Автор: Дзиговская Юлия Ивановна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО "ДШИ п. Ясногорск"
Населённый пункт: пгт. Ясногорск, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: «Роль педагога в формировании творческой личности ребенка в процессе обучения музыке»
Раздел: дополнительное образование
«Роль педагога в формировании творческой личности ребенка в
процессе обучения музыке, средствами изобразительного искусства».
Смысл деятельности по развитию творческих способностей детей – это
совокупность
последовательных
действий
педагога
и
воспитанника,
направленных на воспитание творческой натуры ребенка, любящего искусство,
наполненного нравственно и духовно, через участие в различных видах
деятельности под руководством педагога.
Целью
является
воспитание
разносторонне
развитого,
высококультурного, духовно богатого человека 21 века.
Условиями успешного развития творческих способностей детей
являются:
- взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса (педагог по
специальности, ученик, преподаватель сольфеджио, хора, музыкальной
литературы, родители);
- наличие многообразных видов деятельности;
- расширение возможностей дополнительного образования, использование
материально-технической
базы
(видео
фильмы,
диски
с
записями
классической музыки и т.д.) и научно-методическое обеспечение. Итогом
деятельности является способность стать счастливым и максимально быть
приближенным к модели творческой личности.
По мнению психологов, первичные способности генетически заложены в
каждом из нас. Их можно обнаружить у каждого здорового ребенка.
Считают, что «обучение через искусство, музыку и танец чрезвычайно
важным. Обучение через искусство поднимает к свету качества человека,
залегшие в самых глубинных пластах психики, помогает человеку возмужать
и окрепнуть, побуждает его расти и учиться». Мы должны помочь ребенку
заглянуть в себя и определить набор ценностей, согласующихся с его
неповторимой человеческой сущностью. «Хорошим можно считать такое
образование, которое возвышает ученика, помогает ему стать честнее, лучше,
целостнее. Сегодня образование ни в коем случае нельзя рассматривать
только как процесс усвоения знаний, надо определить его как процесс
становления характера, как процесс личностного развития. Личностное
обучение помогает произвести лучший тип личности, помогает человеку
стать выше, сильнее, мудрее, чувствительнее, а, следовательно, стать более
эффективным во всех областях жизни».
Каждый человек – «гора полная драгоценностей», он при рождении уже
обладает множеством способностей, которые развиваются в процессе
воспитания.
Из
способностей
к
интуиции
и
фантазии
формируется
мировоззрение, развивается потребность в творчестве.
Как воспитать творческую личность в стенах школы? Есть два пути.
Один – не мешать развиваться творческим потенциалам детей, дать свободу
фантазии, настроению и азарту, удовлетворению от игры. Одержимый
желанием играть, ребенок руководствуется личностными установками и
мотивами. Потребность в игре связана с творческими возможностями
личности. И если это так, естественно, что творческие люди активнее
стремятся к занятиям музыкой, используя для этого любые ситуации.
В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо
больше, чем их ровесники 10-15 лет назад. Они успешно решают логические
задачи, учат иностранные языки, бегло читают, но значительно реже
восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще
проявляют равнодушие и черствость. Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию
и художественному воображению – это путь через занятия искусством,
сочинительством,
фантазированием.
Приобщение
детей
к
концертно-
театральной деятельности является важным звеном в воспитательной
системе.
Чем притягивает ребенка концертная деятельность? Концерт – это
праздник. Концерт является основной и конечной формой творческой
реализации детей. Выступление на сцене позволяет каждому ребенку
пережить чувство радости от достигнутого, т.е. пережить успех, признание
слушателей: учителей, родителей, друзей. А если в этой деятельности
совместно с детьми выступают педагоги – зарождается новый стиль
отношений: учитель становится доступнее детям, ребенок – более понятным
для педагога, растет взаимный интерес, симпатия.
Главный побудительный мотив, заставляющий ребенка стремиться на
сцену – это тайна погружения в новый для него мир чувств, переживаний.
Входя в художественный образ, ребенок вырабатывает свое отношение к
нему.
Играя
доброе,
он
становится
добрее,
играя
злое,
невольно
вырабатывает в себе неприязнь зла, учится умению вставать на позицию
исполняемого образа, а значит, умению понять другого человека, увидеть
мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние,
чужие беды и радости, умению сопереживать.
