Автор: Модина Светлана Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Населённый пункт: г.Муром, Владимирская область
Наименование материала: Интерактивное занятие с элементами тренинга
Тема: « Основы профессиональной коммуникации»
Раздел: полное образование
Интерактивное
занятие
с
элементами
тренинга
для
молодых
специалистов « Основы профессиональной коммуникации». «Баддинг»
Жила- была директор одной из школ наших Муромских, и хотелось взять ей
в школу молодого специалиста, только «настоящего». Долго она искала по
белу свету, по педагогическим училищам, по знакомым директорам из
других школ , но таких не находила. Молодых специалистов было вволю, да
все они были «ненастоящие». А она искала
специалиста отвечающего
современным требованиям, стандартам: чтобы было наличие хорошей
теоретической базы, наличие практических навыков, умение работать
самостоятельно, готовность к саморазвитию, и отвественность,
Только одни не умели работать в команде, другие не видели результатов
своей деятельсти и были безинициативны. Так и вернулась она ни с чем и
очень горевала, - уж очень ей хотелось найти
«настоящего» молодого
специалиста.
Итак, уважаемые молодые специалисты , я предлагаю вам сегодня
поработать в команде, проявить свои самые лучшие качества и умение их
презентовать, чтобы наши директора убедились в том, что они взяли к себе
«настоящих» специалистов.
И вот первое испытание :
1.
Упражнение «Слон ныряет»
ЦЕЛЬ: Упражнение является разминочным, но может служить и хорошим
вызовам к теме невербальной коммуникации.
РЕСУРСЫ: Бумага и ручки
ИНСТРУКЦИЯ
Разделите группу на две равные команды.
Сейчас я командам раздам по листу бумаги и ручку. Задача каждой команды
придумать и написать на листе название животного выполняющего какое-
либо действие. Например, «слон едет на велосипеде» или «обезьяна чистит
зубы».
2 минуты на придумывание.
Записали? Хорошо. Давайте мне листочки. И прошу каждую команду
выстроиться в линию, лицом к затылку своего коллеги. Смотреть нужно
вперед и оборачиваться по одному, когда вас позовет ваш коллега по
команде.
Последним участникам в линии, ведущий показывает фразу придуманную
другой командой.
Ваша задача, передать как можно точнее и без помощи слов увиденную
фразу. Передать ее нужно человеку который стоит перед вами. Тот передаст
ее следующему и т.д. по цепочке.
Когда все закончится, попросите последних отыгравших угадать загаданную
фразу. Если не удалось, пусть команда поможет.
ДЕБРИФИНГ
•
Насколько эффективным было ваше общение?
•
Что помогало вам эффективно общаться?
•
Легко ли общаться невербально?
•
Насколько
содержательным
является
язык
невербальной
коммуникации?
Но однажды разыгралась непогода : молния так и сверкала , гром гремел , а
дождь лил как из ведра; ужас что такое !
Вдруг к центральному входу школы подбежала девушка вся мокрая и
грязная. Вахтеру стало жалко девушку и к тому же она уверяла , что она
будущий учитель и шла именно в эту школу, и она проводила нашего
молодого специалиста к директору.
«Ну , уж это мы узнаем !» - подумала директор, и попросила рассказать о
себе.
2.
Упражнение «Самопрезентация»
Цель: установление доверительных отношений между участниками встречи;
«Сейчас я прошу всех участников встречи по очереди рассказать о себе.
Важно говорить не столько о биографии, сколько о своих личных качествах.
Акцент
необходимо
делать
на
положительных
качествах.
Все члены группы и ведущий могут задавать вопросы типа: «Твое главное
достоинство?», «Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?»
Спасибо всем. Давайте обсудим: все высказались? что-то было трудно?
какое представление больше запомнилось? (все по кругу высказывают свои
впечатления об упражнении).
Директор внимательно выслушала , но решила проверить взяв на практику.
Позвала к себе завучей чтобы расписание обсудить и нагрузку по часам дать,
а заодно посмотреть как с коллективом сработается.
3. Игра «Паутина» (на сплочение группы)
«Сейчас у каждого есть возможность представиться и что-нибудь рассказать
о себе, о своей любимой вещи, о том, что лучше всего получается, чем любит
заниматься
в
свободное
время
и
т.
