

и

составление

сравнительных

таблиц,

логических цепочек; применения теоретических положений документа для

доказательства,

аргументирования

своей

точки

зрения,

обсуждения

дискуссионных

проблем;

посильной

поисковой

деятельности

по

сбору

материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки

творческих сочинений, эссе и др.

Приложение№5

Методические рекомендации по написанию эссе

Написание эссе – это вариант творческой работы, в которой должна

быть выражена позиция автора по избранной теме.

Эссе

прозаическое

сочинение

небольшого

объема

и

свободной

композиции, трактующее тему и представляющее попытку передать

индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с ней связанные.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выбрать тему эссе, если она не задана изначально.

2. Сформулировать предмет анализа в эссе или исходные тезисы.

3. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые

источники (желательно, чтобы в их число входили первоисточники).

4. Критически проанализировать различные факты и оценить их

интерпретацию.

5. Сформулировать собственные суждения и оценки, основанные на

свидетельствах и тщательном изучении источника.

Эссе должно включать следующие части, отвечающие определенным

требованиям:

1. Краткое содержание, в котором необходимо:

- четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы;

- кратко описать структуру и логику развития материала;

- сформулировать основные выводы.

2. Основная часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение.

В нем следует:

- четко выделить результаты исследования и полученные выводы;

- обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы,

появившиеся в процессе исследования.

3.

Библиография.

Схема-помощник

План-схема действий

Примеры

1. Выбор цитаты

2. Сформулируйте проблему,

поднятую автором.

В своём высказывании автор (философ,

публицист…) рассуждает о …

Автор затрагивает проблему…

Автор ищет ответ на вопрос…

Автор видит проблему …

3. Обоснуйте её актуальность

Тема показалась мне интересной, т.к…..

Эта тема волнует многих современников,

потому что…

Тема особенно актуальна для всего

человечества…

Моя семья заинтересована в ….

4. Какова позиция автора по этому

вопросу? (какой ответ он даёт?)

Высказываясь о…., автор задаётся

вопросом …

В своём суждении автор приходит к

выводу о том, что …

5. Ваша позиция, ваше видение

проблемы.

Позиция автора не оставляет сомнений…

Я безусловно согласен с …

Я категорически не согласен …..

Автор безусловно прав в том, что …,

но…

6. Обоснуйте свою позицию

(почему я так думаю).

По моему мнению …

Во-первых….

7.Аргументируйте позицию:

примеры из истории и

современности;

ссылки на свой собственный

опыт и социальную практику

Я считаю…

Моя семья…..

8. Резюме.

Краткий вывод по поднятой в

цитате проблеме.

Таким образом, ….

Несомненно, что …

Критерии оценки эссе:

Текст эссе сдается на отдельных листах.

Критерии оценки:

«Отлично»

-

полнота

рассмотрения

вопроса,

аргументированное

выражение своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность

формулировок и т.д.;

«Хорошо»

полнота

выполнения

всего

объема

работ

при

наличии

несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

«Удовлетворительно» - недостаточно полное раскрытие проблемы, при

наличии

ошибок,

которые

не

оказали

существенного

влияния

на

окончательный результат;

«Неудовлетворительно» - тема не раскрыта, работа выполнена

крайне

небрежно и т.д.

Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая

предусмотрена «нормами», если студентом оригинально выполнена работа.

Приложение №6

Методические

рекомендации

по

выполнению

исследований

(вариант

проекта)

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных

целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной

значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и

опытных

работ,

методов

обработки

результатов.

Эти

проекты

полностью

подчинены

логике

исследования

и

имеют

структуру,

приближенную

или

полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Процесс любого социологического исследования распадается на этапы:

1. разработка программы социологического исследования. Программа

социологического

исследования

научный

документ,

содержащий

методологические и процедурные основы исследования социального объекта.

Структура программы: определение проблемы; определение объекта и

предмета

исследования;

предварительный

системный

анализ

объекта

исследования; характеристика цели и задач исследования; интерпретация и

операционализация понятий; формулирование рабочих гипотез; определение

стратегического плана исследования; составление плана выборки; описание

методов сбора данных; описание схемы анализа данных.