Раскрывая сущность педагога, как субъекта воспитания, необходимо
говорить о слагаемых педагогического мастерства. Таких элементов три.
- Первый – знание своего предмета и смежных с ним дисциплин, широкая
эрудиция в области своего и ученических «хобби», т.е. творческого занятия,
которое и порождает состояние одухотворенности, вдохновения.
- Второй
элемент педагогического мастерства – это профессионально-
педагогические
знания,
умения
и
навыки
овладения
организацией
воспитательного процесса.
И, наконец, третий элемент – личностные качества педагога: его отношение
к жизни, к людям вообще, к детям, к коллегам, к своей работе, к ценностям
культуры (критерием ее является добро!), эстетическая выразительность –
это и лицо, и прическа, и осанка, и манера поведения. Учитель должен
включать «внутренний свет», излучать тепло и тогда к детям будет
приходить Учитель, «лицо которого светится улыбкой, у которого лучистые
глаза, голос и руки излучают солнечное тепло, т.е. он весь светится».
Для того чтобы реализовать поставленную цель необходимо решить ряд
задач, среди которых доминантными являются:
формирование
общечеловеческих
и
нравственных
ценностей,
оцениваемых с позиции ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ;
развитие эстетической культуры учащегося, способности к творчеству;
формирование потребности в познании мировой культуры через
творчество
Неся детям добро, ласку, знания, видение мира, «подпитываясь»
добром у детей, настоящий учитель-творец несет это дальше. Говорят,
учитель – это не профессия, педагогика – это не наука, это – ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Ни
в
одной
другой
профессии
нет
такого
единения
жизненной
и
профессиональной позиции человека. Настоящее искусство оказывает ни чем
не заменимое влияние на человека, пробуждает лучшие чувства, подвигает к
благородным поступкам. Способности к творчеству надо развивать с самого
раннего возраста, когда душа ребенка открыта и готова идти «через
ПРЕКРАСНОЕ к ДОБРОМУ».
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка, потому что
удовлетворяет его желание действовать, выражать свое отношение к
увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям детей
младшего возраста: наглядно-действенному и наглядно-образному его
характеру.
Все виды изобразительного искусства имеют свой язык. Живопись –
язык цвета, света, язык линий и пятен. Живописные задания дают навыки
использования цвета для выражения эмоционального состояния, формируют
умения смешивать краски и расширять красочную палитру. Декоративное
рисование – язык символов, знаков, орнамента. Оно помогает освоить виды и
формы народного искусства. Лепка – язык объемов. Работа пластилином
развивает у ребенка чувство материала, владения им, его пластичной
податливости.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые
возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на
каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве,
активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания
красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека,
обогащает его духовный мир, побуждает к творчеству. Ученики ДШИ
знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного
искусства. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей
интерес
к
изобразительной
деятельности,
воспитывать
эстетическое
отношение
к
окружающей
жизни,
способствовать
накоплению
эмоциональных
впечатлений,
формировать
индивидуальные
интересы,
склонности.
Все
вышеперечисленное
способствует
формированию
творческой личности.
Для успешного развития детей можно выделить следующие условия:
-
развитие самостоятельности детей, предоставление им широких
возможностей для выражения собственных замыслов и отражения
личного опыта;
- развитие эстетического восприятия, образных представлений,
воображения;
- интеграция разных видов художественной деятельности;
- создание в школе художественно-эстетической среды, система-
тическая организация выставок детского творчества;
- вариативность в организации обстановки, в которой протекает работа
с детьми (ее новизна и разнообразие), выбор тем занятий, форм, средств,
методов работы, предоставляемых детям материалов;
- создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии,
формирование такого же отношения к детскому творчеству и
результатам со стороны родителей;
- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, индивиду-
альный личностно-ориентированный подход в обучении изобразитель-
ной деятельности и развитии творчества.
Занятия по изобразительному искусству – дело интересное и полезное. А
эффективность этой деятельности во многом зависит от творческой работы
педагога и от условий, созданных для развития творческой личности.
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999.
2.Айдарова Л.И. при каких условиях обучение может быть творческим для
педагога и ребенка. // Вопросы психологии. - 1987.
3.Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее развитие в
процессе индивидуального развития человека. Воронеж, 1996.
4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. Москва, 2004г.
5.Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. Москва, 1999г.