Автор: Михайлов Роман Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути привлечения школьников к занятиям физической культурой и спортом"
Раздел: среднее образование
Пути привлечения школьников
к занятиям физической культурой и спортом
(выступление на педагогическом совете)
Подготовил: учитель физкультуры
МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь
Михайлов Р.В.
С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества
значительно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением важности
показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с
влиянием
отрицательных
последствий
современной
цивилизации
-
гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. К
тому же все более повышающийся ритм жизни требует от людей хорошей
физической формы.
К
сожалению,
большая
часть
населения,
даже
имея
высокий
образовательный уровень, не умеет правильно и эффективно поддерживать
себя в хорошей физической форме, чтобы с помощью физических
упражнений
помогать
оптимальной
работоспособности
и
здоровью.
Основной
причиной
является
недостаток
соответствующих
знаний
и
заинтересованности.
Поэтому
ещё
в
школьном
возрасте
необходимо
сформировать интерес у ребенка к занятиям физическими упражнениями.
Одна из серьёзных проблем современной школы - ослабление интереса
учащихся к физической культуре и спорту. Задача педагогов изменить
подобное отношение к предмету, сформировать интерес к занятиям
физической культурой и спортом.
Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом
является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения
проблемы. Её исследованием занимались А.Ц. Пуни, Ю.В. Палайма,
В.А.Соколов и др. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном,
эмоциональными
переживаниями
физкультурно-спортивных
занятий
и
доставляемыми ими удовольствий. Не случайно, видимо, школьники в
качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение
удовольствия от самого процесса физкультурной активности.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся
взрослыми и на уроке они должны строго выполнять все требования
выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто
забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более.
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она является
одним из основных средств и методов воспитания. Понятие игрового метода
в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом
игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми,
например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми.
В принципе он может быть применен на основе любых физических
упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с
особенностями этого метода.
В
игре
почти
всегда
существуют
различные
пути
выигрыша,
допускаемые правилами игры.
Играющим предоставляется простор для
творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по
ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной
мобилизацией двигательных способностей.
В
большинстве
игр
отражаются
довольно
сложные
и
ярко
эмоциональные
межчеловеческие
отношения
типа
сотрудничества,
взаимопомощи, а также соперничества, противоборства.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает
глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить двигательную
потребность
занимающихся.
Тем
самым,
он
способствует
созданию
положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства
удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение
детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать
положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям
физическими упражнениями так же, как игровой метод.
Соревновательный
метод
в
процессе
физического
воспитания
используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой
форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей
организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме
организации занятий.
Основная
определяющая
черта
соревновательного
метода
-
сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или
возможно
высокое
достижение.
Фактор
соперничества
в
процессе
состязаний, а также условия организации и проведения создают особый
эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие
физических
упражнений
и
может
способствовать
максимальному
проявлению функциональных возможностей организма.
В силу вышеназванных особенностей при правильной организации
соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и
дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности
занимающихся, что создает удовлетворенность у них.
Игра
и
соревнование,
в
силу
присущих
им
психологических
особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Еще
Р.Ф.Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что
однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает
в нем всякое желание заниматься.
В настоящее время установлено, что
однообразная
физическая
деятельность
приводит
к
развитию
неблагоприятных психических состояний - монотонии и психического
пресыщения.
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс
также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные
инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом
программы, чаще используют презентации. Эта новинка показала, что
учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая
ранее предъявлялась
в
традиционной
устной форме.
В презентации
обязательно
включаются
фотографии
известных
спортсменов
-
представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме
расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также
получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по
физкультуре.
Удовлетворенность
-
это
необходимый
компонент
отношения
школьников к урокам физической культуры. На уроках ученик должен,
прежде всего, получать удовлетворение от того, что он делает. Поэтому
педагогу, чтобы учебный процесс был более эффективным, необходимо
знать о наличии у учащихся удовлетворенности уроками, а при её
отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.
Литература:
1.
Березин, И.П., - Школа здоровья / И.П. Березин М. Физкультура и
спорт, 2018.
2.
Исаев, А. - Если хочешь быть здоров. / А. Исаева - М., Физкультура и
спорт. 2015.
3.
Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов
школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2014.
4.
Уколов А. В. Интегративная методика формирования мотивации
занятия спортом учащихся младших классов в процессе физического
воспитания в школе– Тула, 2018.