2. сбор эмпирического материала. Цель - получение статистических

данных с помощью методов опроса или анализа документов. Если в качестве

метода выбран опрос, основная задача исследователя – чётко определить

элементы

генеральной

совокупности,

с

помощью

которых

он

сможет

получить

интересующую

его

информацию.

Также

исследователь

должен

продумать организацию опросного инструментария. Грамотно составленные

анкеты состоят из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Метод

анализа

документов

используется

тогда,

когда

имеется

материальный

носитель

информации.

Основная

задача

исследователя

определить критерии, которые имеют наиболее непосредственное отношение

к конкретному исследовательскому вопросу.

3.

обработка

и

анализ

результатов

исследования

и

разработка

рекомендаций.

Полученные

в

ходе

работы

материалы

должны

быть

обработаны

и

представлены

в

наглядной

форме.

Поэтому

проводится

статистическая обработка данных, составление таблиц, построение диаграмм

и графиков. Осуществляется работа по выявлению причинно-следственных

связей, закономерностей; формулируются выводы по работе; составляются

рекомендации и предложения.

4. отчёт о результатах исследования.

Примерные параметры оценки исследования:

Значимость

и

актуальность

выдвинутых

проблем,

адекватность

их

изучаемой тематике;

Реальность, практическая направленность и значимость работы;

выполнение все этапов программы;

Обработка данных исследования;

Анализ

полученных

данных:

необходимая

и

достаточная

глубина

проникновения

в

проблему,

привлечение

знаний

из

других

областей;

с о от в е т с т в и е

с од е р ж а н и я

ц е л я м ,

з а д ач а м

и

т е м е

п р о е к т а ;

аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; наличие

собственных взглядов на проблему и выводов.

Проверка гипотез;

Приложения;

Использование теоретических знаний;

Соблюдение структуры отчёта;

Последовательность изложения материала;

Грамотность, стиль изложения;

Своевременная сдача исследования;

Оформление.

Критерии оценки защиты исследования

Презентация;

Изложение материала: качество доклада: композиция, полнота представления

работы, подходов, результатов; его объем

Ораторское искусство;

Культура речи;

Ответы

на

рецензию: объем

и

глубина

знаний

по

теме,

эрудиция,

межпредметные связи;

Вопросы: умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность,

корректность в дискуссии; готовность к дискуссии.

Поведение: доброжелательность, контактность.

Приложение №7

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную

презентацию,

сопровождающую

выступление

докладчика,

удобнее

всего

подготовить

в

программе

MS

PowerPoint.

Презентация

как

документ

представляет

собой

последовательность

сменяющих

друг

друга

слайдов

-

то

есть

электронных

страничек,

занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).

Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране,

реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов

адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-

минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На

первом

слайде

обязательно

представляется

тема

выступления

и

сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две

различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и

ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления.

В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

объем текста на слайде – не больше 7 строк;

маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

отсутствуют

знаки

пунктуации

в

конце

строк

в

маркированных

и

нумерованных списках;

значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов

анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и

опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что

выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы,

графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным

средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.

В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

выбранные

средства

визуализации

информации

(таблицы,

схемы,

графики и т. д.) соответствуют содержанию;

использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения),

с

четким

изображением

(как

правило,

никто

из

присутствующих

не

заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в

мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2

рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2

строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в

центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со

своим

иллюстративным

материалов

(аудитории

не

предоставляется

достаточно

времени,

чтобы

воспринять

материал

на

слайдах).

Обычный

слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее

10

-

15

секунд.

За

меньшее

время

присутствующие

не

успеет

осознать

содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом

тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее

подгоняет.

Обратного

(позитивного)

эффекта

можно

достигнуть,

если

докладчик

пролистывает

множество

слайдов

со

сложными

таблицами

и

диаграммами,

говоря

при

этом

«Вот

тут

приведен

разного

рода

вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать

выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце

презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить

вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то,

зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать

время

аудитории

на

ее

рассмотрение,

а

только

затем

приступать

к

ее

обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не

меньше

40

60

секунд

(без

учета

времени

на

случайно

возникшее

обсуждение).

В

связи

с

этим

лучше

настроить

презентацию

не

на

автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации.

Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать

один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24

пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не

принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией?

Яркие

краски,

сложные

цветные

построения,

излишняя

анимация,

выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к

научному

докладу.

