Напоминание

"Пути привлечения школьников к занятиям физической культурой и спортом"


Автор: Михайлов Роман Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути привлечения школьников к занятиям физической культурой и спортом"
Раздел: среднее образование





Назад




Пути привлечения школьников

к занятиям физической культурой и спортом

(выступление на педагогическом совете)

Подготовил: учитель физкультуры

МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь

Михайлов Р.В.

С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества

значительно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением важности

показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с

влиянием

отрицательных

последствий

современной

цивилизации

-

гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. К

тому же все более повышающийся ритм жизни требует от людей хорошей

физической формы.

К

сожалению,

большая

часть

населения,

даже

имея

высокий

образовательный уровень, не умеет правильно и эффективно поддерживать

себя в хорошей физической форме, чтобы с помощью физических

упражнений

помогать

оптимальной

работоспособности

и

здоровью.

Основной

причиной

является

недостаток

соответствующих

знаний

и

заинтересованности.

Поэтому

ещё

в

школьном

возрасте

необходимо

сформировать интерес у ребенка к занятиям физическими упражнениями.

Одна из серьёзных проблем современной школы - ослабление интереса

учащихся к физической культуре и спорту. Задача педагогов изменить

подобное отношение к предмету, сформировать интерес к занятиям

физической культурой и спортом.

Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом

является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения

проблемы. Её исследованием занимались А.Ц. Пуни, Ю.В. Палайма,

В.А.Соколов и др. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном,

эмоциональными

переживаниями

физкультурно-спортивных

занятий

и

доставляемыми ими удовольствий. Не случайно, видимо, школьники в

качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение

удовольствия от самого процесса физкультурной активности.

Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся

взрослыми и на уроке они должны строго выполнять все требования

выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто

забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более.

Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она является

одним из основных средств и методов воспитания. Понятие игрового метода

в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом

игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми,

например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми.

В принципе он может быть применен на основе любых физических

упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с

особенностями этого метода.

В

игре

почти

всегда

существуют

различные

пути

выигрыша,

допускаемые правилами игры.

Играющим предоставляется простор для

творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по

ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной

мобилизацией двигательных способностей.

В

большинстве

игр

отражаются

довольно

сложные

и

ярко

эмоциональные

межчеловеческие

отношения

типа

сотрудничества,

взаимопомощи, а также соперничества, противоборства.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает

глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить двигательную

потребность

занимающихся.

Тем

самым,

он

способствует

созданию

положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства

удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение

детей к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать

положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям

физическими упражнениями так же, как игровой метод.

Соревновательный

метод

в

процессе

физического

воспитания

используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой

форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей

организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме

организации занятий.

Основная

определяющая

черта

соревновательного

метода

-

сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или

возможно

высокое

достижение.

Фактор

соперничества

в

процессе

состязаний, а также условия организации и проведения создают особый

эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие

физических

упражнений

и

может

способствовать

максимальному

проявлению функциональных возможностей организма.

В силу вышеназванных особенностей при правильной организации

соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и

дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности

занимающихся, что создает удовлетворенность у них.

Игра

и

соревнование,

в

силу

присущих

им

психологических

особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Еще

Р.Ф.Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что

однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает

в нем всякое желание заниматься.

В настоящее время установлено, что

однообразная

физическая

деятельность

приводит

к

развитию

неблагоприятных психических состояний - монотонии и психического

пресыщения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс

также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные

инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом

программы, чаще используют презентации. Эта новинка показала, что

учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая

ранее предъявлялась

в

традиционной

устной форме.

В презентации

обязательно

включаются

фотографии

известных

спортсменов

-

представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме

расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также

получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по

физкультуре.

Удовлетворенность

-

это

необходимый

компонент

отношения

школьников к урокам физической культуры. На уроках ученик должен,

прежде всего, получать удовлетворение от того, что он делает. Поэтому

педагогу, чтобы учебный процесс был более эффективным, необходимо

знать о наличии у учащихся удовлетворенности уроками, а при её

отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.

Литература:

1.

Березин, И.П., - Школа здоровья / И.П. Березин М. Физкультура и

спорт, 2018.

2.

Исаев, А. - Если хочешь быть здоров. / А. Исаева - М., Физкультура и

спорт. 2015.

3.

Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов

школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2014.

4.

Уколов А. В. Интегративная методика формирования мотивации

занятия спортом учащихся младших классов в процессе физического

воспитания в школе– Тула, 2018.



В раздел образования