д.
Два-три
предложения».
Ведущий начинает и зажав конец нити, кидает клубок сидящему напротив.
«Если кто-то ничего не хочет говорить возьмите нить и перебросьте клубок
следующему.»
— Что у нас получилось? Символом чего может она быть? (тесная связь,
сплоченность,
связующая
ниточка).
— А теперь распускаем паутину: возвращаем клубок и пересказав рассказ о
себе
того
человека,
кому
возвращаем
клубок.
Обсуждение: все ли высказались? как вы себя сейчас чувствуйте? чувствуйте
иначе, не так как в начале? что было трудно? чьи рассказы заинтересовали,
вызвали
любопытство.
«Спасибо!»
А как практика закончилась, спросили, как работалось ?
- Ах, очень трудно было ! – сказал молодой специалист, но благодаря
опытным наставникам, и сплоченному коллективу в школе, я со всеми
трудностями справилась.
Тут –то все и увидали, что она была настоящим молодым специалистом !
4. Упражнение «Газета» (эмоциональная разгрузка)
«Эмоции — это валюта человеческого общения». Всех прошу встать и
закрыть глаза. Поиграем и подвигаемся — изобразим броуновское движение.
Вы — это атомы воды. Вода нагревается, атомы двигаются. Температура
растет, атомы двигаются все быстрее и быстрее, вода закипает, поднимаются
пузырьки,
температура
1000С,
вода
булькает.
Хаотичное
движение.
Выключили воду — образовались две молекулы = разделение круга на две
(равные) группы. Задание группам — поместиться на газетном листе (газета
большая).
Обсудить: расскажите о своих ощущениях.
Директор взяла ее к себе в школу !. Теперь она точно знала , что берет
настоящего молодого специалиста !
Знайте, что эта история истинная ! И каждый из вас уникален !
5. Упражнение «Я уникальный»
Цель: развитие
самосознания
через
акцентирование
уникальности
и
значимости каждого участника занятия.
(Используем
методику
направленного
воображения
для
того,
чтобы
подчеркнуть уникальность и значимость каждого.)
«Какие самые-самые приятные слова вы слышали о себе самом за всю свою
жизнь? Говорил ли кто-нибудь вам, что вы уникальный человек и
неповторимая личность? Правильно ли будет сказать кому-либо: «Ты
уникальный человек!»? Как можно доказать уникальность каждого человека?
Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого
вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой адрес. Сядьте
удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и
расслабьтесь. Слушайте меня, я буду обращаться к каждому из вас. «Ты
знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается
неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных
людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звезды
отличаются друг от друга по цвету, некоторые — по величине. Но каждый из
нас несет в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным и
неповторимым человеком. Давай разыщем твою собственную звезду.
Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове, возможно, она
скрывается в твоем сердце или где-то еще. Как только ты обнаружишь свою
чудесную звезду, тихонько подними руку (подождать, пока все дадут сигнал,
что
нашли
свою
чудесную
звезду).
Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого
она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и
довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее
лице? А может быть, ты видишь тихую маленькую улыбку? Когда ты
разглядываешь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку.
(Подождать)
Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и
важную тайну. (говорим тихо и проникновенно). Осторожно-осторожно
возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай, что
она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой
уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно
выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку.
(Подождать)
Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек.
Теперь аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души,
туда, где ты разыскал ее. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей
неповторимости. Тихо-тихо скажи-прошепчи самому себе «Я уникальный и
неповторимый
человек!».
А теперь ты можешь потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все
мышцы своего тела. Попрощайтесь со своей звездой и постепенно откройте
глаза. Посмотрите на всех окружающих вас и возвращайтесь в круг.»
Обговорить: где вы нашли свою особую звезду? есть ли у звезды имя? вам
нравится ваша звезда? что вам сказала ваша звезда? теперь вы верите в свою
уникальность и особенность? как вы себя сейчас чувствуете? хотите ли вы
время от времени слышать от других людей о том, что вы уникальный,
особенный человек? «Спасибо!»
6. Пожалуйста, выскажите свое мнение о сегодняшней встрече, что
понравилось, что не понравилось.