Также

нежелательны

звуковые

эффекты

в

ходе

демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона

и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст

и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными,

особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по

ходу

выступления

лучше

пронумеровать

слайды.

Желательно,

чтобы

на

слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная

информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной

информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты

анимации

можно

только,

когда

без

этого

не обойтись

(например,

последовательное

появление

элементов

диаграммы).

Для

акцентирования

внимания

на

какой-то

конкретной

информации

слайда

можно

воспользоваться лазерной указкой.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже

возможно),

а

не

листать

слайды

самостоятельно,

очень

полезно

предусмотреть

ссылки

на

слайды

в

тексте

доклада

("Следующий

слайд,

пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за

внимание»

или

«Конец»,

вряд

ли

приемлем

для

пре зент ации,

сопровождающей

публичное

выступление,

поскольку

завершение

показа

слайдов

еще

не

является

завершением

выступления.

Кроме

того,

такие

слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение.

Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце

презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям

тему

выступления

и

имя

докладчика

и

либо

перейти

к

вопросам,

либо

завершить выступление.

После

подготовки

презентации

полезно

проконтролировать

себя

вопросами:

удалось

ли

достичь

конечной

цели

презентации

(что

удалось

определить,

объяснить,

предложить

или

продемонстрировать

с

помощью

нее?);

к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание

аудитории?

не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный

критерий

правильный выбор темы, знание предмета и

свободное владение текстом, грамотное

использование научной терминологии,

импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение

речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры,

фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и

неязыковых (поза, манеры и пр.) средств

выразительности; фонетическая организация речи,

правильность ударения, четкая дикция, логические

ударения и пр.

4. Психологический

критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и

обратная связь), знание и учет законов восприятия

речи, использование различных приемов

привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения

дизайн-эргономических

требований к компьютерной

презентации

соблюдены требования к первому и последним

слайдам, прослеживается обоснованная

последовательность слайдов и информации на

слайдах, необходимое и достаточное количество

фото- и видеоматериалов, учет особенностей

восприятия графической (иллюстративной)

информации, корректное сочетание фона и

графики, дизайн презентации не противоречит ее

содержанию, грамотное соотнесение устного

выступления и компьютерного сопровождения,

общее впечатление от мультимедийной

презентации

Презентацию необходимо предоставить для проверки в электронном виде.

«Отлично»

-

если

презентация

выполнена

аккуратно,

примеры

проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.

«Хорошо» - работа содержит небольшие неточности.

«Удовлетворительно» - презентация выполнена неаккуратно, не полностью

освещены заданные вопросы.

«Неудовлетворительно»

-

работа

выполнена

небрежно,

не

соблюдена

структура, отсутствуют иллюстрации.

5. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ,

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баранов

П.А.,

Шевченко

С.В.

ЕГЭ

2015.

Обществознание.

Тренировочные задания. — М., 2014.

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.—

М., 2014.

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.—

М., 2014.

Важенин

А.Г.

Обществознание

для

профессий

и

специальностей

технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. —

М., 2015.

Важенин

А.Г.

Обществознание

для

профессий

и

специальностей

технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум.

— М., 2014.

Важенин

А.Г.

Обществознание

для

профессий

и

специальностей

технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные

задания. — М., 2014.

Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11

класс. Базовый уровень. — М., 2013.

Горелов

А.А.,

Горелова

Т.А.

Обществознание

для

профессий

и

специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.

Горелов

А.А.,

Горелова

Т.А.

Обществознание

для

профессий

и

специальностей

социально-экономического

профиля.

Практикум.

М.,

2014.

Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные

варианты. — М., 2015.

Лазебникова

А.Ю.,

Рутковская

Е.Л.,

Королькова

Е.С.

ЕГЭ

2015.

Обществознание. Ти-повые тестовые задания. — М., 2015.

Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10

класс. Базовый

уровень. — М., 2013.

Интернет-ресурсы

openclass (Открытый класс: сетевые образовательные

сообщества).

school-collection.edu (Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов).

festival.1september (Фестиваль педагогических идей «Открытый

урок»).

base.garant («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

istrodina (Российский исторический иллюстрированный журнал

«Родина»)



В раздел образования